Пальчиковая гимнастика для малышей
консультация на тему

Некрасова Ирина Александровна

Пособие по практическому применению  пальчиковых гимнастик

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon palchikovaya_gimnastika.doc466 КБ

Предварительный просмотр:

Пальчиковая гимнастика для малышей

   Ученые всегда интересовались взаимосвязью между развитием подкорковых мозговых центров ребенка и мелкой моторикой. В 80-х годах прошлого века они выявили прямую зависимость речи от развитости тонкой моторики пальцев рук. Чем раньше родители начинали заниматься c ребенком пальчиковой гимнастикой, тем быстрее он осваивал навыки самообслуживания, учился разговаривать, начинал читать и считать. Практика показывает, что если у ребенка не развита мелкая моторика, то он плохо говорит, у него наблюдается нарушение звукопроизношения и бедный словарный запас, его психическое развитие тормозится.

   Прежде чем начинать гимнастику с ребенком, нужно очень хорошо размять пальцы и руки. Затем, необходимо объяснить ребенку,  в чем заключается суть игры. Нужно показать ему основные фигуры и предложить ему попробовать повторить их самостоятельно. Все это следует делать очень спокойно и терпеливо. Мама или папа должны показывать малышу движения. Сначала ребенок будет наблюдать за тем, что ему показывают, а в дальнейшем ему захочется самому повторить. Плюсы гимнастики для детей в том, что ее можно совмещать с веселыми стишками и даже песенками.

  Не стоит расстраиваться, если у малыша не получается с первого раза повторить какое-либо движение. Со временем он сможет это сделать. Действуйте постепенно, переходя от простых элементов к сложным. Не стоит торопиться, пусть ребенок хорошо освоит одно упражнение, и только потом показывайте ему следующее. Не забывайте, что гимнастику можно проводить только в том случае, если малыш находится в хорошем настроении и не болен.

   Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов и раздражения на телесные ощущения – и успокаивают. Это прекрасное занятие, когда ребенка больше нечем занять (например, в дороге или в очереди).

   Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев, типа нашей «Сороки-белобоки», помогают найти гармонию в тандеме «тело – разум», поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. На основе подобных рассуждений японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Так, например, массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга; указательного - положительно воздействует на состояние желудка; среднего - на кишечник; безымянного - на печень и почки; мизинца - на сердце. А если пальчиковую гимнастику еще и разнообразить ПАЛЬЧИКОВЫМ ТЕАТРОМ, то это подарит вам много положительных эмоций!

   Пальчиковая гимнастика очень похожа на веселую и интересную игру, поэтому она понравится не только любому ребенку, но и родителям, которые будут с ним заниматься.

                                            Когда нужно начинать?

   Начинать нужно с рождения, именно хватательный рефлекс является базовым, на основе которого можно будет выстраивать дальнейшую работу с пальчиками: разгибать их по отдельности или вместе и снова собирать в кулачок, хлопать в ладоши, проговаривая знаменитые «Ладушки-ладушки».

  1. К полугоду малыш начинает узнавать всех близких взрослых, он живо реагирует на яркую игрушку, может подолгу на неё смотреть, сам переворачивается и, конечно, хватает все подряд. Используйте этот момент для того, чтобы ребенок привык во время бодрствования что-то держать, хватать, перекладывать руками. Помогайте ему в этом, держите ложку вместе с ним, научите стучать ею по тарелке. Вначале это будет выглядеть неуклюже, но кто из нас не учится?
  2. К году малыша можно учить держать ручку или карандаш под вашим присмотром, его «каляки-маляки» — начальный этап говорения: двигаются пальчики – работают мозговые центры.
  3. В возрасте 2-3 лет начинается работа с сенсомоторикой вплотную. Для этого родителям необходимо учить потешки и самим придумывать движения пальчиков к ним в сопровождение. Услышав знакомые слова, малыш сам начинает хлопать в ладошки и показывать «козу рогатую».
  4. Пальчиковая гимнастика для детей 2-3 лет – это начало работы с пластилином, бумагой и ножницами, рисование красками и самими пальчиками, конструирование из кубиков и складывание мелких предметов под присмотром мамы.
  5. Собираясь на улицу, дайте малышу свободу, он должен научиться сам одеваться, застегивать пуговицы, молнии, шнуровать ботинки.

                                           

Рассмотрим три вида пальчиковой гимнастики для малышей: гимнастика для пальчиков без сопровождения речью, пальчиковая гимнастика в свободном стиле, пальчиковая гимнастика в стихах

                   Гимнастика для пальчиков без сопровождения речью

  1. Пальцы обеих рук соединяем так: большой с большим, указательный с указательным и т.д. Мама говорит, что пальчики здороваются.
  2. Пальчики побежали по столу, как человечки, затем, как слонята с усилением и нажимом на стол, затем, как комарики, полетели, а потом сплелись между собой, как корни деревьев.

                                Гимнастика пальцами в свободном стиле

Пальчиковую гимнастику можно делать вне стен дома, например, шагая по дорожке и показывая, как птички летят и комарики жужжат, как шумит ветер, как жарко. Родителям несложно придумать рассказ в 3-4 предложения, которые нужно ребенку продемонстрировать, чтобы и он включился в этот занимательный процесс. Например: «Кот Федор видит гнездо на дереве (нужно показать руками гнездо), где жили птенчики, у которых были вот такие клювики (показать клювики). Кот захотел забраться в гнездо (показать, как) и скушать птенчиков (кисти полностью сгибаются в кулак). Но тут прилетела их мама, большая птица, и стала отгонять кота (растопыривают пальчики рук и пугают кота). Он убежал прочь (показать пальцами, как он убегал).

Для слишком занятых родителей есть такой вариант: приобретите в магазине счетные палочки и вместе с ребенком начинайте их считать, перебирая каждую и складывая по отдельности в коробку. Это и просто, и полезно!

                                  Пальчиковая гимнастика в стихах

Самой известной пальчиковой гимнастикой является «Сорока-ворона», когда родитель приговаривает потешку про сороку-ворону, которая кашу варила, и водит пальцем своей руки по ладошке ребенка, а затем загибает по одному пальчику, когда начинаются слова о том, кого ворона покормила. Когда остается большой палец, его сгибают и разгибают, приговаривая: «А этому не хватило: иди, пальчик-мальчик, по холодную водицу, в криницу». Затем пальчики собираются вместе в кулачок. Мы предлагаем вашему вниманию подборку упражнений для пальчиковой гимнастики в стихах. Каждое упражнение имеет свое название, проводится в течение нескольких минут, два-три раза в день.

Шалун

Наша Маша варила кашу.
Кашу сварила, малышей кормила:
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала.
Он много шалил.
Свою тарелку разбил.

Чертим пальцем круги по ладошке

На следующие строчки загибать пальцы с приговариванием соответствующих слов. Со словами «не дала» пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать.

Кисточка

Мягкой кисточкой покрашу
Стульчик, стол и кошку Машу.

Соединить все подушечки пальцев руки и движениями пальцев и запястья раскачивать кисть справа налево и наоборот. Вправо — пальцы раздвигать. Влево — мягко соединять подушечки пальцев.


Пальчики

Раз-два-три-четыре-пять!
Будем пальчики считать
Крепкие, дружные,
Все такие нужные...

Тише, тише, не шумите,
Наших деток не будите!
Птички станут щебетать,
Будут пальчики вставать.

Поднять кисть правой руки вверх, широко раздвинуть пальцы. Поочередно сгибать их в кулачок, начиная с большого.

Раскачивать кулачок вверх-вниз,  на слово «вставать» — открыть кулачок, широко раздвинув пальцы. Упражнение выполнять вначале одной рукой, затем  второй, а в заключение — двумя руками.


Коготочки

У кошкиной дочки
На лапках коготочки.
Ты их прятать не спеши,
Пусть посмотрят малыши!

Поджать подушечки пальцев правой руки к верхней части ладошки. Большой палец прижать к указательному. Произносить громко «мяу!» несколько раз. Можно продолжать игру со второй рукой. В заключение провести занятие двумя руками.

Жук

Я веселый Майский жук. Знаю все
Сады вокруг,
Над лужайками
Кружу,
А зовут меня
Жу-жу...

Сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны («усы»). Шевелить «усами».

                                       



                                                     
Комарик

Не кусай, комарик злой!
Я уже бегу домой.

Сжать кулачок.
Указательный палец выдвинуть вперед (это — «хоботок», которым «комарик» пытается «укусить» ребенка).

Топают ножки

«Топ-топ-топ!» — топают ножки.
Мальчик ходит по дорожке.

Указательный и средний пальцы правой (затем левой) руки «ходят» по столу.


                                                Коза рогатая

Идет коза рогатая
За малыми ребятами. —
Кто кашку не ест,
Молоко не пьет,
Забодаю, забодаю!..

Пальцы рук поджать, только указательный и средний держать выпрямленными. Это — «коза». Со словами «Забодаю, забодаю!..» «козу» «напускать» на ребенка.

Зайчик

Зайка серый скачет ловко
В лапке у него морковка.

Локтем опереться на стол, указательный и средний пальцы развести в стороны, остальные сжать в кулачок.

Зайчик  и кольцо

Прыгнул заинька с крылечка
И в траве нашел колечко.
А колечко непростое —
Блестит, словно золотое.

Упражнение основано на переходе из одной позиции в другую:

а) пальцы — в кулачок, выдвинуть указательный и средний пальцы и развести их в стороны;
б) большой и указательный  пальцы соединить в кольцо, остальные пальцы развести в стороны.


Очки

— Что стряслось у тети Вали?
— У нее очки пропали!
Нет очков у тети Вали —
Очевидно, их украли!

Образовать два кружка из больших и указательных пальцев обеих рук, соединив их.

  1.                                                            
  2.  Клён
  1. Ветер тихо клён качает
  2.  Вправо, влево наклоняет
  3. Раз - наклон и два - наклон Зашумел листвою клён.
  1. пальчики растопырены и тянутся вверх, качаем ладошками вправо-влево,
    наклоняем влево — вправо ладошки низко-низко
    пошевелим пальчиками


  1. Кораблик
  1. По реке плывёт кораблик, 
    Он плывёт издалека,
  2.  На кораблике четыре
    Очень храбрых моряка.
     
  3. У них ушки на макушке
  4. У них длинные хвосты
  5. Но страшны им только кошки,
    Только кошки и коты
  1. Cложить руки лодочкой и делать волнообразные движения
  2. Показываем поднятые вверх 4 пальца
  3. Поднимаем руки к голове, показываем ушки согнутыми ладонями,  приставляем руку к пояснице, изображаем движения хвостиком
  4. Обе руки поднимаем к голове, изображаем кошачьи когти и шипим
  1.                                          

  1. Летела сова
  1. Летела сова,
    Весёлая голова
  2. Летела-летела,
    На головку села.
    Села, посидела,
  3. Головой повертела  и опять полетела
  1. (Машем руками).

(Кладём руки на голову)

(Снова машем руками)

  1.                                                      Торт
  1. Тесто ручками помнем Сладкий тортик испечем Сеpединку смажем джемом А верхушку — сладким кpемом И кокосовою кpошкой
    Мы присыплем торт немножко
     А потом заваpим чай — 
    В гости друга пpиглашай!
  1. (сжимаем-разжимаем пальчики). (как будто мнем тесто), (кpуговые движения ладошками по столу)
    (круговые движения ладошками друг об друга)
    (сыплем "крошку" пальчиками обеих рук)
    (одна рука пожимает другую)

                                                       


Лодочка

  1. Две ладошки прижму,
    И по морю поплыву.

Две ладошки, друзья, -
Это лодочка моя.

Паруса подниму,

Синим морем поплыву.

А по бурным волнам
Плывут рыбки тут и там.

(Прижать друг к другу обе ладошки, при этом не соединяя большие пальцы)
(Делать волнообразные движения руками - "лодочка плывёт")
(У соединенных вместе рук в форме "лодочки" поднять вверх большие пальцы)
(Продолжить волнообразные движения руками - "лодочкой")
(Полностью соединить друг с другом две ладошки для имитации рыбок и снова волнообразные движения - "рыбки плывут")


  1.                                                   Мышка
  1. Мышка в норку пробралась,

На замочек заперлась

В дырочку она глядит,

На заборе кот сидит!

