Этика общения в работе с родителями
консультация на тему

Чиркова Татьяна Григорьевна

Рассказывается о том какими качествами общения должен  обладать воспитатель, отмечается  психологичесая  грамортность педагогов при общении с родителями, об искусстве завязывать, подддерживать и направлять беседу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etika_obshcheniya_s_roditelyami.docx14.05 КБ

Предварительный просмотр:

Этика общения в работе с родителями.

Привычные, общепринятые формы общения (слова, жесты, поступки) – это сжатое выражение определённого содержания, своеобразный психологический код. Доброе отношение к людям рождает чуткость и бережность. Воспитанный человек не делает ничего такого, что могло бы задеть, обидеть, унизить другого. Тактичность – непременное условие и обязательный признак воспитанности. Уважение к людям, бережное отношение к ним связано и с такой чертой личности, как терпимость. Хорошее отношение к людям должно быть красиво оформлено – приветливостью, подтянутостью, корректностью и сердечностью.

Доброе отношение к людям должно проявляться в понятной для всех форме. Такой формой, качеством общения человека с человеком является вежливость. Меняются обстоятельства – меняются оттенки вежливости. Корректность – несколько подчёркнутая, официальная вежливость, иногда чуть суховатая; учтивость – вежливость почтительная, например, по отношению к старшим или к женщине; любезность – вежливость, в которой проявляется стремление быть приятным и полезным другому; в деликатности вежливость сочетается с особой мягкостью, тонкостью в понимании людей.

Сущность тактичности состоит в умении понять чувства и настроения окружающих, поставить себя на их место, представить, как сказываются на других наши слова и поступки. Вообще же технику общения можно, наверное, определить как известную психологическую грамотность, с одной стороны, и умелое использование средств общения – с другой.

Умение по внешним признакам (поза, выражения лица, глаз, походка, движения) определить хотя бы в общих чертах состояние человека (радость, печаль, задумчивость, напряжённость мысли и соответственно с этим строить своё поведение, требует некоторой техники и выучки.

Психологическая грамотность предполагает также знание частных, конкретных приёмов эффективного взаимодействия с людьми: как сказать другому горькую, но необходимую правду; как предотвратить готовую вспыхнуть ссору;

Как найти выход из конфликтной ситуации; как отвлечь человека от тяжёлых переживаний и т.п.

Другой стороной техники общения является, как уже говорилось, умелое использование средств общения и управление собой.

Собственно говоря, в качестве средства общения может выступить любой предмет или явление, если они обладают коммуникативной значимостью и выполняют роль знака.

Но главным и основным средством общения является, конечно, язык, речь, слово. И по тому, как владеет человек этим средством коммуникации, нередко судят о его культуре и воспитанности.

Но есть не менее важные, чем грамматика, лексика и орфоэпия, вещи, на которые совсем мало обращают внимания: дикция, интонации, сила и высота звука, темп речи.

Тембр голоса даётся человеку от природы. Но облагородить его звучание – в наших силах.

Искусство завязывать, поддерживать, направлять беседу – также признак воспитанности и культуры речевого общения. Чувство юмора и остроумие – это качества, которые очень высоко ценятся в современном обществе. Истинное чувство юмора всегда и результат и признак нравственного здоровья, развитого интеллекта, глубокой культуры и хорошего воспитания. Развитое чувство юмора упрощает, облегчает и украшает общение.

Всё вышесказанное в полной мере относится и к работе воспитателя с родителями. В ходе своей работы воспитатель часто вступает в контакт с родителями воспитанников. Это беседы о том, как ребёнок провёл день, это консультации специалистов, по просьбе которых воспитатель передаёт какие-либо рекомендации. Не каждый родитель способен выслушать советы и рекомендации, особенно если речь идёт о каких-то трудностях и проблемах ребёнка. Утром спешат на работу, вечером – домой, поэтому долгие беседы раздражают. Агрессия, привнесённая извне может выплеснуться и на педагога, что весьма затрудняет ведение беседы. Улыбка, доброжелательное отношение, к месту сказанная шутка способны разрядить атмосферу напряжения, повернуть русло разговора в мирную сторону. Необходимо помнить и чётко представлять себе, что вы хотите сказать и главное зачем. Не следует превращать обсуждение проблемы поведения ребёнка в банальную жалобу. Каждого человека есть за что похвалить, а уж тем более маленького. Начинайте разговор с положительного, похвалите ребёнка, а затем уже расскажите о том, что Вас тревожит. Пусть родители почувствуют, что вы не пытаетесь унизить достоинство его ребёнка, а искренне переживаете за него, что вы не безразличны к его трудностям, Вы желаете ему помочь вместе с ними. Как бы ни были Вам неприятны грубость и хамство некоторых родителей, не опускайтесь до их уровня, проявите сдержанность, такт. Уважайте себя так, чтобы другие Вас уважали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для воспитателей "Педагогическая этика общения. Воспитатель - родитель".

Несколько слов о педагогическом общении. Хочется обратить ваше внимание на то, что в нашей работе – это наиглавнейшая черта.Пять возможных способов поведения по Кеннету Томасу.Культура речи сотруднико...

Этика общения дошкольников. Самостоятельность общения

Проявление  самостоятельности дошкольников  в  общении с другими детьми группы...

Семинар для воспитателей "Роль не вербального общения в работе с родителями"

Семинар-практикум для воспитателей от педагога-психолога "Роль невербального общения в аботе с родителями"...

Семинар-практикум для воспитателей от педагога-психолога "Роль невербального общения в работе с родителями"

Семинар-практикум для воспитателей от педагога-психолога "Роль невербального общения в работе с родителями"...

Конспект семинара - практикума «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА ОБЩЕНИЯ. ВОСПИТАТЕЛЬ - РОДИТЕЛЬ»

Формирование первичной установки на выбор конструктивных в межличностном общении....

Консультация "Основные правила общения в работе с родителями"

В публикации отраженыосновные цели общения. Описаны правила общения с родителями. Даётся совет как сделать общение с родителями конструктивным....

Презентация на тему: «Техника эффективного педагогического общения в работе с родителями»

На протяжении всего срока пребывания дошкольника в детском саду педагогам и родителям важно быть партнерами, союзниками в деле образования и воспитания, понимать друг друга, говорить на одно...