Консультация: " Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста".
консультация по теме

Тишина Наталья Васильевна

Развитие навыков коммуникативного общения у детей дошкольного возраста. ИГРЫ  на развитие коммуникативных навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_razvitie_kommunikat._navykov.docx20.8 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

Развитие коммуникативных навыков

у детей дошкольного возраст.

         Каждый ребенок уникален, неповторим и способы воздействия с ним не могут быть универсальными. Организуемая взрослыми практика общения с детьми обогащает и преобразует их коммуникативные потребности. То, что мы заложили в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Мы, педагоги, призваны решить данную проблему. Здесь очень важно соблюдать правило - «быть рядом, но чуть — чуть спереди» - общение на равных, но с определенной дистанцией. В ребенке нужно уважать личность, равную себе (но вы не опускаетесь до уровня ребенка, а, наоборот, его поднимаете до своего уровня).

Развитие навыков коммуникативного общения у детей дошкольного возраста.

 

Коммуникативные способности (или умение общаться) — это индивидуально/психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми.

     Общительность, умение контактировать с окружающими людьми — необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих детей. Формирование этой способности — важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки   его к дальнейшей жизни. Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они  не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве.

    Для детей дошкольного возраста общение включает знание того, что сказать и в какой форме выразить свою мысль, понимание того, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника. Необходимо целенаправленно вести работу по формированию у детей коммуникативных навыков. Совместная с педагогом деятельность по формированию навыков общения, не только обогатит опыт детей, но и способна смягчить и даже полностью устранить проблемы в общении у детей в дальнейшем. Что в свою очередь окажет благоприятное влияние на формирование желаемой модели детского поведения.

     

ИГРЫ  на развитие коммуникативных навыков.

      Найди себе пару.

Цель упражнения: развитие прогностических возможностей и интуиции;  формирование у членов группы установки на взаимопонимание. 

Каждому      участнику при помощи булавки прикрепляется на спину лист бумаги. На листе нарисован сказочный герой или литературный персонаж, имеющий свою пару. Например: Крокодил Гена и Чебурашка, Винни Пух и Пятачок и т.д. Каждый участник должен отыскать «свою вторую» половину, опрашивая группу. При этом запрещается задавать прямые вопросы типа: «Что у меня написано на листе?». Отвечать на вопросы можно только словами «да» и «нет». Участники расходятся по комнате и беседуют друг с другом. На упражнение отводится 10-15 минут.

     

     Игры и упражнения, помогающие ребятам чувствовать себя более уверенно в общении сверстников.

1. «Назови себя». Цель. Учить представлять себя коллективу сверстников.

Ход. Ребёнку предлагают представить себя, назвав своё имя так, как ему больше нравится, как называют дома или как он хотел бы, чтобы его называли в группе.

2. «Позови ласково» Цель. Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.

Ход. Ребёнку предлагают бросить мяч или передать игрушку любому сверстнику (по желанию, ласково назвав его по имени.

3. «Волшебный стул». Цель. Воспитывать умение быть ласковым, активизировать в речи детей нежные, ласковые слова.

Ход. Один ребёнок садится в центр на «волшебный стул», остальные говорят о нём добрые, ласковые слова, комплименты. Можно погладить сидящего, обнять, поцеловать.

4. «Передача чувств». Цель. Учить передавать различные эмоциональные состояния невербальным способом.

Ход. Ребёнку предлагается передать «по цепочке» определённое чувство с помощью мимики, жестов, прикосновений. Затем дети обсуждают, что они чувствовали при этом.

5. «Перевоплощение». Цель. Учить умению перевоплощаться в предметы, животных, изображая их с помощью пластики, мимики, жестов.

Ход. Дети (по очереди) загадывают определённый «образ», изображают его, не называя. Остальные отгадывают, давая словесный портрет.

6. «Моя любимая игрушка». Цель. Развивать умение слушать друг друга; описывать любимую игрушку, отмечая её настроение, поведение, образ жизни.

Ход. Дети выбирают, какую игрушку будут описывать, не называя её, и рассказывают о ней. Остальные отгадывают.

7. «Разноцветный букет». Цель. Учить взаимодействовать друг с другом, получая от этого радость и удовольствие.

Ход. Каждый ребёнок объявляет себя цветком и находит себе другой цветок для букета, объясняя свой выбор. Затем все «букетики» объединяются в один «букет» и устраивают хоровод цветов.

8.«Пирамида любви». Цель. Воспитывать уважительное, заботливое отношение к миру и людям; развивать коммуникативные способности.

Ход. Дети сидят по кругу. Педагог говорит: каждый из нас что-то или кого-то любит; всем нам присуще это чувство, и все мы по-разному его выражаем. Я люблю свою семью, своих детей, свой дом, свой город, свою работу. Расскажите и вы, кого и что любите вы. (рассказы детей). А сейчас давайте построим «пирамидку любви» из наших с вами рук. Я назову что-то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет из вас называть своё любимое и класть свою руку. (Дети выстраивают пирамиду.) Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно это состояние? Посмотрите, какая высокая пирамида у нас получилась. Высокая, потому что мы любимы и любим сами.

        Игры и упражнения помогают детям в установлении контактов друг с другом, создают атмосферу доброжелательности, взаимопомощи и любви, дают элементарные сведения о культуре общения и через коммуникативно-речевые ситуации, игры, упражнения стимулируют развитие диалогической и монологической речи, развивают умение выражать свои суждения и мнения.

Таким образом, развитию коммуникативных навыков

у детей дошкольного возраста необходимо уделять большее внимание, этом нам помогут любовь, отзывчивость, доброта и терпение. И воспитывать эти качества у детей необходимо именно в дошкольные годы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Профессиональная компетентность педагогов, как один из способов развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста".

Коммуникативные способности позволяют ребенку решать разного рода задачи, возникающие в общении: преодолевать эгоцентризм, распознавать различные коммуникативные ситуации и правила действия в них, выс...

Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста через театрализованные игры (из опыта работы)

Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста через театрализованные игры (из опыта работы) в средней группе (4-5 лет)...

Консультация «Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста»

Консультация "Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного врозраста"...

консультация для родителей "Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста"

Коммуникативные способности- это умение и навыки общения человека с людьми. от которых зависит его успешность. А значит, коммуникативные способности можно и нужно развивать....