Консультации для родителей "Перспективы дальнейшего развития музыкальных способностей каждого ребёнка"
консультация по теме

Узюмова Ирина Владимировна

С целью работы по самообразованию  "Развития чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных инструментах"  провожу консультации для родителей ввиде тематического стенда "Музыка и дети" с разнообразными статьями: "Приобщение к музыке дома",  "Индивидуальные особенности каждого ребёнка", "Перспективы дальнейшего развития музыкальных способностей каждого ребёнка".

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Перспективы дальнейшего развития музыкальных способностей каждого ребёнка

Музыкальное развитие, как и любые другие психические и физиологические процессы, идет по возрастающей линии. Это переход от непроизвольных откликов на музыку к эстетическому отношению к ней, от импульсивных стремлений петь, двигаться под музыку к выразительному исполнению, от смутных приятных ощущений восприятия музыкальных звуков к эмоциональному и сознательному слушанию произведения. Такова общая картина динамики. музыкального развития.

Программа конкретно определяет, как педагог должен формировать эстетическое отношение детей к музыке.

Таким образом, общие задачи музыкального воспитания и развития детей сводятся к следующему:

1. Пробуждать активный интерес и любовь к музыке, развивать правильное ее восприятие, формировать чувства и представления детей, стимулировать их нравственно-эстетические переживания, способность к эмоциональной отзывчивости.

2. Обогащать музыкальные впечатления, знакомя с разнообразными произведениями и сведениями о них.

3. Приобщать к различным видам музыкальной деятельности, обучать способам и навыкам пения и музыкально-ритмических движений, игре на детских музыкальных инструментах,

4. Формировать певческие голоса детей, добиваться выразительного пения, образности и ритмичности движений, их координации, точности игры на музыкальных инструментах. Развивать музыкальные способности: эмоциональную отзывчивость, мелодический слух, ладовое и ритмическое чувство, тембровый и динамический слух.

5. Стимулировать творческие проявления в музыкальной деятельности (инсценировки песен, импровизации несложных попевок, движений, комбинирование элементов танцев).

6. Побуждать к самостоятельным действиям: высказывать свои впечатления о музыке, исполнять (без помощи взрослых) знакомые песни, применять их в самостоятельной деятельности.

7. Воспитывать музыкальный вкус детей, оценочное отношение к прослушанным произведениям, к собственному исполнению песен, танцев, хороводов, игр.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Приобщение к музыке ребенка в семье»                                                      Музыкальное развитие оказывает огромное воздействие на развитие малыша: у него формируется эмоциональная сфера, также совершенствуется мышление, малыш становится чутким ко всему красивому в искусстве и жизни.                                            Очень важно, чтобы уже в самом раннем возрасте рядом с малышом оказался взрослый, который поможет раскрыть перед ребенком всю красоту музыки, дать ему возможность прочувствовать ее.                                                                            Во всем мире известно, что лучшие только в семье создаются все условия для общего развития воспитания ребенка раннего возраста, в том числе и музыкального. Все это имеет зависимость от врожденных музыкальных задатков, от того, какой образ жизни ведет семья, от ее традиций, отношения к музыкальной деятельности, от общей культуры…                                                                                       Первым, ведущим и основным видом музыкальной деятельности детей является восприятие музыки. Этот вид деятельности доступен ребенку с момента рождения. Пение колыбельной песни матерью — первое знакомство ребенка с музыкой.           Отсутствие музыкальных впечатлений делает невозможным усвоение музыкального языка. Когда ребенок рождается, то у него практически не развиты зрительные анализаторы, однако он уже может различать многие звуки и как-то реагировать на них. Первые реакции на звуки довольно примитивны: вздрагивание, плач, моргание, замирание.В дальнейшем развивается внимание к звуку, интерес к его источнику. Намного медленнее развивается у малышей звуковысотный слух.                                        В каждом ребенке изначально заложено чувство ритма, но чувству музыки можно необходимо обучить. Нужно слушать вместе с ребенком разную музыку, а также детские и колыбельные песни. Следует поощрять в ребенке желание прихлопывать, танцевать, маршировать, также поощрять желание играть на различных музыкальных инструментах. Одним из первых инструментов может быть один из ударных, примером служит все, начиная от ложки и заканчивая бубном.                                          Если родители хотят петь, лучше делать это только в присутствии малыша. Следует петь различные детские песенки. А для того чтобы малыш усвоил простую мелодию и научился ее воспроизводить, нужно петь и «взрослые» песни.                                       Дети чувствуют музыку ничуть не хуже нас - взрослых. Конечно, им не совсем понятны все слова. Но ведь взрослые, когда слушают иностранную мелодию, тоже не могут понять слов. В этом случае родителям рекомендуется приобрести для своего ребенка - магнитофон или плеер. Это даст возможность ребенку слушать музыку самому.                        Нужно записывать на различные источники музыку, проговаривать ребенку имена исполнителей, обращать его внимание на красоту человеческого голоса.        Для музыкального развития в семье следует использовать такие методы педагогики:                  • Наглядно-слуховой метод, который является основным.                          Когда ребенок растет в семье, в которой постоянно звучит о развлекательная, классическая, народная музыка, он, конечно же, привыкает к ее звучанию, начинает накапливаться слуховой опыт в различных формах музыкальной деятельности.          • Наглядно-зрительный метод, который имеет свои преимущества в семейном воспитании. Он пропагандирует показывание детям книг с картинами, знакомит их с народными традициями, обрядами.                                                                                                                         • Словесный метод, который также является важным в семейном воспитании. Короткие беседы о музыке помогают малышу настроиться на ее восприятие. Во время слушания взрослый может обратить внимание малыша на смену настроения, на                                      различные изменения в звучании музыки.                                                         • Практический метод (обучение игре на детских музыкальных инструментах, пению музыкально- ритмическим движениям) позволяет ребенку овладеть определенными умениями и навыками исполнительства и творчества.

