Семинар-практикум для воспитателей от педагога-психолога "Роль невербального общения в работе с родителями"
консультация по теме

Семинар-практикум для воспитателей от педагога-психолога "Роль невербального общения в работе с родителями"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар  «Значимость невербального общения в работе педагога с родителями»

Дата проведения: 8.11.2016г

Подготовил и провел: педагог-психолог Гингель Н.А.

Цели:

1. Развитие умений проявлять педагогический такт в различных условиях воспитательно - образовательной работы в дошкольных учреждений.
2. Проверка уровня развития профессионально значимых свойств личности воспитателя.
3. Тренировка профессионально-педагогических особенностей внимания, наблюдательности, воображения в работе с родителями.

I. Психологическая настройка на работу. Сплочение группы

Упражнение «Огонек» . Педагоги в кругу передают друг другу «огонек добра» со словами приветствия «Я рада тебя сегодня видеть, ты хорошо сегодня выглядишь». (солнышко)

Упражнение «Вопрос - ответ» - участники встают в круг. У одного из них в руках мяч. Произнося реплику, он одновременно бросает мяч партнеру. Тот, поймав мяч, должен перебросить его другому, но при этом должен сказать собственную реплику и т.д. Например: «Какое у тебя настроение?» - «Хорошее». «Что ты ждешь от сегодняшнего дня?»

II. Педагогическая техника

В сопровождении презентации. Взаимодействие между людьми начинается с установления контакта. Контакт зависит от того, как мы себя держим, что говорим и не мало важно как мы говорим. Нам как педагогам очень важно правильно донести информацию до родителей, правильно определить в каком расположении духа находится сегодня родитель, способен ли он вообще к восприятию информации или может лучше подобрать для сообщения другой день. (привести пример о  папе который врезал воспитательнице, как как та не сразу сообразила что сейчас не время сообщать папе что его сын не лучший ребенок в группе ). Как расположить к себе родителя используя язык жестов? Вот об этом мы сегодня и поговорим. Каждое движение - слово в языке жестов. (показать отрывок из фильма «Теории лжи»)

Сегодня мы рассмотрим ,что такое невербальное общение и как расшифровать и понимать других по позе, жестам, выражению лица.

Упражнение «Испорченный видеомагнитофон».

Участники сидят в кругу. Дается задание - передать эмоциональное состояние, используя только невербальные средства. Состояние передает один участник следующему по кругу. Остальные сидят с закрытыми глазами. Когда каждый из группы получил и передал состояние, первый передающий сопоставляет то, что получил, с тем, что передавал.

 Как вы думаете что входит в невербальную коммуникацию? (психолог предоставляет такую информацию, перечисляет элементы невербальной коммуникации (тембр голоса и интонация, ширина зрачка; пространство, разделяющее говорящих, частота дыхания; жесты, телодвижения; осанка; одежда; выражение лица; символ статуса; контакт глазами и т.д.)

ТОН И ИНТОНАЦИЯ

Упражнение «Впечатление».

ВАЖНО НЕ ТОЛЬКО ТО ЧТО МЫ ГОВОРИМ, НО И КАК МЫ ЭТО ГОВОРИМ.

Перечислите, какое впечатление о вас может сложиться у родителя, если воспитатель  проявляет нетерпение, говорит повышенным или раздраженным тоном?

Варианты ответов:

- вам все надоело,
- вам неинтересна ваша работа,
- вы не доброжелательны,
- вы не уважаете других.
- вы боитесь

Упражнение «Приветствие».

Приветствуйте детей словом «Здравствуйте!» с 10 оттенками: страха, удовольствия, дисциплинированности, удивления, упрека, радости, неудовольствия, достоинства, иронии, безразличия. (10 добровольцев раздаются листочки с оттенками.)

Обсуждается значение голоса в общении, важность умения управлять своим голосом. (Дается понятие «чарма» - мягкого, успокаивающего голоса, не включающего психологическую защиту; «императив» - жесткий, властный, подавляющий тон.)

По тому как родитель произносит слова можно судить о его психологическом состоянии в данный момнет.

 МИМИКА

А сейчас мы с вами выясним на сколько хороши мы с вами как эксперты по жестам и мимики.

Упражнение «Мимика лица».(показать фото на экране)

Посмотрите на схемы эмоций и подумайте, какое из чувств каждая схема выражает.

