Рекомендации для родителей
консультация (старшая группа) на тему

Ефимова Наталья Анатольенва

Рекомендации

родителям для домашних занятий с детьми

ПРЕОДОЛЕНИЕ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ

У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

(СТАРШАЯ ГРУППА)

 

Тема:«Детский сад»

1. Выучить имена и отчества сотрудников группы. Допускаются ответы в любом звуковом исполнении

- Как зовут логопеда? —

- Как зовут воспитателей? —

- Как зовут нянечку?        —

2. Учить детей употреблять слова приветствия и прощания:

- Что говорят, когда здороваются? — Здравствуйте.

- Как здороваются утром ? - Доброе утро.

- Как здороваются днём? —Добрый день.

- Как здороваются вечером? —Добрый вечер.

- Как прощаются? —До свидания.

3. Учить ребёнка образовывать родительный падеж множественного числа существительных.

Поиграть в игру «Кого (чего) в детском саду много?» Добиваться ответа фразой.

Один воспитатель, а в детском саду много (кого?)

- В детском саду много воспитателей.

Много: мальчиков, девочек, групп, спален, раздевалок, игрушек.

4. Учить ребёнка подбирать действия к предметам

Поиграть в игру «Что делает?»

- Что в детском саду делает воспитатель?

- Воспитатель учит, занимается, гуляет...

- Что делает -     логопед  врач няня  заведующая        повар       музыкальный руководитель прачка сторож    дворник

5.Учить ребёнка образовывать прилагательные от существительных Поиграть в игру «Скажи, какой» Добиваться фразового ответа.

- Зал для занятий музыкой, это зал (какой?) - музыкальный зал.

для занятий физкультурой - физкультурный кабинет медсестры — медицинский кабинет для театра — театральная

6. Выучить стихотворение

Поглядите, что за дом,

Сколько светлых комнат в нём!

Там паркетные полы,

Там кроватки и столы.

Мишки, зайчики, матрёшки.

Миски, ложки, поварёшки,

Лучше дома не найдёшь.

Всем наш детский сад хорош!      

А. Машутис

 

Тема:  «Фрукты»

1. Приклеить в тетради или нарисовать следующие фрукты:

яблоко, груша, апельсин, лимон, банан, персик, киви, ананас, абрикос;

научить ребёнка называть фрукты, показывая каждую картинку, добиваться ответа фразой:

- Что это? - Это банан. закрепить в словаре ребёнка обобщающее понятие «фрукт»

- Как все эти картинки назовём, одним словом? - Фрукты.

- Где растут фрукты? - В саду на деревьях.

2. Учить ребёнка употреблять родительный падеж множественного числа существительных.

Поиграть в игру « Чего в саду много?» Добиваться ответа фразой.

- У нас один лимон, а в саду много (чего?) - В саду много лимонов. Много: яблок, груш, апельсинов, бананов, ананасов, персиков, абрикосов, гранатов, киви.

3. Учить ребёнка образовывать относительные прилагательные от существительных.

Поиграть в игру «Какой сок?»

Сок из яблок —это сок (какой?) —яблочный. Из груши — грушевый

апельсина — апельсиновый

лимона ~ лимонный

 банана — банановый

граната — гранатовый      

  ананаса — ананасовый

персика — персиковый

абрикоса — абрикосовый

4. Нарисовать контур любого фрукта, попросить ребёнка раскрасить его, научить

составлять рассказ о фрукте по плану:

-Что это? Пример:    - Это яблоко.

- Какое по форме? - Яблоко круглое.

- Какое по цвету? - Яблоко красное.

- Какое на вкус? - Яблоко сладкое.

5. Выучить стихотворение:

Яблоко спелое, красное, сладкое, Яблоко круглое, с кожицей гладкою. Яблоко я пополам разломлю, Яблоко с другом своим разделю.

 

Тема: «Осень. Природа, погода»

1. Выучить с ребёнком названия осенних месяцев

Сентябрь, октябрь, ноябрь

2. Приклеить картинку с изображением осени. Провести по картинке беседу:

- Какое это время года?

- Какое осенью небо?

- Как светит осенью солнце?

- Что осенью происходит с листьями на деревьях?

- Что осенью делают звери?

- Что осенью делают птицы?

- Как одеваются осенью люди?

3. Учить ребёнка образовывать родительный падеж множественного числа существительных

Поиграть в игру «Чего осенью много?» Добиваться ответа фразой.  

 - Одна лужа, осенью много (чего?) — Осенью много луж.

дождь - много дождей г     

 туча - много туч

4. Учить ребёнка подбирать признаки к предметам. Поиграть в игру « Кто больше?»

- Осенью листья (какие?) - жёлтые, красные, зелёные, осенние. Солнце (какое?) —холодное, неласковое, тусклое. Небо (какое?) - серое, хмурое, пасмурное. Ветер (какой?) — сильный, холодный, порывистый. Дождь (какой?) —мелкий, холодный, сильный.

5. Учить ребёнка образовывать прилагательные от наречий.

Поиграть в игру «Какая осень?»

- Если осенью тепло, то осень (какая?) — тёплая, холодно — холодная  

   рано пришла. — ранняя      

- пасмурная

сыро - сырая                                

 поздно пришла - поздняя    

  ветрено – ветреная                

солнечно — солнечная    

дождливо — дождливая            

 все листья золотые — золотая

хмуро — хмурая                         

ненастно — ненастная        

долго ждали — долгожданная

6. Попросить ребёнка нарисовать десять дождевых капель, раскрасить их и сосчитать: -Одна капля, две капли, ... пять капель, ... десять капель.

7. Выучить стихотворение

Капля раз, капля два,

Очень медленно сперва.

А потом, потом, потом

Всё бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои открыли,

От дождя себя укрыли.

 

Тема: «Овощи»

1. Приклеить в тетради или нарисовать следующие овощи:

картошка, морковь, капуста, репа, кабачок, свёкла, лук, перец, помидор, огурец, тыква, горох, укроп, баклажан, редис

научить ребёнка называть овощи, показывая каждую картинку, добиваться ответа

фразой:

- Что это? - Это морковь.

закрепить в словаре ребёнка обобщающее слово «овощи»:

- Как все эти картинки назовём, одним словом? - Овощи.

- Где растут овощи? - В огороде, на грядке.

2. Учить ребёнка образовывать существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами.

Поиграть в игру «Большой - маленький».

- Большой помидор, а маленький...?  - Помидорчик.

огурец - огурчик                 

морковь - морковка

картошка – картошечка        

перец – перчик

 репа - репка                       

  редиска - редисочка

укроп - укропчик                

свекла — свеколка

 капуста — капустка       

 лук—лучок         

горох — горошек                

 тыква — тыковка

3. Учить ребёнка согласовывать прилагательное «вкусный» в роде с существительными. Поиграть в игру «Вкусный - вкусная». Спросить про все овощи. Окончания прилагательных выделять голосом!

- Все овощи вкусные, но про одни овощи мы говорим «вкусный», а про другие «вкусная».

- Огурец (какой?) - Огурец вкусный.

- Капуста (какая?) - Капуста вкусная.

4. Нарисовать контур любого овоща, попросить ребёнка раскрасить его и рассказать об этом овоще по плану:

- Что это? Пример:    - Это огурец.

- Какой по цвету? - Огурец зелёный.

- Какой по форме? - Огурец овальный.

- Где растёт? - Огурец растёт в огороде.

5. Выучить стихотворение, можно загибать пальцы, чтобы лучше запомнить. Что растёт на нашей грядке? Огурцы, горошек сладкий, Помидоры и укроп Для соления и проб. Есть редиска и салат — Наша грядка просто клад!

В.Коркин

 

Тема: « Деревья осенью»

1. Приклеить или нарисовать следующие деревья: дуб, берёза, клён, рябина, осина.

Научить различать и называть деревья, добиваться ответа фразой: - Что это? — Это дуб.

2. Учить ребёнка   образовывать множественное число существительных Поиграть в игру «Один много»

- Один дуб, а когда много... (как говорим?) —Дубы

берёза — берёзы       

  ветка — ветки            

жёлудь - жёлуди

клён — клёны         

лист — листья         

   серёжка - серёжки

рябина —рябины         

корень — корни          

ягода - ягоды

осина - осины        

 почка - почки              

сучок – сучки

3.Учить ребёнка образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Поиграть в игру «Большой - маленький» Спросить про деревья и части дерева.

-Большая берёза, а маленькая... ?

- Маленькая берёзка. Маленькая: осинка, рябинка, веточка. Маленький дубок, листик, корешок.

4. Учить ребёнка образовывать относительные прилагательные от существительных Поиграть в игру «Какой лист?»

