Семинар-практикум для родителей в средней группе «Пока не поздно… Поощрение и наказание».
консультация (средняя группа) по теме

Разумова Юлия Николаевна

Семинар-практикум предназначен для родителей детей любого возраста, кому интересная данная тема. Лучше проводить совместно с воспитателем группы, т.к он лучше знает детей, особенности их поведения в группе.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для родителей  в средней группе «Пока не поздно… Поощрение и наказание».

Подготовили

Педагог-психолог Разумова Ю.Н.

Воспитатель средней группы

Абрамова Т.В.

Цель: повышение психологической компетентности родителей по вопросу поощрения и наказания детей.

Задачи:

1.Информировать родителей о причинах непослушания, видах наказания и т.п.

2. Создать условия для непринужденного общения родителей

3. Настроить родителей на доброжелательное  общение со своими детьми

Материалы: музыка, ручки, бумага, маски.

Ход мероприятия:

Воспитатель:

1. Родители приходят в группу (звучит музыка).

Здравствуйте, дорогие родители! Мы рады Вас приветствовать в стенах нашего сада. Сегодня мы с вами обсудим интересную тему, с которой рано или поздно сталкивается каждый родитель, тема «Поощрение и наказания детей» Для начала поиграем, ведь все мы родом из детства…

Среди родителей распределяются  роли для сценки О. Гребневой  «Родительское собрание на лесной поляне (см.Приложение)

  • Инсценировка сценки. Обсуждение.

Педагог-психолог

Притча «Разумное воспитание.

Однажды к мудрецу пришла молодая крестьянка и спросила:

- Учитель, как следует мне воспитывать сына: в ласке или в строгости? Что важнее?

- Посмотри, женщина, на виноградную лозу, - сказал Учитель. – Если ты не будешь ее обрезать, не станешь, из жалости, отрывать лишние побеги и листья, лоза одичает, а ты, потеряв  контроль над ее ростом, не дождешься хороших и сладких ягод. Но если ты укроешь лозу от ласки солнечных лучей и не станешь заботливо поливать ее корни каждый день, она совсем зачахнет. И лишь при разумном сочетании и того, и другого тебе удастся вкусить желанных плодов».

Вывод: В распоряжении родителей множество средств воспитания. Среди них такие, как воздействие воспитывающим словом, убеждение, анализ поступка, создание воспитывающей ситуации, одобрение, осуждение, создание ситуаций успеха в жизни ребёнка, ситуаций эмоционального  переживания, стимулирование и мотивация деятельности ребёнка.

2. Индивидуальная работа родителей

а) Анкетирование.

б) Сейчас я  попрошу вас поделить лист бумаги на 2 части и написать в одной из них слова, которыми вы поощряете, хвалите своих детей, а в  другой – которыми ругаете. Я прошу выполнить эту работу за 3 минуты.

Уважаемые родители, а теперь посмотрите, в какой графе слов оказалось больше, и сделайте для себя выводы.

Ю.Б. Гиппенрейтер, в своей книге «Общаться с ребенком как» советует родителям составит для себя систему запретов, разделив все можно и нельзя на цветовые зоны.

Воспитатель:

3. Упражнение «Ромашка».

Уважаемые родители, предлагаем вам погадать на ромашке. Отрывайте по одному лепестку и по данному высказыванию выскажите свою точку зрения, а где-то надо вставить пропущенное слово, либо ответить на вопрос.

Педагог-психолог, где считает нужным дает комментарии

Пример высказываний и вопросов, написанный на лепестках:

1. Что такое дисциплина?

Комментарии: Дисциплина-это система определенных запретов, необходимых ребенку для ощущения защищенности. За «нельзя» скрывается забота о детях. И дети это чувствуют, их жизнь становится понятной и предсказуемой. Пример: мама с малышом выходит из подъезда и забывает закрыть дверь. Малыш, делает несколько шагов, беспокойно оглядывается и возвращается к двери, закрывая ее. Порядок был восстановлен.

На самом деле, дети восстают не против самих правил, а против способа их внедрения. Наказание должно быть строго объективным , то есть справедливым.

2.Когда слово не бьет, то и палка не поможет. (Сократ)

Комментарии: Слово – тончайший инструмент человеческого общения. Слово – огромная сила. Ласковые слова исцеляют человека. Слова, произнесённые с любовью, залечивают душевные раны. Но слова обиды, отчаяния открывают прямую дорогу к болезни. Все отрицательные эмоции, связанные со словом, приводят  нас в состояние упадка сил, апатии. Воспитание  - это форма общения между детьми и взрослыми, средством же общения является слово, то осуждающее – суровое и холодное, то поощрительное – ласковое, подбадривающее, то ироническое, насмешливое. Слова живут не только в тот момент, когда они звучат, но и  много лет спустя: ваша манера общения с детьми, тон отношений между членами семьи имеют большое значение для создания определённого стиля жизни, который быстро закрепляется в вашем доме и передаётся из поколения в поколение.

Педагог-психолог:

3.Отсутствие поспешности в применение наказания.

