«Профилактика и коррекция нарушений осанки»
статья на тему

Львова Татьяна Владимировна

Осанкой называют способность человека держать своё тело в разнообразных положениях. Она бывает правильной и неправильной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osanka.doc143 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум «Профилактика и коррекция нарушений осанки»  (октябрь 2016г.)

 1 часть  Теоретическая

    Осанка – это привычное положение тела, которое человек принимает сидя, стоя и во время ходьбы.

   

Об осанке и её нарушениях

Осанкой называют способность человека держать своё тело в разнообразных положениях. Она бывает правильной и неправильной.

Осанка считается правильной, если непринуждённо стоящий человек, находясь в привычной для него позе, не делает лишних активных напряжений и держит голову и корпус прямо. Кроме этого, он имеет лёгкую походку, слегка опущенные и отведённые назад плечи, направленную вперёд грудь, подтянутый живот и ноги, разогнутые в коленях.

При неправильной осанке человек не умеет правильно держать своё тело, поэтому, как правило, сутулится, стоит и передвигается на полусогнутых ногах, опустив плечи и голову, а также выставив вперёд живот. При такой осанке нарушается нормальное функционирование внутренних органов.

Различные нарушения осанки, будь то сутулость, лордоз, кифоз или сколиоз (боковое искривление позвоночника) – довольно часто встречаются у детей дошкольного и школьного возрастов. В основном, это дети либо физически ослабленные, либо страдающие какой-либо хронической болезнью, либо уже переболевшие тяжёлыми заболеваниями в раннем детстве.

Формирование правильной осанки у детей в значительной степени зависит от окружающей среды. В обязанности родителей, а также сотрудников дошкольных и школьных учреждений входит следить за правильным положением детей при стоянии, сидении и ходьбе, а также использовать упражнения, развивающие, главным образом, мышцы спины, ног и живота. Это нужно для того, чтобы у ребёнка развивался естественный мышечный корсет.

   Виды неправильной осанки: сутулость, вялая осанка, искривление позвоночника – кифоз, лордоз, сколиоз.

   Кифоз и лордоз – это искривление позвоночника в передне – задней плоскости, а сколиоз – искривление справо налево в боковой плоскости.

   При кифозе происходит усиление изгиба позвоночника в грудном отделе. Чтобы сохранить равновесие, ребенок вынужден сильнее отклоняться в крестцовом отделе позвоночника. При очень выраженном кифозе формируется горб.

   При лордозе грудной отдел позвоночника плоский, но усиливается изгиб шейного и поясничного отделов позвоночника. Очень часто у таких детей имеется опущение внутренних органов: почек, желудка, кишечника,- а это приводит к нарушению их функций и к возникновению хронических заболеваний.

   При сколиозе позвоночник искривляется в боковой плоскости, и выраженнее это искривление, тем сильнее страдают внутренние органы.

    Правильная осанка в положении стоя и сидя — это когда ухо, плечо и бедро находятся на одной вертикальной линии, если посмотреть на ребенка сбоку.  При осмотре осанки у ребенка необходимо обращать внимание на лопатки: они должны быть расположены на одинаковом расстоянии от позвоночника и на одном уровне. Плечи должны быть на одном уровне и слегка развернуты назад. Позвоночник находится на прямой линии. Необходимо обращать внимание на талию. Если с одной стороны талия сглажена - это признак искривления позвоночника в поясничном отделе. Живот должен быть подтянут, пупок – располагаться в центре живота. Ноги должны быть одинаковой длины, ровными; стопы иметь хорошо выраженный внутренний свод и хороший подъём – так, чтобы отпечаток стопы на мокром песке не был похож на лепёшку, а имел в центре тонкий мыс.

  Причины нарушения осанки:

  • неблагоприятные условия окружающей среды;
  • заболевания и травмы опорно-двигательного аппарата (рахит, туберкулезная инфекция, переломы и травмы позвоночника);
  • инфекционные и частые простудные заболевания;
  • дефекты физического развития;
  • плоскостопие;
  • длительное пребывание в ряде бытовых и рабочих поз;
  • привычка стоять с опорой на одну и ту же ногу (таз принимает косое положение, и позвоночник изгибается в одну сторону);
  • неправильная походка (с опущенной головой, свисающими плечами, согнутыми спиной и ногами);
  • неполноценное питание;
  • детский невроз;

   Что же нужно для достижения хорошей осанки?