У берёзы лист (какой?) — берёзовый       

  У дуба — дубовый

клёна – кленовый                              

  осины — осиновый  

 рябины — рябиновый

5. Нарисовать дерево, попросить ребёнка раскрасить его. Научите ребёнка показывать и называть части дерева(корни, ствол, ветки, листья, верхушка, почки), отвечать на вопрос:

- Чего у дерева много?

- У дерева много корней, веток, листьев, почек, сучков.

- Чего у дерева по одному?

- У дерева один ствол, одна верхушка.

6. Учить ребёнка согласовывать числительные и существительные

Поиграть в игру «Сосчитай» Сосчитать осину

Один дуб, два дуба, ... пять дубов, ... десять дубов.

7. Выучить стихотворение

Дуб дождя и ветра                         Ведь до поздней осени

Вовсе не боится.                            Дуб стоит зелёный.

Кто сказал, что дубу                    Значит, дуб выносливый,

Страшно простудиться?!           Значит, закалённый.        

 И. Токмакова

 

Тема: «Игрушки»

1. Приклеить или нарисовать игрушки. Научить ребёнка называть игрушки, о каждой спросить

Что это? — Это кукла.

- Как все эти картинки назовём, одним словом? ~ Игрушки.

2.Учить ребёнка согласовывать существительные с притяжательными местоимениями. Поиграть в игру «Мой - моя - мои»

- Про какую игрушку можно сказать «моя»? - Моя кукла, моя машина...

-Про какую игрушку можно сказать «мой»? - Мой мишка, мой мяч...

- Про какую игрушку можно сказать «мои»?- Мои кубики, мои шары....

3.Учить ребёнка образовывать родительный падеж множественного числа существительных. Добиваться полного ответа.

Поиграть в игру «Чего в магазине много?»

- У тебя одна машина, а в магазине много (чего?)

- В магазине много машин.

4.Учить ребёнка образовывать относительные прилагательные от существительных. Поиграть в игру «Какая игрушка?»

- Игрушка из резины - это игрушка (какая?) - резиновая.

 Из: плюша — плюшевая                

железа — железная

пластмассы — пластмассовая      

стекла — стеклянная

дерева — деревянная               

  тряпочки — тряпичная

бумаги — бумажная                     

картона — картонная

5. Учить ребёнка подбирать предметы к действиям.

Поиграть в игру «Кто больше?»

- Что можно кидать? - Мяч, шарик. Катать—машину, паровоз...

Спать укладывать — куклу, мишку...

Собирать — кубики, конструктор, мозаику, пазлы, матрёшку...

6. Выучить стихотворение

Бабушка Танюше                 Светлая головка,

Куклу подарила:                   Маленькие ножки,

Глазки голубые                     Платье кружевное

И румянец милый.                 Красные сапожки...    

 Т. Днепровская

Нарисовать куклу, попросить ребёнка раскрасить её так, как говорится в стихотворении и побеседовать по содержанию:

- Как звали девочку?

- Что подарила ей бабушка?

- Какие у куклы глазки (румянец, головка, ножки, платье, сапожки)?

 

 

 

 

Тема: «Ягоды»

1. Приклеить или нарисовать следующие ягоды:

малина, клубника, смородина (красная и чёрная), крыжовник, облепиха, слива, виноград, земляника, черника, клюква, рябина.

Научить ребёнка различать ягоды, спросить про все картинки:

- Покажи малину.

Научить ребёнка называть ягоды, спросить про все картинки:

- Что это? — Это клюква.

2. Учить ребёнка образовывать родительный падеж единственного числа существительных.

Поиграть в игру «Чего в лесу (в саду) много?

- Одна вишня, а в саду много (чего?) —В саду много вишни.

- Одна земляника, а в лесу много (чего?) — В лесу много земляники. Много: клубники, смородины, крыжовника, облепихи, сливы, винограда, черники, клюквы, рябины.

3. Учить ребёнка образовывать относительные прилагательные от

существительных. Поиграть в игру «Какая ягода?»

 -Если ягода растёт в саду, то она (какая?) - ягода садовая

в лесу - лесная        на лугу — луговая         на болоте - болотная

Поиграть в игру «Сварим компот» -Если компот из малины, то это компот (какой?) – малиновый

 компот из     вишни — вишнёвый

клубники — клубничный

черники - черничный

клюквы - клюквенный

земляники — земляничный

облепихи — облепиховый

крыжовника — крыжовниковый  

смородины — смородиновый

4. Нарисовать десять вишен, попросить ребёнка раскрасить их и сосчитать:

- Одна вишня, две вишни, ... пять вишен, ... десять вишен.

5. Учить ребёнка образовывать творит, падеж существительных с предлогом «С»

Поиграть в игру «С чем корзинка?» Добиваться ответа фразой, предлог «С» выделять голосом.

- В корзине малина, корзина с (чем?) - Корзина с малиной.

С  вишней ,клубникой ,черникой ,со сливой

земляникой ,облепихой ,крыжовником

рябиной, виноградом ,  клюквой

6. Выучить стихотворение

Я надену поясок,                      Наберу малины

Подвяжу я туесок,                 Полную корзину.

Побегу я по малину                 Наварю варенья

Через поле и лесок.                 Всем на угощенье

 

: «Человек и его тело»

1. Научить ребёнка называть части своего тела:

голова, волос, нос, рот, зуб, губа, нёбо, язык, щека, висок, ухо, подбородок, шея, грудь, живот, спина, рука, нога, ладонь, ступня, палец, ноготь, локоть, колено, пятка. По каждой части, показывая её, спросить, добиваясь ответа фразой:

- Что это? — Это голова.

2. Нарисовать в тетради человека, учить ребёнка согласовывать существительные с числительными «один — одна — два — две»

- Чего у человека по одному? — Один нос, рот, язык, подбородок, живот.

- Одна голова, спина, шея, грудь.

- Чего у человека по два? —Два колена, локтя, виска, уха.

- Две губы, щеки, щеки, руки, ноги, ладони, пятки.

3. Учить ребёнка делать обобщения

Поиграть в игру «Назови одним словом» -Пальцы, ладонь, локоть — это что? — Рука. Пальцы, пятка, ступня, колено — нога.

Спина, грудь, живот, бока - туловище.

Губы, зубы, язык, нёбо -рот.

Волосы, лоб, затылок, виски, глаза, нос, рот, щёки, уши - голова.

4. Учить ребёнка подбирать предметы к действиям

Поиграть в игру «Наши помощники»

- Что помогает нам слышать? - Уши

видеть - глаза         бегать (прыгать, ходить) - ноги

нюхать - нос         обнимать (работать, гладить) - руки

кусать - зубы         целовать - губы

разговаривать – язык

5.Обвести в тетради руку ребёнка, попросить ребёнка раскрасить её и назвать пальцы, начиная с большого:

- Большой, указательный, средний, безымянный, мизинец. 

Сосчитать пальцы на обеих руках:

- Один палец, два пальца, ... пять пальцев, ... десять пальцев.

6. Выучить стихотворение, показывая при  этом пальцы на руке:

Это — палец большой,         Названья этому не дали,

Толстый какой!                    Безымянным лишь прозвали.

Это—указательный,           Ну а это — наш любимчик,

Палец внимательный.         Самый маленький мизинчик.

 Это - средний,                     По росту не последний!               

  И.Волкова

 

Тема: «Одежда»

1. Приклеить или нарисовать одежду:

шуба, пальто, куртка, брюки, джинсы, кофта, костюм, варежки, перчатки, шарф, юбка, платье, майка, футболка, носки, колготки.

Научить ребёнка называть одежду, показывая картинки. Добиваться ответа фразой: - Что это? — Это шуба.

- Как всё это назовём, одним словом? — Одежда

2. Учить ребёнка образовывать родительный падеж множественного числа

существительных. Добиваться полного ответа. Поиграть в игру «Чего в магазине много?»

- У тебя одна шуба, а в магазине много (чего?) - В магазине много шуб. Много: курток, брюк, кофт, костюмов, варежек, перчаток, шарфов, юбок, платьев, маек, футболок, колготок, носок, пальто.

3. Учить ребёнка согласовывать притяжательные местоимения «мой», «моя», «моё», «мои» с существительными. Выделять голосом подчёркнутые звуки.

Поиграть в игру «Мой - моя - мои»

-Рубашка чья? - Моя рубашка (куртка, майка, шуба, кофта, юбка, футболка).

- Костюм чей? — Мой костюм (шарф).

-Носки чьи? - Мои носки (варежки, брюки, перчатки, джинсы).

4. Учить ребёнка образовывать относительные прилагательные от существительных Поиграть в игру «Какая одежда?»

