Главные вкладки

    Консультация (подготовительная группа) на тему:
    «Психолого-педагогическое сопровождение семьи при подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе»

    Огнёва Алёна Васильевна

    «Психолого-педагогическое сопровождение семьи при подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл psihologo.docx57.16 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Психолого-педагогическое сопровождение семьи при подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе»

    педагог-психолог

    А.В. Огнева

    Цель: Развитие готовности родителей к школьному обучению их детей.

    Основные задачи психолого-педагогического сопровождения родителей:

    1. Познакомить родителей с элементами педагогической диагностики отдельных сторон готовности ребенка к школьному обучению, развивать знания и умения, связанные сформированием разных аспектов готовности к школе в условиях семьи.
    2. Подготовить родителей к принятию новой социальной позиции ребенка – позиции школьника.
    3. Повысить ответственность родителей за воспитание и развитие детей.
    4. Способствовать снижению уровня тревожности родителей перед поступлением детей в школу.
    5. Развивать осознанность педагогического воздействия родителей на детей в процессе повседневного общения.
    6. Научить родителей решать психологические и педагогические проблемные ситуации, связанные с подготовкой и обучением детей в школе.

    1. Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.

    К 6-7 годам на смену правополушарному (творческому) мышлению приходит левополушарное (логическое) мышление. Ребенок уже осознал себя как личность и это может выразить словами, владея речью почти в совершенстве.

    Ребенок этого возраста уже имеет собственное мнение. Он наблюдателен. Его уже меньше интересует собственное «я», а больше мир вокруг него, в котором он стремиться отыскать причинно-следственные связи, чтобы отличить существенное от второстепенного. У ребенка уже есть собственное представление о всевозможных окружающих его физических явлениях. Его воображение претерпевает значительные качественные изменения. Малыш становится сознательно самостоятельным. Он выполняет требования родителей и взрослых, сам предъявляет требования к себе и другим людям. Желая чему-нибудь научиться, ребенок этого возраста способен выполнять интересующую его деятельность непрерывно, более чем полчаса. Однако, переключаемость его с одной задачи на другую затруднена до крайности. Ребенок представляет деятельность только в настоящем, хотя уже использует прошедшее и будущее время.

    В этом возрасте частые общения со сверстниками нередко переходят в дружеские  отношения. У ребенка появляются друзья обычно его пола. Большую часть времени он может проводить с ними. Ребенок уже может безболезненно перенести небольшую разлуку с близкими людьми.

    Немаловажную роль в общении ребенка играет речь. Малыш способен правильно произносить почти в се звуки речи. К 7 годам словарный запас в среднем составляет 4000 слов или даже больше, а пассивный словарь превышает эту цифру. Ребенок бегло излагает свои мысли, рассказывая, пользуется дикцией и интонацией.

    У ребенка происходят значительные сдвиги в усовершенствовании моторики и силы. Скорость его движений продолжает возрастать и улучшаться. К 6-7 годам малыш уже практически осваивает большинство необходимых ему навыков и совершенствует их прямо на глазах. Он аккуратен, обслуживает себя сам и помогает взрослым.

    Уже видны первоначальные итоги воспитания. Ребенок ориентируется во многих бытовых вещах и ситуациях. Он много знает, многое умеет. Малыш созрел для разных видов обучения как личность. Еще немного и … он станет первоклассником.

    2. Представления о готовности к обучению или школьной зрелости

    Ребенок стоит на пороге еще одной ступени детства и замер около двери, которую откроет завтра. И этим завтра станет школа.

    Однако, чтобы пойти в школу, он должен многое уметь и прежде всего быть готовым к тому, чтобы учиться.

    Ребенок как «плод» должен созреть функционально, чтобы выдержать нагрузки школы, ее мир правил и инструкций, мир требований, постулатов, ее учебные программы, межличностные отношения между ребенком и детьми, учителем и ребенком.

    В 6-7 лет системы организма созрели уже почти настолько, что могут выдержать даже высокие нагрузки, необходимые для школы, как нервные так и физические. Это новый уровень развития ребенка имеет пока только предпосылки к учебной деятельности, которые необходимо развить.

    До сих пор в науке отсутствует единое и четкое определение понятия «готовность к обучению, или школьная зрелость».

             Школьная зрелость - это такой уровень развития способностей и здоровья ребенка, при котором требования систематического обучения, нагрузки, школьный режим жизни не будут чрезмерно обременительными для ребенка и не окажут отрицательного воздействия на его соматическое и психическое здоровье.

    Традиционно выделяют 3 аспекта «школьной зрелости»: интеллектуальная, эмоциональная, социальная.

             Интеллектуальная зрелость: для возраста 6-7 лет - это умение выделять фигуру из фона, способность концентрировать внимание, устанавливать связи между явлениями и событиями, возможность логического запоминания, умение воспроизвести образец, развитие тонких движений руки и их координация. К 7 годам ребенок должен иметь хотя бы элементарные познания об окружающей его действительности, живой и неживой природе, пространстве, времени. Его мышление должно уже приблизиться к анализу и постигать загадки синтеза. Ребенок должен научится обобщать, классифицировать предметы и явления и выделять в них главное. Жажда к знаниям ребенка этого возраста - один из важных компонентов учебной деятельности. Ребенок должен без какого-либо принуждения охотно выполнять задания, сосредоточенно выслушивая объяснения и разъяснения, следуя за указаниями взрослых. Он должен интересоваться не только конечным результатом проделанной работы, но и путями ее выполнения и способами действия. Он умеет сам оценивать свою работу и контролировать себя.