Индивидуальные особенности детей.

Почему дети такие разные? Одни бойкие и активные, другие — тихие и застенчивые. Одни с удовольствием идут в детский сад, играют со сверстниками, другие — плачут и с трудом привыкают к детскому коллективу. Ответить на этот вопрос не так просто. То, каким будет ребенок, зависит от врожденных особенностей — темперамента, типа нервной системы, физического здоровья, от условий жизни, от того, каких принципов воспитания придерживаются родители...

Ребенок может сильно отличаться от родителей, и тогда возникает естественное желание изменить его. Например, быстрой, активной маме трудно смириться с тем, что ее малыш делает все медленно. Она старается «перевоспитать» его, однако нередко результаты ее стараний оказываются прямо противоположными, поскольку некоторые качества изменить невозможно, да и не нужно. Важно уметь принимать малыша таким, какой он есть, помогая ему приспособиться к своим особенностям и жить с удовольствием.

Какие-то особенности зависят от возраста детей — например, в 3 года многие дети становятся особенно упрямыми и капризными, в 4—5 лет активно развивается воображение, и дети становятся фантазерами. Иногда следует просто запастись терпением и спокойно принимать происходящее с ребенком. Однако некоторые особенности поведения напрямую определяются воспитанием в семье, и в этом случае важно хорошо представлять себе, как ваши методы воспитания, атмосфера в семье могут сказаться на ребенке.

Важно помнить о том, что:

НЕ СЛЕДУЕТ:

-Навешивать на ребенка «ярлыки» — «копуша», «застенчивый», «злой» и т.д.

-Пытаться изменить ребенка, сделать его таким, как вам хочется. Если ребенок родился медлительным, то вряд ли он станет активным и быстрым, как бы вам этого ни хотелось.

-Сравнивать ребенка с другими детьми.

-Кричать на ребенка, наказывать его за то, в чем он не виноват.

СЛЕДУЕТ:

-Принимать ребенка таким, какой он есть, подчеркивать его достоинства, сильные стороны.

-Оказывать ему поддержку, помогая преодолевать трудности.

-Быть последовательным в воспитании, твердо осознавать, что вы разрешаете ребенку делать, а что запрещаете.

-Быть внимательным к нуждам и потребностям малыша.

-Осознавать, что со временем ребенок меняется и на каждом возрастном этапе ему могут быть присущи определенные особенности.

В-ы можете помогать ребенку расти, ощущать себя хорошим и нужным, понимая и учитывая закономерности его развития и бережно относясь к его индивидуальности.

РАЗНЫЙ ТЕМПЕРАМЕНТ - РАЗНАЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ

Темперамент характеризует темп, интенсивность, ритм, скорость психических процессов и состояний. Эти индивидуальные особенности человека врожденны, проявляются достаточно рано и сильно влияют на эмоциональное поведение человека.

