консультация
консультация на тему

Волошина Елена Сергеевна

Предварительный просмотр:

Родословная семьи.

Образец оформления родословного древа Дом и семья

 "Человеку важно знать свои корни" В. Песков

 Если относиться к истории своей семьи поверхностно и легкомысленно, можно в определенный момент оказаться в неловкой ситуации и не иметь возможности ответить на простой вопрос: "Какого рода вы будете?" Раньше генеалогическими изысканиями с особым рвением занимались представители высшей знати. Это объяснялось просто - родословная семьи (образец которой можно было предоставить всем желающим) служила доказательством их высокого происхождения. Люди попроще также хранили сведения о своем происхождении. Многие народы, которые пока не оторвались от великой пуповины и хранят традиции своего народа (например, буряты, монголы, казахи и др.), очень трепетно относятся к сохранению сведений о родословной. Считалось постыдным не знать свою родословную до седьмого колена. Вся информация, собранная в родословной, была и остается предметом гордости. С практической точки зрения она защищала людей от неравных браков и кровосмешения.

 В последнее время восстанавливать родословную семьи стало модным. На помощь всем желающим приходят различные компьютерные программы и агенства.

 Шаг первый: сбор информации

На первом этапе создания родословной вашей семьи вам предстоит стать дотошным журналистом, жадным до любого рода информации. Фамилии, имена и отчества, даты рождения и смерти, место жительства, дата вступления в брак, степень родства и прочее, прочее, прочее. Не отметайте информацию, которая вам по каким-то причинам кажется сейчас ненужной. Поверьте, когда будет собираться полная картина, именно этого пазла будет недоставать.

Просмотрите свои архивные документы, расспросите родственников (особенно преклонного возраста). Работа по сбору информации может затянуться, особенно если ваши сородичи разбросаны по миру. Не пренебрегайте эпистолярным жанром, пишите письма, собирайте информацию в телефонных разговорах, по скайпу.

 Шаг второй: прорисовываем черновик

Уже на этапе сбора информации вам для удобства нужно конспектировать услышанное и делать схемы. На рисунке ниже изображен "скелет" родословной семьи, образец примерного расположения ключевых фигур. Как вы видите, схема простая, женские персоналии указываются в круглых сегментах, мужские - в квадратных. Родословная семьи (образец):

родословная семьи образец пример

Для черновика родословного древа подойдет и тонкая писчая бумага, по мере надобности вы будете просто подклеивать необходимую рабочую область. Очень важно прорисовывать все персоналии, о которых вы узнали от информантов. Даже тех, о ком у вас практически нет данных. Ничего страшного, оставьте пустой кружок - человек был, и вы рано или поздно найдете сведения о нем.

 Шаг третий: оформление древа

Каким раскидистым будет ваша родословная семьи (образец ), зависит от количества собранной информации. Три-четыре уровня (а это один век) вполне смогут уместиться на стандартном листе ватмана.

родословная семьи образец пример

Начало положено. Чтобы углубиться в более ранние времена, вам потребуется обратиться в архивы и библиотеки. Будет нелишним связаться с однофамильцами. В данной статье мы только поверхностно продемонстрировали, как составить родословную семьи (образец в схематическом виде также представлен). Ваше родовое древо может быть и трехмерным, его можно проиллюстрировать гербами родов, портретами всех родственников - все в ваших силах. Родословная семьи (образец) - пример вашего самоотверженного труда, который оценят потомки. Непрерывная связь между поколениями, существующая с начала времен, является гарантом сохранения человеческой памяти. Документальным подтверждением такой памяти является родословная семьи - образец трепетного отношения к своим корням.



Предварительный просмотр:

«Социокультурное развитие ребенка старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с традициями семьи»

В последние годы отмечается проблема снижения педагогической компетентности родителей по воспитанию у детей основ нравственных ценностей – фундамента будущей личности. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в обществе и общественном сознании.

Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, накопления нравственного опыта, формирования личности. Этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений.

