Памятки для родителей
статья на тему

Сорокина Наталья Михайловна

Предварительный просмотр:

Агрессивный ребенок

Проявления агрессии, злости — естественны, хотя и пугают многих родителей. Ребенок не может быть злым от природы. За агрессивными проявлениями малыша всегда стоят какие-либо причины, и злость — это естественное следствие каких-либо внутренних или внешних событий, которые происходят с вашим ребенком. Часто агрессия — отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг ребенка события. Но иногда, если вовремя не помочь ребенку, агрессия может стать устойчивой формой поведения, превращаясь со временем в качество личности.

Прежде чем запрещать или подавлять проявления злости, стоит разобраться в причинах, их вызывающих.

Ваш ребенок может проявлять агрессию, если:

Его обижают, унижают. Несправедливое отношение может вызвать здоровую злость, которая зачастую позволяет ребенку защитить и отстоять себя.

Кто-то нарушил его личностные границы: забрал у него игрушку, причинил ему физическую боль, прервал игру, разговор и т.д.

О Он устал, болен или сильно напуган. Злость может быть выражением бессилия.

*5 Вы мало обращаете на него внимания. Ему не хватает любви и тепла, он использует злость, чтобы обратить ваше внимание на себя.

Кто-то в семье скрыто или открыто агрессивен. Ребенок, копируя поведение взрослых, может считать, что вести себя таким способом — это естественно.

*) Он по каким-то причинам не чувствует себя защищенным. Он может нападать на других, пытаясь «опередить» воображаемого агрессора.

*ЗОн привык считать себя плохим, потому что им часто недовольны. Чужую критику и недовольство ребенок не может долго носить в себе, он пытается от них избавиться, осуждая и критикуя других.

® Он пережил какое-то травматическое событие: горе, перемену места жительства, сильный страх, насилие, стресс.

Формы проявления агрессии

Агрессия может выражаться в словесной форме: ребенок кричит, обзывается, угрожает, оскорбляет сверстников; и физической: ребенок нападает на детей или взрослых, дерется, кусается, пинается, толкается, швыряет предметы, ломает игрушки, разрушает результаты работы другого ребенка. Агрессия может носить и непрямой характер: ребенок игнорирует ваши просьбы, «не слышит» вас; ябедничает; провоцирует сверстника, чтобы обидчику «досталось» от взрослых; манипулирует другими.

Приемлемые формы (которые можно поддерживать): Можно разрешать ребенку создавать рисунки с изображением агрессии в разных формах (взрывы, драки, войны и т.д.); играть с предметами (разрушать собственноручно построенные объекты, швырять игрушки); выражать протест («нет!»), желательно с объяснениями «почему»; ломать игрушки (если это не очень дорогие во всех смыслах предметы); бить подушки, спортивные груши; бороться с кем-нибудь (по обоюдному согласию); заниматься спортивными играми, единоборствами.

Неприемлемые формы (которые стоит останавливать): Не следует разрешать ребенку оскорблять и унижать других людей, применять физическое насилие, выраженное по отношению к любым живым объектам (в том числе к животным), манипулировать чувствами других людей, провоцировать других.

10


Вам как родителям важно:

  • Самим или с помощью психолога выяснить первопричины агрессивного поведения.
  • Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка. Осознавать, что в действительности агрессивное поведение — это порой лишь отчаянная попытка завоевать свое место под солнцем. Ребенок не знает, как другим способом можно защитить себя или привлечь к себе внимание. Злость ребенка не делает его плохим, обычно она — естественное выражение его неудовольствия; энергия, позволяющая защитить самого себя.

*1 Знать, что жесткое подавление агрессивности не устраняет это качество, а лишь усиливает его. Если же вовсе не обращать внимания на агрессивные реакции, ребенок начинает считать, что такое поведение дозволено, и одиночные вспышки перерастают в привычку действовать агрессивно. Важно быть последовательным и учиться твердо, но неагрессивно реагировать на нежелательное поведение ребенка. Обсуждать следует поступок, а не ребенка в целом. Ребенок должен понимать, что вы любите его, но вы против того, как он себя ведет.

Ф Понимать, что частые наказания, приказы и запреты заставляют ребенка подавлять свой гнев, а невыражаемая, постоянно подавляемая агрессия может перейти в аутоагрессию (агрессию по отношению к себе), которая выражается в обкусывании ногтей, получении травм, постоянных болезнях и т.п., или привести к появлению в характере пассивно-агрессивных черт, выражающихся в желании вывести из себя, расстроить окружающих людей.

Q Спокойно относиться к происходящему, в случае незначительной агрессии по возможности игнорировать ее. Если ребенок проявляет гнев в допустимых пределах и по вполне объяснимым причинам, нужно позволить ему отреагировать, выслушать его и переключить его внимание на что-то другое.

% Контролировать собственные негативные эмоции. Когда ребенок демонстрирует агрессивное поведение, это вызывает сильные отрицательные эмоции у родителей (раздражение, гнев, возмущение, страх, беспомощность). Нужно признать естественность негативных переживаний, понять причину, характер, силу охвативших ребенка чувств и сохранить с ним добрые, конструктивные отношения.

  • Понимать, что когда вы что-то запрещаете ребенку, он имеет право на последующее выражение злости по этому поводу, так же как и вы — на выражением своей.
  • Обращать внимание на то, как вы и окружающие ребенка люди выражают злость, осознавая, какие модели выражения этой эмоции, скорее всего, будет копировать ребенок.
  • Избегать просмотра телевизионных передач и т.п. агрессивного содержания.

ф Учить его:

  • понимать собственное эмоциональное состояние и чувства других людей;
  • сопереживать другим людям;
  • выражать гнев, злость приемлемыми способами, ясно и конкретно, а не манипуля- тивно проявлять свое неудовольствие;
  • отстаивать свои личностные границы, не нападая при этом на чужие;
  • осознавать ответственность за свои поступки.

*! Относиться к окружающему миру и своему малышу позитивно.

Если вы не справляетесь с агрессивными проявлениями ребенка, если они проявляются постоянно и приобретают форму жестокости — обязательно обратитесь к специалисту — психологу или психоневрологу!

Положительные изменения возможны, только если вы будете последовательными.