    Малыш должен обладать образным мышлением и развитой речью.

            Эмоциональная зрелость: это ослабление непосредственных, импульсивных реакций и умения длительно выполнять не очень привлекательную работу, т.е. развитие произвольности поведения. Ребенок должен владеть собой и подчинять свои желания необходимости. Эмоциональная готовность к школе оповещает, что ребенок теперь подразделяет весь мир на внутренний свой собственный и мир вокруг себя. Он в состоянии сам «укрощать» эмоции, владеющими им, подчинять их чувствам.

               Социальная зрелость: подразумевает потребность в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, способность принимать роль ученика, умение слушать и выполнять указания учителя.

    И еще одним немаловажным компонентом школьной зрелости является физическое состояние ребенка, т.е его здоровье. Чтобы выдержать режим дня первоклассника, нагрузки, предъявляемые школой, ребенку прежде всего нужно быть здоровым и физически готовым.

    Все эти компоненты школьной зрелости характеризуют общую готовность к школе.

    Психологи выделяют три относительно самостоятельных аспекта готовности детей к обучению в школе: физический, специальный и психологический.        

    Физическая готовность к обучению в школе характеризует функциональные возможности ребенка и состояние его здоровья, зависящие от многих обстоятельств, в том числе от пренатального периода развития, генотипа и темпа физиологического созревания. Оценка состояния здоровья детей при их поступлении в школу строится на многих параметрах физического развития и наличия хронических болезней. По совокупности выделенных показателей судят о состоянии здоровья детей, которых принято относить к четырем основным группам.

    Дети с первой группой здоровья (10% - 20%) — здоровые дети, не имеющие существенных отклонений по основным системам организма, не болеющие за определенный период наблюдений (обычно в течение года до поступления в школу).

    Дети со второй группой здоровья (50% - 66%) — дети, имеющие риск возникновения хронической патологии и склонные к инфекционным заболеваниям, которые развиваются на фоне переутомления или стресса. Как правило, они имеют определенные клинические недиагностируемые функциональные отклонения, обусловленные степенью морфологической незрелости отдельных органов и систем. Дети, входящие в эту группу, представляют наиболее сложную для клиницистов и педагогов группу, так как даже незначительные перегрузки сверх нормы могут привести к внезапному ухудшению здоровья и развитию неожиданных хронических заболеваний. Если учесть, что именно эти дети выпадают из-под систематического врачебного наблюдения, а также учителей и родителей в связи с отсутствием выраженной патологии, то становится очевидным, что дети с функциональными нарушениями — это наиболее неустойчивая группа первоклассников, которые к концу обучения в первом классе часто демонстрируют значительное ухудшение своего здоровья.

    Дети с третьей группой здоровья (15% - 20%) — дети, страдающие различными хроническими заболеваниями, а также неустойчивые к большинству инфекционных заболеваний в период между обострениями своих хронических болезней. Как правило, дети с третьей группой здоровья имеют ослабленный иммунитет, что отрицательным образом сказывается на их стрессоустойчивости и адаптационных возможностях. Школьные нагрузки быстро приводят к переутомлению и обострению хронических болезней, наиболее частыми из которых являются нарушения зрения, осанки, желудочно-кишечные болезни, а также заболевания органов дыхания.

    Дети с четвертой группой здоровья — дети, имеющие серьезные нарушения в состоянии здоровья, как правило, несовместимые с обучением в массовой школе. Число таких детей относительно постоянно и примерно равно 16% от общей численности дошкольников, поступающих в первый класс. Большинство из них обучаются в специализированных школах, где соблюдаются щадящие условия обучения за счет облегченного режима усвоения школьных программ. Однако стоит заметить, что среди дошкольников с четвертой группой здоровья около 20% имеют высокий уровень интеллектуального развития, в связи с чем их обучение в специализированной школе для детей с нарушениями психического развития вряд ли целесообразно. Очевидно, что именно эта группа детей требует скрупулезного медицинского наблюдения при поступлении в школу, выбор которой должен определяться исходя прежде всего из заботы о здоровье такого ребенка.

    Таким образом, физическая готовность к обучению в школе как важнейший фактор при выборе конкретной школы определяется группой здоровья ребенка и степенью физиологической зрелости основных систем его организма. Физическая готовность в значительной степени, но не полностью, обусловливает остальные аспекты школьной зрелости: специальную и психологическую готовность.

    Специальная готовность включает умения и навыки старшего дошкольника, сформированные в организованном обучении либо в д/с, либо в школах раннего развития, которые необходимы для освоения чтения и письма, а также счета.

    Формирование навыков чтения и письма в старшем дошкольном возрасте при правильно организованном обучении на базе игровой деятельности вполне возможно у многих детей, но не у всех. Критическим для интенсификации обучения письменной речи является созревание моторных, слуховых и зрительных проекционных зон, а также ассоциативных полей коры: теменных и лобных. Если у дошкольника к моменту начала освоения этих навыков указанные кортикальные формации не достигли зрелости, то обучение будет неэффективным и может отвратить ребенка от учения вообще. В связи с этим чрезвычайно важна объективная диагностика степени развития моторных, сенсорных и сенсомоторных функций, которые задерживаются у части детей, относящихся к ретердантам, то есть развивающихся замедленным по сравнению с остальными детьми образом. Постепенная и настойчивая тренировка двигательных и сенсомоторных реакций, безусловно, принесет свои плоды, но только при условии положительного отношения ребенка к процессу формирования этих умений и навыков.        

