Этика общения
консультация на тему

Кречетова Наталья Владимировна

Педагогическая этика- наука о педагогической нравственности, изучающая нормы поведения педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etika_obshcheniya.docx27.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 63 «Лесная полянка» города Белово комбинированного вида»

Консультация

для педагогов

                                              по теме: Педагогическая этика общения.

                             

                                                         Провела воспитатель (1кв.категории,)

Кречетова Наталья Владимировна

Белово    20_15__

Добрый день, уважаемые педагоги. Я рада приветствовать Вас. Сегодняшняя наша встреча пройдет в форме тренинга. А как Вы думаете, что же такое тренинг?

Слово «тренинг» происходит от английского «train» что означает «обучать», «тренировать».

Тренинг - это метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков и социальных установок.

Основное отличие тренинга от традиционных форм обучения (лекций, семинаров) состоит в его практической направленности и активности каждого из участников.

Тренинг — яркое, эмоционально насыщенное занятие, направленное на изменение, гармонизацию стиля общения личности, привитие желаемых навыков и разрешение противоречий, проявляющихся во взаимодействии с другими людьми или же имеющих внутри личностный характер.

И начать наш сегодняшний тренинг мне бы хотелось со слов Генри Фонда «Люди сами надевают на себя оковы, завязывают глаза и после этого удивляются, почему им так плохо живется». Я думаю, именно, эти слова помогут нам сбросить напряжение, улыбнуться друг другу и настроить нас на дружелюбную рабочую атмосферу.

Автор «Маленького принца» Антуан де Сент-Экзюпери говорил о

единственной подлинной роскоши – роскоши общения.

Предание гласит о том, что великий мудрец Эзоп, попавший волею судьбы в рабство к лидийскому царю Крёзу, вынужден был прислуживать у него на пиру. И, когда Крёз, попросил Эзопа принести для гостей самое лучшее угощение, которое есть во дворце, мудрец принес ему язык.

«Почему это блюдо самое лучшее? »- спросил удивленный царь.

«Что может быть прекраснее языка, передающего чувства! Что может быть ценнее языка, дарящего нам знания! Что может быть возвышеней языка, говорящего слова любви! » – ответил Эзоп.

Тогда царь, решивший проверить находчивость Эзопа, потребовал принести самое худшее блюдо, которое только есть в царстве. Эзоп не сдвинулся с места и вновь протянул царю блюдо с языком.

«Но почему! », - воскликнул Крёз.

«Что может быть отвратительнее языка, который лжет, что может быть грязнее языка сквернословия, что может быть в мире более гнусного, чем язык клеветы и навета! » – ответил мудрец.

Эта мудрость, дошедшая до нас через тысячелетия, свидетельствует о том, что общение бывает как конструктивным, этичным, так и деструктивным, конфликтным. Она нам говорит о том, что словом можно возвысить и унизить человека, о том, что слово может врачевать или убить. Вот почему проблема педагогической этики общения является центральной в таких науках как этика, социальная психология, педагогика. Общение является одной из ведущих видов жизнедеятельности человека.

Наша встреча сегодня будет посвящена педагогической этике общения.

Давайте в начале нашей беседы вспомним, что же такое «этика».

Слово это образовано от древнегреческого einos – «нрав, обычай, хороший образ мысли». 

Педагогическая этика рассматривает сущность основных категорий педагогической морали и моральных ценностей. Моральными ценностями можно назвать систему представлений о добре и зле, справедливости и чести, которые выступают своеобразной оценкой характера жизненных явлений, нравственных достоинств и поступков людей. Среди этих категорий – профессиональный педагогический долг, педагогическая справедливость, педагогическая честь и педагогический авторитет.

Воспитатель для дошкольника – первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в человеческом социуме. На нем лежит огромная ответственность за сегодняшнюю и будущую жизнь воспитанника, которая требует от нас с вами высокого профессионализма и педагогического такта.

Особо следует сказать о недопустимости любых насильственных действий в отношении детей: навязывания чужого мнения, ущемления личного достоинства, применения телесных наказаний и т. д.

Проблема культуры общения – одна из самых острых в  обществе. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто.

Педагогическая этика-это наука о педагогической нравственности,
изучающая нормы поведения педагога.

Общение наивысшая радость, дарованная людям. Общение это взаимодействие двух или более партнеров.

Существует ряд требований к речи педагога, а именно:                                                 ПРАВИЛЬНОСТЬ – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов. Например: жалюзи, договор, досуг, звонит, занятой человек, занятый дом.

ТОЧНОСТЬ – соответствие смыслового содержания речи и информация, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления. Например: девочка – ребенок женского пола, мальчик – ребенок мужского пола.

ЛОГИЧНОСТЬ – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связанного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи. Например: следовательно, итак, значит, иначе, говоря.

ЧИСТОТА – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов. Например:  слова паразиты, жаргоны- это самое, так сказать, ну это, значит, типа, как бы.

ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию  произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора. Например: учим с детьми пословицы и поговорки: Ноябрьские ночи до снега темны. В ноябре прилетают зимние птицы.

БОГАТСТВО – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируется основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образованности речи. Например: плавать, плыть, приплыть, приплывать, заплывать, отплывать, заплывать, уплывать, уплыть, наплывать, наплыть, подплыть, подплывать, и т.д. – это всё один глагол для выражения двадцати  оттенков одного и того же действия.

УМЕСТНОСТЬ – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладанием чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).  Например: Мы  долго стоим на остановке, подъехал наш автобус: « Вот наконец то наш автобус», уместно ли использовать энциклопедические сведения и построить следующую фразу: «Вот наконец то и наш многоместный автомобиль с кузовом вагонного типа, со скоростью 60-100 км/ч»? 2. В редакцию одной из газет пришло следующее письмо: "Сегодня я получила паспорт – вроде бы торжественный день в жизни, а у меня на глазах слезы обиды. Мне трудно писать об этом, но этот день надолго запомнится, к сожалению, не с лучшей стороны. Конечно, я надеялась, что человек, который будет вручать паспорт, скажет: "Поздравляю! Теперь вы гражданка России!", и почувствовать пожатие крепкой руки. А я услышала: "Давай 80 рублей, вот тебе паспорт и иди".

Неуместно резкое слово, неуместно брошенное замечание; металлические интонации и категоричность суждений могут стать причиной тяжелой душевной травмы человека, обиды, конфликта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для воспитателей "Педагогическая этика общения. Воспитатель - родитель".

Несколько слов о педагогическом общении. Хочется обратить ваше внимание на то, что в нашей работе – это наиглавнейшая черта.Пять возможных способов поведения по Кеннету Томасу.Культура речи сотруднико...

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ « ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА ОБЩЕНИЯ »

Педагогическая этика рассматривает сущность основных категорий педагогической морали и моральных ценностей. Моральными ценностями можно назвать систему  представлений о добре и зле, справедливост...

Этика общения

Доброе слово, что ясный день....

Этика общения в работе с родителями

Рассказывается о том какими качествами общения должен  обладать воспитатель, отмечается  психологичесая  грамортность педагогов при общении с родителями, об искусстве завязывать, поддде...

Этика общения дошкольников. Самостоятельность общения

Проявление  самостоятельности дошкольников  в  общении с другими детьми группы...

Этика общения

В современном мире все более значимое место занимают общечеловеческие ценности: доброта, искренность, милосердие, потребность в дружбе, любви, взаимопонимании, способность ценить не только свою свобод...