Важно терпение и внимание к ребенку, его чувствам, его нуждам и потребностям.

Удачи вам!

10а



Предварительный просмотр:

Памятка для родителей

Гиперактивный ребенок

Гиперактивным сейчас готовы назвать почти любого ребенка, который просто активен, не запуган, обладает живыми эмоциями, детской непосредственностью, любит подвигаться и не стесняется выражать себя. Важно отличать гиперактивных детей от просто активных, легковозбудимых, демонстративных, эмоциональных. Это может сделать только специалист (психоневролог или психолог).

Поведение гиперактивных детей характеризуется излишней подвижностью, импульсивностью, высокой эмоциональностью, суетливостью. Такой ребенок неуправляем, не реагирует на запреты и ограничения взрослых, в любых ситуациях ведет себя одинаково активно: крутится, бегает, шумит (дома, в магазине, детском саду, на улице). Быстро и много говорит, перебивает взрослых, задает много вопросов, но редко выслушивает ответы. Ему трудно сосредоточить внимание на чем-то одном, он, как правило, не доводит начатое дело или игру до конца. Часто провоцирует конфликты между детьми, не контролирует свою агрессию - толкается, дерется и т.п.

Возможные причины возникновения и развития гиперактивности

  • наследственность;
  • патология беременности и родов;
  • травмы головного мозга;
  • инфекционные заболевания, перенесенные в первые месяцы жизни.

Закреплять и усиливать проявления гиперактивности могут неблагоприятные социальные и психологические факторы, особенно семейные:

  • недостаток персонального внимания в родительской семье;
  • частые конфликты в семье;
  • использование физических наказаний и т.п.

Признаки гиперактивности

  • Двигательная расторможенность. Ребенок постоянно двигается, предпочитает бегать, не может усидеть на месте, вскакивает, делает множество различных мелких движений: теребит вещи, перекладывает их с места на место, отвлекается сам и отвлекает других детей. Он находится в постоянном тонусе, может внезапно и резко устать, посидеть несколько минут, а потом снова продолжить свою суетливую активность.
  • Неустойчивость внимания: оно быстро рассеивается или переключается с одного внешнего раздражителя на другой. Такого ребенка бывает трудно успокоить, утихомирить, переключить с одной деятельности на другую, он сам быстро переключается - и часто совсем не на то, на что намерены переключить его взрослые.
  • Эмоции такого ребенка часто сильны и ярки, речь громкая.
  • Такие дети обычно моторно неловки, и у них все ломается, падает из рук. Они могут нечаянно наскочить на кого-то, ненамеренно толкнуть, упасть, пораниться.

Родителям важно знать, что:

# У ребенка нет цели доставить всем неприятности или кого-то разозлить. Просто он плохо управляет собственным поведением и эмоциями. Процессы возбуждения в его нервной системе превалируют над процессами торможения.

Необходимо оберегать ребенка от переутомления, от избыточного количества впе- И чатлений (не посещать с ним многолюдные места, ограничивать просмотр телевизора и т.п.)

  • Бесполезно сдерживать естественную потребность ребенка поиграть, побегать, пошуметь. Не запрещайте активные действия в категоричной форме, не кричите на ребенка — от громкого голоса возбуждение только усиливается. Лучше направить его неуемную энергию в конструктивное русло, переключить его на другое занятие, по возможности предложить ему активно подвигаться: пусть он что-нибудь принесет, поможет вам помыть посуду, полить цветы.

Ф Чтобы успокоить ребенка, возьмите его за руку, погладьте по голове, обнимите. Хвалите его за каждое проявление сдержанности, в каждом случае, когда ему удалось довести начатое дело до конца. Не настаивайте на том, чтобы ребенок во что бы то ни стало извинился, если он «плохо» себя вел.

Ф Основная задача в воспитании такого ребенка — не научить его сдерживать свои порывы и импульсы, а научить его управлять собой. Поэтому полезны любые игры, позволяющие чередовать возбуждение и торможение, активность и расслабление.

Ф Для таких детей очень полезны активные движения на свежем воздухе, занятия с водой, песком и любым другим мелким материалом. Управляя своей мелкой моторикой, ребенок учится управлять собой.

Ф Для ребенка важен режим, но стоит с пониманием относиться к тому факту, что ему будет иногда трудно переключить свою активность, поэтому режимные моменты должны существовать, но не должны быть очень жесткими.

Ф Воздерживайтесь от осуждающих и критических замечаний в адрес такого ребенка, поскольку это почти наверняка снизит его и без того невысокую самооценку и повысит тревожность, что усилит гиперактивные симптомы. Ребенок не виноват в том, что он такой, поэтому ругать и наказывать его бесполезно.

  • К подростковому возрасту признаки гиперактивности у многих детей проходят, но ребенку еще предстоит обучение в школе, где подобное поведение будет сильно мешать ему самому и процессу обучения других детей. Поэтому стоит по возможности заранее подобрать для ребенка школу, где количество детей в классе не превышает 12—14 человек.

«I Важно помнить, что саморегуляция — это то, что будет даваться вашему ребенку с особым трудом. Но ей будет трудно научиться, если она будет замещена вашей регуляцией. Поэтому неполезно все время контролировать или одергивать ребенка, стоит это делать только в тех случаях, когда он точно не может сделать это сам.

Ф Ребенку важно самореализовываться. При всей кажущейся непоследовательности его действий он хочет быть полезным, хорошим, любимым. Ему важно давать какие-то мелкие задания и поручения и благодарить за них, даже если они не выполнены идеально.

® Следует избегать крайностей в воспитании — проявления чрезмерной мягкости и вседозволенности и излишней строгости и неоправданных наказаний. Четко объясняйте правила поведения в различных ситуациях и последовательно требуйте их выполнения.

© Воспитывать гиперактивного ребенка — огромная психологическая нагрузка для отдельно взятого родителя и для всей семьи, поэтому по мере возможности важно расширять круг знакомых и помощников, способных помогать ребенку в его деятельности и развитии.

Удачи вам!



Предварительный просмотр:

Застенчивый ребенок

Застенчивый ребенок, как правило, не уверен в том, что он хороший, не привык иметь собственное мнение, не способен отстаивать себя и свои интересы. Это ребенок с нарушенными доверием к миру и ощущением безопасности, что отражается на его способности выстраивать контакт с окружением. И прежде всего это ребенок, которому требуется значительно больше чем другим детям времени для вхождения в контакт и налаживания безопасных для него отношений.

Причины застенчивости у детей

  • Биологическая предрасположенность. Некоторые дети от природы более чувствительны к критике и негативным ситуациям в общении. Часто родители таких детей также не уверены в себе. Ребенок может копировать родительскую модель поведения.
  • Стрессовые, травмирующие события в жизни ребенка, нарушение чувства безопасности: публичное критическое оценивание, высмеивание ребенка, — в результате у него может сложиться впечатление о себе, как о неуклюжем, некрасивом, плохом и недостойном человеке; существенные изменения жизни — переезд, переход в новый садик, серьезные проблемы в семье; отвержение со стороны важного для него человека или детского коллектива — застенчивым поведением он пытается обезопасить себя от новой травмы.

% Характер общения в семье. Родители критикуют ребенка, предъявляют завышенные требования и ожидания к нему, и при этом отношения лишены теплоты и принятия.

Ф Ранняя и потому болезненная разлука с матерью может служить причиной повышенной чувствительности и зависимости ребенка от эмоционального состояния окружающих людей. Дети до 3-х лет часто очень привязаны к матери. Им трудно активно контактировать с окружающим миром, особенно если матери нет поблизости.

Формы проявления застенчивости

Отказ от новых знакомств, посещения новых мест, общения с новыми людьми; долгое привыкание к незнакомой обстановке; трудности при вступлении в контакт; тихий голос; активное сопротивление тому, чтобы быть в центре внимания; отсутствие или очень ограниченное число друзей; трудности в отстаивании своих интересов; частое смущение, чувство вины, пугливость, обидчивость.

Родителям важно знать, что:

Критикуя и высмеивая ребенка, вы лишаете его уверенности в себе, закладываете в нем убежденность в том, что такой, какой есть, он неугоден вам, и окружающий мир будет также относиться к нему с неприятием.

•Э Если вы требуете от ребенка полного послушания, то он не будет иметь собственной воли, желаний и мнений.

€1 Серьезные наказания за промахи и ошибки также могут привести к тому, что ребенок будет отказываться от новой деятельности, боясь совершить ошибку.

Если вы часто стыдите своего ребенка, делаете его виноватым, подталкиваете его к активности, игнорируя его страхи, пренебрегая его ощущением собственной незащищенности, то застенчивость будет только усиливаться.

€1 Запрет на проявления агрессии, когда ребенок в чем-то не согласен или намерен защитить себя, также будет усиливать застенчивость. Смелым и активным может быть только ребенок, убежденный в том, что он сможет отстоять себя и свои интересы в любой обстановке и любой компании.

Как помочь застенчивому ребенку?

  • Застенчивому ребенку нужно дать время приглядеться, понять законы, которые действуют в новой ситуации, поскольку он медленно адаптируется. Чтобы успокоиться и начать действовать, ему нужно убедиться в безопасности окружающей обстановки и людей. Торопить робкого малыша бесполезно — срабатывают защитные механизмы психики, и он еще больше замыкается, уходит в себя. Наберитесь терпения и дайте ребенку время освоиться в новой обстановке.

И Стоит заранее предупреждать ребенка о смене обстановки или новом для него мероприятии, заранее описать суть предстоящих событий, рассказать ему о знакомых и незнакомых людях, которых он может встретить.

  • Нельзя настаивать на том, чтобы ребенок делал что-то, чего он боится, например, выступать на утреннике, играть с детьми и т.п. Не следует подталкивать ребенка к контакту с новыми людьми и тем более оставлять его одного в незнакомой обстановке. По возможности нужно взять на мероприятие знакомых ребенку людей — друзей, родственников. В случае страха и активного нежелания ребенка попадать в новую ситуацию можно оставить его дома.

ф Если ребенок никак не может преодолеть свою застенчивость, следует помочь ему познакомиться с кем-то из детей, спросив у них имя и представив им вашего сына или дочь.

  • Важно следить за своими критическими замечаниями в адрес ребенка, особенно произнесенными публично. Бессмысленно читать нотации и тем более кричать на ребенка. Нужно дать ему возможность почувствовать себя в безопасности, оказывая ему поддержку, спокойно реагируя на происходящее.

<§Э Очень важно относиться бережно и корректно к секретам, чувствам, тревогам, которые ребенок доверил только вам. Нарушение секретности, обсуждение с кем-либо его тайн подрывает доверие ребенка к взрослому миру. Он замыкается в себе и постепенно может утратить даже те навыки общения, что у него были.

И Для таких детей важна личная территория, возможность побыть в одиночестве. Наедине с собой они отдыхают, могут проигрывать сложные ситуации, адаптируясь и приспосабливаясь к ним, осмысливают и переживают происходящее.

Позитивный опыт — лекарство от застенчивости. Несмотря на то, что застенчивый ребенок, безусловно, нуждается в поддержке и участии, надо давать ему возможность для самостоятельности в тех областях, где он может быть успешным. Например, застенчивые дети обладают большим творческим потенциалом. Занятия творческой деятельностью могут помочь малышу стать увереннее в себе и общительнее.

Если ничего не помогает или избегание общения приобретает стойкий характер, следует обратиться к психологу.

Удачи вам!



Предварительный просмотр:

Утомляемый, истощаемый ребенок

Таких детей часто называют пассивными, ленивыми, болезненными. Но в этом очень мало правды, потому что психика такого ребенка вовсе не расслаблена, а наоборот, перегружена, в ней идет колоссальная работа. Быстрая физическая утомляемость — защита, способ перегруженной психики дать знак о потребности в уединении и отдыхе. Истощае- мость — следствие бурных и непрерывных психических процессов, идущих, как правило, глубоко внутри. Для постороннего взгляда такой ребенок может казаться безучастным, неконтактным, погруженным в себя. Но неожиданно он может расплакаться, обидеться, разозлиться на самого себя. У таких детей тонкая и чрезвычайно восприимчивая душевная организация.

Возможные причины быстрой утомляемости детей

  • Особенность темперамента, тип нервной системы. У чувствительных, восприимчивых детей большое количество их психической энергии уходит на переработку всех сигналов из окружающего мира, многие из которых дети с другим типом нервной системы и другим темпераментом просто не способны воспринять и прочувствовать.
  • Общие требования и тем более сверхтребования, которые предъявляют ребенку семья или коллектив. У истощаемого ребенка уходят дополнительные силы на то, чтобы хоть как-то соответствовать предлагаемому темпу, скорости реагирования, уровню общения и другим требованиям, что вызывает еще большее истощение.
  • Невыраженные чувства (сильный гнев, страх, стыд, обида) могут также отнимать у ребенка много психических сил.
  • Проблемы в семье, алкоголизм одного из родителей, непоследовательное поведение взрослых могут формировать в ребенке особую «сканирующую» психическую структуру, которая помогает ему «считывать» и предугадывать эмоции и поведение значимого взрослого. Это также в значительной мере перегружает психику ребенка, который пытается потом контролировать и всех окружающих его людей, что дается ему колоссальным напряжением всех психических функций.
  • Строгое наказание за ошибки при склонности таких детей к перфекционизму — стремлению делать все как можно лучше — влекут за собой истощение при выполнении любой работы.

Родителям детей, склонных к утомляемости и истощению, важно знать:

# Такие дети быстро переполняются впечатлениями и в результате могут перевозбудиться, начать капризничать. Они с трудом засыпают, если их вовремя не уложить спать. Следует по возможности создавать для них спокойную обстановку.

Ф Очень важно следить за режимом. Таким детям, как правило, требуется больше времени на сон и отдых. Они хорошо отдыхают в уединении, на природе, на свежем воздухе. Им совершенно необходимо добровольное одиночество и возможность иметь свою территорию.

17

% Такие дети, как правило, склонны переживать все в себе, редко выражают и проявляют свои чувства. Они много тревожатся, беспокоятся, пытаются быть хорошими, полезными, удобными. Им трудно делать что-то плохо, они очень стараются, но в силу своей истощаемости часто отстают от окружающих их сверстников и почти всегда не соответствуют ожиданиям родителей, что вызывает у них дополнительную волну переживаний.

  • Поддержка и отсутствие сверхожиданий таким детям совершенно необходимы. Поскольку у них чаще всего занижена самооценка, то важно поменьше критиковать и оценивать такого ребенка — он и так является строгим судьей самому себе.

® Такие дети предпочитают более взрослые занятия. Но им будут чрезвычайно полезны игры, в которых могла бы проявиться их детскость, беззаботность и спонтанность.

Щ Как правило, такие дети имеют мало друзей, но они им очень нужны, поскольку с другом можно поделиться тем, что не расскажешь родителю, с другом можно поиграть, в процессе игры отдохнуть или выплеснуть какие-то накопившиеся чувства. Но не стоит настаивать, если ребенок в какой-то день по каким-то причинам не хочет ни с кем встречаться.

  • Таким детям очень полезны массаж, занятия с водой, тишина. Важно, чтобы ребенок как можно меньше был связан с транспортом, больше гулял, проводил время с домашними животными, если он к ним привязан.

Ш Истощаемым детям всегда требуется больше времени на адаптацию в новых условиях, в новом коллективе. Если ребенок не готов к новой ситуации, он, скорее всего, заболеет. Такие дети склонны к самым разнообразным психосоматическим заболеваниям.

«5 Такой ребенок может бурно переживать события, кажущиеся взрослым незначительными. Важно принять всерьез и разделить переживания ребенка, это позволит ему воспринять происходящее событие с меньшими энергетическими потерями.

0 Следует очень бережно относиться к такому ребенку, стараться не перегружать его.

Удачи вам!

17а



Предварительный просмотр:

Медлительный ребенок

Таких детей часто называют «копуши». Они медленно одеваются, медленно едят, медленно реагируют на просьбы и обращения взрослых. Более всего от своей медлительности страдают сами копуши: взрослые на них раздражаются, ругают и наказывают, дети не очень охотно принимают их в игры, да и сами они стараются остаться в стороне. Самое главное — они испытывают трудности в обучении. Все это накладывает отпечаток на их характер, очень часто такие дети становятся необщительными, замыкаются в себе. Медлительные дети отличаются не только медлительностью двигательных реакций — у них замедленно и протекание умственной деятельности: они должны собраться с мыслями, прежде чем ответят на вопрос или выполнят задание. Недостаточная подвижность проявляется и в речи детей: они «тянут» слова, делают ненужные паузы между ними. Еще одна особенность медлительных детей — трудность переключения на новый вид деятельности. Такие дети склонны к стереотипным действиям, поступкам по определенным шаблонам и правилам — например, предпочитают ходить одной и той же дорогой, играть в привычные игры, уклоняясь от новых.

Причины медлительности детей лежат в своеобразии функционирования центральной нервной системы и связаны с низкой подвижностью нервных процессов.

Присущая каждому ребенку скорость двигательных реакций и психической деятельности, то есть его личный темп, определяется в основном врожденными особенностями, типом его нервной системы.

Как помочь медлительным детям

  • Необходимо спокойно разговаривать с ребенком, помнить, что ребенок «копается» не назло вам, просто он иначе не может (это свойство его нервной системы). Постарайтесь общаться с ним без понуканий и упреков. Ровный тон и доброжелательное обращение гораздо эффективнее, чем крик и наказания.
  • Не проявляйте спешки и не нервничайте, делая что-либо вместе с ребенком. Спешка вызовет у него еще большее замедление реакции. Рассчитывайте время так, чтобы дать возможность ребенку собраться в том темпе, в котором он может. Например, спокойно, без раздражения ждите, когда ребенок встанет (медлительным детям требуется время, чтобы отойти от сна, им надо минут 5—10 просто полежать), умоется, позавтракает. Лучше разбудите его пораньше... Торопить и подгонять его не только бесполезно, но и вредно: он затормаживается еще больше, а так как торопят его постоянно, то появляется опасность невротизации.
  • Дошкольники еще плохо воспринимают время как процесс. Научите ребенка следить за временем. В этом вам помогут песочные часы, которые дают реальную зрительную картинку «убегающих» минут. Потренируйтесь собирать игрушки, есть, одеваться пока сыплется песок в часах. Это даст ребенку возможность самостоятельно оценить скорость своих действий. Похвалите ребенка, если он уложился во времени, не ругайте, если что-то пока не получилось.