    Психологическая готовность — это самая обширная группа психических функций и механизмов, которая включает интеллектуальную, личностную и эмоционально-волевую ее формы.

    Под интеллектуальной готовностью обычно понимают необходимый для освоения учебной программы начальной школы уровень развития основных психических процессов, обеспечивающих эффективную интеллектуальную деятельность.

    По представлениям, обобщенным Е. И. Роговым, такими важнейшими процессами являются:

    BD14581_        достаточная точность и тонкость восприятия сенсорной информации;

    BD14581_        хорошая сенсомоторная координация и двигательная ловкость;

    BD14581_        способность устанавливать связи между основными признаками и явлениями внешних событий на фоне снижения роли фантазии, что является основой аналитического мышления;

    BD14581_        хорошо развитая произвольная память с ослаблением роли механической ее формы;

    BD14581_        достаточное развитие мелкой моторики руки;

    BD14581_        овладение на слух разговорной речью на основе достаточно развитого фонетического слуха;

    BD14581_        начальное овладение символическими операциями;

    BD14581_        зрелость мотивационной системы ребенка, обеспечивающей способность тратить усилия для получения новых знаний на основе развитой познавательной мотивации.

    Перечисленные психические функции и процессы развиты у старших дошкольников не в одинаковой мере, поэтому определение психологической готовности к обучению должно включать в себя профессионально корректную диагностику большей их части. Как правило, практические психологи используют различные тесты и приемы для количественной оценки развития следующих функций: мелкой моторики руки, устойчивости и объема зрительной и слухоречевой форм памяти, фонетического слуха, интеллектуальных способностей. Большие проблемы представляют измерения степени дифференцированности восприятия и сенсомоторной координации, а также наличия развитой познавательной потребности, которая в дальнейшем естественным путем должна занять место игровой мотивации. Эти трудности связаны с большим вкладом в обеспечение последних психофизиологических механизмов, оценка которых может быть основана на физиологических измерениях с помощью дорогостоящих инструментальных методов.

    Личностная готовность предполагает определенный уровень развития мотивационной сферы в виде системы мотивов поведения, а также умения произвольного управления своим поведением.

    Ключевой момент произвольности управления поведением заключается в возможности противостоять мешающим факторам во время выполнения какого-либо действия. Известно, что внешняя помеха всегда затрудняет деятельность и может привести к снижению работоспособности. Поддержание необходимой работоспособности вызывает эмоциональное напряжение и требует привлечения волевого контроля. Установлено, что более 80% дошкольников ухудшают свои показатели при эмоциональном воздействии на них со стороны взрослых. Эмоциональная напряженность может привести к нарушениям речи и снижению качества интеллектуальной продукции, что наблюдается примерно у половины старших дошкольников. Немного в меньшей степени эмоциональные воздействия сказываются на снижении эффективности запоминания. Считается, что эмоциональная напряженность оказывает заметное влияние на динамику психических процессов и, в первую очередь, организацию произвольной памяти, внимания и мышления, дезорганизуя и замедляя их. Таким образом, очевидно, что формирование эмоциональной устойчивости является важнейшим условием готовности старших дошкольников к обучению в школе.

    Особенно неустойчивы к эмоциональному напряжению дошкольники с третьей и четвертой группами здоровья. Разумеется, чем физически более развит ребенок, тем легче у него формируется произвольность управления поведением. Однако даже у нормально развивающегося и созревшего дошкольника эмоционально-волевое управление не возникает автоматически, так как его необходимо формировать на основе мотивации достижения цели и стремления к успеху. Полезным и испытанным средством, помогающим воспитанию воли, служит спорт и занятия физической культурой дома с родителями или старшими братьями и сестрами.

    3. Причины возникновения проблем при подготовке ребенка к школе.

    Говоря о подготовке к школе, важно подчеркнуть, что готовность или неготовность ребенка к школе тесно связана с положением его в семье. Если в семье он отвергнут или испытывает дискомфорт, то ребенок едва ли будет школьнозрелым и его адаптация к школе будет проходить с трудом.

    Изучая причины не готовности ребенка к обучению в школе, можно выделить «анамнестические факторы риска»:

    1. До родов (антенатальные факторы)

    - токсикоз первой половины беременности,

    - стрессовые ситуации у матери во время беременности,

    - употребление матерью алкоголя,

    - нежелательная беременность.

     2. Во время родов (интранатальные факторы)

     - наличие асфиксии (кислородного голодания плода),

     - нарушение мозгового кровообращения,

     - родовая травма.

     3. После родов (постнатальные факторы)

     - недоношенность,

     - искусственное вскармливание,

     - задержка нервно-психического развития на первом году жизни,
    - частые ОРВИ. Соматически ослабленные дети часто болеют и пропускают занятия, быстро устают. Такие дети нуждаются в специальном режиме и системе закаливающих мероприятий.

    - наличие хронических соматических заболеваний,

    - дефекты слуха, зрения,

    - заболевания нервной системы,

    - алкоголизм родителей,

    - конфликтные ситуации в семье,

    - неправильное воспитание в семье («кумир семьи», «ежовые рукавицы», «Золушка», «гиперопека»),

    - развод родителей,

    - неполная семья,

    - отверженность ребенка или противопоставление его другим детям,

    - низкая самооценка,

    - высокий уровень тревожности,

    - низкая коммуникабельность,

    - различные комплексы неполноценности,

    - отсутствие у ребенка познавательных мотивов.

