«Влияние компьютерных игр и мультфильмов на духовно-нравственное развитие ребёнка дошкольника»
консультация на тему

Турдиева Ольга Николаевна

Консультация для педагогов и родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_2016.docx37.02 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ ЦРР «Жемчужинка»

«Влияние компьютерных игр и мультфильмов на духовно-нравственное развитие ребёнка дошкольника»

Консультация для педагогов

Турдиева О.Н.

30.03.2016


«Влияние компьютерных игр и мультфильмов на духовно-нравственное развитие ребёнка-дошкольника»

Компьютерные игры

Сегодня практически в любой семье, где есть ребенок, есть и компьютер (планшет, ноутбук), а на нем – коллекция «игрушек». Для многих родителей компьютерные игры – «палочка-выручалочка»: включил – и ребенок тихо сидит за ними часами, не пристает, не скачет по квартире, не пропадает на улице неизвестно где и с кем.

К сожалению, влияние компьютерных игр на детей гораздо сильнее и негативнее, чем мы можем подумать, и расплачиваться за эти часы тишины и родительского спокойствия приходится по очень высокой цене.

Компьютерные игры – это попытка человека подчинить себе реальность. Манипулируя виртуальным пространством, игрок чувствует себя не просто зрителем, а настоящим соучастником или даже творцом. В виртуальном мире, в отличие от мира реального, все происходит мгновенно. Нажимая на кнопку, сразу же получаешь определенный результат. Не надо ничего ждать, прикладывать усилия.

Игра – это упрощенная имитация реальности. Такой реальностью очень легко научиться управлять. Психологи утверждают, выигрывая, проходя очередной уровень, человек получает ощущение, что добился результата, что он умный, сообразительный. Его самооценка соответственно повышается, а это очень приятное чувство. Даже для взрослого игра может стать основным способом самореализации. Что уже говорить про ребенка.

        Яркость и динамизм виртуальных образов привлекают ребенка. Он получает возможность манипулировать новой интересной реальностью. В мире компьютерной игры он не ощущает себя беспомощным, он сам все решает, сам всего добивается и чувствует себя при этом сильным, умным и взрослым. Игра предоставляет неограниченные возможности. Большой риск попасть в зависимость от игромании имеют дети, родители которых не дают им возможность реализоваться в повседневной жизни. Если ребенок не может реализоваться в реальном мире, на помощь приходит виртуальный.

Признаки, которые являются сигналом формирования зависимости от виртуальных игр:

  1. Во время игры ребенок абсолютно перестает реагировать на просьбы, проявляет агрессию при попытке отвлечь его.
  2. Он постоянно говорит о компьютерных играх, с нетерпением ждет возвращения к монитору.
  3. Если запретить игры за компьютером или ограничить их время, у ребенка портиться настроение, возникает подавленное состояние.
  4. Оторванный от игры ребенок не может найти себе развлечения в реальном мире.
  5. Возникает острая потребность в иге.

Какие опасности скрываются за невинной игрой?

      Дети, которые с раннего возраста увлекаются виртуальными играми, часто имеют значительные проблемы в сфере общения. Результаты исследований показывают, что они просто не заинтересованы в установлении контактов с окружающими. Они плохо понимают чувства и эмоции других людей, не учитывают их потребности, а значит, неспособны наладить продуктивное общение.

       Дошкольники, которые много времени проводили за компьютерными играми, воспринимают визуальные образы, но плохо реагируют на звуковые сигналы. Это становится причиной плохой обучаемости в школе. Они не способы адекватно реагировать на звуковые инструкции, что значительно понижает их успеваемость.

Психические расстройства, которые вызывает у детей чрезмерное увлечение компьютерными играми:

  • Демонстративность поведения;
  • Агрессивность;
  • Недостаточное развитие речи;
  • Чрезмерная возбудимость;
  • Расстройство сна;
  • Нарушение контакта с окружающими;
  • Тревожность;
  • Дезадаптация;
  • Нарушения эмоциональной сферы;
  • Проблемы с социализацией;
  • Нарушения концентрации внимания.