Дошкольники могут реагировать только на одно указание, данное ему за один раз. Не превращайте свои просьбы в длинный монолог, пожелание должно быть коротким и ясным, например: «Пойди возьми свою куртку, а затем я скажу, что делать дальше».

  • Некоторым детям недостаточны указания на слух. Уста на вливайте с ними зрительный и тактильный контакт. Подойдите к ребенку, ласково дотроньтесь до него, посмотрите ему в глаза, обращаясь с какой-нибудь просьбой. Такой способ обращения будет более действенным и эффективным.
  • Избегайте ярлыков. Очень просто отнести ребенка к категории ленивых или с замедленной реакцией. Ярлык прилепляется и тогда, когда вы говорите: «Вечно ты копаешься!» или «Ты всегда опаздываешь». Такие штампы закрепляются. Обращайтесь с ребенком так, словно вы ожидаете от него, что он все сделает вовремя.
  • Соблюдайте четкий режим дня. Медлительному ребенку легче приспособиться к определенному порядку всех повседневных дел. Это вырабатывает у него жизненные стереотипы. Если ребенок в одно время ложится спать, встает, ест, гуляет, если каждая процедура осуществляется в определенном порядке, ему будет легче справиться со стоящими перед ним задачами.
  • Обсуждайте с ребенком предстоящий день. Вместе с ним планируйте время подъема, сбора в детский сад, занятия на вечер, сколько все это у вас займет времени.

Уделяйте время тренировке ребенка. Свойства силы и подвижности в значительной степени тренируются под влиянием условий жизни, и можно говорить, что происходит своего рода «естественная» тренировка. Однако нельзя полагаться на то, что вот ребенок подрастет и все выправится само собой. Необходимо целенаправленное развитие подвижности нервной системы — ежедневные 10—15-минутные занятия. Систематические занятия способствуют повышению скорости работы. Тренировка легче всего проходит в игровой форме. Наиболее успешна такая тренировка в возрасте от 4 до 6 лет. В это время нужно уделить как можно больше внимания работе с медлительными детьми. Полезны упражнения для больших мышечных групп и для мелких мышц (руки), игры со сменой темпа движений (резкими переходами от медленного темпа движений к быстрому и обратно). Например, можно просить ребенка хлопать в ладоши, сгибать и разгибать пальцы рук с разной скоростью вслед за взрослым, ходить с разной скоростью (ходьба — бег — медленная ходьба). Смена темпа происходит по словесному сигналу взрослого или при смене темпа музыкального сопровождения.

  • Любое задание на быстрое или ограниченное во времени выполнение какого-то действия надо давать на позитивном эмоциональном фоне. Хорошее настроение у детей легче всего создается в игре, поэтому желательно вносить элементы игры в те ситуации, где требуется ускорение реакций медлительного ребенка (превратитесь в машинку, которая имеет несколько скоростей; поиграйте в спортсменов, которые соревнуются за победу и т.д.).
  • Приучите себя (и ребенка) к мысли: оттого, что он медлительный, он не хороший и не плохой, он просто такой, как есть. И ему нужно помочь именно с этими его качествами ориентироваться и в детском саду, и школе, и в жизни.
  • Помните, что общение и воспитание медлительных детей требует от родителей большого терпения, чувства юмора и фантазии.

Удачи вам!



Предварительный просмотр:


  
                                    Непослушный ребёнок

  •                                 Страницы психологии
  • ЧЕТЫРЕ ОСНОВНЫХ МОТИВА БЫТЬ НЕПОСЛУШНЫМ:
  •  Недостаток внимания. Ребенок не получает того количества внимания, в котором нуждается. Родителям часто не хватает времени и сил, чтобы поиграть, поговорить, позаниматься с ребенком, но для того чтобы поругать или наказать, они всегда его найдут (говорят – это же и есть «воспитание»)
  • Борьба за самоутверждение. Непослушанием ребенок проявляет свою самостоятельность, свой выбор, протестует против чрезмерной родительской опеки. Это происходит в том случае, когда родители пытаются предупредить каждый шаг ребенка.
  • Желание отомстить. Когда мы что-то пообещали и не выполнили, несправедливо наказали, даже не выслушав его объяснения. И ребенок начинает действовать по принципу «Вы мне сделали плохо, и я вам».
  • Потеря веры в собственный успех. Это если взрослые слишком часто повторяют ребенку, что он тупица, криворукий и что он вообще в жизни ничего не добьется, ему ничего другого не остается, как только подтверждать своим поведением.

Самое важное – понять, что ребенок делает что-то «не так» не «вам назло». Задача взрослого – разобраться, были ли веские причины у поступка.

Если Вы хотите сначала сами попробовать справиться с проблемой, то Вам следует: 

Шаг 1. Запастись терпением, хорошо отдохнуть и выспаться, купить литературу по интересующей проблеме.

Шаг 2. Вы и ваш супруг или супруга готовы вместе обсудить поведение непослушного и любимого ребенка. Если слово «любимого» вызвало бурю негативных эмоций, вернитесь к Шагу 1. Возможно, надо будет пополнить Вашу домашнюю библиотеку.

Шаг 3. Попробуйте посмотреть на ситуацию глазами ребенка. Восприятие мира у детей отличается от восприятия взрослых, даже незначительные изменения в семье или конфликтные ситуации могут восприниматься ими как сверхзначимые. Возможности логического мышления еще ограничены возрастом и окрашены особенностями возрастного психологического созревания. Вам не следует идти на поводу и во всем уступать, границы и законы внутрисемейного общения будут базой социальной адаптации и успешности ребенка. Может, Вы увидите в непослушном чаде себя в этом возрасте и вспомните, как вашим родителям удавалось справляться в этих ситуациях. Хочется ли Вам повторить опыт ваших родителей?

Шаг 4. Не ищите виновных. Если Вам удастся помочь ребенку в конструктивном взаимодействии с внешним миром, и Вы найдете возможность диалога, а не войны в семье – то Вы уже на верном пути. Но, если Вам покажется, что весь мир несправедлив именно по отношению к Вашему чаду, или Ваш ребенок или другой член семьи виновны в происходящем – это решение, к сожалению, Вам ничем не поможет в воспитании непослушного ребенка.