    Проблемы могут возникнуть и в следующих ситуациях:

    - Родители отдают ребенка в первый класс, а он еще не достигнул уровня школьной зрелости. Неправильно выбранная программа обучения тоже является немаловажным фактором, который в дальнейшем может повлиять на успеваемость ребенка  в школе.

    - Ребенок представляет себе школьную жизнь и будущие успехи в радужных тонах. А столкновение с реальностью может вызвать сильное разочарование.

    - Будущая школьная жизнь будет требовать от ребенка постоянных усилий. А если ребенка не приучать ограничивать свои желания, преодолевать трудности, то у него может возникнуть активное противодействие и сформироваться установка на «отказ от усилий».

    - Дома у ребенка сформировали страх перед школой (Вот пойдешь в школу - там тебе покажут!).

    - В сложном положении оказываются и дети, не умеющие справляться со своими эмоциями. Любое огорчение парализует их. Неудача приводит к ощущению своей неполноценности, а удача вызывает слишком бурную радость. Поглощенные переживаниями, дети не в состоянии ориентироваться в происходящем, они невнимательны, у них ослабевает способность к рассуждению и логическому мышлению.

    - Трудно приходится и «левшам», гиперактивным детям и невнимательным «шустрикам», неторопливым «мямликам», застенчивым и нелюдимым детям, юным «агрессорам». Такие дети требуют к себе наибольшего внимания.

    - Дети с органическими и функциональными нарушениями нервной системы, с различными неврозами всегда должны находиться под наблюдением психологов и медиков. Для них недопустимо раннее начало обучения, работа по программам повышенной сложности. Для таких детей необходимо создать щадящий режим обучения и индивидуальный подход.

    4. Проблемы, возникающие при подготовке детей к школе и их решение.

    Чаще всего при разговоре о том, готов ли ребенок к школе, родители говорят: «Да, он у нас умеет читать, считать, писать печатными буквами». Это может и хорошо, но это не показатель готовности к школе.

    Готовность к школе, с психологической точки зрения, подразумевает не только и не столько умение читать и писать, сколько умение слушать взрослого, выполнять правило, принимать условную ситуацию, достаточную развитость произвольности поведения и психических процессов, соподчинение мотивов и развитость волевых качеств, умение регулировать свою деятельность:

    - мотивационную готовность к школе,

    - стремление к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности,

    - общую осведомленность, умение обобщать, анализировать, сравнивать,

    - достаточную развитость мелкой моторики руки.

    Ребенку, который не слушается учителя потому, что не слушался родителей и воспитателей в детском саду, уготована роль «трудного» ученика.

    Умение слушаться, умение следовать правилу проще всего вырабатывается в процессе игры: обыкновенной игры в «дочки-матери», настольные игры с правилами. В этих и других подобных играх заложена необходимость действовать так, как положено.

    Если ребенок не умеет следовать правилу, сдерживать свои порывы, его просто не будут принимать в игру другие дети. Обучать ребенку умению выполнять правила довольно просто - играть с ним или с группой детей в настольные игры, игры на развитие память - «мемори», «да и нет - не говорить, черный с белым не носить» и другие подобные игры. Групповые игры со сверстниками, выяснение отношений между ними дают ребенку возможность освоить навыки кооперативности, выяснить границы своего психологического пространства, научиться с честью выходить из самых разных ситуаций.

    Развить произвольное внимание помогут различные книжки и журналы, в которых много заданий типа: «Найди 10 отличий», «С кем кто разговаривает по телефону», «Помоги зайцу дойти до домика», «Препутанница», «Что здесь лишнее» и т.п. Они забавны и интересны для детей и главное - очень полезны для развития произвольности внимания и поведения. Главное, чтобы задания соответствовали возможностям каждого ребенка. Слишком простые задания вызывают скуку и не учат преодолевать трудности, а слишком трудные могут привести к тому, что ребенок откажется заниматься.

    Общая осведомленность - это показатель того, что ребенок любознателен, что у него сложилась некая картинка мира и представление о том, каково его место в этом мире. Практически все дети задают множество вопросов. И нам взрослым иногда бывает лень отвечать на эти вопросы. А наши ответы - это один из основных источников познания мира. Лишаясь этого источника, ребенок вынужден черпать интересующие его сведения из телевизионных программ, обрывков разговоров взрослых, додумывать что-то самостоятельно. Если уровень любопытства ребенка невысок, то он начинает отставать в развитии, ему будет сложновато в школе среди более осведомленных сверстников, труднее понять новый материал. Чем больше и внимательнее мы будем беседовать с ребенком, отвечать на его вопросы, чем доступнее будут для него наши объяснения, тем лучше ребенок подготовится к восприятию нового материала.

    Развитие мелкой моторики не менее важно, чем развитие интеллектуальных функций ребенка. Развитие тонких движений кисти руки напрямую связано с развитием больших полушарий головного мозга, а значит, чем точнее и тоньше движения руки, тем лучше развивается мозг. Имеет смысл учить ребенка делать точные движения при рисовании и письме, т.к. сейчас в школах с разными авторским программами зачастую мало времени отводится на обучение письму и каллиграфии. Более того, сам процесс письма в большинстве случаев не доведен до автоматизма, а это приводит к тому, что ребенок при выполнении заданий по русскому языку сосредоточен не столько на орфографии, сколько на процессе письма. И в итоге  дети пишут  с грубыми ошибками.

    Здесь важно тоже не перестараться, а обучение ребенка точным движениям руки превратить в увлекательное занятие.