Одни дети непоседливы, стремительны и не способны долго усидеть на месте, другие часами играют за столом, перебирая картинки или кубики. Одни никак не реагируют на замечания, другие моментально начинают плакать. Все эти проявления зависят от темперамента ребенка. Изменить эмоциональные реакции и поведение импульсивного ребенка, переделав его в «тихоню», невозможно, да и ни к чему — у каждого типа темперамента есть свои достоинства и недостатки. Родителям важно знать сильные стороны темперамента своего ребенка, чтобы помочь ему адаптироваться, успешно общаться, осваивать новые знания и пр.

ХОЛЕРИК.

Такой малыш быстрый, очень подвижный, с трудом переносит ожидания, у него легко возникают эмоциональные вспышки, настроение неустойчиво (быстро переходит от радости к гневу). Ребенок-холерик не выносит монотонной работы, требующей усидчивости и терпения. В то же время он решителен, уверен в себе, настойчив и бесстрашен, любит риск и приключения. Увлекшись каким-либо занятием, заражает им других. По натуре он экспериментатор.

Положительные черты: Активность, напористость, решительность, подвижность, эмоциональность.

Отрицательные черты: Повышенная возбудимость, импульсивность, несдержанность, резкость.

Как себя вести родителям?

Помните, что для быстрого ребенка очень вредное воздействие оказывает чрезмерное ограничение со стороны родителей. Поэтому направляйте энергию ребенка в полезную двигательную активность. Самое главное — занять такого ребенка интересным делом. У такого малыша в течение дня обязательно должна быть интенсивная физическая нагрузка. Спорт хорошо дисциплинирует именно холериков. Организуйте для ребенка щадящий режим: возбуждающие игры, фильмы и т.п. в умеренных дозах и не менее чем за 2 часа до сна. Такого ребенка, увы, нужно контролировать больше, чем других. Предоставленный сам себе, он может попасть в опасную ситуацию. Не следует раздражаться по поводу «неудобного» поведения ребенка, применять к нему такие меры воздействия, как окрики, шлепки, угрозы - от этого он становится еще более неуправляемым. Лучше спокойно приучать его к тем видам деятельности, где требуется терпение: лепка, конструирование, настольные игры, игры с правилами и пр. Учите его исправлять последствия своей импульсивности. Необходимо вырабатывать сосредоточенность, усидчивость - учить соблюдать правила общения (говорить спокойно, ждать своей очереди, считаться с желаниями других). Приветствуйте дружбу своего ребенка - холерика с ребенком - сангвиником или флегматиком.

ФЛЕГМАТИК.

Невозмутимый и спокойный, эмоционально сдержанный, усидчивый и дисциплинированный. В выполнении любых заданий чрезвычайно медлительный. В своих интересах достаточно постоянный, легко принимает четкий и жесткий режим дня. Шумных игр такой ребенок не любит, так же как и интенсивного общения со сверстниками. Долго может принимать решения, но, единожды приняв, вряд ли их поменяет.

Положительные черты: Уравновешенность, терпимость, способность к сосредоточению, невозмутимость, самообладание, старательность, аккуратность.

Отрицательные черты: Медлительность, вялость, безучастность к окружающему.

Как себя вести родителям?

Вы легко можете доверить ему какое-либо дело: ребенок-флегматик очень ответственен и добросовестен. Никогда не торопите его — флегматик от этого начинает действовать еще медленнее. Нельзя использовать окрики, угрозы, желая заставить действовать быстрее. Используйте в воспитании похвалу - положительное подкрепление является лучшим стимулятором для ребенка - флегматика. Для такого ребенка совершенно неадекватна атмосфера спешки и четкого лимита времени, в этом случае он может «зависнуть», как компьютер. Такому малышу нужно помочь выразить свои эмоции: почаще рассказывайте ему о том, что переживают другие люди в различных ситуациях. Чтобы поведение и мышление флегматика не стали стереотипными, давайте ему побольше творческих заданий, которые имеют несколько вариантов решения. Старайтесь выводить его «в люди»: в музеи, на выставки, в театр — пусть пополняет свой эмоциональный опыт. Необходимо развивать двигательную активность, коммуникативные навыки. Побуждайте медлительного ребенка к любым проявлениям активности, поощряйте его подвижность. Поддерживайте дружбу своего флегматика с детьми - холериками или сангвиниками, это научит его быть более быстрым.

