Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №19» городского округа город Салават Республики Башкортостан Консультация на тему: «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДОО» выполнила: Алекберов
консультация по окружающему миру на тему

Алекберова Маргарита Владимировна

     Воспитание правильного отношения к природе, умения бережно обращаться с живыми существами имеет большое значение в дошкольный период жизни ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskoe_obrazovanie_v_do1.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №19»

городского округа город Салават Республики Башкортостан

Консультация

на тему:

«Развитие речи ребенка в

условиях внедрения ФГОС»

выполнила:

Алекберова М.В.

2016г.

 

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДОО

                                 «К тому, кто был глух с детства, кто в детские годы

                               не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл                

                               для себя красоты первой весенней травы, к тому потом

                               с трудом достучится чувство прекрасного, чувство

                                поэзии, а может быть, и простая человечность»

                                                                         В.А.Сухомлинский

     Воспитание правильного отношения к природе, умения бережно обращаться с живыми существами имеет большое значение в дошкольный период жизни ребенка. За последние десятилетия мир основательно изменился. Сегодня все знают о существовании экологических проблем, угрожающих здоровью людей, о том, что большая часть населения Земли оторвана от природы, так как живет в городах среди асфальта и железобетонных конструкций. Да и природа все больше «притесняется»: вырубаются леса, заболачиваются пруды и озера, загрязняются земля, вода в реках и морях. Природа полна чудесными явлениями, но она скрытна и не хочет сразу открывать их.

     Наш детский сад одним из приоритетных направлений своей деятельности выбрал экологическое образование воспитанников посредством ознакомления их с родным краем. Разработка системы наблюдений за растениями, которые окружают наших воспитанников, стала для нас наиболее актуальной. Почему? Потому что дети мало знают о растениях, об их потребностях, особенностях развития.

      Детей дошкольного возраста чаще всего называют «почемучками». У них велика потребность в познании, желании открывать мир, людей, природу. Именно эколого-краеведческая деятельность даст дошкольнику возможность контакта с окружающим миром, убедительные, яркие, наглядные ответы на возникающие вопросы, формирует образ Родины. Приобщить ребенка к таинствам природы, воспитывать интерес к ней в ДОО помогает «Экологическая тропа».

    Эта деятельность удовлетворяет естественную потребность ребенка в движении, позволяя ему быть на свежем воздухе в любое время дня и года.

Экологическая тропа нашего детского сада имеет протяженность 2405,2

кв.м., время в пути 40 минут. Дети проходят по ней в зависимости от цели.

    Использовать богатый образовательный и воспитательный потенциал, заложенный в ближайшем природном окружении, - вот задача, которую мы решаем, организовав путешествие по «Экологической тропе». Интересна растительность, характерная для нашего края. Воспитанники знакомятся с живой и неживой природой, с пословицами и поговорками, с приметами, загадками, стихами, сказками. Проводят опыты, выполняют зарисовки. Учатся распознавать полезные растения и определять растения - «лекарей». Любуются красотой родной природы, цветниками, разбитыми совместно с воспитателями и родителями, учатся жить в природе, заботиться о ней, быть поистине хозяевами природы. У них развивается интерес к исследованиям и открытиям, а созерцание красоты природы в разное время года воспитывает и развивает не только эстетические, но и нравственные чувства, прежде всего доброту.

На экологической тропе дети получают закалку (физические упражнения, игры, соревнования, загар, хождение босиком по траве). Перед тем, как отправиться с детьми на экологическую тропу, педагоги проводят беседы, читают детям стихи о родном крае, ее природе, рассматривают картины наших башкирских художников. Воспитанники идут просто вокруг детского сада по зеленой зоне, совершая замечательное путешествие. На нашей тропе имеется семь остановок: «Уголок леса», «Цветник», «Березовая роща», «Сад», «Огород», «Зеленая аптека», «В здоровом теле - здоровый дух» (спортивная площадка).

Городские конкурсы «Зеленый наряд» и «Самый зеленый детский сад», в которых мы принимаем ежегодное активное участие, нацелили нас, педагогов - дошкольников, на создание разнообразных видов цветников и зон в современной эколого - развивающей среде на территории детского сада.

Начали мы с того, что сделали посадку кленов, лещины, рябины в соседство к елям, стоящим у входа в детский сад. Так появился «Уголок леса», который охраняют два лесовичка. Здесь ребята получают элементарные знания, как вести себя в природе:

-в лесу нужно стараться ходить но тропинкам аккуратно, чтобы не погубить растения;

-не срывать большие букеты;

лекарственные травы собирай там, где их много;

-не лови и не уноси домой птенцов и детенышей зверей;

-обязательно подкармливай зимой птиц и др.

