Этика общения
статья на тему

Гонтова Ольга Яковлевна

В современном мире все более значимое место занимают общечеловеческие ценности: доброта, искренность, милосердие, потребность в дружбе, любви, взаимопонимании, способность ценить не только свою свободу, но и свободу другого, понимание уникальности и ценности каждой личности, высокая значимость духовности и душевности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon etika_obshcheniya.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Этика общения

В современном мире все более значимое место занимают общечеловеческие ценности: доброта, искренность, милосердие, потребность в дружбе, любви, взаимопонимании, способность ценить не только свою свободу, но и свободу другого, понимание уникальности и ценности каждой личности, высокая значимость духовности и душевности. Эти качества проявляются в общении людей друг с другом -  общении, которое является важнейшей потребностью личности и общества. Но, к сожалению, культура общения находится на низком уровне. Люди проявляют агрессию, жестокость, нетерпимость, неумение и нежелание услышать и понять друг друга.

В третьем тысячелетии отношение к общению как ценности изменилось. Общение для людей стало необходимостью и поэтому возросло внимание к культуре общения. Сущность общения выражается в  том, что это важнейшая сторона человеческой деятельности, базирующаяся на потребности человека в человеке. Если сравнивать понятия «общение» и «коммуникация» то коммуникация рассматривается как интеллектуальный процесс, коммуникативное поведение ориентируется на познание, принятие другого в качестве самодостаточной ценности. А общение предполагает личностно-экзистенциальную, субъективную связь и проходит симметрично в диалоге. Для ведения диалога необходима широкая эрудиция, навыки доказательного рассуждения, умение слушать и быть услышанным, знание традиций мировой и отечественной культуры.

Понятия структуры и функций общения самым непосредственным образом связаны с различными классификациями видов и типов общения. Как показывает анализ этих классификаций, они проводятся по самым разным основаниям (по месту, по времени, по сферам деятельности, по степени опосредованности, по направленности, по глубине проникновения, по типам субъектов, по профессиональным характеристикам и т.д. и т.п.) Выделяются и такие критерии классификаций видов общения, как их характер, цели, формы выражения, направленность. По характеру общение разделяют на продуктивное (творческое) и непродуктивное (формальное), по целям - на утилитарное и неутилитарное, по направленности - на гуманистическое и манипулятивное, по формам проявления - на непосредственное и опосредованное, формальное и неформальное, по степени искренности - на открытое и закрытое, по сферам деятельности - деловое, семейное, спортивное. В отечественной социальной психологии, утверждает Р.М. Битянова, принято выделять три различные по своей ориентации типа межличностного общения: императив, манипуляцию, диалог.

Субъектами общения могут выступать: личность, социальная группа, общество в целом. Чтобы осмыслить нравственный смысл процесса общения важно выделить его ценностные ориентиры: равенство человеческого достоинства субъектов общения, ориентация на поддержание чести и достоинства человека. Такое общение можно назвать гуманистическим. Гуманистическая этика общения отличается доверием, доброжелательностью и уважением.

Ценность межличностного общения определяется его полифункциональностью и глобальной значимостью в жизни человека и общества. Можно выделить ряд (ролевых) функций общения: условия формирования и существования человека; способ самовыражения человеческого Я; средство коммуникации; средство управления – манипулирования людьми; жизненная потребность и условие человеческого счастья. Эти функции общения позволяют рассматривать его ценность в двух аспектах: как утилитарно-прагматическую и самоценность.

Если такой высокой ценностью, значимостью обладает общение, то насколько страшным и безысходным должно выглядеть одиночество. Ведь человек по сути своей существо общественное – самой своей природой ориентирован на общение.

Переживания, связанные с одиночеством известны с незапамятных времен. М. Бубер различает в истории «эпохи обустроенности» и «эпохи бездомности». В эпоху обустроенности человек чувствует себя органичной частью космоса – как в обжитом доме. В эпоху бездомности человеку трудно найти себе «уютное место» - отсюда чувство неприкаянности и «сиротства».

Этикой предлагались два пути выхода из тупика одиночества – индивидуализм и коллективизм. Но, ни тот, ни другой путь не решают проблемы одиночества. Подлинным решением проблемы, считает Бубер, является «диалогическое существование человека с человеком».

Одиночество рассматривается философией в следующих аспектах: одиночество – «бездомность»; одиночество – неслиянность; одиночество – ответственность; одиночество – уединение.

А.Б. Демидов выделяет следующие модусы одиночества: космическое одиночество; культурное одиночество; социальное одиночество; межличностное одиночество.

