Консультация для родителей «Эстетическое воспитание»
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Грачева Людмила Ивановна

Эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Эстетическое воспитание»

Эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения. При аттестации детских садов это направление выделяется как приоритетное наряду с интеллектуальным и физическим развитием детей. Эстетическое воспитание – это организация жизни и деятельности детей, способствующая развитию эстетических чувств ребёнка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окружает. Для эстетического развития личности ребёнка огромное значение имеют разнообразные художественные деятельности – изобразительная, речевая, художественно – речевая, игровая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирования у детей эстетических интересов, потребностей, а так же эстетического вкуса и способностей.

Большое значение для художественного воспитания имеет красота окружающей ребёнка обстановки, т. е. быт. Понятие эстетическое воспитание обширно. Само слово «эстетика» произошло от «эстезис», что «чувственный», «чувствование», «понимание». И поэтому, когда мы говорим об эстетическом чувстве, то подразумеваем - прежде всего, чувство красивого. Сюда входит понимание красоты поведения, красоты человеческих взаимоотношений, стремление найти прекрасное в окружающем нас мире.

На воспитание у детей правильного эстетического отношения к действительности большое влияние оказывает быт, общение домашних, формируя свой вкус. Хороший вкус соответствует истинным представлениям человека о красоте и предполагает отлично развитое чувство меры. Это вкус, вызывающий стремление к подлинно прекрасному.

Родители должны позаботиться, чтоб детский уголок был обставлен удобной, лёгкой мебелью. Мебель можно изготовить и самостоятельно. Небольшие шкафчики, раздвижная полка для игрушек и книжек. Столик и стульчик; они приучают малыша к порядку, аккуратности, воспитывают эстетику труда. Порядок освобождает мысль. Как приятно самому после игры разложить игрушки по своим местам.

Не секрет, что дети любят всё красивое. Зная это, мы, взрослые, должны всегда быть красивыми. Но праздники, возразят мне некоторые, не каждый день бывают. Да, не каждый день, но каждый свой день мы должны, начинать с того, что приводим в порядок себя: причёска, одежда – это тоже, как было сказано выше, компоненты эстетического быта. Требуйте от ребёнка красоты, приучайте его тоже следить за своим внешним видом. Вот вы завязали бант своей дочери, подведите её к зеркалу, обратите её внимание на то, как сразу преобразовалась девочка. Ведь девочки должны стремиться быть красивыми. Это естественно. Понятие «эстетическое» тесно связано с понятием «нравственное». Ребёнок ещё не до конца понимает, что такое красота. Он называет этим словом всё, что любит, что приносит ему радость. Не случайно, людей, которые нравятся нам, поступки, которые нас восхищают, мы называем прекрасными, красивыми.
Это мы говорили об эстетике быта, а теперь перейдём к эстетике общения. Особенно чутко воспринимают дети отношения между членами семьи.

Если дома постоянные ссоры, нет взаимопонимания между родителями, нарушен весь семейный уклад, внушать ребёнку эстетические принципы бесполезно, ибо на деле он наблюдает совсем иное.

Эстетическое воспитание, как и умственное, физическое, нравственное должно проходить гармонично, разносторонне, целеустремлённо. И не последняя, а одна из главных ролей отводится семье. Вот, что должно быть наглядным примером в воспитании ребёнка.

А.П. Чехов говорил: «В человеке должно быть всё прекрасно: и душа, и тело, и мечты». Для того, чтобы человек мог создавать красоту в себе и вокруг себя, он должен в первую очередь научиться слышать, видеть, понимать, а главное чувствовать красоту. В переводе на греческий чувствовать и чувственность будет слово эстетика. Отсюда и понятие эстетическое воспитание, как воспитание чувственности.

В педагогике эстетическое воспитание – это целенаправленный процесс формирования у детей способности видеть, слышать, чувствовать красоту окружающего мира, искусства и создавать её. Эстетическое воспитание – это важная сторона полноценного развития ребёнка. т.к. оно способствует развитию эмоционально – чувственной сферы, формированию сенсорной культуры ребёнка (дети слушают звуки леса, пение птиц, шорох листвы; рассматривают красоту и окраску деревьев; вдыхают ароматы цветов, лугов, полей), формированию эстетических представлений о поступках, манерах поведения. Эстетическое воспитание усиливает умственное воспитание (развивается воображение, слуховая и зрительная память, расширяются знания о народно – прикладном искусстве, музыке); физическое воспитание (музыка, художественное слово, красочная атрибутика способствуют формированию темпа, ритма движений, пластики , положительного отношения к физической культуре); нравственное воспитание, т.к. в красоте природы, искусстве – заложена самая огромная воспитательная сила, которая заставляет ребёнка соблюдать правила бережного отношения к природе, к окружающей обстановке.