  Для хорошей осанки у ребенка необходимы: хорошая наследственность, прекрасная беременность и роды, доброжелательный климат в семье, разнообразное качественное питание, скорректированная физическая нагрузка по возрасту, правильная постель и достаточный сон, эмоциональная удовлетворенность и родительская любовь.

  Начнем с самого начала:

  •      Хорошая наследственность. Если у родителей или у кого-то из родственников были серьёзные нарушения осанки, ребенок может получить в наследство заболевания, которые превратят жизнь всей семьи в непрестанный труд. Поэтому будущим родителям необходимо проконсультироваться в медико – генетической консультации.
  •      Неблагоприятные воздействия, которые ребёнок испытывает во время внутриутробного развития. Это могут быть различные заболевания мамы впервые двенадцать недель беременности, отравления, высокочастотные излучения, дефицит минералов и витаминов. Даже тяжелые потрясения могут оставлять свой след на костной системе ребенка.
  •     Не менее важные отрицательные факторы для хорошей осанки – это родовые травмы. Во время родов ребенок чаще всего травмирует голову и шейный отдел позвоночника. Впоследствии это становится серьёзным поводом для искривления позвоночника и нарушения работы внутренних органов.
  •     Рахит – одна из ведущих причин нарушения осанки. Слишком часто эта болезнь воспринимается несерьёзно. Рахит расцветает, как правило в период минимального солнечного дня. Солнечные, а точнее ультрафиолетовые, лучи способствуют выработке витамина Д в коже, наша слякотная осень и долгая зима лишает детей возможности получать необходимое количество витамина Д естественным путем, поэтому разработаны специальные профилактические меры.
  •      Нарушения осанки часто возникают в период ростового скачка, когда мышечная и сосудистая системы не успевают за костной системой и не дают ей соответствующей поддержки.
  •     Нарушения осанки возникают в случае, если ребенок не имеет соответствующей возрасту физической нагрузки и у него нет хорошего « мышечного корсета». Но нарушения осанки могут быть и при дефиците питания.
  •      Нарушения осанки могут быть симптомом невроза. И пока не будет устранена причина невроза, надеяться на улучшение не приходится.

   Человек с хорошей осанкой прекрасен, а красота функциональна. И есть надежда, что фраза « В здоровом теле – здоровый дух!» станет у нас популярной. 

   2 часть  Практическая

    Цель: Отработка с педагогами на практике специальных игр и упражнений для профилактики нарушений осанки.

  1 Задание: «Правильная осанка»

   Правильную осанку следует рассматривать как определенное умение, как двигательный навык. В основе формирования навыка правильной осанки лежит механизм условнорефлекторных связей. Следовательно, правильную осанку нужно формировать с самого раннего возраста.

   Уже на втором году жизни детям показывают и объясняют, как надо сидеть, стоять, ходить.

   Правильная осанка в положении сидя –прямая посадка головы, слегка отведенные назад и опущенные книзу плечи, развернутая грудная клетка, прямая, чуть прогнутая в пояснице спина, подтянутый живот. Сидя на стуле, нужно полностью занимать его сиденье, плотно прижимаясь спиной к спинке стула. Край стола находится по отношению к груди на расстоянии кисти руки, поставленной ребром. При письме, рисовании, лепке руки лежат на столе, голова слегка наклонена. Нельзя низко опускать голову над бумагой и склонять голову набок. Если локоть левой руки свисает со стола, левое плечо опускается ниже правого, позвоночник искривляется. На устных занятиях необходимо сидеть откинувшись назад, опираясь спиной о спинку стула, спина прямая, руки на коленях ( ближе к животу), плечи развернуты, голова приподнята. При такой позе органы брюшной и грудной полостей не сдавливаются, кровообращение и дыхание улучшается, устраняется застой крови в ногах и брюшной полости.