Самое главное правило для нас: «Лес любит тишину!»

В основе этих запретов лежит понимание того, что растения, животные

все обитатели леса так же, как и люди, растут, дышат, питаются, размножаются, и в их жизнь нельзя бесцеремонно вторгаться.

    Совместно с родителями на территории детского сада была создана богатая растительная зона: были посажены лилейники, ирисы, пионы. Затем начали подбирать растения, планируя их гак, чтобы каждый очередной период цветения растений приносил новые цветовые эффекты. Посадили в основном невысокие многолетники: мушкарики, тюльпаны, виолу и однолетники - настурцию, бархатцы, петунью, хризантемы, георгины. Воспитанники ДОО ухаживая за цветниками, обращают внимание на то, что нужно растениям для развития и роста. Делают новые открытия: растения двигаются, ползают, цепляются, поворачиваются за солнышком. В теплые солнечные дни усиливается аромат цветов, что привлекает насекомых, опыляющих цветки. В кроне елей в «Уголке леса» свили гнездо сороки, а в этом году прилетела семья сов.

     С восточной стороны детского сада было пустое место, где мы высадили березки. Со временем у нас появилась прекрасная «Березовая роща». Мы совершаем туда прогулки не только для того, чтобы подышать свежим воздухом, но и проникнуть в тайны жизни ее обитателей, полюбоваться ее красотой. В ней наши воспитанники совместно с воспитателями наблюдают изменения в природе, проводят праздники и развлечения.

      В непосредственном общении с природой (и в этом, прежде всего, ценность целевых прогулок в «Сад», где растут яблони и груши, кусты черной смородины) дети узнают о характерном для данного региона растительном и животном мире, взаимоотношениях человека и природы, познают себя как часть природной и социальной среды.

     «Огород» помогает ребятам ответить на вопросы: «Что растет на огороде?», «Что необходимо, чтобы из семян выросли овощи?». Дети совместно с воспитателем выполняют посадку семян овощей, полив и прополку, наблюдают за ростом овощей, находят отличие в строении листьев, стеблей, плодов.

      Выросшая в северной части участков мать и мачеха, натолкнула на желание оформить «Лесную аптеку». Так дети учатся использовать природных «Лекарей». Подорожник остановит кровь, зверобой и матрешка помогут при простуде, цикорий, иссоп лекарственный укрепят иммунитет.

     Способствовать физическому развитию ребенка, его оздоровлению помогает остановка «В здоровом теле - здоровый дух» (физплощадка). Здесь проводятся подвижные игры, соревнования, праздники и развлечения, закаливание (ходьба босиком по росе, по камешкам, по песку, по траве спорыша). Совершая путешествие по тропе, важно правильно дозировать физические нагрузки дошкольников.

     Основной метод познания окружающего мира - наблюдение, а подведение итогов после каждого путешествия - различные творческие работы: рисунки, аппликация, лепка, выставки работ из природного и из бросового материалов. Результаты работы по экологическому образованию воспитанников за определенный временной промежуток освещаются обычно на праздниках, где ребята выступают «Знатоками», «Санитарами леса» и т.д., учатся быть самостоятельными, ответственными за окружающий мир.

      Важнейшее условие эффективности работы по экологическому образованию воспитанников - понимание их родителями необходимости гражданского становления воспитанников и помощь педагогам в этой работе.

   На этапе дошкольного детства самое важное - вызвать в ребенке положительные эмоции, оставить в его душе яркие впечатления, которые пройдут с ним по жизни как воспоминания о радостном и прекрасном общении с природой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребенка – детский сад №91»

Положение о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребенка – детский сад №91»...

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №19» городского округа город Салават Республики Башкортостан Доклад из опыта работы на тему: «Проектная деятельность в экологическом воспитани

      В настоящее время проблема состояния окружающей среды чрезвычайно актуальна и привлекает к себе все больше внимания. Экологическое воспитание необходимое условие преодолени...

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №19» городского округа город Салават Республики Башкортостан Консультация на тему: «Развитие речи ребенка в условиях внедрения ФГОС» выпол

          В настоящее время в связи с совершенствованием процессов воспитания и обучения в детском саду, с внедрением федеральных государственных образовательных станда...

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД ПЕРВОЙ КАТЕГОРИИ «КОЛОКОЛЬЧИК» Конспект занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе .Лепка. Тема «Бусы для куклы» Воспит

Конспект занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе .Лепка. Тема «Бусы для куклы»Цель: Продолжать учить детей раскатывать шарики и сплющивать их;Интеграция образовате...