Одежда из меха — это одежда (какая?) - Меховая.

Из    кожи — кожаная               для   детей — детская

носят зимой – зимняя                пуха — пуховая                  

 взрослых — взрослая                 летом - летняя

шерсти — шерстяная               женщин — женская

 осенью – осенняя                        мужчин — мужская

 весной — весенняя                      шили — шитая                    

вязали — вязанная                       носят осенью и весной — демисезонная

5.Учить ребёнка употреблять винительный и родительный падеж существительных. Спросить по картинкам в тетради:

- У какой одежды есть воротник?- У пальто есть воротник...

- У какой одежды нет воротника? — У майки нет воротника...

- У какой одежды есть рукава? — У рубашки есть рукава...

- У какой одежды нет рукавов? - У юбки нет рукавов...

6. Выучить стихотворение. Учить читать с выражением, с вопросительной интонацией 

Кто купил в горошек ситцу?              Кто в обновку нарядится?

Папа — вот кто!                                Чья дочурка баловница?

Сшила что за мастерица?                 Маша - вот кто.

Мама — вот кто?                 

 С. Капутикян

 

Тема: «Обувь, головные уборы»

1. Приклеить картинки или нарисовать

обувь: ботинки, туфли, сапоги, валенки, кроссовки, кеды;

головные уборы: шапка, шляпа, кепка, бейсболка, берет, платок.

Научить ребёнка называть картинки, показывая их и добиваясь ответа фразой:

- Что это? — Это ботинки... — Это шапка....

- Как всё назовём одним словом? — Обувь (Головные уборы)

2. Учить ребёнка употреблять родительный падеж множественного числа существительных.

Поиграть в игру «Чего в магазине много?»

- У тебя ботинки, а в магазине много (чего?) —В магазине много ботинок.

Много: туфлей, сапог, валенок, кроссовок, кед, шапок, шляп, кепок, бейсболка, беретов, платков

3. Учить ребёнка образовывать относительные прилагательные от существительных.

Поиграть в игру «Скажи - какая?». Добиваться ответа фразой.

- Обувь из меха - это обувь (какая?) - Меховая обувь.

Из кожи - кожаная    замши - замшевая   резины - резиновая    сукна - суконная шляпа из соломы - соломенная фетра — фетровая      бумаги - бумажная

платок из пуха — пуховый ,    шерсти — шерстяной   шёлка – шёлковый

4. Учить ребёнка согласовывать существительные с числительными «одна» - «один», «две» - «два»

Поиграть в игру «Один - одна»

- Про какую обувь (какой головной убор) мы скажем «один»?

- Один ботинок (валенок, сапог, берет).

- Про какую обувь (какой головной убор) мы скажем «одна»?

- Одна тапка (туфля, кроссовка, чешка, шапка, шляпа, кепка, бейсболка).

- Про какую обувь мы скажем «два»?      

- Про какую обувь мы скажем «две»? -Два ботинка (валенка, сапога)

 -Две тапки (туфли, кроссовки).

5. Учить ребёнка подбирать предметы к действиям

Поиграть в игру «Кто больше?»

- Что можно застегнуть? - Можно застегнуть молнию (кнопку, липучку, крючок...).

- Что можно завязать? — Можно завязать платок (шнурки, бант...)

6. Учить ребёнка согласовывать существительные с числительными.

Поиграть в игру «Сосчитай», сосчитать кепка

- Одна шапка, две шапки, ... пять шапок, ... десять шапок.

7. Выучить стихотворение вместе с ребёнком по ролям: взрослый задаёт подчёркнутые вопросы, а ребёнок отвечает:

-Шапка, шапка, где была?             - Шапка, шапка, где была?

Я была в кино.                                    В цирке шапито.

Что ж ты, шапка, видела?        - Что ж ты в цирке видела?

-Было там темно.                          - Шапки да пальто,

Задремала я нечаянно                      Номерки, зонты и палки -

На коленях у хозяина.                      Всё, что было в раздевалке.         

В. Берестов

 

Тема: «Посуда»

1. Приклеить картинки или нарисовать посуду группами:

кухонная: бидон, бак, ведро, ковш, сковорода, кастрюля, поварёшка;

столовая: супница, тарелка, ложка, вилка, нож;

чайнаячайник, чашка, блюдце, бокал, кружка ваза, самовар.

Научить ребёнка классифицировать и называть посуду:

-Посуда, которую мы держим только на кухне - это посуда (какая?) — Кухонная.

- Покажи и назови кухонную посуду.

-Посуда, которую мы ставил! на стол, когда обедаем - это посуда (какая?)

- Столовая.

- Покажи и назови столовую посуду.

- Посуда из которой мы чай пьём — это посуда (какая?) — чайная.

- Покажи и назови чайную посуду.

2.Учить ребёнка согласовывать существительные с числительными «один», «одна», «одно». Поиграть в игру «Один - одна - одно».

- Про какую посуду скажем «один»?

- Один бидон, бак, ковш, нож, чайник, бокал, самовар.

- Про какую посуду скажем «одна»?

-  Одна сковородка, кастрюля, поварёшка, супница, тарелка, ложка,

вилка, чашка, кружка, ваза.

- Про какую посуду скажем «одно»?

- Одно ведро, блюдце.

3. Учить ребёнка образовывать родительный падеж единственного числа существительных с предлогом «У»

Поиграть в игру «Не ошибись»

- У какой посуды есть ручка? — У чайника, у чашки...

- У какой посуды есть: крышка, носик?

4. Учить ребёнка образовывать родительный падеж множественно числа существительных. Поиграть в игру «Чего в магазине много?»

- У тебя одна чашка, а в магазине много (чего?) - В магазине много чашек.

Много: бидонов, баков, вёдер, ковшей, сковородок, кастрюль, поварёшек, супниц, ложек, вилок, тарелок, чайников, блюдец, бокалов, кружек, ваз, самоваров.

5. Учить ребёнка образовывать относительные прилагательные от существительных. Поиграть в игру «Какая посуда?»

Из дерева — деревянная         

серебра — серебряная    

Для кухни - кухонная

хрусталя - хрустальная         

глины – глиняная        

чая - чайная

стекла — стеклянная       

  золота — золотая        

 столовой - столовая

металла – металлическая        

фарфора — фарфоровая        

кофе — кофейная

6. Выучить стихотворение

Ну-ка, ну-ка, ну-ка, ну-ли! Кашу сладкую варите.

Не ворчите вы, кастрюли! Кашу сладкую варите

Не ворчите, не шипите, Наших детушек кормите.

И. Токмакова

 

Тема: «Продукты»

1. Приклеить картинки или нарисовать продукты:

овощи, фрукты, изделия из молока, муки, мяса. Научить ребёнка классифицировать и называть продукты:

-  Покажи и назови овощи (фрукты, изделия из мяса, изделия из муки, изделия из молока)

- Как всё это назовём одним словом? — продукты.

2. Учить ребёнка употреблять родительный падеж единственного и множественного чист существительных.

Поиграть в игру «Чего в магазине много?». Спросить про каждую картинку.

- У тебя колбаса, а в магазине много (чего?) —- В магазине много колбасы.

-У тебя один батон, а в магазине много (чего?) —В магазине много батонов.

3. Учить ребёнка подбирать действия к предметам.

Поиграть в игру «Кто больше?»'

- Что можно делать с картошкой? - Варить, жарить.

- Что можно делать с грибами? — Сушить, солить.

 -Что можно делать с апельсином? — Так есть.

4. Учить ребёнка согласовывать существительные с числительными

Поиграть в игру «Сосчитай»

- Один батон, два батона, ...пять батонов, ... десять батонов.

5. Учить ребёнка подбирать предметы к признакам.

Поиграть в игру «Не ошибись»

- Что бывает сладким? —Йогурт, шоколад...

кислым — кефир, лимон...    

 горьким — перец, горчица...    

солёным — огурцы...

варёным — картошка, яйца...        

 жареным —мясо, рыба...

6. Учить ребёнка употреблять родительный падеж существительных с предлогом «БЕЗ».

Поиграть в игру «Повар». Добиваться ответа фразой.

- Повар забыл положить в суп картошку, суп без (чего?) — Суп без картошки. Без: морковки, лука, соли, перца, сметаны.

7. Выучить стихотворение

Мы печём пшеничные                             Мама, папа, брат, сестра,

Пироги отличные.                                   Пёс лохматый со двора.

Кто придёт к нам пробовать               И другие, все, кто может,

Пироги пшеничные?                               Пусть приходят с ними тоже.