  На занятиях необходимо, время от времени менять позу. Однообразное положение очень утомительно.

  Во время ходьбы необходимо держать прямо голову, плечи отведенные назад и опущенные книзу, развернуть грудную клетку, подтянуть живот.

  Стоять нужно правильно в основной стойке или на слегка расставленных ногах.

   Необходимо постоянно следить за осанкой детей , как на занятиях, так и в повседневной самостоятельной деятельности детей. В старших группах нужно приучать детей замечать недостатки в своей осанке и стремиться самостоятельно исправлять их.

  2 Задание: «Играем вместе»

     Цель – Знакомство педагогов с играми и упражнениями направленными на формирование у детей правильной осанки.

    Упражнения для формирования правильной осанки:

  • Принять правильную осанку, стоя у стены или гимнастической стенки, при этом затылок, лопатки, ягодичные мышцы, пятки должны касаться стены.
  • Принять правильную осанку, отойти от стены на 1 шаг, сохраняя принятое положение.
  • Принять правильную осанку у стены, присесть, разводя колени врозь и сохраняя положение головы и позвоночника, медленно встать в исходное положение.

 

Очень полезны упражнения на растяжку. Когда мы растягиваем позвоночник, увеличиваются межпозвонковые промежутки, ументшается сдавливание нервов,нормализуется циркуляция крови.

     Упражнения в паре:

  1. И.п.:стояв двух шеренгахнапротив друг друга на расстоянии 3 шагов.

1 - сделать шаг навстречу друг другу и положить руки на плечи партнера;

2-3- наклониться до образованияпрямого угла между бедром и туловищем;

4- и.п.

  1. 2. И.п.: стоя, спиной друг к другу.

1-2- поднять руки и соединить с руками партнера;   3-4- и.п.

  1. 3. И.п.так же, в руках у одного палка.

1 – поднять руки, взяться за палку.

2-3 - отпустить палку первому партнеру, второй должен её взять.

4- опустить руки с палкой.

   Игра «Встань прямо»

  1.    Педагог напоминает как правильно и красиво держать тело, обращает внимание на положение головы, плеч, груди, живота, ног. Затем дети двигаются врассыпную: бегают, прыгают, ходят на четвереньках и т.д. После команды «Встань прямо» принимают правильную осанку и не двигаются с места до оценки их позы педагогом (10-15 секунд).
  2.    По команде «Разойдись» дети двигаются с мешочком на голове. Через 1,5 – 2 минуты по команде «По местам» вновь принимают правильное  положение у стены.
  3.     Исходное положение у стены, на полу треугольники (расположить так, чтобы разворот носков составлял 30 градусов на расстоянии 100 см.). Дети по сигналу расходятся по залу, делают под музыку круговые движения, рывки руками и т.д. По следующему сигналу берут мешочек с песком, возвращаются в исходное положение: равняют ноги по треугольникам, выпрямляют спину , мешочек кладут на голову.

Методические указания: замечания педагога в основном направлены на сохранение правильного положения головы при выполнении упражнения с мешочком: голову не наклонять и не поворачивать. Если мешочек упал, поднять его и вновь положить на голову.  

 

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:

       Учебный фильм «Физиология человека. Воспитание осанки и профилактика сколиоза у детей»

Информационный  материал для родителей на тему:

«Как сформировать правильную осанку».

Осанка – это привычное положение тела человека. Она считается правильной, если человек держит голову прямо и свободно, плечи находятся на одном уровне, слегка опущены назад, корпус выпрямлен, живот подтянут, грудь слегка выступает вперед, колени выпрямлены.

Как справедливо говорят в народе: «Без осанки конь – корова». Ничто не может украсить человека, если он сутулится, держит одно плечо ниже другого или ходит сгорбившись.

Правильная осанка не бывает врожденной, она начинает формироваться с первых лет нашей жизни.

Помните: наиболее ответственный период для формирования осанки у ребенка – с 4 до 10 лет, когда быстрыми темпами развиваются механизмы, регулирующие вертикальную позу.

