КУБАНСКИЕ ВАРЕНИЧКИ
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа) по теме

Сергиенко Ирина Валериевна

Конспект  НОД №2  по нравственно - патриотическому воспитанию  по привитию уважения к труду хлебороба  и кубанским традициям с использованием фольклора, лепки вареников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Кубанские варенички45.5 КБ

Предварительный просмотр:

 ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

по познавательному развитию  в подготовительной  к школе группе

«КУБАНСКИЕ ВАРЕНИЧКИ»

Воспитатель МБДОУ

 «Детский сад №7»

х.Протоцкие

Красноармейского района

Сергиенко И.В.           

ЗАДАЧИ: Развивать познавательную активность; закреплять знания о выращивании хлеба на Кубани « от зёрнышка до каравая «;  повторить кубанские пословицы,  поговорки о хлебе и труде хлебороба;  учить обозначать словами особенности предметов и материалов;  продолжать формировать умение работать с тестом ( лепка вареников); воспитывать уважение к труду и кубанским традициям ( хлебосольство), готовность к взаимопомощи, к сотрудничеству.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА. Иллюстрации и фотографии посвящённые хлебу, чтение рассказов, сказок, стихов: « Что всего дороже?» Л. Извекова, « Голубь и пшеничное зёрнышко» М. Юсупов, «Курочка» Г. Лебедева и др.

МАТЕРИАЛ. Мягкая игрушка Курочка, ткань для речки, макет мельницы, фартуки и поварские колпаки, доски, скалки, формочки для вырезания кружочков из теста, продукты для изготовления вареников

( мука, яйца, начинка для вареников).

ВОСПИТАТЕЛЬ. Слышите, где-то шуршит? Давайте тихо подойдём и посмотрим: кто это там шуршит?

ДЕТИ. Никого нет!

ВОСПИТАТЕЛЬ. Тогда отгадайте загадку:

Сто один брат,

Все в один ряд

Вместе связаны стоят. (Снопик)

(В это время под народную мелодию « Ой да на Кубани» появляется Снопик с коробочкой.)

СНОПИК. Друзья, вы меня узнали? Правильно, я ваш знакомый Снопик. У меня в руках коробочка. Попробуйте отгадать, что у меня в ней лежит?

                               Белая белянка по полю гуляла,

                               Домой пришла по рукам пошла.

                                                                                  ( мука)

( открывает коробочку и показывает куль с мукой.)

  • Вот вам мука пшеничная с наших бескрайних кубанских полей. Вы дети умелые, может быть, что- нибудь  из неё сделаете.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Спасибо тебе, Снопик!

СНОПИК. Мне пора, до свидания, ребята!

ВОСПИТАТЕЛЬ. Ребята, а что у нас на Кубани пекли из муки?

( Дети высказываются до тех пор, пока не вспомнят о Колобке.)

А из какой муки наши предки пекли колобков? (Из ржаной.)

( В группу под казачью песню « Трава моя, трава» вбегает Колобок.)

КОЛОБОК. Фу! Наконец- то я убежал от дедушки и бабушки! Ой, а куда это я попал?

ВОСПИТАТЕЛЬ. Здравствуй, Колобок! Ребята, куда попал Колобок?

( ответы детей.)

  • И что тебе, непоседа, дома не сидится?

КОЛОБОК. Да вот дедушка с бабушкой попросили помочь им вареники налепить, а я не умею. Да и неохота мне.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Ты, оказывается, лодырь! Про таких, как ты, знаешь, как говорят? Ребята, давайте Колобку напомним, как народ называет лентяев и бездельников.

ДЕТИ. - У ленивого хозяина сапоги с ног стянули.

  • Труд кормит, а лень портит.

КОЛОБОК. Ой- ой- ой! Можно подумать, ваши дети умеют вареники лепить!

ВОСПИТАТЕЛЬ. Да, умеют! Они ведь у нас кубанские казачата. И тебя научат. Правда, ребята? ( Да!)