    Полезно давать ребенку задания на дорисовывание, когда взрослый рисует половину рисунка, а ребенок дорисовывает зеркальное отображение; задания на обведение намеченного точками или штрихами изображения. Развить тонкую моторику руки помогают такие задания как лепка, собирание конструктора с мелкими деталями, склеивание моделей из бумаги, рисования, вязания, собирания мозаик.

    Иногда бывает и так, что умение писать и читать для ребенка может быть непомерным при поступлении в школу. Бывают случаи, когда ребенок уже умеет делать все, чему его одноклассники только научатся в первом классе. Такому ребенку скучно, неинтересно сидеть на уроке, он отвлекается, мешает учителю. Он не приучается работать на уроке и при переходе к темам и предметам, которых он не знает, начинает отставать. И к 3-4 классу из отличника может стать троечником и попасть в разряд «трудных».

    Но все же основной характеристикой готовности к школе служит мотивационная готовность. Давно известно, что очень большие трудности для самих детей и взрослых связаны именно с нежеланием детей учиться. Заставить ребенка учиться невозможно, если он сам этого не захочет.

    Ребенок, приходя в школу, попадает в новую систему отношений, где преобладает оценка предметных действий ребенка, их соответствие образцам ил правилам. Сам ребенок с его особенностями мало кому интересен. В школе ребенок встречает чужих людей, с ними надо строить деловые отношения, надо уметь защитить свое «я». Негативный «я-образ» и неуверенность в своих силах ведут к тому, что ребенок начинает учиться ниже своих возможностей. Мотивационная готовность к школе начинается с любви ребенка к себе и веры в возможность быть лучше. Тревоги матери по поводу возможных школьных проблем заражают ребенка и он несет за собой груз нерешенных родительских проблем и вынужден отвечать не только за себя и свои возможные ошибки, но и за родительские страхи.

    Существует несколько мотивов, по которым ребенок идет в школу. Эти мотивы связаны с тем, как отзываются о школе родители, что поощряется в поведении ребенка. Есть разница в том, как учатся дети, родители которых считают школу важным элементом жизни ребенка, и как успевают дети, родители которых отдают ребенка в школу потому «что так надо», совершенно не интересующиеся успехами ребенка.

    Основные мотивы, определяющие отношение к учебе:

    - желание получать 5,

    - встречаться с приятелями,

    - играть,

    - чтобы мама хвалила,

    - чтобы быть лучше всех,

    - любознательность.

    Важно наметить родителей на то, что самая предпочтительная мотивация ребенка - это интерес, стремление узнавать новое, сформированная система потребностей, переживаемая ребенком как собственное желание «хочу в школу». И это спокойное и радостное отношение именно родителей к будущей школе, отсутствие завышенных требований к будущим успехам ребенка, реалистичные и оптимистичные рассказы о школе, развитый познавательный интерес к окружающему миру и отсутствие страха перед возможными ошибками - все это и будет хорошей мотивацией для ребенка.

    Уже к 6-7 годам можно научить ребенка контролировать свои чувства и переживания, познакомить его с приемами «самоуспокоения». Например, уговаривать самого себя: «Все хорошо, все сейчас пройдет, я успокоюсь, все получится». При этом важно избегать формулировок с частицей «не». Например, «не надо плакать». Нужно научить ребенка простейшим дыхательным упражнениям (10 глубоких вдохов и выдохов), технике «отстранения» (представить, что все неприятности отгораживаются толстым стеклом, текучей водой).

    Если ребенок быстро устает от шума и большого количества людей, то полезно заранее приучать ребенка трудиться в зашумленном помещении, мысленно отделяться от других (представить себя в другом месте). Можно выполнять некоторые упражнения под тихую, спокойную музыку.

    Для того чтобы ребенок научился следить за своей деятельностью и одновременно за тем, как она соотносится с деятельностью других, можно использовать следующее упражнение: с группой детей прочитать вслух стихотворение, разделить его на отрывки и предложить детям выучить эти отрывки. Затем дети рассказывают все стихотворение по порядку, чтобы четверостишья не перепутались. Полезны упражнения, требующие сочетания собственного индивидуального ритма и ритма деятельности других - можно совместно изображать колокольный звон, тиканье часов, стук барабана.

    Важно помнить о том, что у каждого ребенка есть свой срок достижения цели. Необходимо постоянно поощрять его усилия в стремлении познавать мир.

    5. Взаимодействие детского сада и семьи

    Семья – главный источник воспитания ребенка, именно в семье закладываются основы его личности.

    Опыт работы показывает, что современные родители, воспитывая своих детей в семье, все больше нуждаются в психологической помощи. Многие родители хотят знать, как лучше воспитывать своих детей, им нужны методы и средства. Они желают использовать различные приемы для снятия психоэмоционального напряжения на доступном для них уровне.

    Взаимодействие детского сада с семьей осуществляется по нескольким направлениям: консультирование, профилактика, просвещение, диагностика.

    1. Консультирование – необходимая форма работы с семьей. Консультирование проводится в двух вариантах – тематическое и по запросу родителей. Родители с разными проблемами приходят за помощью к специалистам и педагогам детского сада: плохое поведение; жалобы на то, что ребенок много времени проводит у телевизора, за компьютером; низкая познавательная активность; снижение мотивации и т. д. Консультации помогают узнать ближе жизнь ребенка, семьи, оказать помощь там, где она больше всего необходима, дает возможность родителям серьезно присмотреться к своим детям, выявить индивидуальные черты характера, задуматься, какими путями воспитывать ребенка.

