«Логоритмические упражнения» и «Расскажи стихи руками»
консультация (средняя группа) на тему

Назарько Елена Владимировна

Ознакомление родителей со зоровьесберегающими технологиями по методике Е. А. Алябьевой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл alyabeva_e.a.docx90.06 КБ

Предварительный просмотр:

Ознакомление родителей со зоровьесберегающими технологиями по методике Е. А. Алябьевой

«Логоритмические упражнения» и «Расскажи стихи руками»

Логоритмические упражнения – это стихотворный материал. Выбор стихов достаточно велик, чтобы позволить отбирать необходимый в соответствии с речевым диагнозом и этапом коррекционной работы. В основе содержания стихов — любимые занятия дошкольников, знакомые объекты окружающего мира, что, несомненно, вызывает интерес у детей. Достаточно обширный познавательный материал, отраженный в стихах, дает возможность уточнять и конкретизировать знания детей о реальной действительности, о природе.

Предлагаемые логопедические стихотворные упражнения и упражнения по методике «Расскажи стихи руками» можно использовать и как логопедические, и как логоритмические при условии расстановки ритмических акцентов.

Средства этой методики:
— ходьба и маршировка в различных направлениях;
— упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
— упражнения, регулирующие мышечный тонус;
— упражнения, активизирующие внимание;
— счетные упражнения;
— речевые упражнения без музыкального сопровождения;
— упражнения, формирующие чувство музыкального размера или метра;
— упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;
— ритмические упражнения;
— пение;
— упражнения в игре на детских музыкальных инструментах;
— самостоятельная музыкальная деятельность детей с речевыми нарушениями;
— игровая деятельность;
— упражнения на развитие творческой инициативы;
— заключительные упражнения.
Такие упражнения в стихотворном варианте можно использовать в разных видах занятий, бытовой деятельности, в процессе наблюдений на природе, в качестве физкультминутки.

Стихотворный материал имеет ряд требований:
— разнообразную коррекционную направленность: для нормализации темпа и ритма речи; для развития словаря (глагольного, именного); для автоматизации звукопроизношения;
— определенный динамический размер, чтобы можно было соотнести движения руками, ногами, туловищем с ритмом речи;
— среднюю длину строки, так как для длинной строки трудно подобрать соответствующее движение;
— насыщенность глагольной лексикой, чтобы проиллюстрировать движение;
— сюжетную линию и действующее лицо, чтобы исключить механические движения и воспитывать у детей понимание логической связи между текстом и движением;
— при подборе стихотворений необходимо учитывать возраст, речевые и двигательные возможности детей.

Не все речевые упражнения можно выполнять, двигаясь и одновременно произнося стихи. Это может вызвать расстройство дыхания. Поэтому, при интенсивных движениях, лучше разделить детей на две группы: одна выполняет движения, а другая произносит текст, затем они меняются ролями.

«Рассказывание» стихов с помощью рук неизменно вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию произвольного внимания, крупной и мелкой моторики, координации движений, воображения, образности мышления.

Совместные действия со взрослыми и сверстниками снимают неуверенность, зажатость у ребенка, которые часто связаны с речевым дефектом или личностными комплексами.

Движения, предложенные автором, не обязательно воспринимать как догму. Их можно обогащать и видоизменять.

Показывать можно не только содержание строки, но и каждого слова в ней, однако это доступно только детям старшего дошкольного возраста и не со сложными речевыми диагнозами.

Обязательно надо учитывать возраст детей при выборе содержания и объема стихотворения. Можно делить стихи на части.

В стихах содержится много глагольных форм, что очень полезно для детей с общим недоразвитием речи, у которых образование глагольных форм вызывает определенные трудности.

Приведу примерные логоритмические упражнения в стихах:

«Машина»


Би-би-би — 

Гудит машина.
Тук-тук-тук — 

Мотор стучит.

— Едем, едем, едем, едем, 

Он так громко говорит.

Шины трутся о дорогу.

Шу-шу-шу —

Они шуршат.

Быстро крутятся колеса.

Та-та-та —

Вперед спешат.


^ Дети ритмично постукивают

кулачком одной руки о ладонь

другой.

Ритмично хлопают руками.
Ритмично потопывают ногами.

Потирают ладони.

Делают ритмичную «вертушку» руками.


Предлагаемые логопедические стихотворные упражнения и упражнения по методике «Расскажи стихи руками»

http://www.studmed.ru/docs/static/7/f/4/8/5/7f4859b78af.png

«Ученые мартышки»

Две проказницы мартышки
Полистать любили книжки.
Потрясти их, полистать
И как будто почитать.
Ловко принялись за дело 
И очки они надели.
К носу книжку поднесли, 
Вдруг подальше отвели.
Ничего в очках не видно.
И мартышкам так обидно!

Спасибо за внимание!

Консультацию подготовила

воспитатель

Назарько Елена Владимировна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Расскажи стихи руками"

Речедвигательная гимнастика...

Расскажи стихи руками

Расскажи стихи руками...

Эффективность использования инновационных технологий по методике "Расскажи стихи руками".

Дети очень любят повторять движения за воспитателем, на чём и основывается как раз принцип «Расскажи стихи руками». Предлагаемые стихотворные тексты заучиваются, затем чётко проговариваются детьми сов...

Расскажи стих руками

Расскажи стих руками...

"Расскажи стихи руками"

консултьтация для воспитателей по использованию пальчиковых игр....

Упражнения по методике «Расскажи стихи руками»

   В современных условиях педагоги дошкольных учреждений имеют большую возможность широкого выбора методов по работе с детьми. Это позволяет более результативно решать коррекционные и...