Начинайте с раннего возраста приучать вашего ребенка правильно «держать» свое тело. Не забывайте при этом и про вашу осанку, так как малыши часто копируют своих родителей.

Знайте, что основными причинами формирования неправильной осанки являются:

- отсутствие крепкого, достаточно развитого мышечного корсажа – мышечной системы;

- неравномерное развитие мышц спины, живота и бедер, изменение тяги, определяющей вертикальное положение позвоночника;

- последствия рахита – нарушение взаимоотношения костных элементов таза и позвоночника.

Другие причины формирования неправильной осанки:

- продолжительная болезнь или хронические заболевания, ослабляющие организм;

- не соответствующая росту мебель;
        - неудобная одежда и обувь.

Контролируйте осанку ребенка раз в полгода самостоятельно, не прибегая к помощи врача. Воспользуйтесь следующими советами. Осмотр вашего ребенка проводите в дневное время, при хорошем и равномерном освещении. Разуйте и разденьте его до трусиков, поставьте прямо, руки должны быть опущены вдоль туловища. Сами сядьте на стул на расстоянии 2-3м от ребенка. Внимательно посмотрите, симметрично ли расположены уши, лопатки, талия, складки под ягодицами и сами ягодицы. Если они находятся на разной высоте, есть причина для беспокойства.

Попросите ребенка достать руками до пола, выгнув спину. Проверьте, нет ли вдоль поясничных позвонков валиков, не торчат ли лопатки. Посмотрите на ребенка сбоку и проверьте не сутулится ли он, попросите его наклонить голову вперед и, не поднимая головы, повернуть ее сначала в одну, затем в другую сторону. Убедитесь, что объем движений при этом одинаков и выполняются они без ограничения.

Если осмотр показал, что не все благополучно, незамедлительно обратитесь к врачу.

Умейте объяснить ребенку, как следить за осанкой. Рассказывайте и показывайте ему на собственном примере, как правильно держать тело при стоянии и ходьбе. Покажите детям такой простой способ: встать к стене, плотно прижавшись затылком и лопатками, ягодицами, икрами ног и пятками; подбородок слегка приподнять. Ребенок должен почувствовать и зафиксировать в сознании мышечные ощущения при таком положении тела. Постоянно так дети ходить не смогут, но если 3-4 раза в день они будут осуществлять самоконтроль и стараться удерживать такую позу несколько секунд, это благотворно отразится на их осанке.

Для формирования правильной осанки проводите с детьми упражнения с предметами на голове, балансирование, хождение по наклонной плоскости.

Помните: для детей очень полезны подвижные игры, танцы, плавание, лазанье, ползание, кувыркание, бег, так как все это направлено на развитие силы и выносливости мышц, обеспечивающих позу прямостояния.

Используйте пропедевтические упражнения, предупреждающие ухудшение осанки (например, напряжение и расслабление мышц, удерживающих тело в позе сидя с целью с целью снятия утомления), а также коррекционные упражнения, которые назначают при уже имеющихся нарушениях осанки.

Развитие и поддержание хорошей осанки в детском и подростковом возрасте важно для хорошего здоровья. Многие родители считают, что приучить ребенка держать спину прямо — задача не из легких. Плохая осанка у детей не только некрасиво выглядит, но и отрицательно влияет на здоровье и развитие. Что можно сделать, чтобы ваш ребенок перестал горбиться, без ваших постоянных напоминаний стал держать спину прямо?

Профилактика нарушений осанки

Профилактика любых нарушений, связанных с осанкой, должна быть комплексной и основываться на представленных ниже принципах.

  1. Правильное питание.

Непрерывно развивающийся организм ребёнка на протяжении всего роста нуждается в полезных питательных веществах. Питание должно быть полноценным и разнообразным, так как от этого зависит, насколько правильным будет развитие мышц и костей.

  1. Двигательная активность.

Очень важны для здоровья детской осанки занятия 75a6f5323d6c40a5c77e1ac3d7b5b1dfфизическими упражнениями, различными видами спорта (в особенности, ходьба на лыжах и плавание), гимнастикой, а также туризм, активные игры на свежем воздухе и др. Следует учитывать, что при физическом развитии не следует заставлять ребёнка совершать резких и быстрых нагрузок.

  1. Правильный режим дня.

Во избежание проблем с осанкой необходимо не только организовать правильный режим дня (время прогулок, сна, бодрствования, питания и др.), но и строго соблюдать его, не делая никаких исключений, например, по выходным.

  1. Удобная детская комната.

4.1. Комната должна иметь качественное освещение. Дополнительной настольной лампой должен быть оборудован детский письменный стол.

4.2. Высота стола должна быть выше локтя ребёнка, стоящего с опущёнными руками, на 2-3 см. Существуют также особые парты, которые предназначены для коррекции осанкиposture_bigшкольника.

4.3. Стул должен повторять изгибы тела. Правда, вместо такого ортопедического стула можно подкладывать за спину на уровне поясничного отдела тряпичный валик в дополнение обычному ровному стулу. Высота стула в идеале должна быть равна высоте голени. Используйте подставку для ног, если они не достают до пола.

4.4. Ребёнок должен сидеть так, чтобы спина его опиралась на спинку стула, а голова слегка наклонялась вперёд, а между телом и столом легко проходила ладонь ребром. При усаживании нельзя подгибать ноги под себя, так как это может привести к искривлению позвоночника и нарушению кровообращения.

4.5. В детской кровати должен быть ровный и твёрдый матрац. Благодаря такому матрацу масса тела ребёнка распределяется равномерно, а мышцы максимально расслабляются после вертикального положения туловища за весь день. Не допускайте того, чтобы ребёнок спал на мягкой поверхности. Это провоцирует формирование неправильных изгибов позвоночника во время сна. Кроме этого, мягкий матрац стимулирует согревание межпозвоночных дисков, в связи с которым нарушается терморегуляция. Что касается детской подушки, она должна быть плоской и располагаться исключительно под головой, а не под плечами.

  1. Грамотная коррекция обуви.

Правильный, точный и своевременный подбор детской обуви позволяет родителям избежать и даже устранить многие проблемы, такие как функциональное укорочение конечности, возникшее из-за нарушений осанки или компенсация дефектов стоп (косолапость и плоскостопие).

  1. Равномерное распределение нагрузок.

Известно, что чаще всего именно в школьном возрасте, когда у детей наблюдается стремительный рост костной и мышечной массы, они, к сожалению, приобретают искривление позвоночника. Происходит это по причине того, что в таком возрасте позвоночник ребёнка не приспособлен к большим нагрузкам. Родители должны стараться не перегружать ребёнка при ношении им ранца, рюкзака или портфеля. Помните, что по стандарту вес, который разрешено поднимать ребёнку, составляет 10% от общей массы тела.kak-vybrat-shkolnyj-portfel-rebenku

Спинка у школьного ранца должна быть ровной и твёрдой, ширина его не должна быть больше ширины плеч. Также ранец не должен висеть ниже пояса, а ремни на нём должны быть мягкими и широкими, регулироваться по длине. Недопустимо в течение длительного времени ношение тяжёлых сумок на одном из плеч, что особенно актуально для девочек. В этом случае искривление позвоночника для них может стать неизбежной проблемой.

 

Что касается правильного переноса тяжестей, известно, что наклониться, взять тяжесть и поднять её – это огромная нагрузка на позвоночник и так делать нельзя. Правильным было бы сначала присесть с ровной спиной, затем взять, прижать к груди, подняться и отнести. И в качестве совета родителям: даже если вы сами не следуете этому правилу, научите ему вашего ребёнка.

Правильная осанка в положении стоя и сидя — это когда ухо, плечо и бедро находятся на одной вертикальной линии, если посмотреть на ребенка сбоку.

Как улучшить осанку. Рекомендации родителям

Эти несложные рекомендации помогут родителям сформировать и поддержать правильную осанку у ребенка и даже улучшить свою. Вам не придется по много раз за день говорить ребенку «выпрями спину», «перестань сутулиться» и подобные фразы, от которых, к сожалению, совсем немного пользы. Выполняя эти советы по формированию правильной осанки у детей, плохая осанка останется в прошлом.