И. Токмакова

 

 

 

Тема: «Дом — жилище человека»

1. Приклеить в тетради дом, научить ребёнка называть его части:

крыльцо, лестница, стена, окно, подоконник, крыша, труба, угол, пол, потолок. Показывать части дома и спрашивать: - Что это? — Это окно.

2.Учить ребёнка образовывать родительный падеж множественного числа существительных.

Поиграть в игру «Чего в доме много?

- Одна стена, а в доме много (чего?) — В доме много стен.

Много: лестниц, окон, подоконников, труб, углов.

3.Учить ребёнка образовывать родительный падеж единственного и множественного числа существительных с предлогом «БЕЗ» . Поиграть в игру «Мастер»

- Мастер забыл сделать в доме пол, дом без (чего?)

- Дом без пола.

Без: крыши, окон, углов, дверей, трубы, крыльца, подоконников, потолка.

4.Учить ребёнка образовывать относительные прилагательные от существительных Поиграть в игру «Какой дом?»

- Если дом из дерева, то дом (какой?) - деревянный.

 Из    кирпича — кирпичный         

панелей - панельный

камней — каменный         

бетона — бетонный

глины — глиняный                 

соломы – соломенный

5. Учить ребёнка согласовывать существительные с количественными числительными

Поиграть в игру «Сосчитай»

- Одно окно, два окна...пять окон.

6. Выучить стихотворение

Пусть не сердятся родители,

Что измажутся Строители,

Потому что тот, кто строит,

Тот чего-нибудь да стоит.

И не важно, что пока

Этот домик из песка.                

Б. Заходер

7. Совместно с ребёнком смастерить домик из любого материала. Научить ребёнка рассказывать о нём по плану:

- Что это?

- Кто делал?

- Какие есть части?

- Какого цвета части?

- Сколько окон (дверей)?

 

Тема: «Квартира. Мебель»

1. Приклеить картинку с изображением комнаты с мебелью или мебель. Научить ребёнка называть помещения в квартиреприхожая, зал, спальня, ванная, туалет, коридор; мебель и её части: стол, стул, диван, кресло, шкаф, кровать, тумбочка, ножка, спинка, сиденье, полка, ящик, стенка, ручка, дверца, крышка.

- Что это? — Это стол.

- Как всё это назовём, одним словом?

2. Учить ребёнка образовывать родительный падеж множественного числа существительных. Поиграть в игру «Чего в магазине много?»

- У нас один стол, а в магазине много (чего?) - В магазине много столов.

 Много: стульев, диванов, кресел, шкафов, кроватей, тумбочек.

3. Учить ребёнка образовывать родительный падеж существительных с предлогом «У»

Поиграть в игру «Не ошибись»

- У какой мебели есть ручки? - Ручка есть у стола, у шкафа... У какой мебели есть: ножки, спинка, ящики, дверца, крышка, полки?

4. Учить ребёнка согласовывать существительные с притяжательными местоимениями «мой», «моя», «моё». Поиграть в игру «Чей - чья - чьё?»

- Про какую часть квартиры (мебель) скажем «моя»? -Моя комната, ванная, прихожая, кухня, кровать, тумбочка...

- Про какую часть квартиры (мебель) скажем «мой»?

- Мой коридор, стол, стул, шкаф, диван...

- Про какую мебель скажем «моё»?- Моё кресло.

5. Учить ребёнка подбирать предметы к действиям

Поиграть в игру «Не ошибись»

 -На чём можно сидеть?- Сидеть можно на стуле, в кресле, на табуретке, на диване.

- На чём можно лежать?- Лежать можно на кровати, на диване.

- Что можно открыть?- Открыть можно шкаф, дверцу, ящик.

6. Учить ребёнка употреблять предложный падеж существительных с предлогами «на» и «в»

 - Где мама готовит еду? — На кухне.

- Где мы можем умыться? — В ванной.

- Где мы спим?—В спальне.

- Где мы принимаем гостей? — В зале.

- Где мы раздеваемся, когда заходим в квартиру? - В прихожей.

7. Выучить стихотворение

Берёте книгу и тетрадь,                 Недаром пахнет он сосной

Садитесь вы за стол.                      Пришёл он из глуши лесной.

А вы могли бы рассказать.             Вот этот стол - сосновый стол

Откуда стол пришёл?                     К нам из лесу пришёл.        

 С.Маршак

Рассказать ребёнку как делают мебелью

 

Тема: «Зима. Зимние забавы»

1. Приклеить картинку с изображением зимы. Провести беседу:

- Какое сейчас время года? — Зима.

- Назови зимние месяцы.—Декабрь, январь, февраль

- Как зимой светит солнце?- Солнце зимой светит, но не греет.

- Какой зимой дует ветер?- Зимой дует холодный ветер.

- Что идёт зимой?- Зимой идёт снег.

- Что происходит зимой с реками?- Реки зимой замерзают.

- Как одеваются зимой люди?- Зимой люди надевают шубы, шапки...

- Что делают зимой звери?- Звери зимой прячутся, спят.

- Чем занимаются зимой дети?- Зимой дети катаются на санках...

2. Учить ребёнка подбирать прилагательные к наречиям. Поиграть в игру «Какая зима?»

пришла рано —ранняя зимой        

холодно — холодная      

много снега — снежная

пришла поздно — поздняя    

тепло — тёплая        

морозно — морозная

долго ждали — долгожданная        

 ветрено — ветреная

3. Учить ребёнка подбирать признаки к предметам.

Поиграть в игру «Кто больше?»

Снег (какой?) - чистый, белый, мягкий, пушистый...

 - Снежинка (какая?) -лёгкая, блестящая, красивая...

- Лёд (какой?) — скользкий, прозрачный, гладкий...

4.Учить ребёнка называть спортсменов. Поиграть в игру «Назови спортсмена».

- Кто ездит на санках? — На санках ездит саночник,

ездит на лыжах — лыжник

на коньках бегает — конькобежец                

танцует на коньках — фигурист  

  играет в хоккей — хоккеист

5. Учить ребёнка отгадывать загадки.

Зимой светит, да не греет... (солнце). Зимой ветер снег завивает — это... (вьюга).

Большая куча снега — это ... (сугроб). Зимой ветер снег метёт — это... (метель).

Летом серый, а зимой белый... (заяц). Летом рыжая, а зимой серая... (белка).

Зимой спит в берлоге... (медведь). Зимой спит в норке... (ёжик).

б.Нарисовать снежную бабу, попросить ребёнка раскрасить её, задать вопросы, добиваясь полного ответа:

- Сколько комков сделали для снежной бабы?

- Покажи самый маленький комок.

- А этот комок (какой?) — Больше (самый большой).

- Что у бабы в руках (на голове, вместо носа, вместо глаз)?

7. Выучить стихотворение

Сегодня из снежного мокрого кома                Никто не проедет, никто не пройдёт.

Мы снежную бабу слепили у дома.                 Знакома она уже всей детворе,

Стоит наша баба у самых ворот.                 А Жучка всё лает: «Чужой во дворе!»

И. Демьянов

 

Тема: «Зимующие птицы»

1. Приклеить или нарисовать следующих птиц

ворона, сорока, снегирь, воробей, сова, голубь, дятел, синица, клёст, глухарь. Научить ребёнка называть птиц, показывая каждую картинку:

- Кто это? - Ворона. Научить ребёнка отвечать на вопросы

- Как всё это назовём, одним словом? - Зимующие птицы.

2. Учить ребёнка образовывать родит, падеж множественного числа существительных

Поиграть в игру «Кого в лесу много?» Добиваться ответа фразой:

- У нас одна ворона, а в лесу много (кого?)

- В лесу много ворон.

Много: сорок, сов, синиц, сорок, снегирей, голубей, Глухарей, дятлов, клестов.

3. Учить ребёнка образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами .

Поиграть в игру «Назови ласково».

- Птица, назови ласково...?

- Птичка.

воробей — воробьишка       

  сова — совушка

голубь - голубок        

 синица — синичка

4. Учить ребёнка называть птенцов птиц.

Поиграть в игру «Назови птенца»

- Кто птенец у вороны? - Воронёнок.

У совы — совёнок      

у голубя — голубёнок        

у  снегиря - снегирёнок

у сороки — сорочёнок      

у воробья — воробьёнок      

у  глухаря — глухарёнок

5. Учить ребёнка подбирать действия к предметам и наоборот

Поиграть в игру «Кто как голос подаёт?»

- Ворона как голос подаёт? - Ворона каркает,         

сорока - стрекочет    

 воробей - чирикает         

синица - тенькает                

 сова- ухает                

голубь – воркует

6. Учить ребёнка согласовывать существительные с числительными.

