Консультация «Развитие речи ребенка в условиях двуязычия».
консультация на тему

Сабирова Гулия Ниязовна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_rebenka_v_usloviyah_dvuyazychiya.docx18.21 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие речи ребенка в условиях двуязычия»

  Овладение родным языком, развитие речи является одним из важных приобретений ребенка в дошкольным детстве. Развитие речи тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. На основе длительного изучения процессов мышления и речи Л. С. Выготсткий пришел к следующему выводу: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характеристик, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи». Исследования отечественных логопедов и психолог доказали, что овладение речью не просто что-то добавляет к развитию ребенка, а перестраивает всю его психику, всю деятельность.

    Чтобы доказать роль овладения языка и развития речи, необходимо проанализировать функции, которые выполняют язык и речь.

Профессор наук И. А. Зимняя, условно выделяет три группы функциональных характеристик языка. Эти характеристики, обеспечивающие:

а- социальные,  

б- интеллектуальные,  

в- личностные функции человека.

     В первую группу входят характеристика, согласно которым язык-средство:

1/ общения как формы социального взаимодействия;

2/ присвоения общественно-исторического, социального опыта, т, е. социализации;  

3/ приобщения к культурным, историческим ценностям.

     Таким образом, здесь язык выступает как средство социальной связи и социального развития личности в процессе общения с другими людьми. Коммуникативная функция выступает основой и генетически исходной функцией речи.

     Вторую группу составляют характеристики языка, посредством которых реализуются интеллектуальные функции человека. Эти характеристики определяют язык как средство:

4/ наименования и обобщения действительности;

5/ обобщения в процессе формирования, расширения, дифференциации и уточнения понятийного аппарата человека;

6/ опосредования высших психических функций человека;

 7/ развития познавательных интересов;

 8/ удовлетворения коммуникативной и познавательной потребности. Форма существования и выражения эмоциально - волевой сферы.

      Здесь язык характеризуется как орудие интеллектуальной деятельности вообще, орудие формирования «языкового сознания» человека, как решающий фактор умственного развития.

      Третью группу составляют «личностные» характеристики языка. Здесь он выступает в качестве средства:

9/ осознание человеком собственного «Я»  

10/ рефлексии, самовыражения и саморегуляции.

      Данная группа характеристик языка показывает его роль в самопознания личности. В связи с этой группой характеристик следует говорить о роли родного языка в нравственном развития ребёнка. Ребёнок устраивает через язык - нормы морали, нравственные оценки, которые при правильном воспитании становится эталоном его собственного поведения, отношения к окружающему миру, к людям, к себе.

      Выделяется ещё одна функция языка  - национально – культурная. Она характеризует национальные особенности родного языка и его роль в воспитании национального самосознания.

      Язык является фундаментальным основанием культуры в широком понятии. Присваивая общественный опыт предшествующих поколений людей, ребенок овладевает языком как частью национальной культуры.      Речевая функция – важнейшая психическая функция человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к мышлению. Значение слова уже само по себе является обобщением и в связи с этим представляется не только единицей речи, но и единицей мышления. Они не тождественны и возникают независимо друг от друга. Но в процессе психического развития ребенка возникает сложное качественно новое единство – речевое мышление, речемыслительная деятельность.

       Овладение способностью к речевому общению создают предпосылки для специфически человеческих социальных контактов, благодаря которым формируются и уточняются знания ребенка об окружающей деятельности. Овладения речью способствует осознанию, планированию и регуляции его поведения. Речевое общение создает необходимые условия для развития  различных форм деятельности.

  В дошкольном возрасте дети осваивают родной язык и в его эстетической функции. Эстетическое воспитание – это формирование эстетических чувств. В словесной форме отражается природа, общество, личность человека, искусство. Формируя речевые умения на родном языке, мы одновременно воспитываем эстетическое отношение к природе, человеку, обществу, искусству. Сам родной язык как предмет усвоения обладает чертами прекрасного. Особое значение имеет художественное слово, словесное творчество и художественно-речевая деятельность самих детей.

   Наиболее частые вопросы,  которые задают родители сразу после рождения ребенка: « Мы с мужем говорим на разных языках. Какой язык будет для ребенка родным? « В каком возрасте можно выучить второй язык?

Попытаемся ответить на них. Человек все время старается узнать как можно больше о себе самом, и это у него получается. Решая одни проблемы, он сталкивается с другими. Одна из них – овладение языковыми навыками – это решение вопросов сосуществования врожденного, наследственного, единства и раздвоения сознания, способного подчеркнуть уникальность самовыражения.

   Механизм усвоения языка у  малыша всегда работает одинаково, независимо от того, какая речь звучит. До определенного возраста он еще не различает языков, но он различает людей говорящих с ним. Чтобы понять, что они говорят на разных языках – ребенку нужен опыт : мама – русская, папа татарин: живут в Татврстане , значит говорят по- татарски. Если живут в России, то ребенок будет думать, что татарский  это мужской язык. В общем, детские обобщения основываются на единичных случаях, при этом ребенок не путает к кому на каком языке обратиться.

В двуязычной семье оба языка родителей будут для ребенка родными. Вначале преобладает язык того, кто больше времени проводит с ребенком. Затем со временем более развитым становится язык окружения: друзья, воспитатели и т.д.

   Для того чтобы речь ребенка развивалась успешно, мало просто говорить: надо называть предметы, имитировать издаваемые ими звуки, добиваться звукопроизношения, задавать вопросы и давать образцы правильных ответов,

соединять со словами. Простое слушание другой речи, без специальных упражнений, еще не дадут усвоения языка, хотя, безусловно, будут способствовать лучшему восприятию  другого языка.

УСТАНОВЛЕНО: успешное овладение другим языком зависит от музыкальных способностей и характера человека. Вы поможете своему малышу, если научите его слушать музыку, сказки и т.д. А также будите развивать его коммуникативные способности – умение и желание общаться.

Также нужно развивать память,  читая ребенку стихи, потешки, заучивая наизусть.

   Не заставляйте ребенка говорить на двух языках сразу: это может сбить его с толку. Нужно создать условия для накопления пассивного словарного запаса.

Если все члены семьи будут говорить на одном языке, то другой будет искусственным. В условиях детсада ребенок легко начинает изучать второй язык с 2 лет, для него это игра, кроме того ребенок начинает лучше говорить на родном языке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи ребенка в условиях билингвизма

Развитие речи ребенка в условиях двуязычия....

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №19» городского округа город Салават Республики Башкортостан Консультация на тему: «Развитие речи ребенка в условиях внедрения ФГОС» выпол

          В настоящее время в связи с совершенствованием процессов воспитания и обучения в детском саду, с внедрением федеральных государственных образовательных станда...

Современные технологии развития речи ребенка, как условие достижения детей с ОВЗ.

В настоящее время увеличивается количество детей со сложной структурой дефекта. Актуальность проблемы стимулирует на постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать...

Развитие речи ребенка в условиях семьи

Перед современными родителями стоит задача - создать условия для полноценного формирования связной речи как компонента гармоничного речевого общения. И одним из важных условий выступает непосредственн...

Развитие речи ребенка в условиях семьи

Речь представляет собой сложную систему, которая включает в себя внутреннюю речь и внешнюю речь. В свою очередь внешняя речь подразделяется на устную и письменную. Устная диалогическая речь – эт...

Развитие речи ребенка в условиях семьи

Перед современными  родителями состоит задача - создать условия для полноценного формирования связной речи как компанента гармоничного речевого общения....