игры и игрушки в жизни малышей
консультация (средняя группа) на тему

В своей статье я рассказала о нашей жизни в группе и взаимодействии с родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrushki_detyam.docx22.53 КБ

Предварительный просмотр:

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. Сухомлинский В. А.

Давайте, поговорим, о том, как и во что любят и хотят играть наши дети. Родители, приходя за своим ребенком вечером, после работы подолгу стоят у дверей и ждут, когда же его ма-лыш покинет игру, и пойдет домой. Иногда очень огорчаются, что, придя за своим ребен-ком, он не торопится бежать домой. Но огорчения быстро проходят, т.к. видя, своего ре-бенка в костюме доктора, важно применяя лечебные процедуры или складывая развива-ющие игры, нахмурив бровки, все это очень умиляет родителей нашей группы.

Но, каждый раз, беседуя с родителями, мы объясняем насколько важен период игры в этом возрасте.

О чем же может рассказать игрушка или игра ребенка?

Всегда прошу родителей играть дома с детьми, обыгрывать различные ситуации через любимую игрушку. И правда, говорят родители это очень помогает в воспитательных, да и конечно в развивающих моментах жизни ребенка. Игрушка занимает значительное место в жизни ребенка. Это простое, казалось бы, развлечение является необходимым и важным этапом в процессе становления малыша. Все педагоги сходятся в одном — для того, чтобы развитие ребенка было гармоничным и полноценным, дети должны играть!

Можно сказать, что игрушки для детей — это слова, а игра — речь. Ребенку чрезвычайно сложно открыть свои чувства и рассказать другим о своих глубоких переживаниях. Все это ребенок выражает в игре. Но как понять то, о чем он хочет рассказать? Вот и для этого нуж-на игрушка. позвольте ребенку самому организовать свое игровое пространство, выбрать нужные ему предметы и игрушки. Но в этом случае просто понаблюдайте, опять же найдите на это время. Некоторые родители, да можно сказать большинство радуются, что ребенок чем-то занялся надолго и идут заниматься, несомненно важными делами для своей семьи. Но, остановитесь посидите, понаблюдайте, да просто поприсутствуйте со своим ребенком, и для Вас откроется много тайн детской души. Обратите внимание, как ребенок приступает к выбору игрового материала, какие игрушки преобладают. Например, бывает так, что ребенок, выбрав какого-нибудь персонажа, скажем, зайца, поиграв с ним некоторое время, отбрасывает в сторону и бросается к другой игрушке, затем ситуация повторяется — игрушки откладываются одна за другой, внимание ни на одной из них не задерживается надолго - это свойственно детям, испытывающим сложности в установлении контакта и поддержания общения с другими людьми. Помогите малышу. Пусть в игру включатся ге-рои, которые хотят, во что бы то ни стало, подружиться с главным персонажем. Как сделать первый шаг к знакомству? Тем самым Вы поможете преодолеть страх перед общением, говориться и играть так, чтобы всем было интересно, Малыш получит опыт успешного социального взаимодействия и поймет, что играть вместе совсем не страшно, а напротив, очень интересно и увлекательно.

В одной статье я прочитала очень интересную для меня информацию, о том, насколько даже в старые времена царица Екатерина II уделяла большое значение игрушкам и играм для сво-их внуков, а не современные педагоги выявили эту формулу и значение игры. В интересном историческом документе «Екатерина II о воспитании и образовании внуков» даны правила, касающиеся воспитания посредством игры царевичей: трехлетнего Константина и пятилет-него Саши - будущего царя Александра I. Само существование такого документа свидетель-ствует об исключительно внимательном отношении к детским играм и игрушкам. Вот эти распоряжения русской царицы Екатерины Великой для приставников ее внуков. «Весе-лость нрава Их Высочеств не уменьшать. Не запрещать им играть, сколько хотят, лишь бы в игру не входило вредное, и сохранили бы при игре благопристойность к людям, при оной находящимся. Малых неисправностей при игре не унимать. В игру их приставникам не ме-шаться, разве сами попросят, чтобы в оной участвовали. Игры должны быть в воле детей, лишь бы те игры невинны были, и здоровье их от оных не претерпело вреда». Дарить иг-рушки было распространенным обычаем - подарок приносил ребенку здоровье и благополучие.

Вот и мне очень хотелось бы чтобы родители помнили об этом. Ведь это главное.