10 правил как научить ребёнка слушаться

1. Не отменяйте требования и распоряжения без крайней необходимости.
2. Просьбы и распоряжения должны быть сформулированы ясно и четко.
3. Приучайте детей сразу же выполнять порученное задание и слушаться с первого слова.
4. В присутствии детей у родителей не должно быть разногласий, если же произошла ссора, то восстановить мир и согласие необходимо также в присутствии детей.
5. Не оставляйте без наказания непослушание, усиливая наказание при повторном непослушании.
6. Не изменяйте требований, разрешая сегодня то, что было запрещено вчера.
7. Не командуйте постоянно детьми и не давайте им слишком частых приказаний.
8. Давайте ребенку посильные задания (слишком легкие также плохи, как и слишком сложные).
9. Не позволять детям фамильярного к себе отношения (любовь, ласка и нежность должны сочетаться с уважением и почтением).
10. Сами давайте положительный пример.

 

   

.



Предварительный просмотр:

.        Памятка для родителей

Ребенок-фантазер

Дети-дошкольники во многом живут в мире сказки, фантазий, волшебства, магии, чуда. Мир фантазий совершенно необходим для здорового развития дошколят. В этом волшебном мире дети получают защиту, поддержку и возможность познавать окружающий мир через веками накопленную мудрость. Способность к фантазированию говорит об активно развивающейся у ребенка функции воображения, которая необходима для здорового и гармоничного развития. Источники и причины фантазий могут быть разными. Это может быть яркий сон, который ребенок принял за действительность; выражение его затаенных желаний: «А мне папа купил щенка». Это может быть и безотчетное стремление поднять свой авторитет среди сверстников. Это может быть желание справиться с какими-то страхами. Вымыслы могут возникать и вследствие частых запретов взрослых: любознательный малыш пытается с помощью фантазий обойти ограничения, налагаемые взрослыми. Наконец, это может быть и просто свободное фантазирование в игре.

Нормальное фантазирование — дети воображают себя героями сказок, играют в любимых персонажей, могут в процессе игры перевоплощаться даже в неодушевленные предметы, оживляют в своих фантазиях игрушки, придумывают сами сказки, картины, сюжеты, борются со своими страхами, фантазируя о приведениях, скелетах и прочих пугающих персонажах.

Защитное фантазирование — дети придумывают себе другую реальность: другого папу или маму, другую семью, иное материальное положение. Иногда ребенок может придумать друга, которого у него на самом деле нет. Защитное фантазирование, как правило, указывает на определенную проблему, с которой ребенку трудно справиться, и он делает это с помощью создания другой, более помогающей ему реальности.

Родителям важно знать, что:

Детям присуще магическое, сказочное мышление. Оно им совершенно необходимо. Через сказку ребенок познает законы и правила жизни, особенности характеров, ситуаций, решений, выборов, действий.

fj^ Дети часто идентифицируют себя с теми героями, чьи качества им хотелось бы присвоить. Играя или бесконечно слушая сказки о таком герое, ребенок как бы примеряет на себя его характер, пытаясь ощутить и вобрать в себя недостающие ему самому качества.

Воображение — важная психическая функция, не менее важная, чем память и логика. В дошкольном возрасте именно через воображение во многом идет развитие психики ребенка, особенно ребенка творческого склада.

Щ) Развитие воображения может тормозиться вследствие:

  • приучения ребенка к строгому и неукоснительному порядку;
  • высмеивания фантазийной жизни ребенка;
  • критики результатов его творчества и фантазирования;
  • обесценивания воображаемого мира ребенка, постоянного стремления погрузить его в реальность и рациональность мира.

Фантазия и вера в чудо важны и необходимы ребенку, потому что именно они помогают справляться с детской тревогой о собственной «малости», позволяет принимать подчиненное положение по отношению к взрослому миру и ограниченность собственных возможностей.

Как реагировать на фантазирование ребенка

Игра, фантазирование на заданную тему и без всякой темы означает, что у ребенка живой, любознательный ум. Такую замечательную способность необходимо развивать и поощрять. Ребенку важно давать свободу фантазирования — это развивает в нем творческую личность, способную создавать новое. Можно присоединиться к малышу и пофантазировать вместе с ним. Общение с ребенком поможет лучше понять его, создаст основу для взаимного доверия и духовной близости.

€1 Если ребенок придумывает сказку, сюжет, невероятную историю, стоит его выслушать, поинтересоваться подробностями, героями и событиями. Не следует уличать ребенка во лжи, говорить: «Такого не бывает», «Ты просто все выдумал», «Ты неправильно придумал» и т.д.

® Ни в коем случае нельзя высмеивать или публично обсуждать плоды детских фантазий. Вы рискуете потерять доверие собственных детей.

•f Важно постепенно учить ребенка-фантазера создавать из своих фантазий законченный продукт. Многие творческие дети быстро загораются идеями, но им недостает усидчивости и усердия довести свои идеи до финального воплощения

Фантазирование ребенка «про страшное» не стоит прерывать, бесполезно убеждать ребенка в нереальности существования приведений, Бабы-яги и иных пугающих персонажей. Лучше поговорить с ним о его страхах с сочувствием и пониманием, предложить ему в помощь какую-нибудь игрушку, наделенную силой защитника. В случае невозможности справиться со страхами своими силами, стоит обратиться за помощью к психологу.

ф Если ваш ребенок не просто играет в сказочных героев, а начинает «быть» ими, то есть не играет в тигра, изображая его, а как бы становится им на достаточно долгое, неигровое время, то стоит обратиться за консультацией к психологу или психоневрологу.

ф Если вы столкнулись с защитным фантазированием, то ни в коем случае не ругайте ребенка. В этом случае также следует обратиться к психологу за индивидуальной или семейной консультацией. Специалисты помогут ребенку или семье справиться с трудной ситуацией.

Удачи вам!



Предварительный просмотр:

Памятка для родителей

Ребенок со страхами

Детям свойственно бояться, поскольку они физически слабы, зависимы и не всегда способны себя защитить. В определенные периоды жизни страхи являются естественной реакцией на непонятное, неизвестное. Ребенок постепенно наращивает в себе способность и умение справляться с самыми разными ситуациями, представляющими для него угрозу. Однако некоторые дети испытывают навязчивые страхи (боятся собак, темноты и т.п.). Всем детям важно научиться обходиться со своими страхами, а тем, кому страхи существенно осложняют жизнь — особенно.

