Родительский всеобуч "Развитие речи дошкольников в домашних условиях".
методическая разработка (старшая группа) на тему

Романченко Анна Владимировна

Уважаемые родители!

Всем нам хочется, чтобы его ребенок говорил правильно, грамотно и уверенно, ведь в дальнейшем это поможет ему быть хорошим собеседником, добиваться своих целей и быть успешным человеком.

Как все мы знаем, развитие речи формируется у ребенка с детства. Особое внимание этому придается в детском саду, но без помощи родителей справиться  нам будет очень тяжело.

Большую часть дня дети слышат речь воспитателя, а придя вечером домой - родителей. И если ваша речь звучит грамотно, то и ребенок будет стараться копировать ее. Старайтесь как можно чаще уделять внимание своему ребенку и много разговаривать с ним.

Речь ребенка  старшей и подготовительной к школе группы должна быть:

-грамотной;

-понятной;

-выразительной;

-осмысленной;

-богатой….

Это идеал. А что же получается на самом деле?

Вот проблемы современных детей:

- односложная речь, состоящая из одних простых предложений;

- бедная речь;

- недостаточный словарный запас;

- слова – «паразиты»;

- замусоривание речи: употребление нелитературных слов и выражений как результат просмотра телевизионных передач, не предназначенных для детского просмотра;

- неумение грамотно и доступно сформулировать вопрос;

- неспособность пересказать текст и построить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему;

- неумение использовать интонацию (выразительность);

- плохая дикция, которая потом скажется на письме…

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskiy_vseobuch_-_razvitie_rechi_doma.docx398.31 КБ

Предварительный просмотр:

Родительский всеобуч

«Развитие речи дошкольника в домашних условиях»

Подготовила: учитель – логопед МАДОУ «ДС №5 «Росинка»

Романченко Анна Владимировна

 

Уважаемые родители!

Всем нам хочется, чтобы его ребенок говорил правильно, грамотно и уверенно, ведь в дальнейшем это поможет ему быть хорошим собеседником, добиваться своих целей и быть успешным человеком.

Как все мы знаем, развитие речи формируется у ребенка с детства. Особое внимание этому придается в детском саду, но без помощи родителей справиться  нам будет очень тяжело.

Большую часть дня дети слышат речь воспитателя, а придя вечером домой - родителей. И если ваша речь звучит грамотно, то и ребенок будет стараться копировать ее. Старайтесь как можно чаще уделять внимание своему ребенку и много разговаривать с ним.

Речь ребенка  старшей и подготовительной к школе группы должна быть:

-грамотной;

-понятной;

-выразительной;

-осмысленной;

-богатой….

Это идеал. А что же получается на самом деле?

Вот проблемы современных детей:

- односложная речь, состоящая из одних простых предложений;

- бедная речь;

- недостаточный словарный запас;

- слова – «паразиты»;

- замусоривание речи: употребление нелитературных слов и выражений как результат просмотра телевизионных передач, не предназначенных для детского просмотра;

- неумение грамотно и доступно сформулировать вопрос;

- неспособность пересказать текст и построить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему;

- неумение использовать интонацию (выразительность);

- плохая дикция, которая потом скажется на письме…

У вас, родители, есть основания для беспокойства за речь вашего ребенка, если:

- он недостаточно хорошо понимает вашу речь и ваши просьбы;

- ребенок неактивен в речевом общении, предпочитает молчать;

- искажает слоговую структуру слов, например, вместо велосипед –выписед, лосипед;

- неправильно произносит звуки или вообще их пропускает в словах (корова – коова);

- не может связно рассказать о происходящих событиях;

- у него ограничен бытовой словарный запас (мало сведений о предметах и явлениях, непосредственно его окружающих);

- ребенок не может сгруппировать и назвать предметы по одному обобщающему признаку, одним словом, например, овощи, одежда);

- затрудняется заменить слово синонимом, подобрать антоним;

Сейчас вашему вниманию, уважаемые родители,   я представлю несколько правил, выполнение которых поможет вам, развивать речь своего ребенка в домашних условиях без особых затруднений.

1.Старайтесь больше разговаривать со своим ребенком, задавайте вопросы и старайтесь, чтобы он на них отвечал как можно более подробно.

2. Учите ребенка правильно строить предложения, делая их распространенными.

3. Если ваш ребенок говорит не правильно, не ругайте его за это, а просто повторите фразу, акцентируя внимание своего чада на правильности высказывания.

4. Если у вас ребенок «почемучка» - старайтесь отвечать на его вопросы полным ответом. Для того чтобы ребенок быстрее запомнил все вами сказанное, покажите ему картинки, прочитайте детскую энциклопедию или посмотрите вместе познавательный фильм данной направленности, а в конце услышанного, прочитанного или увиденного - задайте ему встречные вопросы.

5. Если ребенок вам очень часто задает вопросы - никогда не оставляйте их без ответа, обязательно поощряйте это стремление, ведь именно так он старается познакомиться с окружающим его миром и войти с ним в контакт.

6. Если ребенок к вам подошел с вопросами, а вы сильно устали или у вас много дел, старайтесь не подавать вида, не показывайте этого, не отправляйте его в другую комнату поиграть и не просите оставить вас. Не дайте ему заподозрить вас в том, что в данный момент он вам не интересен и у вас нет желания с ним общаться, ведь тем самым вы отталкиваете  его и он может замкнуться.

7. Заботьтесь о том, чтобы у ребёнка были новые впечатления от увиденного, о которых он мог бы рассказать не только вам, но и другим.

