Консультация "Средства развития речи".
консультация (старшая, подготовительная группа) на тему

Олеся Геннадьевна Белянкина

В этом материале описаны игры, упражнения, задания для развития речи ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sredstva_razvitiya_rechi.docx17.95 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация «Средства развития речи».

Не всегда взрослые, а тем более дети могут выражать свои мысли грамотно, последовательно. Многие дети на пороге школы испытывают серьёзные трудности в речи: они не могут что-то объяснить, доказать, правильно построить предложение, рассуждения их порой бессвязные. Что помогает развивать речь ребёнка? Самым важным, самым главным средством развития речи конечно же является общение ребёнка со взрослыми и сверстниками. Дети не рождаются на свет с уже готовой речью, а перенимают опыт речевого общения у нас, взрослых. Поэтому очень важно с момента появления ребёнка наладить с ним речевой контакт. Говорите с ним спокойно, неторопливо, делитесь своими впечатлениями, спрашивайте о его друзьях, поступках, делах и интересах. Это поможет не только развить речь ребёнка, но и наладить ваши с ним отношения. Развитие речи дошкольника зависит и от общения его со сверстниками. Как мы, взрослые, любим порой просто поболтать со своими знакомыми о природе, погоде, делах домашних, также и дети, им тоже хочется рассказать своему другу, сверстнику, куда они с родителями ходили в выходной, что видели, что им купили и т.п.

Речь ребёнка – это показатель его интеллектуального развития, средство общения с другими детьми. И конечно же хорошо развитая речь – залог успешного обучения в школе. Что же делать, чтобы речь ребёнка развивалась в норме? Мы подскажем, как можно просто и с удовольствием развивать речь.

 Чаще читайте ребёнку. Чтение играет важную роль в развитии речи: малыш усваивает новые слова, узнаёт новые словосочетания, у него расширяется словарный запас. А ещё в детских книгах есть много иллюстраций. Это отличное средство для развития в целом. Прочитав книгу, не спеша рассмотрите картинки в ней. Спросите ребёнка:

 что он видит на картинке, что ему нравится (не нравится) и почему;

 чего здесь много (мало);

 какие предметы похоже и чем;

 какие предметы начинаются со звука «с» («м» и др.);

 что делают люди;

 кто с кем подружился (поссорился);

 что было до этого (будет после этого) и т.д.

Вопросов можно придумать очень много. Важно, чтобы ребёнок отвечал на них охотно, используя сложные предложения, интересные обороты речи. Если ребёнок затрудняется в чём-то, помогите ему. Можно попытаться составить рассказ по картинке. Сначала вместе с ребёнком, а потом пусть он сам придумает рассказ, сказку по данной иллюстрации.

 Для развития и обогащения словаря используйте всевозможные игры, игровые упражнения.

«Подбери слова». Спросите ребёнка:

- Какой бывает дом? (Высокий, низкий, большой, красивый, деревянный.)

- Что делает повар? (Варит, солит, наливает.)

- Какое слово подходит к этим словам:

     зелёная, кудрявая, стройная? (Берёза.)        

     идут, отстают, спешат? (Часы.)

     часы, человек, дождь, кошка? (Идут.)

«Доскажи словечко». Ребёнок добавляет к заданному слогу другие слоги, чтобы получилось слово: са–мовар, са–молёт, са–мокат, са–хар.

«Доскажи предложение». Ребёнок заканчивает предложение, начатое взрослым: «Мама купила в магазине…»

«Скажи наоборот». Ребёнок начинает осваивать антонимы: большой – маленький, широкий – узкий, горячий – холодный и т.п.

«Словесная цепочка». Ребёнок также учится подбирать слова. Взрослый называет исходное слово, например «кошка», и спрашивает:

   - Какая бывает кошка? (Пушистая, ласковая.)

   - Что ещё бывает ласковым? (Солнце, мама, ветер.)

   - Каким ещё может быть ветер? (Холодным, сильным.)

   - Кто ещё бывает сильным? (Папа, дождь.)

«Что из чего сделано?». Ребёнок учится преобразовать прилагательное из существительного:

   - Как назвать одним словом стакан, если он сделан из стекла? (Стеклянный.)

   - Сок из яблок? (Яблочный.) Морс из клюквы? (Клюквенный.) Ворота из железа?

   (Железные.)

«Я знаю пять названий…». Взрослый перечисляет пять названий чего-либо, например: «Я знаю пять птиц – сорока, галка, скворец, ворона, воробей». Затем названия птиц перечисляет ребёнок. Аналогично с животными, посудой, мебелью и т.д. В такие словесные игры можно играть с ребёнком по дороге в детский сад, вечером дома, во время прогулки.

 Многие дети неправильно произносят звуки. Не теряйте времени, не надейтесь, что речевые недостатки исчезнут сами собой. Упражняйте ребёнка в звукопроизношении, учите слышать звуки, различать похожие.

«Цепочка слов». Взрослый произносит первое слово так, чтобы ребёнок услышал последний звук, с этого звука ребёнок называет своё слово: ветер – ракета – аквариум – молния и т.д.

«Услышать звук». Взрослый просит ребёнка назвать слово, которое начинается с определённого звука; чтобы этот звук был в середине (конце) слова.

 Учите детей составлять загадки. Это даёт возможность совершенствовать словарный запас.

 Многие дети не всегда чётко и внятно могут произносить слова, фразы. Вот тут и приходит на помощь скороговорка. Выучите с ребёнком несколько скороговорок. Произносите их по очереди, вместе, сначала медленно, потом убыстряйте темп.

 Большинство детей недостаточно хорошо владеют связной речью, не умеют последовательно описать увиденное, пересказать содержание прочитанного. Этому нужно научить.

Вы с ребёнком на кухне. Возьмите два любых предмета, попросите их описать. Спросите, чем они похоже, чем отличаются. Например: огурец и помидор, они похожи, потому что это овощи, их можно есть, делать из них салат. Они отличаются друг от друга, потому что помидор красный, а огурец зелёный. Придумайте вместе сказку про помидор и огурец.

Можно научить ребёнка сочинять сказки, рассказы, обязательно используя 4-5 слов: туча, дождь, зонт, лужа. Попробуйте сочинять с детьми рассказ или сказку, используя набор предметных картинок.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»

Развитие речи ребенка с помощью подручных материалов. Значение развития мелкой моторики. ...

Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»

Методическая разработка Конспект непосредственно  -  образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...

Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию

Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...