Поиграть в игру «Сосчитай от 1 до 10»

Одна сова, две совы, ... пять сов, ... десять сов.

7.Выучить стихотворение

Вынь, вынь. Вынь, вынь, вынь

Ты жучка из глубины!

Кинь, кинь, Кинь, кинь, кинь

На дорожку у сосны!

 Тук, тук, Тук, тук, тук,

Угости подруг!  

По И. Токмаковой

 

Тема: «Ель, сосна»

1 .Приклеить или нарисовать ель и сосну.

Научить ребёнка различать и называть деревья и отвечать на вопросы полным ответом:

- Что это? — Это ель (сосна).

- Как назовём эти деревья? —Хвойные деревья.

- Как по-другому можно назвать иголки? — Хвоя.

2. Учить ребёнка согласовывать существительные со словами «много» и «один -одна». Поиграть в игру «Чего у ёлки много (по - одному)?»

- Чего у ёлки много? — У ёлки много корней (веток, иголок, шишек).

- Чего у ёлки по - одному? — У ёлки один ствол (верхушка).

3. Учить ребёнка образовывать прилагательные от существительных.

Поиграть в игру «Скажи - какие?»

- У ели иголки какие? — Еловые.

У  сосны — сосновые      

У ежа — ежовые

У швеи — швейные        

в медицине – медицинские

4.Учить ребёнка подбирать антонимы к прилагательным. Поиграть в игру «Скажи наоборот».

- Сосна высокая, а ель? - Низкая

- У сосны ствол толстый, а у ёлки? - Тонкий.

- У сосны иголки длинные, а у ёлки? —Короткие.

- У сосны шишки маленькие, а у ёлки? —Большие.

- У сосны шишки лёгкие, а у ёлки? — Тяжёлые.

5. Учить ребёнка подбирать признаки к предметам.

Поиграть в игру «Кто больше?» То же спросить про сосну.

-Ель (какая?) - высокая, стройная, красивая, зелёная...

- Шишка (какая?) - овальная, коричневая, гладкая, тяжёлая...

 -Иголки (какие?) - маленькие, короткие, зелёные, колючие...

- Ствол (какой?) - тонкий, шершавый, высокий...

- Смола (какая?) - жёлтая, густая, душистая...

6. Научить ребёнка составлять рассказ-сравнение о ели и сосне по плану:

- Что это? - Это ель, а это сосна.

- Сравнить по высоте. — Ель низкая, а сосна высокая.

- Сравнить ствол. — У ели ствол тонкий, а у сосны толстый.

- Сравнить иголки. — У ели иголки короткие, а у сосны длинные.

- Как растут иголки? — У ели иголки растут по - одной, а у сосны по две.

- Где растут? — Ель растёт в еловом лесу, а сосна в сосновом бору.

-Что любят? — Ель любит прохладу, а сосна солнце.

7. Выучить стихотворение

Спелых яблок целый воз                     «Почему на ёлке колкие иголки?

Через ельник ёжик вёз.                       До сегодняшнего дня

Уколол о ветку нос и задумался:       Я не знал, что мы —родня!

 

Тема: «Новый год»

1. Приклеить картинку на новогоднюю тематику и провести с ребёнком беседу

- Какой недавно был праздник?

- В какое время года бывает этот праздник?

- Кто приходил на праздник?

- Что подарили детям?

- Что дети делали на празднике?

2. Учить ребёнка образовывать родительный падеж множественного числа существительных.

Поиграть в игру Д/и «Чего на ёлке много?»

- Это один шар, а на ёлке много чего?

- На ёлке много шаров (украшений, бус, фонариков, звёзд, снежинок, огоньков)

3. Учить ребёнка образовывать относительные прилагательные от существительных

Поиграть в игру «Какая игрушка?»

- Игрушка из резины - это игрушка (какая?) - резиновая,

плюша — плюшевая

 железа — железная         

пластмассы – пластмассовая        

стекла - стеклянная

дерева — деревянная         

золота - золотая                

 бумаги — бумажная

картона - картонная        

 серебра — серебряная       

  хрусталя — хрустальная

4. Нарисовать ёлку с 10 игрушками. Попросить ребёнка раскрасить игрушки сосчитать их:

- Одна игрушка, две игрушки..., пять игрушек, ... десять игрушек.

5. Выучить стихотворение

Кто пришёл?

Что принёс?

Знаем мы

Дед Мороз.

Дед седой,

С бородой,

Он наш гость Дорогой.

Он нам ёлку

Зажжёт,

С нами песню

Споёт.        

 Е. Благинина

 

Тема: «Домашние животные и птицы»

1. Приклеить или нарисовать следующих домашних животных и птиц:

корова, лошадь, коза, собака, кошка, свинья, курица, петух, гусь, утка, индюк. Научить ребёнка называть картинки и отвечать на вопросы:

- Кто это? — Это корова... гусь...

- Как назовём, одним словом?

—Домашние животные (птицы).

2. Учить ребёнка употреблять родительный падеж множественного числа существительных

Поиграть в игру «Кого в деревне много?»

- Одна корова, а в деревне много (кого?)

- В деревне много коров.

В деревне много: коз, собак, кошек, лошадей, свиней, куриц, петухов, гусей, индюков.

3.Учить ребёнка называть детёнышей домашних животных и птиц Поиграть в игру «Назови детёныша»

- Кто детёныш у козы?

- Козлёнок

4.Учить ребёнка называть жилища домашних животных

Поиграть в игру «Кто где живёт?». Добиваться полного ответа.

- Где живёт корова?

- Корова живёт в коровнике.

свинья — в свинарнике         

коза — в сарае        

 кошка — в доме

собака - в конуре                

 лошадь — в конюшне    

курица — в курятнике

5. Учить ребёнка согласовывать существительные с количественными числительными

Поиграть в игру «Сосчитай от одного до десяти»

- Одна коза, две козы...десять коз.

6. Учить ребёнка употреблять винительный падеж существительных

Поиграть в игру «Кто что ест?»

 корова — сено, траву          

 лошадь — сено, овёс, траву  

собака — косточку, суп        

свинья — похлёбку      

кошка — молоко, рыбу

коза — сено, траву                

курица, гусь утка — червяков, травку, зернышки

7. Выучить стихотворение

На подворье нашем                Добрый пёс Трезорка                 Все они хорошие,

Овцы и барашек                     И корова Зорька,                         Всех я их люблю.

Хрюшка с поросёнком           Гуси и гусята                              А цыплят я крошками

И коза с козлёнком,               Куры и цыплята.                         Утром покормлю.

Г. Ладонщиков

 

Тема: «Дикие животные наших лесов»

1. Приклеить или нарисовать следующих животных:

лиса, волк, медведь, лось, заяц, ёж, белка, бобёр, кабан. Научить ребёнка называть животных и отвечать на вопросы:

- Как назовём, одним словом?

—Дикие животные.

- Где они живут? - В лесу.

- В каком лесу? - В густом, дремучем.

- Кто им домик строит, кормит? — Сами.

2. Учить ребёнка образовывать родительный падеж множественного числа существительные

Поиграть в игру «Кого в лесу много?». Добиваться ответа фразой, окончания слов проговаривать.

- На картинке один заяц, а в лесу много (кого?)

- В лесу много зайцев. Много': лис, волков, медведей, лосей, ежей, белок, бобров, кабанов.

3. Учить ребёнка употреблять творительный падеж существительных

Поиграть в игру «Кто, чем защищается»

- Волк чем защищается? - Зубами.                  

медведь — зубами, лапами, когтями.        

лиса — зубами    

ёжик — иголками,

заяц, белка — ноги помогают, убегают        

 лось—рогами.    

 кабан — клыками

4. Учить ребёнка согласовывать существительные с количественными числительными. Поиграть в игру «Сосчитай от одного до десяти»

- Одна лиса, две лисы... десять лис.

- Один волк, два волка, три волка, ... пять волков, ... десять волков.

5.Учить ребёнка составлять описательный рассказ о любом диком животном по плану:

- Кто это?

- Какие есть части тела?

- Какого цвета шубка?

- Что ест?

- Где живёт?

- Как называются детёныши?

6. Выучить стихотворение

Бежит ёжик                       Говорит ему лисица:        Отвечает серый ёжик:

Вдоль дорожек,                 -Дай переведу!                   - У меня две пары ножек,

Да скользит на льду.         Сам я перейду!

С. Маршак

 

Тема: «Животные и птицы жарких стран»

1. Приклеить или нарисовать следующих животных и птиц:

лее, тигр, обезьяна, слон, змея, верблюд, жираф, бегемот, носорог, крокодил, зебра, черепаха, страус, попугай.