    Материал для тематических консультаций подготавливается, исходя из актуальных интересов родителей. Особым успехом среди родителей пользуются следующие темы: «Адаптация к детскому саду», «Возрастные особенности детей», «Возрастные кризисы», «Подготовка детей к обучению в школе».

    2. Метод диагностического исследования для изучения ситуации при запросе. Обобщаются и анализируются сведения о семье: состав семьи, возраст родителей, род занятий, особенности взаимоотношений в семье, принятая родителями тактика воспитания ребенка, материальные и жилищные условия, интересы и увлечения ребенка. Анализируются сведения о положении ребенка в группе: характер взаимоотношений со сверстниками и педагогами, учебные трудности.

    Для исследования используются тесты, анкеты, беседы. Родителям интересно проводить самодиагностику: «Какие мы родители?», «Отношение родителей к ребенку», «Воспитание в семье». После проведения диагностического исследования у многих родителей возникает желание узнать результат и получить рекомендации.

    После сбора информации проводится анализ запроса родителей. Одна из самых больших сложностей работы с запросом состоит в том, что он, как правило, не однозначен и имеет несколько уровней. Родители осознают поверхностный уровень своей проблемы, например, явные трудности во взаимоотношениях с ребенком, а глубинный уровень – личностные особенности, которыми и вызваны эти трудности, не осознаются.

    3. Профилактика и просвещение. Анализ и осознание родителями собственных педагогических заблуждений – часть решения проблемы. Важно убедить родителей в необходимости глубокого познания своего ребенка, его психологических и возрастных особенностей. Многим родителям сложно в короткий срок изменить свою манеру, тон, стиль общения с ребенком.

    Тематические родительские собрания используются для проведения профилактической и просветительской работы с семьей. Участие в таких собраниях совместно с педагогами принимают и специалисты: психолог, медицинский работник. Такая форма работы с семьей способствует не только профилактике, распространению знаний о детско-родительских взаимоотношениях, но и дает возможность родителям задать специалистам интересующие вопросы о семейном воспитании.

    При использовании различных форм работы с семьей наблюдаются значительные изменения родительских позиций: родители стараются анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее оценивать, находить адекватные причины как своих удач, так и просчетов, выбирать методы воздействия на своего ребенка в соответствии с его особенностями и конкретной ситуацией.

    ПРИНЦИП СОЗДАНИЯ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

    ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ

    УСЛОВИЯ ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ

    СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Д\С И СЕМЬИ НА ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

    Система работы д/с и семьи

    Принципы работы с родителями

    Методы изучения семьи

    • Целенаправленность, систематичность, плановость
    • Дифференцированный подход к работе с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи
    • Возрастной характер работы с родителями
    • Доброжелательность, открытость
    • Анкетирования
    • Наблюдения за ребенком
    • Посещение семьи ребенка
    • Обследование проектных методик
    • Беседа с ребенком
    • Беседа с родителями

    Формы работы с родителями

    Общие, групповые, индивидуальные

    Педагогические консультации, беседы, семинары, тренинги, конференции

    Совместное проведение занятий, развлечений, досугов

    Клубы по интересам: молодая семья, профессиональные интересы и т.д.

    Участие родителей в методических мероприятиях: изготовление костюмов, организация фотовыставок и т.п.

    Дни открытых дверей

    Педагогическая гостиная

    6. Психолого-педагогическое сопровождение семьи при подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе

    Подготовка ребенка к обучению в школе и обеспечение его успешной адаптации к условиям школьной жизни является важной задачей современной психолого-педагогической практики.

    Как показывают современные исследования, переход к обучению ребенка в начальной школе - значимая ступень его детства. Начало обучения в школе неизбежно влечет за собой резкое изменение всего образа жизни ребенка и предъявляет серьезные требования к его физическому и психическому здоровью, подготовленности в целом.

    К сожалению, не всегда опыт учебной деятельности на этом этапе способствует позитивному восприятию ребенком установок и правил школьной жизни. Нереализованные ожидания, связанные с учебой, трудности общения с учителем или сверстниками, нарастание волевого или нервного напряжения в ходе обучения – эти и многие другие факторы, к которым еще в начальной школе ребенок оказывается не совсем готов, могут способствовать формированию у него повышенной тревожности и негативных установок к дальнейшему школьному обучению.

    В последнее время в психолого-педагогических исследованиях и практике работы образовательных учреждений складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в процессе подготовки и адаптации к школе - психолого-педагогическое сопровождение.

    Основными задачами психолого-педагогического сопровождения детей являются содействие ребенку в решении актуальных задач развития, помощь в преодолении учебных трудностей, предупреждение и преодоление нарушений эмоционально-волевой сферы, проблем взаимоотношений со сверстниками, педагогами, родителями.

    Для обеспечения успешного обучения ребенка в начальной школе процесс его сопровождения должен начинаться в дошкольном возрасте и предполагать раннюю диагностику и коррекцию нарушений в развитии. Способствовать полноценной готовности к школе и продолжаться в период обучения в начальной школе, решая задачи успешной адаптации к школьному обучению, развития основ самостоятельности и самоорганизации, поддержки в формировании желания и умения учиться, развития творческих способностей.

    Вместе с тем, многие родители, принявшие решение отдать ребенка в школу, сами, по существу, оказываются не готовы к роли родителей школьников. Они испытывают неуверенность, тревогу за школьное будущее ребенка, его успехи, возможность совмещать детские игры и занятия с обучением в современной школе со сложными программами и высокими требованиями к ученикам, очень эмоционально реагируют на трудности и неудачи детей в процессе обучения, не способны оказать им психологическую поддержку.