Комментарии:  Сначала надо выяснить причину проступка ребенка. Если есть сомнение: наказывать или не наказывать – не наказывайте. Никакой “профилактики”, никаких наказаний на всякий случай. Наказания, назначаемые в припадке гнева, не достигают цели (Иммануил Кант)

4.Применять наказание лишь после того, когда …….. все другие методы и средства не дали никаких результатов или когда обстоятельства требуют изменить поведение человека, заставить его действовать в соответствии с общественными интересами.

4.Наказание должно быть строго индивидуализировано.

Комментарии:  Для одного ребенка достаточно только взгляда, для другого – категорического требования, а третьему просто необходим запрет.

5.Салат из наказаний – блюдо не для детской души. Наказание – не за счет любви! Что бы ни случилось, не лишайте  ребенка заслуженной похвалы.

Комментарии: За один проступок – одно наказание. Если проступков совершено сразу много, наказание может быть суровым, но только одно, за все проступки сразу.

6.При дефиците любви становится наказанием сама жизнь, и тогда наказание ищется как последний шанс на любовь.

Комментарии: Одобрение, поощрение – мажорный, светлый метод: он  рождает стремление стать лучше. Поэтому это всегда – профилактика против  проступков. Одобрение воспитывает чувство собственного достоинства, ответственность, дарит радость и ребёнку, и родителям, содействует созданию хорошей, приятной атмосферы в семье. Необходимо, чтобы одобрение было заслуженным. Иногда ребёнок не понимает, что результаты труда не соответствуют трудовым усилиям, например, недостаточно подготовленному к школе ребёнку порой приходится часами сидеть над уроками, чтобы получить «4». При одинаковых стараниях и разных отметках  в одной семье радость, в другой – огорчения, упрёки, выговоры ребёнку. Его бы похвалить за усердие: «Будешь дальше стараться – обязательно станешь успевать». Нет, очевидно, смысла хвалить за то, что является простым выполнением  каких-то обязательных правил, требований в жизни семьи и детей.

7.Что чувствует ребенок во время и после наказания?

Комментарии: Ребёнок должен чувствовать себя защищённым. Цель наказания – не столько кара за проступок, не страх, который предупреждает повторение его, а осознание вины ребёнком. Но для этого надо, чтобы он  понимал справедливость наказания.

8.Существуют слова, которые поддерживают ребенка, помогают ему развиваться (какие слова…..)

Комментарии: «ты прав», «мы согласны с твоим мнением» - зная тебя, я был уверен, что ты все сделаешь хорошо;

- у тебя есть некоторые соображения по этому поводу, готов ли ты начать…;

- это серьезный вызов, но я уверена, что ты готов к нему.

9.Существуют слова, которые разрушают веру ребенка  в себя (какие слова)

Комментарии: Но нужно заметить, что словесные оскорбления – обидные замечания, грубые слова, постоянные придирки, насмешки – могут оказаться не менее унизительными и способны причинить не меньший вред, чем рукоприкладство.

10.Ребенок нуждается в вашей любви больше всего именно тогда, когда он меньше всего ее заслуживает.

Комментарии: Обычно в число трудных попадают дети не худшие, а особо чувствительные и ранимые. Они нарушают правила под влиянием жизненных нагрузок и трудностей, реагируя на них гораздо раньше и сильнее, чем дети более устойчивые. Причины стойкого непослушания надо искать в глубине его психики.

4. Работа в группах. Родители делятся на 4 группы по основным 4 видам наказания и прописывают отрицательные и положительные  последствия каждого. Делают выводы.

Вывод: необходима в каждой семье «зона радости». Лишение приятного – наиболее приемлемый способ регулировать поведение ребенка. Ведь наказывая ребенка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое.

5. Теоретический блок: Родителям раскрываются основные причины непослушания.

6. Домашнее задание родителям.

Сегодня, придя домой, обнимите и скажите своему ребенку три простых слова «Я тебя люблю!». Произнесите эти слова искренне, и загляните в глаза своему ребенку….. Порой этот жест и эти слова решат многие ваши проблемы….

Воспитатель

7. А сейчас Вам я прочитаю замечательное стихотворение Эдуарда Асадова «Берегите своих детей».

Берегите своих детей...

Берегите своих детей,
Их за шалости не ругайте.
Зло своих неудачных дней
Никогда на них не срывайте.

Не сердитесь на них всерьез,
Даже если они провинились.
Ничего нет дороже слез,
Что с ресничек родных скатились.

Если валит усталость с ног,
Совладать с нею нет уже мочи,
Ну а к Вам подойдет сынок,
Или ручки протянет дочка -

Обнимите покрепче их,
Детской ласкою дорожите.
Это счастье – короткий миг.
Быть счастливыми поспешите.

Ведь растают, как снег весной,
Промелькнут дни златые эти.
И покинут очаг родной
Повзрослевшие Ваши дети.

Перелистывая альбом
С фото разных мгновений детства,
С грустью вспомните о былом,
О тех днях, когда были вместе.

Как же будете Вы хотеть
В это время опять вернуться,
Чтоб им маленьким песню спеть,
Щечки нежной губами коснуться.