Что же мы наблюдаем в большинстве случаев:

Родители смещают акценты в развитии детей в сторону ранней интеллектуализации, в то время как природные закономерности свидетельствуют о том, что возраст от рождения до 8 лет наиболее благоприятен для формирования сенсорной, социальной и нравственной сфер;

Произошла утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей;

Крайне низкий уровень нравственной культуры большинства современных родителей говорит о не достаточной компетентности семьи в вопросах нравственного становления и воспитания личности ребёнка.

Самые дорогие и авторитетные для ребёнка люди - это его близкие: мама, папа, бабушка, дедушка, сестра, брат. Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья.

Вот почему проблема возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребёнка.

Традиции - это прочно установившиеся, унаследованные от предшествующих поколений и поддерживаемые силой общественного мнения формы поведения людей и их взаимоотношений или принципы, по которым развивается общечеловеческая культура.

Когда речь идет о семейно-бытовой сфере, чаще употребляется слово «обычай», который является древнейшей формой хранения и передачи от поколения к поколению стандартных действий и поведения людей в определенных типичных обстоятельствах и конкретных ситуациях.

Через обычаи люди приобретают необходимые знания, навыки поведения, опыт, связанный с непосредственным окружением. Следуя им, человечество исподволь прививает себе определённые нравственные черты и качества, воспитывается незаметно для себя: естественно и просто.

Традиции имеют непреходящее нравственно-эстетическое значение, так как влияют на приобщение людей к социальному опыту человечества.

Семейно-бытовые традиции и обычаи необходимо сохранять и совершенствовать, потому что в них в значительной степени выражен народный идеал тех человеческих качеств, формирование и наличие которых предопределяет семейное счастье, благоприятный микроклимат семьи и в целом человеческое благополучие.

Таким образом, основной целью нашей работы является возрождение семейных обычаев и традиций, через организацию клуба «Сотружество».

            Исходя из поставленной цели, были определены задачи:

Создать условия для эффективного взаимодействия детского сада и семьи по ознакомлению дошкольников с миром нравственных ценностей и семейных традиций;

Познакомить с традициями семей воспитанников, направленных на воспитание нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста;

Предоставить родителям теоретические знания и практические навыки позитивного взаимодействия с детьми в разных видах деятельности. Обогатить отношения детей и родителей опытом эмоционально-насыщенного общения.

Работа по формированию у детей нравственного поведения, нравственного облика и позиции была рассчитана на:

партнёрство детского сада и семьи,

активное участие родителей в воспитательном процессе;

формирование у родителей потребности в самообразовании;

обобщение лучшего опыта по поддержанию семейных традиций.

Анкетирование родителей показал, что большинство из них, знают задачи и требования по нравственному воспитанию детей данной возрастной группы; обращают внимание на предлагаемую наглядную информацию; поддерживают семейные традиции и хотят с ними познакомить других родителей.

Беседа с детьми выявила: большинство из них имеют представления о нравственном поведении человека и его позиции в обществе. Дошкольники знают, что в их семьях есть обычаи и традиции, но затрудняются о них рассказать.

Совместно с родителями был разработан план действий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с обычаями и традициями семей нашей группы:

1. Выставка семейных поделок «Огородные чудеса»

- Это способствовало формированию дружеских внутрисемейных отношений;

-развивать нравственные черты: терпение, милосердие, доброту.        

              Хорошей семейной традицией для поддержания всеобщей заинтересованности в заботах и успехах каждого члена семьи является постоянный обмен мнениями о делах трудовых, общественных; об увиденном и услышанном; о важных событиях. В семье очень важно формировать здоровое общественное мнение.

2. «Здоровье — всему голова».

Знакомство с традицией коллективных семейных прогулок семей:

- способствовать формированию навыков здорового образа  жизни;

- воспитывать привычку следить за своим здоровьем и здоровьем близких;

- приобщать к физической культуре семьи воспитанников. В культурной организации семейного досуга большое значение, особенно в городских условиях, имеют коллективные семейные прогулки на велосипедах, на лыжах, совместные занятия спортом и т. д. Здесь важно то, чтобы они были не от случая к случаю, а вошли в привычку.