Научить ребёнка называть животных и отвечать на вопрос:

- Как назовём всё это, одним словом? —Животные жарких стран.

- Где живут эти животные? - В Африке.

2. Учить ребёнка согласовывать существительные с числительными «один» и «одна».

Поиграть в игру «Не ошибись».

- Про какое животное скажем «один»?

Один лев (тигр, слон, верблюд, жираф, бегемот, носорог, крокодил, страус, попугай).

- Про какое животное скажем «одна»?

- Одна обезьяна (змея, зебра, черепаха)

3.Учить ребёнка образовывать родительный падеж множественного числа существительные.  Поиграть в игру «Кого в Африке много?».  Добиваться ответа фразой.

- Один слон, а в Африке много (кого?)

- В Африке много слонов.

Много: львов, тигров, обезьян, слонов, змей, верблюдов, жирафов, бегемотов, носорогов, крокодилов, зебр, черепах, страусов, попугаев.

4. Учить ребёнка согласовывать существительные с количественными числительными.

Поиграть в игру «Сосчитай от одного до пяти - десяти»

Один слон, два слона... пять слонов...десять слонов.

5. Учить ребёнка составлять описательный рассказ о животном по плану:

- Кто это?

- Какие части тела есть?

- Какого цвета шубка?

- Что ест? Хищник или травоядное?

- Как называются детёныши?

        

6. Выучить стихотворение.

Юный жираф                      - Кто меня грязными

Сразу после рожденья         Трогал руками?

В луже увидел                       Шея вся в пятнах!

Своё отраженье.                 Пожалуюсь маме!

И.Жуков

 

Тема: «Транспорт»

1. Приклеить или нарисовать следующие картинки:

самокат, велосипед, мотоцикл, автомобиль, грузовик, автобус, троллейбус, поезд, лодка,

корабль, самолёт, вертолёт, парашют, ракета,

Научить ребёнка называть и различать разные виды транспорта:

- Покажи и назови транспорт, который ездит по земле. - Это транспорта (какой?)- Наземный.

То же спросить про водный и воздушный транспорт.

2.Учить ребёнка употреблять родительный падеж множественного числа существительных Поиграть в игру «Чего много?»

- Один самолёт, а много (чего?)

- Много самолётов.

Много: самокатов, велосипедов, мотоциклов, автомобилей, грузовиков, ...

3.Учить ребёнка согласовывать существительные с числительными Поиграть в игру «Сосчитай от одного до десяти»

Одна машина, две машины...пять машин..., десять машин.

4.Учить ребёнка подбирать антонимы к прилагательным и наречиям Поиграть в игру «Наоборот»

- Большой, а наоборот как будет? — Маленький

длинный — короткий        

 высоко – низко        

быстрый — медленный    

далеко - близко         

старый — новый         

быстро — медленно

5. Учить ребёнка употреблять творительный падеж существительных с предлогом «НАД». Поиграть в игру «Над чем летит самолёт».

- Внизу река, самолёт летит НАД ЧЕМ? - Над рекой. Внизу: поле, лес, море, село.

6. Нарисовать любой вид транспорта и научить ребёнка составлять описательный рассказ о транспорте по плану:

- Что это?

- Какие есть части?

- Где может ездить?

- Кто управляет?

- Какой это вид транспорта?

                

7.Вьгучить стихотворение. Объяснить ребёнку, что такое «суша» и «мель»

О чём грустят кораблики                 Где можно на минуточку

От суши вдалеке?                             Присесть и отдохнуть.

Грустят, грустят кораблики         И где совсем, ни чуточки

О мели на реке.                                 Не страшно отдохнуть.

В. Лунин

 

Тема: «Защитники отечества»

1. Приклеить в тетради картинку на тему и провести с ребёнком беседу:

- Как называется наше Отечество, наша Родина?

- Наша Родина - Россия.

- Кто такие защитники отечества?

- Защитники Отечества — это солдаты.

- От кого солдаты защищают наше Отечество?

- Солдаты защищают наше Отечество от врагов.

- Кого поздравляют в День защитников отечества?

- В День защитников Отечества поздравляют дедушек, пап, мальчиков.

2. Учить ребёнка называть военные профессии.

Поиграть в игру «Назови солдата».

- Если солдат охраняет границу, он кто? - Пограничник

плавает на корабле - моряк         

ездит на танке - танкист

плавает на подводной лодке - подводник                

 проводит связь - связист

летает на самолёте — лётчик        

 служит в артиллерии - артиллерист

летает на вертолёте — вертолётчик         

стреляет из автомата - автоматчик

прыгает с парашютом — парашютист        

стреляет из пулемёта — пулемётчик

3.Учить ребёнка употреблять родительный падеж множественного числа существительных. Поиграть в игру «Кого в армии много?»

Один пограничник, а в армии много (кого?)

- В армии много пограничников

4.Учить ребёнка согласовывать существительные с числительными. Поиграть в игру «Сосчитай от одного до десяти».

- Один автомат, два автомата..., пять автоматов, ... десять автоматов.

- Одна пушка, две пушки, ... пять пушек, ... десять пушек.

5. Выучить стихотворение

На горах высоких,

На степном просторе

Охраняет нашу Родину солдат.

Он взлетает в небо,

 Он уходит в море.

 Не страшны защитнику

Дождь и снегопад.

В. Степанов

 

Тема: «Семья»

1. Приклеить в тетради фотографию вашей семьи или картинку с изображением семьи. Спросить про каждого члена семьи:

- Кто это?- Это nana...

- Как назовём всех этих людей, одним словом? — Семья

- Сколько человек в вашей семье?

2.Поиграть в игру «Кем был?» Спросить:

- Кем раньше была мама?

- Малышкой, девочкой, школьницей, девушкой

- Кем раньше был папа?

Малышом, мальчиком, школьником, юношей

3.Учить ребёнка образовывать родительный падеж множественного числа существительных. Поиграть в игру «Кого в семье бывает много»

- Один сын, а бывает много (кого?) - Бывает много сыновей. Много дочерей, детей, бабушек, дедушек.

4.Учить ребёнка подбирать антонимы.  Поиграть в игру «Наоборот»

- Высокий, а наоборот, как будет? - Низкий.

толстый — тонкий                

 сильный — слабый        

выше - ниже

старый - молодой         

добрый — злой        

младше - старше

больной — здоровый        

 большой ~ маленький        

 больше—меньше

старший — младший

5.Учить ребёнка устанавливать родственные связи. Поиграть в игру «Кто кому кем приходится?»

- Мальчик для мамы (кто?) — Сын.

мальчик для папы - сын мальчик для родного дяди - племянник

мальчик для дедушки - внук мальчик для родной тёти - племянник

мальчик для бабушки — внук мальчик для сестры — брат

6. Учить ребёнка образовывать глаголы женского рода в прошедшем времени. Поиграть в игру «Что делал- что делала?»

- Папа читал, а мама...? ~ Мама читала. То же самое со словами: купил, убирал, работал, варил.

7.Вьгучить стихотворение

Как у нас семья большая,

Да весёлая какая!

Два у лавки стоят,

Два учиться хотят,

Два поют, четыре пляшут,

А один платочком машет

 

 

 

Тема: «Цвет, форма, величина»

1. Нарисовать в тетради геометрические фигуры:

круг, овал, полукруг, квадрат, прямоугольник, ромб, треугольник. Раскрасить фигуры в разные цвета: красный, синий, зелёный, жёлтый, оранжевый, чёрный, розовый. О каждой фигуре спросить:

- Что это? — Красный квадрат.

2. Учить ребёнка образовывать родительный падеж множественного числа существительные

Поиграть в игру «Чего бывает много?»

- У тебя один квадрат, а бывает много (чего?)...

- Бывает много квадратов.

Много: овалов, кругов, прямоугольников, ромбов, треугольников.

3. Учить ребёнка употреблять родительный и винительный падеж существительных.

Поиграть в игру «Не ошибись»

- У какой фигуры нет углов? - У круга (у овала) нет углов.

- У какой фигуры три (четыре) угла?

- У какой фигуры три (четыре) стороны?

4. Нарисовать в тетради фигурку человечка, состоящую из разных геометрических фигурок.

Поиграть в игру «Сосчитай».

- Сосчитай, сколько в рисунке квадратов? (кругов, ромбов...)

5. Учить ребёнка подбирать антонимы к прилагательным и наречиям.

Поиграть в игру «Скажи наоборот».

- Большой, а наоборот как будет? — Маленький        

 широкий – узкий

 справа - слева

высокий — низкий                 

близко - далеко

длинный — короткий        

 низко — высоко

6. Учить стихотворение

Сначала вывел я

Два круга — колеса,

А между ними

Поместил я треугольник.