И пока в доме детский смех,
От игрушек некуда деться,
Вы на свете счастливее всех.
Берегите, пожалуйста, детство

Рефлексия. Упражнение «чаша»

Педагог-психолог предлагает всем родителям встать в круг. «Сегодня вы получили бесценный опыт общения друг с другом, положительные эмоции от совместной работы. Я прошу вас показать каждого, подняв руки вверх, с какой размером чашей положительных эмоций от занятия, вы уходите…(все изображают чашу)

А теперь закройте глаза, и опрокиньте на себя радужную чашу эмоций и чувств! (участники  «опрокидывают на себя чашу»). До скорых встреч!

Сценки О. Гребневой  «Родительское собрание на лесной поляне».

Действующие лица:

Ведущий

Белка

Сова

Сорока

Енот

Заяц

Лиса

Волк Медведь

На лесную поляну вылетает Сова.

Сова: Внимание! Внимание! Собираю родителей на собрание!

1. Ведущий:

Как-то осенью по лесу прокатилася молва:

На полянке ровно в 8 собирает всех Сова.

Побросав дела и деток, не закончив сбор грибов,

Кто пошел, кто полетел на тревожный этот зов.

Звери собираются на поляне.

2. Енот:

Ты не ведаешь, Кума, чем встревожена Сова?

Может, твой Лисенок, снова в школе мучает Косого?

3. Лиса: Ой, не говори, Енот, он и дома сущий черт

4. Енот: Волк, дружище, твой сынок не срывал Сове урок?

5. Волк: Я не знаю, может быть, он ведь так умеет выть!

6. Лиса:

А скажи-ка мне, Медведь, твой сынок ведь любит петь?

Может, он Совы терпенье испытал “прекрасным пеньем”?

7. Медведь: Не могу сказать, соседка, я Мишутку вижу редко.

8. Ведущий: Нацепив очки на нос, задала Сова вопрос:

9. Сова: - Поднимите, звери, лапы, кто не бил детишек, папы? –

Зашумела тут толпа

Хором: Что за глупости, Сова!

10.Лиса: Я Лисенка лишь вчера долго за уши драла.

11. Медведь:

Про медведей говорят: “Он на ухо глуховат”

Я за шалости сыночка приласкаю лишь пруточком.

12. Ведущий:

Папа-Заяц, на пеньке, хрумкая морковку,

Важно, с пафосом изрек

13. Заяц:

Я же против порки!

Я косых своих детей лапою не трону.

По дороге каждый день им внушаю строго:

“Не ходите “на ушах”, не грызите двери

И хвосты своих друзей вы не суйте в щели!”

Протрещала тут Сорока.

14. Сорока:

Я в беде не одинока.

Моим детям каждый день, все уроки слушать лень.

Коль трещат они помногу, я ремень беру в подмогу

15. Ведущий:

Зашумела вновь толпа,

Кто был “против”, кто был “за”.

Долго не могла Сова донести до них слова:

16. Сова:

Я прошу вас, звери – мамы, а в особенности папы:

Прекратить в своей семье воспитанье “на ремне”

Ваши дети так привыкли к выволочкам за проступки,

Что от нас, учителей, ждут таких же вот вещей.

- Как не бить? – сказал Енот.

- Да, да, да, - тут вторил Крот.

17. Белка:

Ну, а мне, - всплакнула Белка, - делать что с своей пострелкой?

Как накрасится румяной, подведет себе глаза

И порхает на поляне, где танцует до утра.

18. Ведущий:

Тут родительские страсти накалились докрасна.

Не в Совиной было власти перекрыть их голоса.

Хором:

Нерешенная проблема о битье и небитье

Стать должна несовременной,

Если мир царит в семье!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей детей средней группы на тему «Дисциплина. Поощрение и наказание.»

Научить ребенка дисциплине - одна из основных задач родителей. К сожалению, многие мамы и папы не утруждают себя тем, чтобы ставить перед ребенком рамки дозволенного. Некоторые бывают настолько подавл...

Семинар - практикум для родителей воспитанников средней группы "Играем пальчиками"

Семинар - практикум для родителей воспитанников средней группы «Играем пальчиками»...

Конспект семинара-практикума для родителей воспитанников средней группы "Играем вместе"

просвещение родителей по вопросам развития дошкольников, обогащение опыта игрового взаимодействия с ребенком...

Конспект семинара-практикума для родителей детей средней группы на тему: «Учите детей этике поведения»

Цель: Вовлечь родителей в обсуждение успехов и трудностей воспитания этики поведения у ребенка....

Конспект Непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе На тему: «Поздняя осень. Ноябрь.»

Конспект Непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группеНа тему: «Поздняя осень. Ноябрь.»                ...

Сценарий семинара-практикума для родителей воспитанников средней группы «Игры и упражнения, направленные на формирование звуковой культуры речи у дошкольников 4-5 лет»

Сценарий семинара-практикума для родителей воспитанников средней группы «Игры и упражнения, направленные на формирование звуковой культуры речи у дошкольников 4-5 лет»...