    Для родителей первоклассников характерны, как правило, две полярные педагогические позиции. Часть родителей требует от ребенка проявления максимальной самостоятельности, ответственности и дисциплинированности уже в самом начале школьной жизни, к проявлению которых начинающий школьник еще не готов. Но большинство родителей занимают позицию чрезмерной опеки и контроля, не давая ребенку проявить свои возможности и интересы, первые ростки самостоятельности. Такие родители склонны воспринимать успехи и неудачи ребенка как свои собственные. Для многих из них характерны проявления нетерпеливости в процессе помощи ребенку, разочарования от его ошибок и неудач, непонимание трудностей ребенка, связанных с изменением его социальной позиции - принятием роли школьника.

    Достаточно большое число родителей первоклассников не могут понять, почему у их детей пропадает интерес к обучению, хотя они усиленно готовили ребенка к школе. Их логика рассуждений такова: если заранее научить ребенка тому, с чем он встретится в школе, он будет успешно учиться. Таким родителям сложно понять, что умение детей читать и писать не гарантирует успешного обучения в школе, они должны научиться внимательно слушать и правильно выполнять задания, общаться с учителем и одноклассниками, а главное - стремиться к обучению в школе.

    Психолого-педагогическое сопровождение всех родителей будущих первоклассников поможет обеспечить успешную подготовку и адаптацию детей к школе, повысит их заинтересованность в учебной деятельности, будет способствовать развитию познавательной и учебной мотивации, самостоятельности и самоорганизации. Оно должно строиться на основе понимания сопровождения как процесса, обеспечивающего помощь родителям в принятии решений в сложных ситуациях жизненного выбора, создание условий для развития умений принятия оптимальных решений в различных ситуациях.

    Под педагогическим сопровождением понимается не любая форма помощи, а поддержка, в основе которой сохраняется максимум свободы и ответственности субъекта за выбор варианта решения актуальной проблемы, процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого. Этот подход представляется особенно значимым, когда мы говорим о педагогическом сопровождении родителей.

    Организация психолого-педагогического сопровождения родителей будущих первоклассников  осуществляется  на базе д/с, что важно для родителей детей, не посещающих дошкольные учреждения. Для этого на базе д/с был создан консультативный пункт, в котором работу по психолого-педагогическому сопровождению родителей осуществляют специалисты и воспитатели старших и подготовительных к школе групп, воспитатели детей среднего и младшего дошкольного возраста.

    Психолого-педагогическое сопровождение родителей  предполагает несколько этапов:

    • Диагностический этап;
    • Этап знакомства и установления контактов;
    • Основной этап;
    • Этап подведения итогов.

       На диагностическом этапе педагог-психолог и другие специалисты д/с выявляют уровень готовности родителей к школьному обучению детей,  используя методы анкетирования и тестирования. Например: тест для родителей «Готов ли ребенок  к школе?», «Тест, позволяющий взрослым глубже узнать ребенка и определить, достаточно ли сформированы те качества и умения, которые позволят ему хорошо учиться»,  анкета для родителей «Ваш ребёнок скоро станет школьником», "Готовы ли мы отдать своего ребенка в школу?", анкета "Готовы ли к школе родители?".

       На этом этапе проводится наблюдение за общением родителей и детей в разных видах деятельности и заполняется карта наблюдения.

    На этом этапе важно определить тематику встреч в ходе сопровождения родителей, которая обязательно должна включать проблемы готовности родителей к школьному обучению детей, выявленные в ходе диагностики.

    На этапе знакомства и установления контактов с родителями осуществляется работа, направленная на установление доверительного контакта между родителями, педагогами, специалистами д/с, партнерских отношений между родителями, совершенствование коммуникативных навыков детей и родителей.

    Воспитатели совместно с психологом выясняют круг родительских проблем, связанных с будущим обучением детей в школе. Родители подробнее знакомятся с современной школой, спецификой обучения детей в первом классе. С этой целью экскурсия по начальной школе, которая позволяет родителям увидеть, как учатся и играют младшие школьники, услышать, что они говорят о школе, подготовить взрослых к принятию новой социальной позиции ребенка.

    Специалистами д/с и педагогами старшего дошкольного возраста оформляется информационный уголок для родителей, в котором освещаются некоторые вопросы подготовки детей к обучению в школе.

    Организация индивидуального психолого-педагогического сопровождения организуется с родителями, не учитывающими индивидуальных и возрастных особенностей своих детей, чьи требования к ребенку на этапе подготовки к школьному обучению становятся слишком жесткими.

    Индивидуальное сопровождение целесообразно проводить и с категорией родителей, которые не готовы взять на себя ответственность за подготовку детей к школе, не верят в их силы и возможности. У таких родителей, как правило, нарушены взаимоотношения с детьми, они придерживаются неэффективного стиля воспитания. После консультаций психолог организует совместный тренинг с такими родителями и детьми. Ситуации, проигрываемые в тренинге, помогают преодолеть имеющиеся трудности в общении, достичь партнерских отношений, снять тревожность детей в процессе общения со взрослыми, развить у родителей веру в возможности своих детей.

    Основной этап психолого-педагогического сопровождения направлен на повышение ответственности и компетентности родителей в области подготовки и адаптации детей к школе, развитие умений самостоятельно решать возникающие в ходе этого проблемные ситуации.

    Для этого в д/с был создан клуб «Семь Я», целью которого является педагогическое образование родителей. Работа клуба включает в себя цикл встреч, каждая из которых предполагает совместное с родителями обсуждение теоретического материала, решение педагогических задач и проблемных ситуаций, организацию игр и упражнений, выполнение тестов и заданий, которые помогут родителям лучше узнать своих детей.