Из палок сделал руль,

 И— что за чудеса! —

Велосипед стоит,

Катайся, школьник!

 

Тема: «Что такое хорошо и   что   такое плохо»

1. Учить ребёнка употреблять в речи слова этикета.

- Как можно здороваться? - Здравствуйте, доброе утро (день, вечер).

- Как можно попрощаться? —До свидания, прощайте, пока.

- Как можно извиняться? - Простите, извините.

- Какие слова употребляют, когда просят о чём-то? — Пожалуйста, будьте добры, будьте любезны.

2. Учить ребёнка образовывать множественное число прилагательных

Поиграть в игру: «Скажи (какие?)».

- Девочка добрая, а девочки (какие?) - Добрые.

- Мальчик смелый, а мальчики.. ? — Смелые.

- Заяц трусливый, а зайцы... ? — Трусливые,

- Волк злой, а волки...? - Злые.

- Ворона жадная, а вороны...? - Жадные.

Обезьяна весёлая, а обезьяны...? — Весёлые

3. Учить ребёнка образовывать глаголы от существительных.

Поиграть в игру: « Кто что делает?»

- Болтун (что делает?) —Болтает.

трус – трусит        

жадина – жадничает                

драчун - дерётся

хулиган - хулиганит                 

защитник - защищает         

спасатель - спасает

плакса - плачет         

больной - болеет         

ворчун - ворчит

хохотун - хохочет         

крикун — кричит

4. Учить ребёнка образовывать существительные женского рода.

Поиграть в игру: «Он - она».

- Он болтун, а она? - Болтунья.

Хохотушка, крикунья, ворчунья, драчунья, защитница, спасительница, хулиганка.

5. Приклеить картинку, где кто-то делает какое-то хорошее дело и обсудить с ребёнком;

- Кто это?

- Что делает?

- Хорошо это или плохо?

- Почему нужно так делать?

6. Выучить стихотворение

Поссорились чашка и блюдце.

Сейчас они разобьются.

Скоро в кухне, на полке

 Будут лежать осколки.

А ты, не ссорься напрасно

-Это очень опасно.

Роман Сеф

 

Тема: «Женский праздник»

1. Приклеить в тетради мамину фотографию. Научить ребёнка составлять рассказ о маме по плану:

- Кто это?

- Как маму зовут?

- Какого цвета у мамы глаза?

- Какие у мамы волосы ?

2. Научить ребёнка называть мамину профессию.

- Кем мама работает ?

Попросите ребёнка нарисовать и рассказать о том, что нужно маме для работы.

- Маме нужны...

3. Учить ребёнка образовывать дательный падеж существительных

Поиграть в игру «Кому что нужно?»

- Кастрюля нужна (кому?) - повару. Кому нужны: шприц, краски и кисть, ножницы и зеркало.

4. Учить ребёнка подбирать антонимы

Поиграть в игру «Наоборот»

- Баба Яга старая, а мама... (какая?) - Молодая.

глупая —умная        

страшная — красивая        

злая - добрая

низкая — высокая        

грустная — весёлая         

грубая — нежная

5. Выучить стихотворение

Какое самое первое слово?

Какое самое светлое слово?

Какое самое главное слово?

 Шепни его тихо,

 Скажи его звонко.

Главное слово

Любого ребёнка –

МА-МА.

Н. Бромлей.

 

Тема: «Весна. Природа, погода»

1. Приклеить в тетради картинку с изображением весны. Провести с ребёнком беседу:

- Какое здесь время года?

- Назови весенние месяцы.

- Какое весной солнышко?

- Что происходит весной со снегом и со льдом?

- Что появляется весной на деревьях?

2. Учить ребёнка образовывать родительный падеж множественного числа существительных

Поиграть в игру «Чего весной много?»

Один ручеёк, а весной много (чего?)

- Весной много ручейков

3.Учить ребёнка подбирать признаки к предметам.

Поиграть в игру «Скажи - какой (какое, какая)?»

- Весной солнце (какое?) - яркое, тёплое, ласковое...         

небо — синее, чистое...

снег—рыхлый, тёмный, грязный...

ручей — быстрый, звонкий...        

трава — зелёная, мягкая...

4. Учить ребёнка подбирать антонимы к

прилагательным. Поиграть в игру «Наоборот».

- Тёплый, а наоборот, как будет? —Холодный,

грязный - чистый         

тёмный — светлый                

белый — чёрный         

лёгкий - тяжёлый              

длинный - короткий            

холодный - тёплый

высокий — низкий                

 пасмурный — солнечный        

тихий — шумный

5.Учить ребёнка согласовывать существительные с количественными числительными Поиграть в игру «Сосчитай от одного до десяти» - Одна почка, две почки... десять почек.

6. Научить ребёнка произносить слово «проталины» и объяснить его смысл (место, где снег уже растаял и видна чёрная земля).

7. Выучить стихотворение

К нам весна шагает

 Быстрыми шагами.

И сугробы тают

Под её ногами.

Чёрные проталины

На полях видны.

 Видно очень тёплые

Ноги у весны.

И. Токмакова

 

Тема: «Перелётные птицы»

1. Приклеить в тетради или нарисовать следующих перелётных птиц: грач, скворец, ласточка, журавль, кукушка, утка, гусь (дикий), соловей, дрозд, жаворонок

Научить ребёнка называть птиц и отвечать на вопросы:

- Как всё это назовём, одним словом?

- Перелётные птицы.

- Почему эти птицы так называются?

- Потому что они осенью улетают в тёплые края, а весной прилетают обратно к нам.

2.Учить ребёнка образовывать родительный падеж множественного числа существительных. Поиграть в игру «Кого весной много?»

- Одна ласточка, а весной прилетает много (кого?)

- Весной прилетает много ласточек.

Много: кукушек, уток, гусей, журавлей, грачей, скворцов, соловьев, дроздов, жаворонков.

3.Учить ребёнка называть птенцов птиц

Поиграть в игру « У кого какие птенцы?»

- Кто птенцы у кукушки? - Кукушата.

У журавля — журавлята  

У грача — грачата      

У ласточки — маленькие ласточки

У гуся - гусята                 

У стрижа - стрижата         

У дрозда - маленькие дрозды

У утки —утята        

У  соловья — соловьята    

У жаворонка — маленькие жаворонки

4.Учить ребёнка подбирать действия к предметам

Поиграть в игру «Кто как голос подаёт?»

- Журавль как голос подаёт? - Курлычет.

Гусь — гогочет

утка — крякает

соловей — заливается, поёт

кукушка - кукует        

ласточка – щебечет

5. Учить ребёнка образовывать творительный падеж существительных с предлогом «НАД». Поиграть в игру «Над чем летит птица?»

- Внизу море, птица летит (над чем?) - Над морем. Внизу: поле, лес, город, деревня, село.

6. Учить ребёнка составлять описательный рассказ о птице по плану:

- Кто это?

- Какие есть части тела?

- Какого цвета?

- Как называются птенцы?

7. Выучить стихотворение

Дружок ты мой. дрозд!                 Перья тонкие,

В крапинку хвост                         Песни звонкие.

Носик остренький,                         Весной распеваются,

Бочок пёстренький.                         Зимой забываются.

 

Тема: «Цветы»

1. Приклеить или нарисовать следующие цветы

подснежник, ромашка, одуванчик, ландыш, василёк, колокольчик, роза, тюльпан, гвоздика, алоэ, кактус

Научить ребёнка называть цветы и отвечать на вопрос:

- Как всё это назовём, одним словом? — Цветы.

2.Учить ребёнка образовывать прилагательные от существительных Поиграть в игру «Скажи - какой?» Добиваться ответа фразой.

- Если цветок растёт в саду, то цветок (какой?) - цветок садовый

 -В поле — полевой                

-на лугу - луговой

-в лесу — лесной                 

-растёт весной - весенний

-в комнате — комнатный      

- растёт летом — летний         

-лечит болезни — лечебный

3.Учить ребёнка образовывать родительный падеж множественного числа существительных

Поиграть в игру «Чего в лесу (в поле, на лугу, в саду) много?» Добиваться ответа фразой.

-  у тебя одна ромашка, а в поле много (чего?)

- В поле много ромашек.

Много: подснежников, ромашек, одуванчиков, ландышей, васильков, колокольчиков, роз, тюльпанов, гвоздик, кактусов, алоэ.

4. Учить ребёнка согласовывать существительные с количественными числительными

Поиграть в игру «Сосчитай от одного до десяти»

- Одна ромашка, две ромашки... пять ромашек... десять ромашек.

5.Научить ребёнка составлять описательный рассказ о любом цветке по плану:

Что это?