3. «Новый год стучится в дверь»

- Мастер-класс семьи (Ф.И. ребенка) «Как украсить комнату»

- Мастер-класс семьи (Ф.И. ребенка) «Подарок своими руками»

-Знакомство с традицией отмечать события общенародного значения в семьях;

- способствовать формированию умения организовывать культурный отдых семьи;

-воспитывать желание самим делать подарки, поздравления и сюрпризы своим близким;

-развивать чувство любви и уважения к родителям, родственникам.        События общенародного значения - праздники, юбилеи, текущие важные события - касаются каждой семьи. Традиционно во всей нашей стране отмечают: Первое мая, День Защитника Отечества, День Победы и др. По-разному в семьях относятся к этим событиям:

1. дарят друг другу памятные подарки;

2. организуют коллективный культурный отдых и т.д.

Хорошей всеобщей традицией стало поздравление с тем или иным праздником своих родственников, друзей, хороших знакомых.

4. «Очумелые ручки».

-Информационный стенд семей  «Как организовать досуг ребёнка»

-Знакомство с традицией организации досуга в свободное от учёбы и работы время в семьях;

- способствовать формированию умения разумно использовать своё свободное время;

- воспитывать желание оказывать посильную помощь в семье;

- развивать чувство ответственности самоконтроля.         В организации семейного досуга большое значение имеет умение взрослых разумно использовать свои свободные часы и научить этому детей. В это время человек свободно выбирает те или иные занятия, или проводит время соответственно своим интересам и склонностям, своим духовным и физиологическим потребностям. Необходимо научить этому детей: установить и поддерживать правильный режим дня, распределить трудовые обязанности в семье, выполнять простые правила семейного и общечеловеческого общежития.

5. «Именины».

- Фоторепортаж семей  «В нашем доме – Именины»

-Знакомство с народной традицией отмечания именин в семьях;

- способствовать формированию уважительного отношения к событиям семейного значения;

-воспитывать корректное отношение к чужому имени;

-развивать терпимость, понимание, доброжелательность.        Традиционное оформление событий семейного значения, праздников и других играет очень важную роль во всестороннем развитии личности ребенка, в обеспечении эффектности воспитания.

Дети с интересом узнают значение своего имени, интересуются историей возникновения народной традиции – Именины, учатся уважительно относиться к чужому имени.

6. «Мы за чаем не скучаем».

- Мастер-класс семьи  «Как красиво сервировать стол»

-Знакомство с традицией вечернего чаепития в семьях;

- способствовать формированию маленьких семейных традиций для укрепления семейного уклада;

- формировать осознанное отношение к семейному очагу, к старшему поколению;

- развивать чувство взаимной заботы, помощи, поддержки, взаимного уважения, доверия, искренности и т.д.        Как составная часть нравственно-эстетической культуры немаловажное значение имеют традиции общения и взаимоотношений в семье. Вечером, когда родители вернулись с работы, а дети из детского сада или школы, приятно посидеть за общим столом и поделиться со своими родными успехами или неудачами. С раннего детства ребёнок должен знать, что родные ему люди всегда придут ему на помощь, окружат заботой, поддержат, помогут и т.д.

7. « Ты цвети наш милый город».

- Мастер-класс семьи «Как правильно вырастить рассаду»

- Фоторепортаж семьи  «Цветочные фантазии»

- Познакомить с традицией семей  - озеленять двор у своего дома,

- способствовать формированию понимания взаимозависимости человека и природы;

- развивать желание беречь и защищать всё живое, что нас окружает;

- воспитывать ответственность, бережное отношение к природе;        Необходимо стремиться к тому, чтобы семейный досуг был активным, разнообразным, способствовал духовному росту и родителей, и детей. Интересно наблюдать, как растёт и развивается посаженный тобой саженец. Ухаживая за ним каждый день, ребёнок научится беречь и защищать всё живое. Малыш никогда не поднимет руку для того, чтобы просто так сорвать цветок или сломать ветку, обидеть животное.