    В программу встреч включены такие темы, как "Готов ли ваш ребенок  к школе?", "Выбор школы", "Кризис 7-ми лет», "Игры для подготовки ребенка к школе", "Игры для развития важнейших психических процессов (памяти, внимания, мышления)", "Адаптация к школе", "Тревожные дети", "Умение учиться", "Рекомендации по повышению уровня готовности к обучению в школе" и др.

    Так, например, встреча на тему "Готов ли ваш ребенок  к школе?",  помогает родителям понять, что скрывается за понятием "готовность к школе", почему она важна. В ходе встречи внимание родителей обращается на важность мотивационной стороны готовности ребенка к школе, обсуждаются принципы организации занятий с детьми дома, необходимость их игрового характера и опоры на интерес детей.

    В ходе встречи "Играем с ребенком" обсуждается необходимость развития мелких мышц руки ребенка для его общего развития и успешного формирования навыка письма. Родители знакомятся с играми и игровыми приемами, развивающими мелкие мышцы руки зрительно-моторную координацию ребенка, узнают, как самим определить готовность руки ребенка к письму.

    Решая проблемные ситуации, родители получают возможность в доверительной атмосфере и в игровом, непринужденном общении отработать навыки своего поведения в трудных ситуациях. Проигрываются такие ситуации, как ребенок принес первую двойку; его не любят одноклассники; он не хочет идти в школу; у него опять не получается вовремя выполнить домашнее задание; учитель считает, что ребенок не такой способный, как думали родители; учитель не любит ребенка.

    Родители знакомятся с доступными методами диагностики готовности детей к обучению в школе .  Тестами для старшего дошкольника «Что я знаю о школе?", "Хочу ли я в школу?".  Это позволяет им самим выяснять, насколько дети готовы к школьному обучению, осознанно принимать решение о возможности их поступления в школу и в дальнейшем вместе с педагогами подбирать игры, упражнения и задания для развития готовности детей к школьному обучению.

    На данном этапе продолжается работа по индивидуальному сопровождению родителей детей, имеющих низкий уровень готовности к школьному обучению и поведенческие проблемы, которые могут привести к школьной дезадаптации. В ходе индивидуальных бесед, консультаций психолог, логопед, врач обсуждают с родителями своеобразие развития каждого ребенка, его особенности и проблемы, помогают их понять и преодолеть.

    На этапе подведения итогов в ходе совместных встреч специалистов, педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей выясняются удовлетворенность результатами сопровождения каждого участника, достигнутые им результаты. Особое внимание обращается на изменения, которые произошли в поведении детей, их готовности к школьному обучению.

    Для выявления изменения позиции родителей по отношению к детям, их готовности к школьному обучению проводится контрольная диагностика, в ходе которой  могут использоваться анкеты:  "Что я знаю о своем ребенке?",  "Готовы ли мы к школе?" и др. После чего родители получают конкретные рекомендации по оптимизации воспитания ребенка дома и его дальнейшей подготовки к школьному обучению.

    В целях преемственной работы детского сада и школы, на каждого выпускника д/с заполняется «Заключение по результатам проведенного психодиагностического исследования», которое передается психологу школы.

    Процесс поэтапного психолого-педагогического сопровождения родителей помогает создать условия успешной подготовки и дальнейшей адаптации детей к школе, установить и преодолеть причины, тормозящие этот процесс.

    Главным условием осуществления программы психолого-педагогического сопровождения родителей будущих первоклассников и ее высокой результативности является совместная работа воспитателей, специалистов дошкольного образовательного учреждения  и родителей, их активность и заинтересованность в школьных успехах детей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Родительское просвещение как условие подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе

    Актуальность исследования.Школа… как много ожиданий, надежд, волнений связывают дети, родители, воспитатели детского сада с этим словом.Поступление в школу - это начало нового этапа в жизни ребе...

    «Подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе средствами физического воспитания».

    Исследователи, занимающиеся проблемами, связанными с началом обучения в школе: В.М.Лыков, Ю.Ф.Змановский, Н.Т.Терехова, А.В. Кенеман, М.Ю.Кистяковская, Т.И.Осокина, М.В.Антропова, М.М.Кольцова, С.О.Фи...

    «ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»

    Исследование проводилось на базе МДОУ «Ягодка» города Лабытнанги ЯНАО в течение 2010-2011 и 2011-2012 учебных годов.  В исследовании принимало участие 2 группы дошкольников (сначала старших, а по...

    «Подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе»

    Программа составлена на основе общеобразовательной программы  "Воспитание и обучение в детском саду " под ред. М.А.Васильевой , В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. Осуществляет комплексную подготовку де...

    Программа по психолого-педагогическому сопровождению процесса подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.

    Несформированность психологической готовности к школьному обучению сказывается, прежде всего, на эмоциональной сфере дошкольников. Вот почему так важно, чтобы дети имели представление о школе еще до т...

    Роль родителей при подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте.

    Для успешной подготовки детей к обучению грамоте необходимо не только качественно проводить работу с детьми в ДОУ, но и осуществлять взаимодействие с родителями, поэтому одним из главных направлений с...

    Программа психолого-педагогической диагностики готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе

    Безусловно важно, чтобы ребенок пошел в школу физически подготовленным к ней. Однако готовность к школе не сводится к физической готовности. Необходима особая психологическая готовность к ней, к новым...