Влияние дидактических игр на детей раннего возраста
консультация

Левашова Татьяна Викторовна

Как игры влияют на становление личности ребенка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дошкольный возраст - самый важный в становлении личности ребёнка и его развитии. Детство обладает огромными возможностями для формирования основ будущей взрослой личности. Поэтому именно в дошкольном возрасте необходимо заложить детям основы умственного, физического, нравственного и эстетического воспитания.

На вопрос, что больше всего любят дети, каждый ответит - играть! А вот почему ребёнок играет, и почему это нужно делать, сможет объяснить не каждый. Игра - это не пустая забава, а очень важный вид деятельности для маленького человека. И чем выше ступень развития человечества, тем роль игры объёмнее, важнее.

В игре по-настоящему работают: воображение, память, мышление, речь; по- настоящему надо строить отношения с партнёрами (даже если в их роли выступают игрушки). Для ребёнка, игра наиболее доступна для познания мира вещей с его разнообразием свойств, качеств и мира людей со сложными взаимоотношениями, в котором ему предстоит жить. Для взрослого же, игра ребёнка ещё и своеобразный экран, который высвечивает всё, что усвоил малыш на очередном этапе своего развития. А развитие ребёнка во многом зависит от того, во что и как он играет.

Дидактические игры созданы для обучения через игру. Главная их особенность состоит в том, что задание предлагается детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что получают новые знания, закрепляют навыки действий с различными предметами, учатся общаться со своими сверстниками и взрослыми.

Дидактические игры для детей можно разделить на три группы: словесные игры, настольные игры и игры с предметами (игрушками, природным материалом).

Словесные игры - это игры для детей, построенные на словах и действиях играющих. В словесных играх дети углубляют свои знания и представления о предметах, открывают что-то новое. В таких играх дети должны самостоятельно находить признаки сходства и различия предметов, группировать их по различным свойствам, описывать предметы, отгадывать предметы по описанию, выделять характерные признаки и т.д. Они формируют слуховое внимание, умение повторять звукосочетания и слова. Дети учатся воспринимать произведения устного народного творчества: потешки, прибаутки, сказки, в которых даже самые маленькие чувствуют рифму, ритм. Систематически читая им эти доступные тексты, мы закладываем основу любви к художественному слову. В работе с детьми раннего возраста используются произведения современных авторов, например, «Игрушки» А. Барто. Стихи привлекают своей динамичностью, содержанием, их легко иллюстрировать игрушками. Воспитатель добивается, чтобы дети внимательно слушали, точно правильно называли предметы, учит их по громкости определять, например, кому принадлежит голос - взрослому животному или его детёнышу.

Главной отличительной особенностью детской игры является наличие воображаемой ситуации, благодаря которой расширяется жизненный мир малыша и становятся возможными самые необыкновенные превращения. В игре происходит (оживление) игрушек: куклы, мишки и зайчики начинают говорить друг с другом, ходить в гости, прятаться; знакомая комната может стать океаном, больницей или магазином; носовой платок превращается в одеяло или в плащ для куколки, а карандаш в градусник. Фантазируя, ребенок комбинирует свои знания и впечатления, (создает) новую действительность, отвечающую его интересам и потребностям.

Взрослый должен уметь на время стать ребёнком и играть увлеченно, с интересом. При правильной поддержке взрослых дети уже в первой половине второго года начинают переходить от действий, основанных на свойствах предметов и игрушек, к отражению практических смысловых связей между ними, то есть к обыгрыванию доступных пониманию ребёнка сюжетом из жизни.

По мере развития игровых умений становятся более разнообразными игровые действия и способы употребления предметов, ребенок охотно использует предметы -заместители, передает в игре поведение окружающих его людей. Нужно помочь малышу перенести жизненный опыт в игру, показать, как и во что можно играть. От взрослых малыш переймет опыт, научиться действовать, используя вместо необходимых для игры предметов игрушки - палочки, листья, шишки, жёлуди и т. д. Играя в такие игры, ребенок сравнивает предметы, устанавливает их сходство и различие. Такие игры очень важны, потому что с их помощью ребенок знакомится с признаками предметов: цветом, формой, величиной, узнает свойства предметов (мягкий - жесткий, мокрый - сухой и т. д.). В играх с предметами дети учатся устанавливать последовательность, сравнивать, классифицировать.

Дети с увлечением играют в настолько -печатные игры. Это может быть домино, парные картинки или лото. Каждая игра ставит перед ребенком различные развивающие задачи, которые он должен решить в процессе игры. Обязательным компонентом дидактической игры являются ее правила. Правила служат тому, чтобы организовать поведение ребенка и его действия. Чем меньше малыш, тем большая помощь от взрослых ему требуется в игре. Становясь старше, ребёнок нуждается в более тонком вмешательстве в игру и, овладев самостоятельной игрой, он чувствует себя по-настоящему счастливым.

Игра может носить развивающий характер, если организуется взрослыми по принципу решения игровых задач. При формулировке игровой задачи могут использоваться как прямые, так и косвенные методы педагогического руководства. Так, игровая задача может быть поставлена прямо: (Уложи куклу спать), а затем и менее конкретно: (Кукла устала) - в этом случае ребенок ищет решение сам.

Результатом развития игры к концу третьего года жизни должна стать способность ребенка самостоятельно отображать заинтересовавшие его действия взрослого, объединяя их в простейший сюжет и беря на себя соответствующую роль. Игра - наиболее естественный и продуктивный способ обучения детей; усвоение различных знаний и умений осуществляется в привлекательной и мотивированной для них деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ)

Вновь и вновь многочисленные исследования ученых всего мира, изучающих психологию, подтверждают, что психологические основы обучения закладываются с рождения и закрепляются уже к трехлетнему возрасту....

Авторская методическая разработка дидактического пособия для детей раннего возраста и детей с ОВЗ "Дидактический теремок"

Пояснительная запискаДидактическая игра «Дидактический теремок»  имеет развивающее, обучающее и воспитательное значение. Ее можно использовать практически в любых видах детской деятел...

Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры» Для детей раннего возраста (1,5 - 2 года)

Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры» Для детей раннего возраста (1,5 - 2 года)...