Проведенная работа оказала положительное влияние на развитие семейных традиций, в которых участвуют дети. Реализуемая нами форма взаимодействия детского сада и семьи – клуб выходного дня - оказалась наиболее эффективной для формирования у дошкольников навыков социально-нравственного поведения, развития нравственных качеств. Клуб выходного дня позволил создать благоприятные условия на фоне эмоционально-насыщенного общения и позитивного взаимодействия между детьми, родителями и педагогами, что способствовало активизации интереса семей воспитанников к возрождению семейных обычаев и традиций, развитию социально-нравственных качеств у дошкольников (доброта, взаимопомощь, сорадование, сопереживание, уважение, любовь к ближнему…), объединению коллектива родителей в решении воспитательно-образовательных задач.

По мнению родителей, возрождение семейных традиций благоприятно влияет на позитивные взаимоотношения в семье. У детей развивается чувство ответственности, взаимной заботы, помощи, уважения и т.д. по отношению к своим родным, близким.

В нашей группе также сформировались маленькие традиции:

раз в месяц мы собираемся за круглым столом и за чашечкой чая обсуждаем интересные для нас темы;

родители, по очереди, находят высказывания известных людей, фразы народной мудрости о нравственном воспитании детей и знакомят с ними друг друга;

в день своего рождения именинник целый день в центре внимания: для него мы водим хоровод, все вместе поднимаем виновника торжества на стуле столько раз, сколько ему исполнилось лет, говорим добрые пожелания, дарим подарки, сделанные своими руками;

каждый понедельник ребята рассказывают об интересных событиях, произошедших с ними в выходные: прочитанная книга, увиденный мультфильм и т.д.;

ещё одна замечательная традиция родилась весной: под девизом «Березке» (по названию детского сада) новый зеленый наряд!» родители и дети приносят рассаду цветов, саженцы кустов и деревьев. Все вместе мы украшаем территорию детского сада.

Наши традиции сближают и укрепляют внутригрупповые отношения в системе «воспитатель-родитель-ребенок», положительно влияют на социально-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста.

Литература

1.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.

2.Учусь жить среди людей. Под ред.Заозёрской Н.И., Мулько И.Ф. «Пресс А», 2001.

3.Шапошникова С.В. Групповая традиция в детском саду, «Учитель», 2007.

4.Шипицына Л.М., Защиринская О.В. Азбука общения, «Детство-Пресс» , 2001.

5.Покровский Е.А. Детские игры, - СПб., 1994.

6.Буре Р.С. Формирование нравственных качеств у детей в быту, - М., «Просвещение»

Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. Сценарии занятий по культурно-нравственному воспитанию, - «ВАКО», 2008.

7.Картушина М.Ю. Праздники здоровья для детей 6-7 лет, - М., «Творческий центр», 2008.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей  «Роль этикета в воспитании детей».

Для формирования полноценного члена общества, способного регулировать свою эмоциональную жизнь, для развития у него адекватной самооценки, рядом с ребенком должен постоянно находиться любящий и понимающий его взрослый человек. Очевидно, что обеспечить такой тесный, а главное постоянный контакт оказывается возможным только в семье.

Развитие ребенка, его социализация, превращение в «общественного человека» начинается с общения с близкими ему людьми.

Все дальнейшее развитие ребенка зависит от того, какое место он занимает в системе человеческих отношений, в системе общения. Улыбка, кивок головы, слово, жест или надменный взгляд, крик – заменяют ощущение некоторых контактов. Недостаток эмоциональных контактов всегда негативно отражается на личности ребенка. Невнимание родителей к чувствам и потребностям ребенка препятствуют его здоровому развитию.

В первых ощущениях от положительных или отрицательных контактов дети начинают улавливать сообщения о себе, о своей ценности. Первые чувства детей к себе остаются наиболее мощной силой в их личностном развитии, значительно влияя на психологические позиции, которые принимают дети, на роли, которые они играют. Недостаток эмоционального общения лишает ребенка возможности самостоятельно ориентироваться в характере эмоциональных отношений окружающих и может привести к страху перед общением.