Одиночество многомерно, и важно различать его конкретный модус. Специалисты отмечают, что одиночество может имеет своими последствиями тяжелые расстройства личности, состояние «экзистенциального вакуума», депрессию, самоубийство, антиобщественное поведение.

Но одиночество – не «болезнь», так считают некоторые. Одиночество может быть благом, когда оно не «изолированность» и не «покинутость».

Трудно однозначно определить, что есть одиночество с моральной точки зрения: добро или зло, болезненное состояние личности или благо.

И все же пристальное внимание нужно уделять культуре межличностного общения.

Культура общения – система норм, принципов и правил общения, а также технологии их выполнения, выработанные человеческим сообществом с целью оптимизации и эффективности коммуникативного взаимодействия.

Культура общения определяется совокупным действием многих факторов: нравственных, психологических, социокультурных, «технологических». Уровень культуры общения тесным образом связан с нравственной культурой. Понятие нравственная культура включает в себя уровень морального сознания, специфику нравственных отношений с окружающими, особенности поведения и общения. Низкий уровень нравственной культуры порождает дефекты общения. Можно выделить несколько «дефективных» уровней общения: нравственный вакуум, отсутствие нравственной инициативы, нравственный камуфляж, нравственный анахронизм, нравственная регрессия, нравственная глухота, нравственный примитивизм, нравственная нетерпимость.

Кроме дефектов общения, связанных с низким уровнем нравственной культурой, препятствием к полноценному общению могут стать психологические коммуникативные барьеры, связанные с тем, или иным психологическим состоянием личности, ее установками и ожиданиями (барьер страдания, горя; барьер гнева; страха; стыда и вины; барьер установки; презрения; барьер отвращения; настроения; барьер речи).

Одними из самых серьезных причин препятствия к общению являются социокультурные и моральные барьеры. Особое место занимает феномен – маргинальность в общении – невозможность прийти к общей точке зрения и взаимопониманию из-за того, что партнеры принадлежат либо к разным культурам, либо к разным типам, уровням и традициям одной культуры. Маргинальность может быть пространственной, временной, культурной. Но самое страшное в маргинальности – ее воинствующий характер. Следовательно, маргинальность – это антикультура в общении.

Также проявляется феномен насилия, сущностью которого являются: неприятие права партнера на автономность, независимость; апелляция к силовым приемам и методам давления; использование страха и принуждения как главных «аргументов» в общении.

Насилие может проявляться в разных формах – как психологическое давление, моральное подчинение, физическое принуждение.

Тотальному насилию в общении должен быть противопоставлен принцип ненасилия.

Каждый человек, не смотря на свой статус, должность, возраст, национальность и др. обязан соблюдать этические нормы в общении.

Очевидно, что для полнокровной реализации ценности человеческого общения необходимо: добрая воля, желание и стремление к взаимопониманию. Но чтобы эти добрые  намерения могли распознаваться, улавливаться другой стороной, чтобы партнер мог откликнуться на них, необходимо общее «пространство понимания», основа которого – высокая культура общения, требующая от каждого человека самоанализа, самокритичности и работы над собой.

Библиография

Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. - М.: Мысль, 2003.

Мишаткина Т.В., Бражникова З.В., Мушинский Н.И. Этика. Уч. Пособие, Минск, 2002

Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. - М.,2004.

Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. С-П.,2005.

Леонтьев А.А. Педагогическое общение. - М., 2009

Сафьянов В.И. Этика общения. - М.: Знание, 1991.

Титаренко А.И. Нравственные основы общения. - М., 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для воспитателей "Педагогическая этика общения. Воспитатель - родитель".

Несколько слов о педагогическом общении. Хочется обратить ваше внимание на то, что в нашей работе – это наиглавнейшая черта.Пять возможных способов поведения по Кеннету Томасу.Культура речи сотруднико...

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ « ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА ОБЩЕНИЯ »

Педагогическая этика рассматривает сущность основных категорий педагогической морали и моральных ценностей. Моральными ценностями можно назвать систему  представлений о добре и зле, справедливост...

Этика общения

Доброе слово, что ясный день....

Этика общения в работе с родителями

Рассказывается о том какими качествами общения должен  обладать воспитатель, отмечается  психологичесая  грамортность педагогов при общении с родителями, об искусстве завязывать, поддде...

Этика общения дошкольников. Самостоятельность общения

Проявление  самостоятельности дошкольников  в  общении с другими детьми группы...

Этика общения

Педагогическая этика- наука о педагогической нравственности, изучающая нормы поведения педагога....