Ваш ребенок может быть пугливым и часто испытывать страх, если:

ф он очень восприимчив и у него развито воображение;

ф он обладает слабым типом нервной системы, впечатлителен и раним;

ф его безопасность была нарушена ранее из-за какого-то происшествия, события; он получил психологическую травму; в семье или окружении ребенка происходили потери, тяжелые болезни, необъясненные ребенку события;

ф взрослые чрезмерно опекают ребенка и не дают возможности ему самому справиться с какими-то делами и ситуациями, он не уверен в своих силах, очень сильно опирается на взрослых;

ф его осуждают или наказывают за проявленный страх.

Наиболее частые страхи

Страх потери близких людей (особенно матери), собственной смерти, болезни, темноты, страх животных, засыпания, необъяснимых явлений (приведения, инопланетяне, звуки, тени, ожившие игрушки и т.п.); героев сказок и фильмов; перемен, предстоящих событий, новой деятельности, незнакомых людей, агрессии со стороны других детей и взрослых, — всего, что, как кажется ребенку, представляет угрозу его жизни.

Существует возрастная специфика детских страхов. В 2—3 года ребенок может бояться наказаний, боли (например, у врача), громких звуков, замкнутого пространства, одиночества и особенно темноты. В 3—4 года, появляются страхи, связанные с развитием фантазии ребенка, страх сказочных персонажей. У детей 6—7 лет (а иногда и раньше) может появиться страх смерти, своей или своих близких.

Родителям важно знать, что:

ф Детские страхи — это нормально и часто неизбежно, поскольку дети ощущают себя маленькими, физически слабыми в сравнении с любым взрослым.

ф Страх — это здоровая реакция на реальную или потенциальную угрозу. Страх субъективен. И если вам не страшно, это не значит, что не страшно тому, кто рядом с вами.

Ф Мальчики боятся не меньше, чем девочки, поскольку они все равно физически слабее любых объектов и явлений взрослого мира.

ф Начиная с 5—6 лет дети начинают осознавать и перерабатывать тему смерти. Это естественный и необходимый ребенку процесс.

Как реагировать на детские страхи

Щ Не стоит логически разубеждать ребенка, говорить ему, что бояться нечего. Он уже боится, и ваша логика ему не поможет. Лучше сказать: «Я с тобой». Мягкое реагирование на страхи ребенка, теплота и принятие, поддержка и понимание лучше и результативнее, чем убеждение, чтение морали.

Щ Если вы начинаете ругать ребенка за проявления страха, то он почувствует себя еще более беспомощным и «плохим». Это не поможет ему избавиться от страха, он просто загонит его внутрь, чтобы не показывать вам.

€1 Нет смысла говорить: «Посмотри на меня: я же не боюсь!». Вы — большой, взрослый и сильный. Вам значительно легче не бояться. Ребенок понимает, что он в разы меньше вас и физически слабее. Если уж и говорить «Я не боюсь», то не в контексте «Я — смелый, а ты — трусливый», а в контексте «Я — взрослый и я смогу защитить тебя». Важно понимать, что нельзя усилием воли перестать бояться, можно только пережить страх. Но пережить его можно только тогда, когда есть возможность опереться на что-то внутри себя или на кого-то, кто может помочь.

«Л Не нужно избегать тем, которые пугают ребенка. Если он хочет с вами поговорить о своих страхах, не стоит от него отмахиваться или пытаться переключить его внимание на другие темы. Высмеивание страхов также недопустимо: ваш малыш замкнется и останется со своим страхом один на один. Проговаривание сильно уменьшает силу страха. Его интенсивность может значительно снижаться или даже уходить, если есть с кем его разделить.

Ф Дети часто рисуют или проигрывают свои страхи. Игра и рисование позволяют прожить в воображаемой реальности волнующую и пугающую ситуацию, эмоционально отреагировать на нее. Можно спросить ребенка о содержании рисунка или игры. Но не стоит вмешиваться в этот процесс, если ребенок не приглашает вас, отзываться критически, осуждать.

Ф Если у ребенка есть желание поделиться с вами, можно предложить ему слепить свой страх из пластилина или глины, «пообщаться» со страхом, проигрывая его в маленьких сценках, сочинить сказку со счастливым концом и т.п.

При ночных страхах уместны успокаивающие ритуалы перед отходом ко сну. Спокойное, доброе отношение родителей, нежный телесный контакт помогут ребенку справиться со своими страхами и тревожными снами.

ф Лучше всего — быть рядом, когда ребенку страшно, расспрашивать его о том, чего он боится, что может случиться, оказывать поддержку, вместе придумывать способы (включая волшебные) справиться с этой ситуацией.

ф Важно создать дома такую атмосферу, в которой малыш будет чувствовать себя в безопасности: спокойная, внимательная, нежная мама и папа, излучающий стабильность и безопасность, — лучшая защита от детских страхов.

Вам стоит обратиться к психологу, если:

  • У ребенка часто повторяющиеся страхи одного и того же содержания.
  • Вы не знаете, как разговаривать с ребенком по поводу его страхов, в том числе страха смерти.

•3 Поведение ребенка изменилось вследствие того, что он перенес какую-то психологическую травму, связанную с нарушением безопасности.

И В вашей семье есть какие-то потери и изменения, о которых вам трудно сообщить ребенку.

Удачи вам!



Предварительный просмотр:

Тревожный ребенок

Тревога может проявляться у детей ситуативно (например, если предстоят или происходят какие-то важные перемены). Как правило, она связана с будущим, на которое дети или их родители смотрят сквозь призму негативных ожиданий. Ситуативная тревога естественна и свойственна многим людям. Но если ребенок тревожится часто, если это состояние становится устойчивым, то можно говорить о потенциальной возможности формирования у него тревожного характера.