Статистические данные показывают: в тех семьях, где существовали тесные и теплые взаимоотношения матери и ребенка, дети вырастают самостоятельными и активными. В тех семьях, где наблюдается дефицит эмоционального контакта, дети отличались замкнутостью и агрессивностью. В общении с детьми и взрослыми ребенок овладевает нормами и правилами поведения, взаимоотношений, понимает их целесообразность и необходимость.

Отношения детей и взрослых в семье должны быть доверительными, доброжелательными, но не равноправными. Ребенок понимает: он еще много не знает, не умеет; взрослый образован.опытен, поэтому нужно прислушиваться к его советам, словам. Однако при этом ребенок видит, что не всегда взрослые бывают правы, что поведение многих отнюдь не отвечает нравственным устоям. Ребенок учится отличать плохое от хорошего. В семье ребенок учится высказывать свое мнение, имеет право спорить, доказывать, рассуждать; в семье должно поддерживаться любое проявление ребенком творчества, инициативы, самостоятельности.

Какой бы ни был ребенок, он нуждается в признании своей индивидуальности и поддержки любящих родителей.

ДЛЯ ВАС  - РОДИТЕЛИ

«Во что играют дети»

Игра является важным видом детской деятельности и имеет большое значение для становления индивидуальности и формирования детского коллектива. К сожалению, играми часто пренебрегают, ошибочно считая, что они лишь развлекают детей и развивают в них соперничество. Правильно подобранные игры являются эффективным средством для формирования морально-волевых качеств детей, реализуют детскую потребность воздействия на мир. Игры помогают ввести детей в учебный процесс, подготовить их к нагрузкам, в том числе и к нагрузкам общения в школе, к которым дошкольник еще не привык. Ведь в игре дети самостоятельно общаются со сверстниками, их объединяет одна цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания. В игре ребенок становится членом коллектива, учится оценивать свои действия и поступки. Игра - это своеобразный, свойственный дошкольному и младшему школьному возрасту способ усвоения общественного опыта. Педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что игра - это огромное светлое окно, через которое в мир ребенка вливается поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра прививает навыки эффективного общения, развивает чувство общности, внимательность, учит правильно выражать свои мысли и строить диалоги, развивает речь. Ребенок учится выражать свои мысли, чувства, стремления, учится подчинять свою деятельность, мысли строгим правилам игры, учится быть целенаправленным.

Игра - это важное средство умственного воспитания ребенка. Знания, полученные ребенком, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и говорили; смысл многих явлений, их значение становятся для него более понятными.

Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, - их называют творческими или сюжетно-ролевыми. В этих играх дети воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания. Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом. Вначале ребенку нужно придумать замысел игры и найти средства для ее реализации, затем выбрать свое место в этой игре. Важнейшее условие успешного руководства творческими играми - умение завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это достигается только в том случае, если взрослый относится к игре серьезно, с искренним интересом, понимает замыслы детей, их переживания. Вмешательство взрослого в игру иногда требуется для того, чтобы дать игре нужное направление. Ребенок раскрывается в процессе игры, и наблюдение за ним поможет увидеть различные черты характера ребенка. Основной путь воспитания в игре - влияние на ее содержание, т.е. на выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и на реализацию игровых образов. Сюжеты игры дети выбирают из своей жизни: семья, школа, детский сад, праздники, отдых. Каждый ребенок изображает человека определенной профессии (продавец, летчик, шофер) или члена семьи (папа, мама, бабушка). Подражая домашней работе взрослых, дети усваивают некоторые навыки хозяйственного труда: подметают пол в своем "доме", накрывают на игрушечный стол, моют кукольную посуду. Иногда разыгрываются роли животных, персонажей из сказок. Создавая образ, ребенок выражает свое личное отношение к нему, проявляет личные качества. Для воспитателя очень важно не давать сюжет для таких игр, а предоставить ребенку возможность самому выразить через игру свои представления, чувства, мысли, дать простор детской инициативе (один ребёнок, представляя, как он собирается на работу, сказал, что обязательно возьмет с собой тапочки, чтобы удобней было ложиться спать).