КОЛОБОК. А что для этого надо? У меня ничего нет.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Зато у нас всё есть. Но прежде чем начать работать, что надо сделать? Правильно, закатываем рукава и идем мыть руки.

КОЛОБОК. А зачем их мыть? ( Плюёт на них и вытирает об одежду.) Вот и чистые!

ВОСПИТАТЕЛЬ. Ребята, подскажите Колобку, зачем надо мыть руки.

(  Чтобы были чистыми. Чтобы тесто не пачкать и т. д.)

А сейчас надеваем фартуки, колпаки. Мне хочется рассказать вам интересную казацкую байку, сказку про вареники.

(Воспитатель подводит детей к столу на котором стоит макет кубанского подворья : белая хата, казак с казачкой, колодец, курица, петух , свиньи.)

                                       СКАЗКА

           ( показ процесса работы с тестом)

В одной кубанской станице жила- была казачка. Решила она как- то вареников налепить да деток своих накормить. Кинулась, а муки- то нет! Пошла она к мельнику, низко поклонилась ему в пояс и попросила:

« Мельник, мельник, дай мне муки- вареников налепить, да казачат накормить.» Мельник дал ей муки.

         Побежала она к речке:  « Речка- матушка, дай мне водицы, хочу вареников налепить, да деток накормить.» Дала река водицы. Хозяйка набрала водицы в крынку, поблагодарила речку и пошла к курочке:

        « Курочка- хохлатушка, дай мне яичко, я  вареников налеплю, у меня дома детки голодные.» Дала ей курочка яичко.

Пошла хозяюшка домой, яичко помыла, руки сполоснула, Взяла сито....

Подскажите, что было дальше.

( Муку просеяла, яичко разбила, посолила, налила водички, помешала, насыпала муки и стала месить.)

-Что у неё получилось? ( тесто) Какое? ( простое.)

(Воспитатель показывает готовое тесто и дети вместе с воспитателем  лепят вареники.)

Деток у хозяюшки было много, и решили они ей помочь. Тесто раскатали, формочкой вырезали кружочки, чтобы вареники одинаковые были. Начинку положили и краешки крепко- крепко залепили, чтобы начинка не « убежала», спрятали её там.

( Воспитатель обращает внимание детей на то, что на Кубани края вареников скрепляют косичками.)

Потом их сварили и ещё горячим маслом полили, чтобы не прилипли друг к другу.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Колобок, а ты знаешь, с чем едят вареники с творогом? Не знаешь! Подскажите, ребята. (со сметаной)

-А с картошкой? (С пассированным на растительном масле луком.)

  • А с фруктами, с ягодами? (Их сахаром посыпают.)         

Вот такая моя сказка про вареники. Мы с вами хорошо потрудились, утомились. Давайте выйдем в поле широкое.

(Звучит песня « Ой ты, степь широкая!»

            Ой ты, степь моя, степь кубанская!

          Ты мне чудишься песней- сказкою!

          Ты звенишь- поёшь каждым зёрнышком,

          Ты в судьбе моей, словно солнышко!

ФИЗМИНУТКА.

Пришли тракторы -----ходьба на месте,

Землю вспахали--------верёвочка»,

Пшеницу посеяли------перебирают пальчиками,

Выросла пшеничка, заколосилась----поднялись на носочки и покачались,

В снопы её собрали-----1,2- руки в стороны; 3, 4- обхватить себя,

Обмолотили--------- рубят топором,

На мельницу отвезли-----рулят,

Муку смололи----круговые вращения руками,

Тесто замесили, раскатали, вареников налепили-----показать.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Тихонечко присаживаемся, продолжаем лепить и играть, чтобы нам не было скучно.

             ИГРА.

« Я поеду на север и возьму с собой...» Что?

