Родителям о развитии речи детей.
консультация на тему

Богатикова Лидия Юрьевна

Ребенок не рождается со сложившейся речью. Овладение речью — это сложный психический процесс. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, артикуляци­онный аппарат и слух малыша достигнут определенного уров­ня развития.

   Однако без речевого окружения ребенок никогда не загово­рит. Чтобы у него появилась, а в дальнейшем и правильно разви­валась речь, нужна речевая среда.

   В большинстве случаев дети имеют довольно богатое и разно­образное речевое окружение. Это общение со взрослыми и сверстниками на детских площадках, в магазинах, поликлини­ках, дошкольных учреждениях и т. п. Но для того, чтобы у ре­бенка сформировалось грамматически, лексически и фонетичес­ки правильное чувство языка, важна языковая среда дома.

   Основным фактором своевременного формирования правиль­ной речи у ребенка является грамотная и четкая речь родителей, бабушек, дедушек, других, близких ему людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelyam_o_razvitii_rechi_detey.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

Родителям о развитии речи детей.

    Ребенок не рождается со сложившейся речью. Овладение речью — это сложный психический процесс. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, артикуляционный аппарат и слух малыша достигнут определенного уровня развития.

   Однако без речевого окружения ребенок никогда не заговорит. Чтобы у него появилась, а в дальнейшем и правильно развивалась речь, нужна речевая среда.

   В большинстве случаев дети имеют довольно богатое и разнообразное речевое окружение. Это общение со взрослыми и сверстниками на детских площадках, в магазинах, поликлиниках, дошкольных учреждениях и т. п. Но для того, чтобы у ребенка сформировалось грамматически, лексически и фонетически правильное чувство языка, важна языковая среда дома.

   Основным фактором своевременного формирования правильной речи у ребенка является грамотная и четкая речь родителей, бабушек, дедушек, других, близких ему людей.

   Основная трудность для родителей — нежелание ребенка заниматься. Не усаживайте малыша за стол! Уютно расположитесь с ним на ковре или на диване.

Помните, что основная деятельность детей — игровая.

Все занятия должны строиться по правилам игры!

Можно «отправиться в путешествие» в Сказочное королевство или пойти в гости к Незнайке. Плюшевый мишка или кукла тоже могут «побеседовать» с малышом.

  Редкий ребенок будет сидеть на месте и впитывать знания. Возможно, вам придется ходить за малышом по комнате, показывать ему картинки, в то время как он будет сидеть под столом или качаться на своей любимой качалке-лошадке.

Не переживайте! Ваши старания не пройдут даром, и результат занятий обязательно проявится.

   С детьми, имеющими отклонения в речевом развитии необходимо заниматься каждый день!

   К занятиям по формированию лексико-грамматических категорий необходимо добавить игры на развитие мелкой моторики, артикуляционную гимнастику, игры на развитие фонематического восприятия, а позже — на развитие связной речи.

    Начинайте занятия с 3—5 минут в день, постепенно увеличивая время.

Длительность занятия без перерыва не должна превышать 15—20 минут.

Через 15—20 минут внимание ребенка рассеется, и он не будет способен воспринимать никакую информацию. Некоторые дети не могут сконцентрироваться и на это время, ведь каждый ребенок индивидуален. Если вы увидите, что взгляд вашего ребенка блуждает, что он уже совершенно никак не реагирует на вашу речь, как бы вы ни старались и не привлекали все знакомые вам игровые моменты, значит, занятие необходимо прекратить или прервать на некоторое время.

   Лучшее время для занятий — утром после завтрака или во второй половине дня после сна.

   Отложите занятия, если ребенок болен или плохо себя чувствует.

   Пользуйтесь наглядным материалом! Детям трудно воспринимать слова, оторванные от изображения. Например, при изучении темы «Фрукты», покажите их в натуральном виде или воспользуйтесь муляжами, картинками.

    Говорите четко, повернувшись лицом к ребенку. Пусть он видит движения ваших губ, запоминает их.

   Не употребляйте слово «неправильно»! Поддерживайте все начинания малыша, хвалите даже за незначительные успехи. Не требуйте от него правильного произношения слова сразу. Если он назвал поезд «ту-ту», подтвердите его ответ двумя вариантами слова: «Да, это поезд, ту-ту».

Если же вы строго скажете, что это не «туту», а поезд, возможно, в следующий раз малыш больше не захочет с вами общаться.

   Во время  занятий  с неговорящими детьми пользуйтесь просьбой «Покажи!». Например, при изучении темы «Одежда» попросите ребенка показать платье, пальто, брюки, шубу и т.д. На платье попросите показать рукава, карманы, пуговицы, воротник, пояс, юбку. Пассивный словарь (словарь в памяти, не используемый в речи) малыша будет расширяться и накапливаться. Когда он заговорит, эти слова появятся в его активе.

   Не забывайте поощрять ребенка!

Угостите малыша в конце занятия конфетой или фруктами («Передал мишка или кукла, которые были на занятии»). Можно придумать свою систему оценивания. Например, кружок из красной бумаги означает, что ребенок очень хорошо занимался. Розовый кружок означает посредственные успехи.     Когда ребенок набирает, например, 5 красных кружков, он получает поощрительный приз — игрушку или шоколадку.

Не используйте при оценивании деятельности ребенка слово «плохо».  Пользуйтесь выражениями «не очень внимательно», «недостаточно старался» и т. п.

    Не бойтесь начинать! Заведите тетрадь для своих заметок. Там вы сможете отмечать те упражнения и игры, которые вызвали трудности у ребенка. Эти задания рекомендуется повторить позже или во время следующего занятия.

   Не бойтесь экспериментировать!

  Не стремитесь пройти весь материал занятия, если он с трудом усваивается ребенком. Пусть вы разучите одну игру, но все ее цели будут достигнуты. Остальные упражнения оставьте на другой день. Игры можно придумывать самим, все зависит от вашей фантазии.

Желаю вам успехов!

Ваш учитель – логопед Лидия Юрьевна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет для родителей по развитию речи детей 5-6 лет "Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых"

Данный буклет содержит краткий практический материал по формированию и становлению речи в период старшего дошкольного возраста....

Мазурик М.И. Влияние речи родителей на развитие речи детей.

Мазурик М.И.Влияние речи родителей на развитие речи детей....

Консультация для родителей "Влияние речи родителей на развитие речи детей".

Консультация для родителей "Влияние речи родителей на развитие речи детей"....

Консультация для родителей по развитию речи детей 2-3 лет. "Воспитание звуковой культуры речи".

Консультация для родителей по развитию речи детей 2-3 лет."Воспитание звуковой культуры речи"....

Консультация для родителей "Влияние речи родителей на развитие речи детей".

Речь родителей влияет на развитие речи ребенка. Как? узнаете из консультации "Влияние речи родителей на развитие речи детей"....

Тренинг для родителей детей подготовительной группы по теме: "Роль родителей в развитии речи детей"

Цель тренинга:- Способствовать развитию родительской уверенности, радости и удовлетворения от общения со своими детьми.- Повысить уровень их компетентности в вопросах речевого развития.- Нацелить роди...