На схемах даются следующие выражения:

1 - враждебное,
2 - саркастическое,
3 - радостное,
4- злое, гневное,
5- грустное, хмурое,
6 - уставшее,
7 - скептическое,
8 - спокойное, нейтральное.

Дается информация о значении мимике в невербальной коммуникации.

Упражнение «Взгляд».

Продемонстрируйте ваш взгляд на ребенка (добровольцы 7человек получают каждый по заданию и пытаются его показать, остальные догадываются,):

  • с укоризной,
  • с настойчивым запретом,
  • с безмерным удивлением,
  • с гневом,
  • с ожиданием дальнейших действий.
  • С одобрением
  • С похвалой

А теперь попробуйте сказать сохраняя вашу позицию что то противоположное позиции (Н-р «я тебя люблю» или «твое поведение просто невыносимо.) То как мы говорим и в какой позе мы это говорим, несет в себе больше информации, чем то,  что мы говорим.

Обсуждается значение взгляда в технике общения. Какое значение имеет взгляд в общение с родителями?    Приведите примеры.

Дается рекомендация: во время выступления на родительском собрании найдите тех, кто внимательно слушает и выказывает невербальную поддержку. Обращайтесь чаще взглядом к ним. Это позволит чувствовать себя увереннее и сосредоточиться

ПОЗА воспитателя в общении с родителями (описание значения поз)

ПРОСТРАНСТВО

Вокруг каждого из нас существует пространство, которое мы стремимся держать в неприкосновенности. Возникающее напряжение в процессе общения с родителями может быть индикатором нарушения пространства.

Информация:

  • 0-0,5 м - интимное расстояние, на котором общаются близкие люди;
  • 0,5-1,2 м - межличностное расстояние для разговора друзей;
  • 1,2-3,7 м - зона деловых отношений (руководитель, подчиненный).

Чем ближе вас подпускает родитель, тем ближе у вас с ним отношения

Еще одна техника установления контакта - присоединение. Оно означает умение говорить с родителями на одном языке, просто, не перегружая информацией.

ПОЗЫ

Далее педагогам предоставляется информация о значении некоторых поз. (скрещенные руки на груди, поза «льва» и т.д.).

ОПИСАНИЕ ЖЕСТОВ  

Психолог показывает на экране жесты и интерпретацию к ним. Правила интерпретации языка тела: не выхватывать отдельную деталь и не делать из нее далеко идущие выводы; учитывать национальность и темперамент человека - у различных наций язык тела имеет свою специфику (прибалты, испанцы, американцы и японцы (разное расстояние  зоны интимности 90 см и 25 см)).

Поза (используя все элементы невербальной коммуникации  изобразите воспитателя  родителя который …..)

Рефлексия впечатлений.

  • Что мне понравилось?
  • Что мне не понравилось?
  • Где я мог бы применить полученные знания?
  • Что бы я посоветовал?

Упражнение «Прощание».

Все берутся за руки и передают друг другу хорошие пожелания, (по очереди каждый соседу с права).

Литература:

  1. Клюева Н.В. Технология работы психолога с учителем
  2. Монахова А.Ю. Психолог и семья: активные методы взаимодействия
  3. Карвасарский В.Д. Психотерапия
  4. Леви В.Л. Искусство быть собой.
  5. Брошюра из серии «Популярная психология»: «Читаем человека как книгу»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для педагогов ДОУ с элементами тренинга «Совершенствование общения педагогов и родителей»

  Детский сад и семья – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт. Влияние на ребёнка семейного воспитания настолько сильно, что способно свести...

Групповой семинар-практикум для педагогов ДОУ «Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей. Правила бесконфликтного общения»

Цель: формирование у педагогов  представлений о причинах конфликтов, их классификации, путях и способах их разрешения; развитие способности выявлять причины конфликтов, находить пути их урегулиро...

Семинар-практикум с педагогами "Мои плюсы и минусы в общении с родителями"

Цель: повышение коммуникативной компетентности воспитателей во взаимодействии с родителями....

Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...

Семинар - практикум для педагогов ДОУ с элементами тренинга «Совершенствование общения педагогов и родителей»

Семинар - практикум для педагогов ДОУ с элементами тренинга«Совершенствование общения педагогов и родителей» Цель: Повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопрос...

Тема: Семинар - практикум для педагогов ДОУ с элементами тренинга «Совершенствование общения педагогов и родителей»

Цель: Повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.Задачи: 1. Обобщить знания воспитателей о нормативно – правовом обеспечении вз...