Признаки повышенной тревожности у детей

Суетливость, повторяющиеся мелкие движения (кручение волос, обгрызание ногтей, покачивание ногами) или, напротив, мышечное напряжение, скованность; желание много говорить или, наоборот, напряженное молчание; трудности засыпания, сильное беспокойство перед началом важной или новой для ребенка деятельности; боязнь любых, даже незначительных, перемен; неуверенность в себе, отказ от новой деятельности («Я не смогу»).

Ваш ребенок может проявлять признаки тревожности, если:

  • У ребенка тонкая нервная организация, он чувствительный и впечатлительный.
  • Тревожное поведение свойственно вам, вы не уверены в себе, живете в ожидании негативных событий и последствий.
  • В семье происходят перемены, о которых ребенок ничего не знает, но чувствует, как изменилась атмосфера и эмоции членов семьи, и вынужден сам придумывать причины происходящих изменений, зачастую представляя себе реальность значительно более страшной, чем она есть.
  • Ребенок привык в основном опираться только на вас. Тогда любая ситуация, в которой он может оказаться без вашего участия или поддержки, будет для него тревожащей и небезопасной.
  • В вашей семье принят непоследовательный тип воспитания. Нет четких представлений о том, за что ребенок получает наказание, за что - поощрение. Нет разумного распорядка дня, традиций, ритуалов.
  • Вы требуете от себя и от ребенка безупречности, идеальности, совершенства. Ребенок осознает, что не сможет соответствовать вашим высоким критериям, и начинает бояться потерять вашу любовь и расположение.
  • Вы даете ребенку множество тревожных посланий: «Ты упадешь... У тебя не получится.. . Ты неловкий... У тебя всегда так...» В этом случае ребенок начинает воспринимать себя как неспособного справляться даже с простыми задачами.
  • Вы транслируете ребенку тревожно-негативное представление об окружающем мире: «Дети все хулиганы, незнакомые люди опасны, воспитательница заругает, милиционер заберет, тебя никто не будет любить» и т.д.
  • Ребенок пережил психологически травмирующее событие, с которым его психика не смогла справиться самостоятельно.

Родителям важно знать, что:

  • Тревожных детей следует больше поддерживать, обращать внимание на их ресурсы и качества, позволяющие им справляться с теми задачами, которые ставит перед ними жизнь.
  • Ребенок должен не только понимать, но и постоянно убеждаться на собственном опыте, что вы его любите и будете любить вне зависимости от его достижений.

Ш В постоянно меняющемся, развивающемся внутреннем мире ребенка и так много перемен, поэтому важна стабильность, которую ему может дать уверенность и психологическая устойчивость его родителей и основательность устройства семейной системы, последовательность в воспитании.

  • Если перемены в семье неизбежны (развод родителей, переезд, болезни, смерть домашних животных), стоит поговорить с ребенком об этих событиях, принимая во внимание его возможные чувства по этому поводу (страх, злость, вину и т.п.). Отсутствие информации и непредсказуемость жизни — вечные источники тревоги.
  • Тревожным детям часто трудно перейти от одной деятельности к другой (например, от игры к прогулке). Важно за какое-то время предупредить ребенка о том, что ему скоро предстоит делать, чтобы он психологически подготовился. К тому же следует понимать, что ему очень трудно оставлять дело незавершенным.

Ш Полезно обсуждать с ребенком предстоящий день, вместе с ним планировать дела.

Ш Ребенку необходимы положительные послания относительно его возможностей справляться с чем-то, что предстоит ему в жизни. Не критическое «Ты ошибся, значит, ты плохой», а отношение к ошибкам как к позитивному опыту. Это позволит ребенку заниматься новыми видами деятельности без сопровождающей тревоги.

Ш Важно формировать у ребенка адекватную самооценку. Для этого лучше всего не оценивать его (ни положительно, ни отрицательно), а интересоваться его деятельностью и ее результатами, спрашивая его самого о том, как он оценивает свою работу и почему. Не следует сравнивать ребенка с окружающими.

  • Не надо заставлять ребенка делать то, что вызывает у него тревогу (например, непременно выступить на утреннике, принять участие в игре и т.п.). Подождите, пока он сам не захочет, не обретет внутреннюю готовность к каким-то действиям.
  • Для тревожных детей очень полезны свободные игры на свежем воздухе, игры с творческим материалом (шишками, камушками, песком, фантиками, и т.д.), а также все виды водных процедур, кроме серьезных спортивных занятий.

$ Желательно постепенно увлекать ребенка рисованием восковыми мелками и красками (причем не только кисточкой, но и пальчиками), работой с пластилином и глиной. Таким детям важно все вокруг контролировать, а работа с творческим материалом позволяет им принять непредсказуемость жизни через непредсказуемость творчества на «текучем», не строгом материале.

® Если вы и члены вашей семьи смотрите на жизнь позитивно и уверенно: «Мы справимся со всем, что ни пошлет нам жизнь», то это послание непременно будет воспринято вашим ребенком, и он также вырастет в ощущении, что он - хорош и мир вокруг интересный и разный.

Удачи вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей Памятка по обучению детей правилам дорожного движения

Уважаемые родители хочется напомнить Вам еще раз правила безопасного поведения на улицах нашего города. 1. Переходите дорогу размеренным шагом. Выходя на проезжую часть дороги прекратите разговариват...

Памятка для родителей «Памятка родителям от детей»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШЕОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА № 6 «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИМАШЕВСКОГО РАЙОНА Памятка для родителей «Памятка род...

консультация для родителей "Безопасные окна" памятки "Как предотвратить выпадение ребёнка из окна" памятка для родителей "Безопасность при движении зависит и от вас" листовка "Тонкий лёд" памятка для родителей "Безопасный интернет"

фликерыСоветы безопасного поведения на дороге3Д-ручка для ребёнка-интересная информация.безопасность на льдуКонсультация для родителей "Безопасные окна"памятки  "Как предотвратить ...

Памятка родителям "Развития речи ребенка 5 – 6 лет" (Памятка для родителей)

Памятка для родителей содержит материал по характеристике речи детей 5-6 летнего возраста....

Памятка для родителей "Как играть с детьми раннего возраста". Плакат - Развитие речи детей раннего возраста. Памятка для родителей "Речевое развитие детей раннего возраста (2 – го года жизни)"

Выбирая игру для ребёнка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребёнка, быть для него привлекательной, способствовать познавательному и речевому развитию....