Игру можно легко объединить с трудом и художественной деятельностью. Детям можно предложить поиграть в ту профессию, которую они бы хотел выбрать, и предложить заняться той деятельностью, о которой мечтает ребенок. Например: строителю - строить дом, учителю - сделать плакат аппликацию на тему прошедшего урока, космонавт - делает ракету и т.д. Чем старше и более развиты дети, тем требовательнее они к предметам игры, тем больше сходства ищут с действительностью. Они стремятся сами сделать необходимые для игры вещи, тем самым все больше связывая игру с трудом. Необходимо поддержать это стремление ребенка, помочь ему.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

на тему:  

«Детско-родительские отношения как фактор эмоционального благополучия дошкольников»


Дошкольный возраст является предметом пристального внимания учёных и практиков как важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности, маленький человек активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. На этапе дошкольного детства развивается самосознание, формируется самооценка, происходит выстраивание иерархии мотивов и их соподчинение. И именно в этот период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребёнка, влияние существующей в ней системы внутрисемейных, а также детско-родительских отношений [2]. 
Как известно, современная семья включена во множество сфер жизнедеятельности общества. Поэтому на климат внутри семьи влияет множество факторов: и политические, и социально-экономические, и психологические. Сокращение свободного времени родителей из-за необходимости поиска дополнительных источников дохода, психологические перегрузки, стрессы и наличие множество других патогенных факторов стимулируют развитие у родителей раздражительности, агрессивности, синдрома хронической усталости. Многие родители, находясь под прессом множества проблем, считают возможным выплеснуть свои негативные эмоции на маленького ребёнка, который не может противостоять психологической, а часто и физической агрессии, казалось бы, самых близких ему людей. Именно таким образом дети становятся полностью зависимыми от настроения, эмоций и физического состояния родителей. Это далеко не лучшим образом сказывается на психологическом здоровье детей, их эмоциональном благополучии, установках в общении и поведении на этапе взросления. В целом же психологи и социологи характеризуют современные детско-родительские отношения как отличающиеся общей тенденцией к пренебрежению родительскими обязанностями и повсеместным проявлением жестокости и в физическом, и в психологическом аспекте. 