       Некоторые специалисты утверждают, что грамотное использование компьютерных игр может оказывать на развитие ребенка позитивное влияние. Если правильно подобрать игру и четко ограничить время пребывания ребенка за компьютером (для дошкольника оно не должно превышать 10 минут), то результатом игры станет выработка умения быстро принимать решения, развитие логического мышления, внимания, координации, умения планировать свои действия.

       Полностью ограничить ребенка дошкольного возраста от взаимодействия с компьютером в наше время достаточно сложно, и специалисты рекомендуют не прибегать к крайностям. Чтобы исключить вероятность возникновения зависимости от виртуальных игр, достаточно наполнить жизнь ребенка интересными яркими событиями. Если родители уделяют своему малышу достаточное количество позитивного внимания и предлагают захватывающие альтернативные виды деятельности, у него вырабатывается стойкий иммунитет к киберзависимости.

Мультфильмы

Дошкольный возраст вносит большой вклад в психическое развитие ребенка. За эти годы ребенок приобретает многое из того, что остается с ним надолго, определяя его личность и последующее интеллектуальное развитие.

Не все мультфильмы являются поучительными, несущими в себе глубокий смысл и пример для подражания.

В отличие от мультфильмов советского времени (пластилиновых, рисованных и кукольных), в наше время на первое место выступает компьютерная графика (спецэффекты). Это касается мультфильмов как отечественного, так и зарубежного производства, которые не так уж и безвредны, как кажется на первый взгляд.  Ранее  мультфильмы несли в себе глубокий духовный смысл. Они помогали ребенку отличать хорошие поступки от плохих, формировали представление об окружающем мире и месте человека в этом мире.

В мультфильмах неправильное поведение героев никем не наказывается (например: «Том и Джерри»; «Ну, погоди!») и, соответственно, ребенок копирует такое поведение. В итоге закрепляется представление о допустимости подобных форм поведения и ребенок не отличает хороший поступок от плохого, делая похожее в реальной жизни (бьют домашних животных, бросают предметы в другого человека и т.д.).

Конечно, мы не имеем права утверждать, что все зарубежные мультфильмы пропагандируют зло, жестокость, насилие, обман и т.д., также как не можем утверждать, что в отечественной мультипликации присутствует только добро и уважение друг к другу, то нем не менее, факт остается фактом. Очень часто дети смотрят некачественную продукцию о вампирах, монстрах, приведениях, роботах, где присутствует конфликтное взаимодействие, жестокость, насилие, убийство, одним словом элементы  агрессивного взаимодействия. Следовательно, дети перенимают неуместные способы поведения и грубое выражение чувств посредством подражания.

И тут снова хочется вспомнить о советских мультфильмах, их герои были добрые - это «радуга положительных эмоций» для детей. Благодаря им, дети естественным путем понимали, что такое хорошо, что такое плохо, как надо себя вести, естественным путем воспитывались такие качества как добросердечность, порядочность, любовь к родным и близким. Добро всегда побеждает зло.

Герои мультфильмов должны быть привлекательны, положительны. Ведь от того какой фильм смотрит ваш ребенок и будет зависеть формирование у него тех или иных нравственных качеств. Не стоит забывать, что ребенок по - другому воспринимает мультфильм, нежели взрослый.

Влияние мультфильма огромно. Ребенок как будто сам погружается в этот мир, проживает все события. Согласитесь, что не может мультфильм про монстров, злых волшебников, с непонятными героями, формами лица способствовать формированию у вашего ребенка положительных качеств и восприятия целостной картины мира.

         Нельзя давать ребенку смотреть все подряд. Среди современных мультфильмов есть много действительно ярких, интересных, способствующих развитию ребенка, его познавательной активности («Даша-путешественница», «Фиксики»), взаимопомощи, ценность дружбы («Пчелка Майя», «Барбоскины», «Щенячий патруль», «Диего спешит на помощь»).

          И все-таки стоит не забывать, что ни один мультфильм, даже самый поучительный, не может заменить ребенку общение со взрослыми. Детям нужны улыбки родителей, их внимание, эмоции, взгляды и прикосновения.

          На ребенка нужно находить время. Пусть его будет не так и много, но оно должно быть, что бы ни случилось!

Источники: