Формирование цветовосприятия и цветоразличения у детей с общим недоразвитием речи
консультация на тему

Иванова Светлана Витальевна

Цвет- загадочное явление.

Цветовосприятие - это отражение такого свойста предметов и явлений, как цвет, с помощью зрительного анализа.

Цветоразличение - это способность различать, дифференцировать цвета, оттенки спектра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_roditeley_po_tsvetovospriyatiyu.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

                             Консультация для родителей

«Формирование цветовосприятия и цветоразличения 

у детей с общим недоразвитием речи»

«Ребенок мыслит формами, красками,

звуками, ощущения вообще».

К.Д. Ушинский

        С первых дней жизни к ребенку поступает колоссальная информация, и при речевом и умственном развитии дети очень рано начинают обращать внимание на окраску предметов. Но мир цвета открывается ребенку не сразу, а в определенной последовательности. Сначала ребенок воспринимает только теплые цвета - красный, оранжевый, желтый; с развитием психических реакций к ним добавляются зеленый, голубой, синий, фиолетовый, и постепенно ребенку становится доступно все многообразие цветовых тонов спектра.

        В три года дети знают названия двух-трех основных цветов, а узнают и соотносят четыре-пять цветов. Дети с общим недоразвитием речи, как отмечают авторы книги «Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников» Жукова  Н. С,   Мастюкова  Е. М.,   Филичева   Т. Б., «испытывают некоторые трудности в определении цвета предметов». Этот вывод подтверждается наблюдениями логопедов-практиков, работающих с детьми, страдающими общим недоразвитием речи. Такие дети гораздо позже начинают обращать внимание на окраску предметов и соотносить цвета, с трудом запоминают их названия, плохо их дифференцируют; они обнаруживают тенденцию к замене названий промежуточных цветов спектра основными (вместо оранжевого — красный, желтый, вместо фиолетового — голубой, синий и т. п.), причем перенос этот не является стойким.

Малонасыщенные цвета эти дети часто называют «белыми»: недостаточное восприятие слабонасыщенных цветов влияет и на их называние. Если дети с нормально развитой речью в шестилетнем возрасте свободно используют слова-определения «зеленоватый», «светло-желтый», «голубой» и т. п., то дети с общим недоразвитием речи такими определениями не владеют. Дошкольники, поступающие в группы для детей с общим недоразвитием речи, часто не знают даже названий основных цветов, не узнают и не соотносят их.

Все это говорит о том, что с детьми, страдающими общим недоразвитием речи, необходимо проводить специальную работу по развитию цветовосприятия и цветоразличения.

        Ребенок нуждается в многообразии информации, но ее нужно вводить постепенно и гармонично, она должна соответствовать возрасту малыша и его индивидуальности. При работе над цветовосприятием и цветоразличением необходимо исключить хаотичные цветовые и световые эффекты, так как психика ребенка может не выдержать подобной информации, следствием чего могут стать неврозы.

        Знакомство с цветом помогает детям полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдательность, мышление, обогащает речь. Привлечение внимания ребенка к окружающей действительности открывает ему источник ярких образов, помогает устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями, расширяет активный словарь.

        Таким образом, путь знакомства детей с цветом - это путь непосредственного восприятия окружающего мира, в единстве со словом, его обозначающим.

        При работе над цветовосприятием и цветоразличием надо учитывать, что в дошкольном возрасте дети, как правило, связывают цвет с образом предмета: зеленый - трава, елочка; желтый - солнышко, цыпленок; синий - море и. т. д. Поэтому, при работе по развитию цветовосприятия, главное - использование естественных форм.

        Восприятие цвета отличается от восприятия формы и размера, прежде всего тем, что оно может осуществляться только при помощи зрительной ориентировки. Иными словами - цвет обязательно нужно увидеть. Вначале, при определении цвета, большую роль играет примеривание, сопоставление путем приложения. Когда два цвета вплотную прилегают друг к другу, ребенок может увидеть их одинаковость или различие. При этом он может еще не владеть восприятием цвета, но видеть, что цвета одинаковые или разные.

        Когда ребенок научится определять сходство и различие цветов при их непосредственном контакте, то есть путем приложения или наложения, можно переходить к выбору по образцу - к настоящему восприятию цвета, а затем и называнию цветов.

        Знания по закреплению у детей умения дифференцировать цвета, знания названий цветов и правильного употребления их в речи способствуют развитию речи,  зрительного и слухового внимания.

        Для формирования цветовосприятия и цветоразличения у детей можно использовать следующие игры:

Игра «Цветные чашечки и блюдца»

Реквизит. Для игры потребуется детская посуда либо аппликации кружек и тарелочек (можно вырезать из цветного картона).

Даем ребенку кружку, обозначая при этом цвет, и просим подобрать такую же тарелочку. Либо даем тарелочку и просим подобрать кружечку к ней.

Например: «Маша, найди, пожалуйста, для вот этой красной кружки такую же красную тарелочку».

Можно немного изменить инструкцию: «Маше, подбери к этой желтой кружке красную тарелочку».

Игра «Цветные домики»

Реквизит. Кубики цветные.

Строим из кубиков несколько домиков разных цветов.

Игра «Веселые бусины»

Реквизит. Вырезанные из цветной бумаги круги разного цвета. Нарисованная картинка готовых бус.

Предоставляем ребенку шаблон готовых бус и просим собрать кружочки в такой же последовательности.

Можно сделать свою аппликацию. Ребенок может сразу приклеить все бусины.

Игра «Цветной паровозик»

Реквизит. Конструктор и маленькие фигурки зверей.

Строим из конструктора паровоз. Каждый вагон определенного цвета.

Взрослый предлагает ребенку посадить лошадку в синий вагон, а уточку в красный.

Знания по закреплению у детей умения дифференцировать цвета, знания названий цветов и правильного употребления их в речи способствуют развитию зрительного и слухового внимания.

Дети, внимание которых было привлечено к цвету, живо воспринимают такие сравнения, как «красногрудые снегири», «серый волк», «сорока-белобока», «золотые одуванчики», им становятся понятнее глаголы «пожелтеть», «позеленеть» и т. п. Более того, они пытаются использовать подобные слова и в своей речи. Таким образом, развивается и обогащается речь детей, что и является одной из важнейших задач, стоящих перед педагогами и родителям.

Подготовила учитель-логопед: Иванова С.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование звукослоговой структуры слов у детей с общим недоразвитием речи на основе развития чувства ритма.

Искажение звукослоговой структуры слова является одним из симптомов расстройства речи в целом. Особое внимание нужно уделять нарушениям струк­туры отдельного слога, особенно со стечением согласн...

"Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей с общим недоразвитием речи в старшем дошкольном возрасте"

В современном обществе все больше внимания уделяется обучению, воспитанию и развитию подрастающего поколения. Особая роль в образован...

План по самообразованию Тема: «Формирование словаря и связного высказывания детей с общим недоразвитием речи на материале сказок»

Цель: Повышение своего профессионального уровня по данной теме, внедрение полученных знаний в практике с детьми и по обмену опытом с воспитателями.  Задачи: ·...

Доклад на тему: Формирование неречевых средств общения у детей с общим недоразвитием речи

         Развитие ребёнка тесным образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции с одной стороны, являются «индикатором» состоян...

Формирование логопедической компетентности у родителей детей с общим недоразвитием речи в условиях специализированного дошкольного учреждения

В статье раскрывается апробированная  система  работы с родителями  медико-психолого-педагогического и логопедического сопровождения детей  с Общим недоразвитием речи, осуществляем...

Формирование навыка падежного управления у детей с общим недоразвитием речи

Яркое разнообразие аномальной речи проявляется при усвоении ребенком предложных конструкций. При патологии речевого развития этот процесс имеет специфические особенности.В русском языке значения, выра...