  • Убедитесь, что письменный (компьютерный) стол и стул подходящего размера и высоты. Сидя на стуле, ноги должны полностью касаться пола, угол согнутых ног должен быть 90 градусов. Сидеть надо не на краю стула, а так, чтобы две трети длины бедра размещались на сиденье. Спинка стула должна поддерживать только нижнюю часть спины до лопаток. Рабочая поверхность стола должна быть на уровне солнечного сплетения ребенка.
  • Убедитесь, что ребенок носит рюкзак на обеих лямках, а более тяжелые вещи упакованы ближе к спине ребенка. Также нужно учесть, что вес рюкзака должен быть равен 10% от веса вашего ребенка.
  • Приучайте ребенка быть физически активным. Такие виды спорта как плавание, лыжи, танцы считаются самыми полезными для позвоночника. В настоящее время разработано множество фитнес-программ для детей, где в игровой форме их научат полезным упражнениям для формирования правильной осанки. Если нет возможности регулярно посещать спортивные секции, то устраивайте каждый день пешие прогулки, выводите ребенка во двор на детскую площадку.
  • Постарайтесь ограничить время пребывания ребенка за компьютером и телевизором. Если это получается с трудом, то замените кресло или стул ребенка на гимнастический мяч, тогда мышцы верхней и нижней части туловища будут в тонусе даже во время сидения перед монитором. Также можно предложить ребенку подвижные компьютерные игры, например «Танцевальная революция» (Dance Dance Revolution).
  • Делайте мини-разминки. Каждый день ребенку приходится проводить много времени за выполнением домашнего задания. Делайте вместе с ним упражнения на мышцы, которые вы не используете во время сидения. Например, Скотт Баутч рекомендует встать, поднять руки вверх и немного отклоняться назад.
  • Не забывайте, что своим примером мы подаем пример детям. Исследования показывают, что ребенок в возрасте от трех до пяти лет частично перенимает манеру держать осанку у родителей. Так что, если у вас плохая осанка, то, скорее всего у вашего ребенка будет такая же.

Соблюдая профилактику нарушений осанки у детей, вы обезопасите вашего ребенка от проблем со здоровьем, которые могут возникнуть из-за неправильной осанки и сопровождать его на протяжении всей взрослой жизни.

Когда следует обращаться к врачу?

Обратите внимание на то, что в некоторых случаях необходима консультация детского ортопеда. Например, если у вашего ребенка есть следующие симптомы:

  • ребенок жалуется на постоянную боль в шее или спине
  • если он не может распрямить плечи и встать прямо
  • если болят кисти при письме, в них есть спазмы
  • косолапость
  • если у ребенка неровная линия позвоночника, когда он стоит.

Заключение

Дорогие родители, напоминать и говорить ребёнку «Сядь прямо» или «Не сутулься» конечно, нужно, но этого всё же недостаточно. Начинайте беспокоиться о здоровье своих малышей ещё «с пелёнок» и обязательно найдите время для занятий с ними. Важным моментом в формировании правильной осанки ребёнка является личный пример.Выполняйте упражнения вместе с ребёнком, держите спину ровно и будьте здоровы!

                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры - упражнения для профилактики и коррекции нарушений осанки.

В работе представлены игры - упражнения направленные на коррекцию и профилактику нарушений осанки у дошкольников....

Профилактика и коррекция нарушения осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста.

Великая ценность каждого человека – здоровье. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением....

Упражнения и игры для профилактики и коррекции нарушения осанки

материал содержит практические упражнения и игры для профилактики нарушения осанки...

Профилактика и коррекция нарушения осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста.

Великая ценность каждого человека – здоровье. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением. ...

Профилактика и коррекция нарушения осанки у детей дошкольного возраста (рекомендации для родителей)

Профилактика и коррекция нарушения осанки удетей дошкольного возраста(рекомендации для родителей)...

Комплекс упражнений для профилактики и коррекции нарушения осанки

В данном материале подобраны упражнениядля профилактики и коррекции нарушения осанки....