- Какой стебель?

- Какие листья'?

- Какого цвета лепестки?

- Где растёт?

6. Выучить стихотворение

Вот ромашка, василёк.

 Как красив из них венок!

 Погулять ты выйдешь в поле

- Много их растёт на воле.

Ты сорвать их не спеши

 — Полюбуйся от души!

 

Тема: «Насекомые»

1 .Приклеить или нарисовать следующих насекомых

пчела, муравей, кузнечик, стрекоза, бабочка, божья коровка,

муха, жук, комар, паук.

 Научить ребёнка называть насекомых и отвечать на вопросы:

- Как всё это назовём, одним словом?

- Насекомые.

- Сколько ногу насекомых? — Шесть. (У паука — восемь).

2.Учить ребёнка образовывать родительный падеж множественного числа существительных.

Поиграть в игру «Кого бывает много?» Добиваться ответа фразой.

- Одна муха, а бывает много (кого?)

- Бывает много мух.

Много: пчёл, муравьев, кузнечиков, стрекоз, бабочек, божьих коровок, мух, жуков, комаров, пауков.

3.Учить ребёнка согласовывать существительные и с количественными числительными

Поиграть в игру «Сосчитай от одного до десяти»

- Одна муха, две мухи... пять мух... десять мух.

4. Учить ребёнка образовывать творительный падеж существительных с предлогом

«НАД». Поиграть в игру «Над чем порхает бабочка?» Добиваться полного ответа.

- Внизу ромашка, над чем летает бабочка?

- Бабочка летает над ромашкой         

Внизу: колокольчик, василёк, роза, тюльпан, одуванчик.

5. Нарисовать 2 бабочки (капустницу и лимонницу). Объяснить ребёнку, почему они так называются.

6.Выучить стихотворение

Меня ужалила пчела.

Я закричал: «Как ты могла?»

Пчела в ответ:

А ты как мог

Сорвать любимый мой цветок?

Ведь он мне был уж-жасно нуж-жен,

Я берегла его на уж-жии.

М. Бородицкая

 

Тема: «Рыбы.  Обитатели водоёмов»

1. Приклеить или нарисовать следующих обитателей водоёмов: сом, щука, налим, карась, пескарь, ёрш, жаба, лягушка, рак, улитка, акула, кит Научить ребёнка называть картинки.

2. Учить ребёнка согласовывать существительные с числительными «один» и «одна». Поиграть в игру: «Не ошибись».

- Про какую картинку мы скажем «один»?

- Один сом (налим, карась, ёрш, пескарь, рак, кит)

- Про какую картинку мы скажем «одна»?

- Одна щука (жаба, лягушка, улитка, акула).

3.Учить ребёнка образовывать родительный падеж множественного числа существительных

Поиграть в игру: «Кого бывает много?» Добиваться ответа фразой. Один сом, а в реке много (кого?) — В реке много сомов. Много: щук, налимов, карасей, пескарей, ершей, жаб, лягушек, раков, улиток, акул, китов.

4. Учить ребёнка согласованию существительных с количественными числительными

Поиграть в игру «Сосчитай от одного до десяти»

Один налим, два налима, ... пять налимов, ... десять налимов.

5.Учить ребёнка образовывать глаголы с разными приставками, договаривая предложения.

Поиграть в игру «Что сделала рыбка?»

- Рыбка от берега (что сделала?) - Отплыла,        

- по речке - поплыла

-через речку - переплыла         

-до другого берега - доплыла

-от рыбаков - уплыла

6.Нарисовать рыбу, попросить ребёнка раскрасить её части разным цветом. Научить ребёнка называть части тела рыбы:

голова, глаза, рот, зубы, спина, живот, жабры, плавники, хвост.

7. Выучить стихотворение

Всё приходится сому

С детства делать самому.

Сам еду себе найди,

Сам в беду не попади.

Не пожалуешься маме!

Сам справляйся - сам с усами!

Сом лежит себе на дне

Самостоятельный вполне.

Б. Заходер

 

Тема: «Наш город.»

1. Приклеить в тетради картинку с изображением нашего города.

Записать в тетради свой домашний адрес. Научить ребёнка отвечать на вопросы: Как называется наша страна?

- Как называется наш город.

- Назови свой домашний адрес.

2. Учить ребёнка образовывать родительный падеж множественного числа существительных.

Поиграть в игру «Чего в городе много?» Много: магазинов, улиц, площадей, мостов, памятников, школ, театров, больниц.

3.Учить ребёнка образовывать предложный падеж существительных с предлогом «В» Поиграть в игру «Не ошибись»

- Где можно купить продукты?         - В магазине (на базаре, на рынке).

Где можно:

-купить лекарства       

- учиться

-пообедать

-посмотреть спектакль        

-лечиться

-гулять

-купить билет на поезд         

-подстричься      

-работать

-посмотреть картины

4. Учить ребёнка согласованию существительных с количественными числительными

Поиграть в игру «Сосчитай от одного до десяти»

- Один музей, два музея, ... пять музеев, десять музеев.

 

Тема: «Обобщение»

1. Приклеить в тетради по одной картинке или нарисовать:

домашнее животное,   домашняя птица, зимующая птица, перелётная птица, дикое животное наших лесов, дикое животное жарких стран, насекомое. Научить ребёнка называть картинки.

2. Поиграть в игру «Будь внимателен»

-Покажи домашнее животное. Каких ещё домашних животных ты знаешь? Так спросить про: домашних птиц, зимующих птиц, перелётных птиц, диких животных наших лесов, диких животных жарких стран, насекомых.

3. Поиграть в игру «Не ошибись»

- У кого 2 ноги?4 ноги? 6 ног?

- У кого тело покрыто шерстью? перьями?

- У кого крылья?

4. Поиграть в игру «Назови ласково»

-Корова, назови ласково... Коровушка.

5. Поиграть в игру «Кого на земле много?»

- Один волк, а на земле много кого? - На земле много волков.

6. Научить ребёнка составлять сравнительный рассказ-описание любых двух

зверей по плану:

-Кто это? Пример: - Это волк, а это курица.

- Какие есть части тела? И т. д.

- Что ест?

- Как жилище называется?

- Как детёныши называются?

7. Выучить стихотворение:

Животные — живые организмы,

Их очень много на большой земле.

Они и в воздухе, в воде и под землёю,

Они живут в лесах, морях — везде.

 Летают птицы, бегают олени.

И комары кружатся над рекой.

 Огромный крокодил тихонько дремлет,

Медведь залез в берлогу на покой.

Над всеми - человек.

Он самый умный!

Он должен всех животных охранять,

Чтоб на земле они не умирали

И все могли семью свою создать.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл foto.docx133.23 КБ

Предварительный просмотр:

https://4.bp.blogspot.com/-W9MgtNFPlPo/V08o4UQL1iI/AAAAAAAACPI/YV0emtwpNz4nBz9MSwU0SBmbzMtcAUeEwCLcB/s1600/image%2B%25289%2529.jpg

https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/none/path/s0173fd2a9ba41b73/image/id329a81408ee35eb/version/1445714698/image.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наглядный материал в уголок для родителей : "РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПОДГОТОВКЕ К НОВОМУ ГОДУ И ПРОВЕДЕНИЮ С ДЕТЬМИ РОЖДЕСТВЕНСКИХ КАНИКУЛ"

Наступают зимние каникулы, которые дадут возможность Вам как можно больше уделить внимания Вашим детям. Мы знаем, что в связи с Вашей занятостью, у Вас нет достаточно времени уделить Вашем...

«Развитие ребенка от 0 до года». Сборник методических рекомендаций, игр и упражнений по развитию детей раннего (от 0 до года) возраста (рекомендации для родителей).

Здоровье человека в периоде раннего детства является определяющим для его развития на протяжении всей последующей жизни. Ранний детский возраст  относится к критическим периодам онтогенеза ...

Рекомендации для родителей "Выходной с малышом. Рекомендации по социальному развитию ребенка третьего года жизни".

Как известно, понедельник – день тяжелый. В детских садах эта простая истина, к сожалению, находит подтверждение каждую неделю. После выходных дней дети приходят сонные, капризные, часто плачут....

Рекомендации родителям Рекомендации для родителей дошкольников на период самоизоляции «Организация пространства для ребенка и режима дня»

Рекомендации для родителей дошкольников на период самоизоляции «Организация пространства для ребенка и режима дня»...

Рекомендации для родителей «Рекомендации по проведению занятий в домашних условиях»

Для того, чтобы Ваши домашние занятия проходили как можно эффективнее и не были затруднительны для ребенка, Вам следует придерживаться определенных правил их проведения. Все занятия должны строиться п...