МЕЛАНХОЛИК.

Такой ребенок эмоционально очень чувствителен и легко раним. Любые эмоциональные переживания длятся у него долго и мешают сосредоточиться на каком-либо деле. Меланхолик хорошо чувствует эмоциональное состояние других людей, определяя его по мимике, жестам, интонациям («Почему дядя такой сердитый?» или «Почему этот мальчик злится?»). Ребенок - меланхолик очень нуждается в поддержке и похвале близких, из-за неуверенности в себе трудно идет на контакт со сверстниками, обидчив и настороженно относится ко всему новому. Самая незначительная неприятность может вызвать у него слезы. Меланхолик болезненно реагирует на смену привычного эмоционального окружения (приход в семью няни, развод родителей и пр.), быстро утомляется.

Положительные черты: Высокая чувствительность, высокий уровень самоконтроля, способность к эмпатии.

Отрицательные черты: Неуверенность, замкнутость, боязливость, тревожность.

Как себя вести родителям?

Для меланхолика самым главным является спокойная, доброжелательная психологическая атмосфера дома. Только ребенка надо постоянно хвалить, демонстрируя веру в его способности. Даже если задание выполнено не очень хорошо, нужно уметь вселить в ребенка уверенность, одобряя саму попытку решить ту или иную задачу. У меланхолика должна быть постоянная возможность переживания успеха от выполнения самых незначительных дел. Нельзя повышать голос, проявлять чрезмерную требовательность, подчеркивать недостатки. Следует говорить мягко, но уверенно, использовать эмоциональную поддержку, высказывать одобрение, необходимо развивать общительность, стремление к активности, умение преодолевать трудности. Чаще проговаривайте положительные моменты, старайтесь отвлечь его от тревожных мыслей. Учите меланхолика делать самостоятельный выбор в привычных жизненных ситуациях (с какой игрушкой играть, с кем гулять, что надевать и есть и т. д.).

САНГВИНИК.

Это жизнерадостный, подвижный и легко увлекающийся новой игрой ребенок. Больше всего он любит смену впечатлений, редко доводит начатое дело до конца. Такой малыш легко привыкает к незнакомой обстановке, быстро заводит друзей, может быть инициатором разных детских забав. Он любознателен и умеет сдерживать свои эмоции. Легко учится, схватывая все на лету, хотя сангвиника больше интересует сам процесс, а не результат.

Положительные черты: Общительность, энергичность, быстрое приспосабливание к новым условиям, контактность.

Отрицательные черты: Несобранность, небрежность, непостоянство, распыленность интересов.

Как себя вести родителям?

Такому ребенку необходимо обеспечить доступ к разным видам деятельности, не загружать его неинтересной монотонной работой. Однако следует помочь ему сосредоточиться на выбранном занятии и довести дело до конца, опираясь на такое важное качество сангвиника, как целеустремленность. При этом с такими детьми следует быть требовательными. Иначе, перебрав множество интересных дел, ребенок так ни в чем и не преуспеет. Желательно, чтобы все члены семьи придерживались единой стратегии воспитания. Не следует ограничивать живость и активность ребенка, нужно учить его внимательно относиться к сверстникам, считаться с мнением других, формировать устойчивые привязанности, интересы. Поддерживайте отношения ребенка с одним - двумя друзьями, иначе у него будет много приятелей и ни одного друга.

                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Раннее развитие музыкальных способностей".

В периодической печати все чаще появляются статьи о музыкальном воспитании детей младенческого и раннего возраста. Вновь и вновь многочисленные исследования ученых всего мира, изучающих психологию, по...

Консультация для родителей по развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

Чтобы воспитать полноценную личность  ребенка, необходимо с самого раннего возраста заниматься развитием творческих способностей. Ученые всего мира утверждают, что творчески развитые дети более к...

Консультация для родителей "Раннее развитие музыкальных способностей ребёнка"

В статье помещены упражнения, которые будут полезны родителям малышей ....

Развитие музыкальных способностей у ребёнка

quot;Есть ли у моего музыкальные способности?"...

Консультация для родителей «Как развивать музыкальные способности у ребёнка дома»

Гармоничность музыкального воспитания достигается лишь в том случае, когда используются все виды музыкальной деятельности, доступные дошкольному возрасту, все творческие возможности растущего человека...