Игрушки для ребенка - та «среда», которая позволяет исследовать окружающий мир, фор-мировать и реализовывать творческие способности, выражать чувства; игрушки учат обща-ться и познавать себя. Поэтому относиться к выбору игрушек нужно очень серьезно. От ус-пешности выбора игрушек зависит не только игра ребенка, но и прогресс в его развитии. Главная функция игрушки заключается в активизации детской деятельности. Игрушка дол-жна стимулировать развитие ребенка во всех сферах жизни ребенка. А теперь поговорим о том, какие игрушки нужны ребенку для игры, ведь игра неотделима от игрушек. Именно с игрушками у большинства людей ассоциируется детство. Существуют разные виды игрушек для детей дошкольного возраста.

Сюжетные, или образные, игрушки — куклы, фигурки животных, мебель, посуда, предме-ты домашнего обихода. Центральное место отводится кукле. Ребенок во время игры как бы одушевляет куклу, разговаривает с ней, доверяя ей свои тайны и радости, проявляя о ней заботу. Например, пеленая пупса, дочка проигрывает ситуацию, с которой ей предстоит встретиться, когда она вырастет. Так девочка готовится к будущему материнству. Работая игрушечным молотком или рубанком, маленький строитель примеряет роль взрослого со-зидателя. Одним словом, игра мягко и гармонично подготавливает почву для принятия оп-ределенной роли во взрослой жизни. Именно поэтому в игровом арсенале ребенка должны быть игрушки, позволяющие попробовать себя в различных социальных ролях из жизни взрослых людей. Все больше в нашу жизнь входят технические игрушки. К ним относятся: транспорт, конструкторы, всевозможные технические агрегаты. Особой популярностью у детей пользуются разнообразные конструкторы «Лего», развивающие мелкую моторику, ориентировку в пространстве, мышление, творчество. Ребенок сначала пытается построить все по схемам, но фантазии детям не занимать и вот вы уже с интересом наблюдаете, как ваше чадо так умело и со знанием дела складывает порой для Вас очень несвойственные для его возраста постройки, но для этого и существуют развивающие игры

Развивающие игры во многих вариантах находятся в каждой группе детского учреждения. Все они подобраны по возрасту детей. Но мало, кто из родителей интересуется ими, думая, что играть в них можно только в группе. С помощью таких игр дети знакомятся с цветом, формой, величиной и т. д. К ним относятся разноцветные вкладыши, матрешки, мозаики, пазлы, лото и др. Эти игрушки воспитывают у детей сосредоточенность, настойчивость, целеустремленность, умение доводить дело до конца, а также способствуют развитию мел-кой моторику. Но нашим детям сначала при знакомстве очень понравилась игра «Сложи узор». Где можно обыгрывать разные темы познания, которые проходят каждую неделю. Например, при изготовлении поделки на конкурс «Символы России», мы выкладывали Рос-сийский флаг, при проведении проектов также часто пользуемся этими играми и альбомами с цветными схемами к ним. Все это выкладываем на сайте нашей группы, и родители видят, чем занимаются дети.

Также очень интересны игры и игровые моменты с персонажами. При проведении разных обучающих ситуаций мы регулярно используем театр би-ба-бо, особенно положительно влияет на обучение, когда сами дети придумывают заданную проблему. В группе куклы названы еще с младшей группы при знакомстве именами и часто привлекаются к игре. Та-ким образом дети не считают себя обиженными при некоторых, например, негативных си-туациях, когда нужно выслушивать порицание со стороны педагога при всех ребятах. Ведь о выходе их этих моментах им помогают игрушки.

К 4-5 годам особое значение для детей приобретают предметы, дополняющие игры, нап-ример, шапочки, сумочки с красным крестом, халатики, фуражки, бинокли и др. Спросите у ребенка, как он будет играть с игрушкой, кого он пригласит для совместной игры, что ему еще понадобится. Вот тут как раз и должна пригодиться помощь родителей. Можно изго-товить необходимый атрибут совместно своими руками. Какой радостью светятся глаза ре-бенка, когда родители творят вместе с ними значимые вещи для всех ребят в группе.