8. Для того  чтобы у ребенка хорошо развивалась речь – играйте с ним: попросите перебрать крупу, разобрать пуговицы по цвету, размеру, обрывайте, сминайте, скатывайте бумагу, рисуйте пальчиками, лепите и т.д. Ведь от развитости пальцев рук зависит его речь.

9. Никогда не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, не критикуйте его с глазу на глаз и тем более при посторонних, это может нанести ребенку психологическую травму и ребенок перестанет в дальнейшем вам доверять.

10. Ограничивайте время проведения ребенка за компьютером и просмотром телевизора, лучше вместе с ним заняться прочтением художественной литературы или просмотром иллюстраций, ведь все это приучит его быть усидчивым.

11. Хвалите чаще свое чадо, но не перехваливайте.

12. Больше играйте с ним в игры по развитию речи.

13. Проявляйте интерес к его жизни в саду.

14. По дороге домой из детского сада всегда интересуйтесь событиями, которые запомнились ему за данный день.

По дороге домой вы можете с пользой для ребенка поиграть в игры по развитию речи.

А сейчас мы с вами поиграем в эти игры.

Например:

1. «Отгадай предмет по его частям»

- Четыре ножки, спинка, сиденье.

- Корень ствол, ветки, листья.

- Носик, крышка, ручка, донышко.

- Корень, стебель, листья, лепестки.           

 

2. «Кто что делает?» Родитель называет  разные слова, а ребенок подбирает к ним глаголы действия.

Муха – летала, жужжала, надоедала.

Машина – ехала, остановилась, везла.

Морковь – росла, зеленела.

Макароны – варились, лежали, жарились.

Мышка - бежала, пищала.

Мальчик – прыгал, бегал, рисовал, лежал, играл.

 

3. «Кто кем был?» Взрослый называет предмет или животное, а ребёнок отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект:
Цыплёнок – яйцом,                               хлеб – мукой,
лошадь – жеребёнком,                         шкаф – доской,
корова – телёнком,                               велосипед – железом,
дуб – жёлудем,                                      рубашка – тканью,
рыба – икринкой,                                  ботинки – кожей,
яблоня – семечкой,                               дом – кирпичом,
лягушка – головастиком,                     сильный – слабым,
бабочка – гусеницей,                            взрослый – ребёнком.

 

4. «Найди лишнее слово» Родитель называет 4 слова. Например, пальто, шуба, куртка, платье. Задача ребенка найти лишнее слово, назвать его  и объяснить свой ответ: пальто, шуба и куртка – это верхняя одежда. Платье к ним не относится.

 

5. «Назови 5 слов» Взрослый называет любой согласный звук, а ребенок должен назвать 5 слов, которые начинается с этого звука.

 

6. «Кто может совершать эти действия?»

Родитель называет глагол, а ребенок называет существительное, подходящее к названному глаголу.

Идёт - человек, животное, поезд, пароход, дождь…

Бежит - ручей, время, животное, человек, дорога…

Летит - птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт…

Плывёт - рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек…

 

7. «Один – много» Взрослый называет имена существительные в единственном числе, а ребенок называет существительные во множественном числе.

Пример:

Стол – столы,             стул – стулья,

Гора – горы,               лист – листья,

Дом – дома,                носок – носки,

Глаз – глаза,               кусок – куски,

День – дни,                 прыжок – прыжки,

Сон – сны,                  гусёнок – гусята,

Лоб – лбы,                  тигрёнок – тигрята…

Итак, уважаемые родители, давайте подведем итоги: в семье для ребёнка нужно создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения с взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился правильно строить предложения, чётко произносить звуки, интересно рассказывать.

Расширяя круг представлений ребёнка об окружающих предметах и явлениях, беседуя с ним на различные бытовые темы, близкие и доступные пониманию малыша, родители будут тем самым не только расширять его кругозор, но и способствовать овладению правильной речью.

Спасибо за внимание!

G:\мои фотки - логопед\P1080182.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему "Формирование коммуникативных умений у дошкольников в домашних условиях"

Пояснительная записка. Практика показывает, что проведение родительских собраний по старой структуре не оправдывает ожидания родителей. Здесь следует помнить, что родители являются заказчиками образов...

Возрастные особенности речевого развития дошкольников. Подсказки для родителей по развитию речи детей в домашних условиях.

В данном материале родители и педагоги смогут познакомиться с возрастными особенностями речевого развития дошкольников, рекомендациями по развитию речи ребенка в семье, применить предложенные игры и у...

Консультация для родителей «Развитие речи дошкольника в домашних условиях»

Сегодня проблемы в развитии речи встречаются почти у 70% детей старших групп детского сада. Практически каждый второй ребенок нуждается в индивидуальных занятиях по коррекции речи. Ни для кого не секр...

Консультация для родителей старших дошкольников: «Развитие речи детей в домашних условиях»

Речь является необходимым звеном для взаимодействия и общения, для дальнейшего обучения ребенка в школе....

Родительское собрание «Развитие речи детей в домашних условиях».

Родительское собрание «Развитие речи детей в домашних условиях»....

Родительское собрание в группе раннего возраста. Тема "Развитие речи детей в домашних условиях."

Формирование педагогической компетентности родителей  по речевому развитию детей раннего возраста....

Консультация для родителей "Здоровьесберегающие технологии в воспитательно-образовательном процессе (роль дыхательной гимнастики в развитии речи дошкольников в домашних условиях)"

Консультация для родителей«Здоровьесберегающие технологии в воспитательно-образовательном процессе (роль дыхательной гимнастики в развитии речи дошкольников в домашних условиях)» Дыха...