логопедические проблемы ребенка
консультация на тему

Земляченко Марина Владимировна

в статье раскрываются понятия общее недоразвитие речи, фонетическое нарушение, задержка речевого развития

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskie_problemy_rebenka.docx18.57 КБ

Предварительный просмотр:

Советы родителям от учителя-логопеда.

Как можно определить речевые проблемы у своего ребенка?

Если к 2,5 годам у ребенка не формируется элементарной фразовой речи, считается, что темп его речевого развития отстает от нормы. Трехлетний ребенок употребляет в предложении простые предлоги (на, в, под, за, с, из) и союзы потому что, если, когда. В речи четырехлетнего малыша уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги по, до, вместо, после, из-за, из-под, союзы что, куда, сколько. К этому времени появляются свистящие звуки (с, з, ц, ы, э, несколько позднее - шипящие (ш, ж, ч, щ). Звуки р, л обычно появляются к 5-5,5 годам. К пяти годам ребенок полностью усваивает обиходный словарь, пользуется обобщающими понятиями («одежда», «овощи», «фрукты»). В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные и незнакомые слова (экскаватор, аквариум, регулировщик). Если речь вашего ребенка значительно отличается от этих норм, это говорит о том, что у него есть речевые проблемы и их необходимо устранять.

Могут ли родители самостоятельно исправить речь своего ребенка?

Иногда бывает достаточно привлечь внимание ребенка к правильному произнесению звука, чтобы получить положительный эффект. В других случаях предварительно необходимо развить артикуляционную мускулатуру с помощью выполнения артикуляционной гимнастики.

Однако если, несмотря на ваши усилия, ребенок в течение месяца регулярных занятий так и не научился правильно произносить звуки, лучше всего обратиться к учителю-логопеду. Дальнейшие попытки исправить произношение могут усугубить проблему, например, закрепить у ребенка неправильное произношение или вовсе отбить охоту заниматься. Особое внимание уделяйте собственной речи, т. к. для детей в возрасте от 1 года до 6-ти лет речь родителей является образцом для подражания и служит основой последующего речевого развития.

Важно придерживаться следующих правил:

-нельзя «сюсюкать» с ребенком, т. е. говорить лепетным языком или искажать звукопроизношение, подражая речи ребенка;

-желательно, чтобы ваша речь была всегда четкой, умеренной по темпу;

-общаясь с ребенком, не перегружайте свою речь труднопроизносимыми для детей словами, непонятными выражениями, оборотами. Фразы должны быть достаточно простыми. Перед чтением книжки, сказки новые, незнакомые слова, встречающиеся в тексте, нужно не только объяснить ребенку в доступной его пониманию форме, но и проиллюстрировать: рассмотрите яркую картинку, сходите на экскурсию и т. п.

-ребенка нельзя наказывать за ошибки в речи, передразнивать его или раздраженно поправлять. Полезно не только читать детям стихотворные тексты, соответствующие их возрасту, но и заучивать их.

Что такое нарушения речи?

Нарушение речи может выражаться только в неправильном произношении звуков (фонетическое нарушение речи, фонетико-фонематическое недоразвитие речи). Процесс коррекции речи при таких нарушениях может занять от одного месяца до года в зависимости от количества неправильно произносимых звуков и индивидуальных особенностей ребенка.

При общем недоразвитии речи (ОНР) нарушены не только звуки, но и слоговая структура слов: «петерь» - теперь, «масалет» - самолет, «агат» - виноград. Словарь бедный, часто допускаются словесные замены: каска –«шапка», донышко – «подошва», пила – «нож». Ребенок с трудом строит фразу, при этом часто с грамматическими ошибками. Коррекция таких нарушений речи возможна только при ежедневном комплексном медико-педагогическом воздействии в условиях группы компенсирующей или комбинированной направленности и может занять до 2-3 лет и более.

У ребенка в медицинской карте стоит диагноз ЗРР. Что это?

Диагноз «задержка речевого развития» (ЗРР) означает, что развитие речи у ребенка идет медленнее, чем положено. Это может быть обусловлено наследственными причинами (родители тоже поздно начали говорить, частыми болезнями ребенка). В этом случае все силы организма уходят на борьбу с болезнью, а не на развитие, в том числе и речи. Задерживаться развитие речи может и в том случае, если с ребенком мало разговаривают, читают. Радио и телевидение не помогают формированию речи. На начальных этапах речевого развития ребенок должен не только слышать речь, но и видеть артикуляцию взрослого. Речь должна быть простой, четкой и доступной. Если задержка развития речи обусловлена этими причинами, вмешательства специалиста не требуется. Достаточно создать ребенку благоприятные условия для развития.

Однако бывает, что задержка развития речи вызвана вредными воздействиями во время беременности, родов или в первые годы жизни ребенка (стрессы, инфекции, травмы и многое другое, о которых родители иногда и не догадываются). В этом случае развитие речи не только запаздывает, но и нарушается. Здесь уже не обойтись без медицинской и педагогической помощи.

ЗРР ставится обычно детям до 3-3,5 летнего возраста. После этого возраста, а иногда и раньше, если речь ребенка по-прежнему не соответствует возрастной норме, можно говорить не о задержанном, а о нарушенном развитии речи. В этом случае необходимо обратиться к неврологу и учителю-логопеду.