В ходе исследования детско-родительских отношений специалистами различных областей науки был выявлен ряд аспектов, позволяющих «нарисовать» наиболее полную картину отношений в семье: реальное взаимодействие родителя с ребёнком; отношение к ребёнку, основанное на неосознанной мотивации родителя; отношение к ребёнку, сформированное в ходе рефлексии. 
Данное триединство находится под влиянием ряда факторов: 
- Особенности личности родителей и форм их поведения. 
- Психолого-педагогическая компетентность родителей, уровень их образования. 
- Эмоционально-нравственная атмосфера в семье. 
- Диапазон средств воспитательного воздействия. 
- Степень включённости ребёнка в жизнедеятельность семьи. 
- Учёт актуальных потребностей ребёнка и степень их удовлетворения [2]. 
Интересным представляется взгляд американского психоаналитика Дж. Боулби на характерные особенности патогенного родительского поведения. Он считает, что наиболее болезненными для ребёнка являются следующие ситуации: 
• когда родители не удовлетворяют потребности ребёнка в любви и полностью отвергают его; 
• когда ребёнок является в семье средством разрешения конфликтов между супругами; 
• когда родители используют в качестве дисциплинарной меры угрозу «разлюбить» ребёнка или уйти из семьи; 
• когда родители открыто или косвенно заявляют ребёнку о том, что он является причиной их неприятностей; 
• когда в окружении ребёнка отсутствует человек, способный понять переживания ребёнка [1]. 
Родителям особенно важно понять, какую роль в эмоционально-личностном развитии ребёнка играют родительские установки. Бесспорно, родители - самые значимые и любимые для ребёнка люди. Их авторитет, особенно в дошкольном возрасте, непререкаем и абсолютен. Вера в непогрешимость, правоту и справедливость родителей у детей непоколебима. 
В отличие от сформировавшейся личности ребёнок 3-4 лет не владеет защитными механизмами, не способен руководствоваться осознанными мотивами и желаниями. Именно поэтому родители должны внимательно относиться к своим словесным обращениям к нему, оценкам поступков и избегать установок, которые впоследствии могут отрицательно проявиться в поведении ребёнка, делая его жизнь стереотипной и эмоционально ограниченной. 
Установки, по мнению Н.Л.Кряжевой, – это своеобразные инструменты психологической защиты, помогающие ребёнку сохранить себя и выжить в окружающем мире [2]. 
Примером сложившихся на всём протяжении человеческого развития и передаваемых из поколения в поколение положительных установок, охраняющих человека, являются пословицы и поговорки, сказки и басни, в которых добро побеждает зло, а мудрость – глупость. 
Как указывает Л.В. Чернецкая, родительские установки - один из наиболее изученных аспектов детско-родительских отношений. Под родительскими установками понимается система, или совокупность, родительского эмоционального отношения к ребёнку, восприятия ребёнка родителем и способов поведения с ним [1]. 
Одним из основных условий полноценного развития дошкольника является психологическая защищённость, которая складывается из многих компонентов, но главный из них - осознание ребёнком того, что его любят. Для этого общение родителей должно быть не формальным (по необходимости), а эмоционально насыщенным и приносить радость, как детям, так и родителям. 
Уметь слушать ребёнка – непростая задача для взрослого человека. Важно осознавать, что в диалоге рождаются доверие и понимание. Возникающая между собеседниками обратная связь способствует формированию рефлексии, то есть способности оценить себя с позиции партнёра. Взрослый проецирует переживания ребёнка на свой собственный социально-эмоциональный, житейский опыт, что стимулирует своеобразное припоминание хранимых в глубинах сознания воспоминаний о детстве, своих собственных переживаний. Только тогда, когда взрослый сам на мгновение становится ребёнком и смотрит на мир его глазами, создаётся ситуация глубокого принятия и переживания проблемы ребёнка, осознаётся её значимость. 
Беседуя с ребёнком, родители также должны поделиться с ним собственными 
воспоминаниями, пережитыми чувствами, открыть себя с новой, ещё неизвестной ему стороны. Ребёнку важно знать, что взрослым тоже не чужды переживания. Такие минуты откровений очень ценны для ребёнка, они учат его понимать эмоциональное состояние окружающих людей, способствует формированию умения адекватно оценивать себя, анализировать собственное поведение и настроение, побуждают заботиться о близких, помогают обрести уверенность в себе. 
Чувство эмоционального комфорта и психологической защищённости особенно важно детям, неуверенным в себе, тревожным. Поэтому родителям следует выслушивать своего ребёнка, делиться своим опытом, давать советы, но не отмахиваться от его проблем фразами-штампами, а проявлять искреннюю заинтересованность. Детям важно чувствовать себя в безопасности. И это состояние должны обеспечить ребёнку любящие его родители. 
Принятие ребёнка взрослым, его чувств и особенностей, со всеми его проблемами и радостями, способствует формированию у него чувства собственного достоинства, способности понимать себя и окружающих, учит с уважением относится к ним, развивает потребность в общении. Такое принятие является следствием, прежде всего искренней любви родителей и знания взрослыми личностных особенностей ребёнка. 
Таким образом, представления ребёнка о семье и семейных отношениях являются важнейшим показателем его эмоционального благополучия.

Список литературы: 
1. Харчев А.Г. Социология воспитания. – М.: Политиздат, 1990. – 160с. 
2. Широкова Г.А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста. / Г.А. Широкова – Ростов н/Д.: «Феникс», 2005. – 304с. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....