Главные вкладки

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №19» городского округа город Салават Республики Башкортостан Консультация на тему: «Развитие речи ребенка в условиях внедрения ФГОС» выпол
    консультация по развитию речи на тему

    Алекберова Маргарита Владимировна

                В настоящее время в связи с совершенствованием процессов воспитания и обучения в детском саду, с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов традиционные подходы к развитию речи дошкольника претерпевают значительные изменения, как по форме, так и по содержанию. Новые подходы к организации работы с детьми позволили изменить характер взаимодействия педагога с детьми.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon razvitie_rechi_rebenka_v_usloviyah_vnedreniya_fgos.doc39.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Центр развития ребенка – детский сад №19»

    городского округа город Салават Республики Башкортостан

    Консультация

    на тему:

    «Развитие речи ребенка в

    условиях внедрения ФГОС»

    выполнила:

    Алекберова М.В.

    2017г.

                В настоящее время в связи с совершенствованием процессов воспитания и обучения в детском саду, с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов традиционные подходы к развитию речи дошкольника претерпевают значительные изменения, как по форме, так и по содержанию. Новые подходы к организации работы с детьми позволили изменить характер взаимодействия педагога с детьми.

              На современном этапе решаются три основные и ведущие задачи по развитию речи детей:

    1) развивать связную речь ребенка, его речевое творчество через практическую деятельность;

    2) учить детей овладевать родным языком в процессе расширения и углубления знаний об окружающем;

    3) развивать у детей потребность в общении как первейшего условия успешной деятельности.

    Для реализации поставленных задач необходимо:

    - формировать речь детей через развитие познавательной деятельности (как самостоятельной, так и специально организованной,

    - ежедневно организовывать разнообразную самостоятельную деятельность детей (игровую, художественно-речевую, продуктивную и т. д.,

    - ежедневно предусматривать индивидуальное речевое общение с ребенком (по его личным вопросам, по литературным произведениям, с использованием малых форм фольклора, по рисункам детей и т. п.,

    - организуя целенаправленные занятия, использовать новые формы, на которых речь является средством мыслительных, умственных действий и в то же время становится самостоятельной творческой деятельностью ребенка.

    Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. Взрослым важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников.

    На первом этапе работы необходимо:

    - проанализировать задачи работы программы, по которой непосредственно работает группа,

    - создать все необходимые условия для развития речи детей по теме «Знакомим с родным городом»,

    - составить перспективный план для работы со всеми участниками педагогического процесса: с детьми, с родителями воспитанников и с педагогами, участвующими в воспитании и обучении (взаимодействие со специалистами) .

    При создании развивающей среды следует руководствоваться следующими принципами:

    1. Обеспечение богатства сенсорных впечатлений.

    2. Обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности.

    3. Обеспечение возможности для исследования и изучения.

    Проблема развития речи дошкольников является комплексной, т. к. основывается на данных не только психологии и педагогики, но и общего языкознания, социолингвистики, а также психолингвистики.

    - Речь ребенка развивается в результате генерализации языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной речевой активности:

    - Ведущей задачей в обучении языку является формирование языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи:

    - Ориентировка ребенка в языковых явлениях создает условия для самостоятельных наблюдений над языком, для саморазвития речи.

    - Основная задача речевого развития ребенка дошкольного возраста - это овладение нормами и правилами родного языка и развитие коммуникативных способностей.

    При разработке проблемы развития речи детей, совершенствования методов и приемов обучения языку выделяются три основных направления:

    1 структурное (фонетика, лексика и грамматика,

    2 функциональное (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции - развитие связной речи, речевого развития,

    3 когнитивное, познавательное (формирование способности к элементарному осознанию языковых и речевых явлений) .