 Сельскохозяйственные приспособления (трактор, сеялка, комбайн);

тесто ( дрожжевое, простое, слоёное, песочное, солёное);

зерно ( пшеница, кукуруза, рожь, ячмень, овёс).  

ВОСПИТАТЕЛЬ. Ребята, назовите сказки, в которых встречаются различные хлебобулочные изделия («Колобок», « Машенька и медведь», «Гуси- лебеди», « Красная Шапочка», Царевна- лягушка».)

Колобок, а ты знаешь, что на свете всего дороже?

КОЛОБОК. А ваши дети знают?

ДЕТИ. Хлеб!

ВОСПИТАТЕЛЬ. Ну, вот мы и налепили вареников. А что теперь с ними надо делать?

ДЕТИ. Отнести на кухню, чтобы их сварили.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Колобок, отнеси, пожалуйста, вареники на кухню, а мы пока снимем фартуки и помоем руки.

(Дети снимают фартуки и моют руки).

Ребята, вареники уже сварились! Вареники получились аппетитные. Накрываем столы. Будем угощать гостей со всех волостей. Колобок , и ты к нам присоединяйся!

               Гость на двор - хозяину радость.

               Кого почитают, того и величают.

               Красному гостю - красное место.

               А ещё и песню знаем про варенички.

(Исполняют шуточную кубанскую песню « ВАРЕНИЧКИ»)

КОЛОБОК. Спасибо вам ребята! Я и так у вас задержался. Дедушка с бабушкой волнуются! И пока не знают, что теперь я и сам смогу налепить вареников.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Вот тебе миска с варениками! Беги домой и угости Дедушку и Бабушку. Привет от нас передай!

КОЛОБОК. Спасибо вам большое! Вы меня многому научили. Мне стыдно за то, что я был ленивым и убежал от дедушки и бабушки. Я больше так не буду поступать! Ну, я побежал! До свидания, ребята!

ВОСПИТАТЕЛЬ. Вы сегодня молодцы! Хорошо потрудились. Много узнали про нашу малую Родину, про наш родной Кубанский край!

                     Кубань- земля такая,

                     От хлеба золотая

                     Степная сторона.

                     Гостей она встречает

                     И песни запевает

                     И душу открывает

                     Прозрачную до дна.

                     

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ КОМПЛЕКСНОГО ЗАНЯТИЯ в старшей группе "Кубанские варенички"

Закрепить знания детей о выращивании хлеба на Кубани: «От зернышка до каравая»; закрепить знание кубанских пословиц, поговорок о хлебе и труде хлебороба; прод...

Программа "Мы играем в кубанские народные игры" (использование кубанских народных игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста)

Для эффективной реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования, при отсутствии педагогических рекомендаций по методике использования кубанских народных подвижных...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Приобщение детей к истокам кубанской культуры, через кубанские казачьи игры»

Патриотическое воспитание занимает главное место в нравственном формировании, становлении личности ребенка, так как я часто замечаю в нашей современной молодежи бездоходность, безнравственность, потер...

Стихотворение к Дню малинового варенья " Малиновое варенье"

Стихотворение к Дню  малинового варенья " Малиновое варенье"...

Занятия по ознакомлению с традициями Кубани Тема: «Кубань земля кубанская , кубанские казаки»

Занятия по ознакомлению с традициями КубаниТема:  «Кубань земля кубанская , кубанские казаки»...

Занятия по ознакомлению с традициями Кубани Тема: «Кубань земля кубанская , кубанские казаки»

Цели и задачи:Цель: Дать представление о первом переселении казаков на Кубань. Развивать познавательные способности, интерес к жизни народа Кубани. Воспитывать чувство патриотизма, гордости за малую Р...

Народные игры по кубанскому региональному компоненту « В гостях у Кубанских казаков»

Цель: Создать максимально благоприятные условия  для укрепления здоровья, гармоничного психического и физического развития детей. Донести до потомков национальный колорит обычаев, оригинальн...