Эстетическое воспитание осуществляется в процессе решения следующих задач:

1. Развитие у детей эстетического восприятия – это значит научить ребёнка видеть красоту в обыденном (красивые шторы, салфетки, игрушки, мебель); в искусстве (в иллюстрациях детских книг, песнях, потешках); красоту в человеческих поступках, отношениях и эмоционально на это откликаться.

2. Формирование элементарного эстетического сознания, т.е. то, что дети должны знать: сенсорные эталоны (цвета, формы, величины, характеристики звука и т.д.); эмоциональные эталоны (грусть, радость, удивление, испуг); виды и жанры искусства (театр, музыка, поэзия, фольклор, танцы, песни, живопись, скульптура, архитектура, графика, имена художников, поэтов, композиторов и их творчество, народно – прикладное искусство).

3. Освоение детьми разных видов художественно – эстетической деятельности : художественно – речевая деятельность (заучивание стихов); музыкально – пластическая деятельность (на занятиях дети поют, танцуют); изобразительная деятельность (на занятиях дети лепят, рисуют, клеят); театрализованная деятельность (разнообразные виды детского театра – театр БИБАБО, плоскостной, теневой, пальчиковый, спектакли с участием детей и т.д.)

4. Развитие у каждого ребёнка художественно – эстетических способностей: общих художественно – эстетических способностей (знание всех эталонов по сенсорике, умение наблюдать, анализировать); эмоциональной отзывчивости; творческого воображения; специальных художественно – эстетических способностей (в изобразительной деятельности – чувство цвета, композиции, глазомер, зрительная память, умелость рук; в художественно – речевой деятельности – интонационная выразительность речи, сила голоса, поэтический слух и т.д.)

Для решения данных задач необходимо создавать специальные условия:

1. Создание эстетической предметно – развивающей среды: эстетика быта (чистота в группе; гармоничное сочетание цвета штор, обоев, покрывал в спальне; эстетическая продуманность мебели, оборудования);

2. Насыщение групп предметами искусства: картины, панно, вазы, предметы народно – прикладного творчества;

3. Наличие в группе книжного, изобразительного, театрального, музыкального уголков;

4. Необходимо следить за внешним обликом окружающих людей: воспитатель, помощник воспитателя и другие работники дошкольного учреждения (красивые, опрятные, хорошие манеры поведения и общения);

5. Необходимо, чтобы в группах были уголки природы, на улице – огород, клумбы, зелёные насаждения;

6. Необходимо проводить праздники и развлечения для детей и родителей с музыкой, стихами, сценками, танцами;

7. Необходимо обеспечивать художественно – эстетическую деятельность детей: изобразительную (рассматривание картин, рисование, лепка, аппликация); музыкально – пластическую (музыка, танцы); художественно – речевую (стихи, рассказы); театрализованную.

Работа по эстетическому воспитанию должна осуществляться в течение всего дня начиная с прихода детей в детский сад. Каждый момент детской жизни должен быть пронизан эстетикой, поэтому важно создать эстетическую среду, чтоб детей окружала красота.

Уважаемые родители и педагоги!

Давайте воспитывать в наших детях чувство прекрасного, эстетического восприятия, ведь это так необходимо в наше время.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Эстетическое воспитание дошкольников средствами природы"

Консультация для родителей по эстетическому воспитанию дошкольников посредствам природы....

Консультация для родителей «Эстетическое воспитание детей в семье»

По опыту, могу сказать, что родители не придают особого значения эстетическому воспитанию детей. Более важным они считают физическое развитие, обучение чтению и письму. Даже в школе, изобразительная д...

Консультация для родителей " Эстетическое воспитание "

Консультация для родителей«Эстетическое воспитание дошкольника»  Эстетическое воспитание – это важнейшая часть всестороннего развития личности. Это в первую очередь необходимость художествен...

Консультация для родителей "Эстетическое воспитание ребёнка"

Советы родителям, как в домашних условиях можно развивать интерес детей к слушанию музыки, театрализованной деятельности, пению....

Консультация для родителей «Эстетическое воспитание»

Эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения. При аттестации детских садов это направление выделяется как приорит...

«Урайского специализированного Дома ребенка» Автор: Степанова Елена Николаевна, воспитатель гр.№6 «Ежата» Консультация для родителей: Эстетическое воспитание детей в дошкольном учреждении.

laquo;Урайского специализированного Дома ребенка» Автор: Степанова Елена Николаевна, воспитатель гр.№6 «Ежата» Консультация для родителей: Эстетическое воспитание детей в ...