                  Общеизвестно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к языковой деятельности, создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. При стихийном речевом развитии лишь немногие из них достигают высокого уровня, поэтому необходимо целенаправленное обучение речи и речевому общению. Развитие речи является процессом многоаспектовым по своей природе. Особенно отчетливо тесная связь речевого и интеллектуального развития детей выступает в формировании связной речи, т. е. речи содержательной, логичной, последовательной. Чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять объект рассказа (предмет, событие, явление, уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать разные отношения между предметами и явлениями. Кроме того, необходимо уметь подбирать наиболее подходящие для выражения данной мысли слова, строить простые и сложные предложения и т. д. В формировании связной речи дошкольников ярко выступает т взаимосвязь речевого и эстетического аспектов. Связное высказывание свидетельствует, насколько ребенок владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, и одновременно оно отражает уровень умственного, эмоционального, эстетического развития малыша. В психологии 3 основных показателя развития связной речи:

    - ее содержательность (достоверность, глубина, полнота, доступность и др.) ;

    - логика выражения;

    - форма выражения (эмоциональность изложения, структура высказывания, иными словами, умение выразить свои мысли в речи.

    Развитие монологической речи рассматривается как главное достижение детей дошкольного возраста.

    Высокий уровень речевого развития дошкольника предполагает:

    - владение литературными нормами и правилами родного языка, свободное пользование лексикой и грамматикой при выражении собственных мыслей и составлении высказываний любого типа,

    - умение вступать в контакт со взрослыми и сверстниками (слушать, спрашивать, отвечать, рассуждать, возражать, объяснять,

    - знание норм и правил речевого этикета, умение пользоваться ими в зависимости от ситуации,

    Развитие связной речи предполагает работу по развитию двух форм речи: диалогической и монологической.

    Диалог характеризуется сменой высказываний двух или нескольких (полилог) говорящих на тему, связанную с какой-либо ситуацией. В диалоге представлены все разновидности повествовательных, побудительных (просьба, требование, вопросительных предложений минимальной синтаксической сложности с использованием частиц. Языковые средства усиливаются жестами, мимикой.

    Для развития диалога используются беседы на самые разнообразные темы, игры и упражнения на развитие умения слушать, задавать вопросы, отвечать в зависимости от контекста.

    Беседа как метод обучения - это целенаправленный, заранее подготовленный разговор воспитателя с группой детей на определенную тему. Беседы бывают - воспроизводящие и обобщающие (это итоговые занятия, на которых систематизируются имеющиеся знания, осуществляется анализ ранее накопленных фактов.

    В дошкольном возрасте происходит обучение двум типам устной монологической речи: пересказ и рассказывание.

    Приемы обучения пересказу:

    - образец, чтение произведения,

    - вопросы, объяснения и указания,

    - обращение к личному опыту детей,

    - подсказ слова или фразы воспитателем,

    - совместный пересказ педагога и ребенка (на начальных ступенях,

    - отраженный пересказ (повторение ребенком сказанного педагогом, особенно начальных фраз,

    - пересказ по частям,

    - пересказ по ролям,

    - хоровое проговаривание,

    - игра-драматизация или инсценировка текста.

    Рассказ - самостоятельно составленное изложение какого-либо факта, события. Составление рассказа - более сложная деятельность, чем пересказ. Ребенок должен сам выбрать речевую форму повествования и определить содержание. Серьезной задачей являются систематизация материала, изложение его в нужной последовательности, по плану (воспитателя или своему) .


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Положение о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребенка – детский сад №91»

    Положение о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребенка – детский сад №91»...

    Положение о дошкольных группах в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении « Центр развития ребенка - детский сад № 91»

    1. Общие положения1.1. Настоящее положение определяет порядок создания и функционирования дошкольных групп в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребенка – дет...

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №19» городского округа город Салават Республики Башкортостан Доклад из опыта работы на тему: «Проектная деятельность в экологическом воспитани

          В настоящее время проблема состояния окружающей среды чрезвычайно актуальна и привлекает к себе все больше внимания. Экологическое воспитание необходимое условие преодолени...