  1. (Делаем двумя ручками крадущиеся движения)
  2. (Слегка покачиваем скрещенными в замок пальчиками)
  3. (Делаем пальчиками колечко)
    (Прикладываем ручки к голове как ушки и шевелим пальчиками)
  1.                                          

  1. Зимняя прогулка
  1. Раз, два, три, четыре, пять
    Мы во двор пришли гулять.

Бабу снежную лепили,

Птичек крошками кормили,

С горки мы потом катались,

А ещё в снегу валялись.

Все в снегу домой пришли.


Съели суп и спать легли.

  1. (Загибаем пальчики по одному)
    ("Идём" по столу указательным и средним пальчиками)
    ("Лепим" комочек двумя ладонями)

(Крошащие движения всеми пальцами)

(Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

(Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)

(Отряхиваем ладошки)

(Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)

  1.                                                  

  1. Шла кукушка
  1. Шла кукушка мимо рынка,
            

У неё была корзинка,

А корзинка на пол - бух!

Полетело десять (девять, восемь) мух!

  1. (Идём по столу на выпрямленных указательном и среднем пальцах, при этом остальные пальцы поджаты.)
  2. (Ладони соединяются "ковшом" – корзинка.)

(Ударяем сомкнутыми ладонями по столу/коленям, разъединяем руки.)


  1. (Разводим руки в стороны, шевеля пальцами – летящие мухи. Количество разогнутых пальцев соответствует тексту
    .)


  1.                                              Ладушки ладошки

(Играя в эту пальчиковую игру, можно проявить фантазию. Выполняйте движения которые вам подскажет сюжет стихотворения.)

Мыли мылом ручки.
Мыли мылом ножки.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!

Курочке Пеструшке
Накрошили крошек.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!  

Наварили кашки
Помешали ложкой.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!

Хлопали ладошки
Танцевали ножки.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!

Строили ладошки
Домик для матрешки.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!

Прилегли ладошки
Отдохнуть немножко.
Вот какие ладушки,
Ладушки ладошки!


Простые правила выполнения пальчиковой гимнастики

1. Старайтесь, чтобы в игры вовлекались все пальчики (особенно безымянный и мизинчик – они самые ленивые).
2. Обязательно чередуйте три типа движений: сжатие; растяжение; расслабление.

Как еще активизировать пальчики

1. Дайте малышу газету, листы бумаги – пусть рвет (только следите, чтоб в рот не отправлял эти «откуски»).
2. Наживите на крепкую нитку крупные пуговицы – пусть перебирает.
3. Дайте деревянные бусы, счеты, пирамидки.
4. Нарисуйте на пластмассовых пробках мордочки, наденьте на пальцы. У вас получится пальчиковый театр.

    В современном мире, с его готовыми игрушками и обилием бытовой техники, детские пальчики получают все меньше полезной работы. И именно  пальчиковые игры в этом случае могут нам помочь, ведь они не только развивают мелкую моторику ребенка, а еще и ловкость, подвижность, творческие способности, внимание и скорость реакции, а веселые стихи помогают снять нервное напряжение. Помните, что малыши, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, лучше говорят, быстрее учатся писать, обладают хорошей памятью, развивают координацию движений, скорее успокаиваются после стресса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковая гимнастика для малышей.

Игры с пальчиками для детей 2-3 лет....

Пальчиковая гимнастика для малышей

В картотеке представлен комплекс упражнений для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста...

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей

Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....

Пальчиковая гимнастика для малышей

В этой статье дан материал для проведения пальчиковой гимнастики для малышей....

Пальчиковая гимнастика для малышей в картинках

Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь. Целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев р...

Презентация для малышей "Пальчиковая гимнастика для малышей"

Предлагаю вам мою подборку пальчиковой гимнастики, которую можно освоить в младшем дошкольном возрасте. Применение пальчиковой гимнастики в ежедневной работе поможет развить мелкую моторику рук, а так...

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей

Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....