Большое значение, конечно, уделяется мягкой игрушке. Очень жалко, что в большинстве эти игрушки запрещены в детских садах из-за многих причин. Поэтому, просим родителей дома, как можно чаще играть с ними. Почему детям нравятся мягкие игрушки? Самое глав-ное назначение мягкой игрушки - дарить малышу нежность. Как показывает практика, пу-шистый мишка, симпатичный слоник или лохматая собачка способны «вылечить» ребенка от страхов. В мягкой игрушке воплощены какие-то очень глубинные потребности малень-кого существа

Еще хочется коснуться игрушек, которые родители называют «страшные». Очень часто ро-дителей волнует вопрос — как быть, если ребенок просит купить «человека-паука», «чере-пашку-ниндзя» или какого-нибудь монстра из мультфильма, очень популярного в детской среде. Для большинства взрослых это-«ужастики». Оказывается, такие игрушки существо-вали во все времена. К примеру, в русской народной игрушке можно встретить не только прекрасных барышень и отважных всадников, но и волка, медведя, дракона или других фан-тастических чудовищ. При этом их изображения совсем не реалистичны, а, напротив, в них гиперболически усилены устрашающие детали — например, огромная пасть, непропорци-онально большие клыки, глаза, когти. Такие персонажи хорошо знакомы детям по сказкам и мультфильмам, в которых зло всегда наказывается, а добро побеждает. Эти игрушки спо-собствовали преодолению страхов, позволяли «отыграть» негативные эмоции. Но в нашем современном мире ситуация кардинальным образом изменилась. Современные дети, полу-чая в подарок очередного обезображенного человека-робота со зверским выражением лица, совершенно не пугаются. Более того, эти чудовища, герои мультфильмов, настолько прочно закрепились в жизни ребенка, что вытеснили других — добрых, мирных персонажей. Опас-ность, заключается в том, что дети перестали чувствовать грань между добром и злом. И если для взрослого сюжет мультфильма ясен и понятен, то для ребенка совершенно не оче-видны критерии, по которым можно отличить этих монстров. Ведь нет внешних отличий между «добрыми» и «злыми» персонажами, которые постоянно сражаются друг с другом. Тем не менее, страшные игрушки в некоторых случаях даже полезны. С их помощью ребе-нок может проиграть свои агрессивные эмоции. Главное при этом — не упустить ситуацию и строго ее контролировать. Самое общее правило — общение с такими игрушками должно быть регламентировано, желательно чтобы игра протекала под наблюдением взрослых.

Недопустима ситуация, когда страшная или агрессивная игрушка поселяется в детской «на-совсем». Ведь в этом случае ребенок полностью попадет под ее влияние и надежды на поло-жительный эффект будут сведены к нулю. Неплохой вариант, когда такие игрушки хранят-ся в определенном, недоступном, известном исключительно взрослым месте и достаются только на определенное время по просьбе ребенка.

Но и обязательным условием игры – игрушка должна быть безопасной. Мы в своей группе устраиваем день неисправных игрушек. Некоторые чиним или просим об этом родителей, а некоторые складываем в мешок и обязательно, объясняем ребенку почему в нее нельзя играть, избавляемся от нее. Особенно хорошо проводить такие дни в пятницу, когда «игрушки останутся в детском саду одни». А дети могут устраивать такие дни по выходным вместе с родителями. Еще очень хорошим примером может служить ситуация, когда ребенок в игрушку или игру уже не играет и ее можно подарить другому ребенку помладше. Очень полезно услышать от мамы этого ребенка или самого ребенка «спасибо». Это мотивирует в ребенке отзывчивость и доброту.

Таким образом, ребенок приобретает очень ценный психологический опыт, который обязательно пригодится в будущем.

Но помните, никакая, даже самая совершенная игрушка не может заменить живого общения с любимыми папой и мамой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Игра и игрушка в жизни ребенка"

В статье можно прочитать о значении игры в жизни ребенка, как правильно выбирать игрушку для ребенка....

Игра и игрушка в жизни ребенка

    В дошкольном возрасте игра – ведущий вид деятельности детей. Ребенок проводит в игре много времени. А. С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: "Игра имеет важное значени...

Статья «Игры и игрушки в жизни и развитии дошкольника»

Игрушки в жизни ребенка незаменимая вещь. Многие дети любят играть в мелкие игрушки и обязательно их должно быть много. Другие наоборот, предпочитают большие, мягкие, шумные и т.д. Есть дети, которые ...

Конспект мастер - класса по тестопластике "Тесто - это просто" для родителей (на родительском собрании) на тему: «Игрушки в жизни малыша». Подкова.

Цель: научить использовать возможности соленого теста – тестопластика в совместном творчестве родителей и детей.Задачи:Познакомить участников мастер-класса с историей возникновения соленого тест...

Консультация для родителей " Роль игрушки в жизни малыша"

Консультация для родителей " Роль игрушки в жизни малыша"...

Игрушки в жизни малышей

Игрушка в жизни ребёнка – это не только сопровождение игры, но и средство обучения, развлечения и даже средство лечения....

"Игрушки в жизни малышей"

Игрушка в жизни ребёнка – это не только сопровождение игры, но и средство обучения, развлечения и даже средство лечения....