Выступление на родительском собрании (средняя группа) «Ребенок с речевыми проблемами в семье. Тревожат ли вас речевые проблемы ребенка?»
консультация по развитию речи (средняя группа)

Выступление на родительском собрании

(средняя группа)

«Ребенок с речевыми проблемами в семье.

Тревожат ли вас речевые проблемы ребенка?»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodit._sobr.d.a.2.10.19.docx20.91 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на родительском собрании

(средняя группа)

«Ребенок с речевыми проблемами в семье.

Тревожат ли вас речевые проблемы ребенка?»

А.О.Перелыгина

учитель-логопед

МДОУ «Детский сад 17

 с.Пушкарное»

 Здравствуйте уважаемые родители. Правильная и красивая речь  является основным условием полноценного развития личности ребенка. В некоторых случаях у детей с нарушениями речевого развития возникает чувство неполноценности.

На отношение ребенка к своему речевому дефекту огромное влияние имеет отношение к нему со стороны родителей. И то, как они настраивают ребенка по отношению к своему дефекту, какие установки ему дают, является основным формирующим компонентом отношения ребенка к своему речевому дефекту.

  • Установка может быть попустительской: «Много детей говорят значительно хуже, чем ты, а учатся на четверки и пятерки» и т.д.

Ребенок внушаем, и очень скоро, при отсутствии насмешек со стороны других детей, он придет к выводу, что его собственная речь нормальна, а небольшой дефект – это проявление индивидуальности.

  • Возможна другая установка: «Ты уже такой большой, а говоришь, словно тебе два года. Ты слышал, чтобы у нас в семье кто-нибудь так говорил? С такой речью тебя не возьмут в школу, с тобой не будут общаться дети. Над тобой все будут смеяться. Неужели трудно произнести нормально, как все?!»

Комплекс неполноценности, внушаемый родителями, усилится еще больше, если ребенок слышит насмешки со стороны сверстников. Ребенок может замкнуться или приобрести еще один речевой дефект (например, заикание).

     При правильном подходе семьи к воспитанию ребенка с проблемами в речевом развитии, правильном педагогическом воздействии можно избежать подобных проблем. Необходимо сформировать у ребенка осознанное отношение к работе над речью, стремление преодолеть свой дефект.

Могут ли родители сами определить, нужен ли ребенку логопед?

Речь  ребенка формируется постепенно, вместе с его ростом и развитием, и проходит ряд качественно различных ступеней развития. Для каждого возраста существует своя норма.

     Первые попытки артикуляции звуков отмечаются в 2-3 месяца – это гуление.

     Начиная с 6 месяцев, ребенок уже довольно четко произносит отдельные слоги (ма-ма-ма, ба-ба-ба и др.) и постепенно начинает перенимать от взрослых не только все элементы речи, но и интонации, ритм, темп речи.

     Как правило, к году ребенок произносит простые слова: мама, папа, баба, дай.

     К 2-м годам активный словарь значительно увеличивается. В этот период у ребенка возрастает способность к подражанию речи взрослых. Фразы становятся все более длинными и сложными, улучшается и произношение слов.

     На 3-м году жизни ребенок начинает шире пользоваться глаголами, прилагательными, также увеличивается словарный запас. Речь детей характеризуется появлением сложных предложений.  Детям становится доступным отгадывание простых загадок, заучивание стихов.

     На 4-м году жизни словарь детей составляет 1500-2000 слов различных частей речи. Дети могут высказывать простейшие суждения о предметах и явлениях окружающей их действительности, устанавливать зависимость между ними, делать умозаключения.

     Увеличение активного словаря (2500-3000 слов к 5-ти годам) дает возможность ребенку полнее строить высказывания, точнее излагать свои мысли. Но увеличение словаря и развитие связной речи нередко приводит к тому, что дети начинают чаще допускать грамматические ошибки, например, неправильно изменяют глаголы, не согласовывают слова в роде, в числе. У детей этого возраста значительно улучшается звукопроизношение.

         Таковы этапы развития речи ребенка в норме. Если речь детей значительно отличается от этих норм, следует обратиться к логопеду.

К логопеду нужно обратиться обязательно если:

  • Если ребенок в младенчестве не гулит и не лепечет;
  • Если ребенок к 1 году не может выполнить простейшие просьбы (покажи мишку, принеси зайку и т.д.);
  • Если в 2-2,5 года малыш практически не имеет понятных слов, а говорит на «своем» языке, не может показать части тела, которые ему называет взрослый, не выполняет сложные просьбы (принеси зайку из комнаты и дай папе);
  • Если ребенок в 1,5–3 года все понимает, а говорить «не хочет», общается жестами;
  • Если в 4 года не знает названия цветов, не считает в пределах пяти, не слушает длинные сказки и не может рассказать ни одного стихотворения;
  • Если ребенок 4-5-ти лет смягчает все звуки – это может быть серьезное речевое нарушение;
  • Если ребенок «картавит», «гнусавит», «шепелявит», искажает звуки – обращайтесь к логопеду в любом возрасте, не обращая внимания на возрастные нормативы появления звуков (искажение звуков – это всегда речевое нарушение);
  • Если ребенку больше 6-ти лет, а он не запоминает стихи и не может пересказать текст, а также нарушает структуру слов;
  • Если ребенок заикается (повторяет первые звуки, слоги, слова; разрывает слова паузой на слоги, звуки);
  • Если у ребенка возникли проблемы с письмом и чтением текста.

Кроме того, к логопеду стоит обратиться также в следующих случаях:

  • Если ребенок нечётко говорит и плохо ест твердую пищу: ребенку трудно жевать  мясо, хлебные корочки, морковь, твёрдое яблоко. Это может быть одним из проявлений стертой формы дизартрии.
  • Трудно воспитываются культурно-гигиенические навыки, требующие точных движений различных групп мышц. Ребёнок не может самостоятельно полоскать рот, так как у него слабо развиты мышцы щёк и языка. Он или сразу проглатывает воду, или выливает её обратно.
  • Ребенок не любит и не хочет застёгивать самостоятельно пуговицы, шнуровать ботинки, засучивать рукава. Также испытывает затруднения и на занятиях по изобразительной деятельности: не умеет правильно держать карандаш, регулировать силу нажима на карандаш, кисточку.
  • Затрудняется при выполнении различных упражнений на музыкальных и физкультурных занятиях.

Про таких детей говорят, что они неуклюжие, потому что они не могут чётко, точно выполнять различные двигательные упражнения. Им трудно удерживать равновесие, стоя на одной ноге, часто они не умеют прыгать на левой или правой ноге.

А сейчас я хотела бы узнать как вы оцениваете состояние речи вашего ребенка, и предлагаю пройти наше анкетирование.

«Беспокоит ли Вас состояние речи Вашего ребенка?»

(анкета для родителей)

Уважаемые родители!

Детский сад проводит опрос, цель которого, помочь родителям оценить состояние речи своего ребенка. Ваши искренние и полные ответы позволят нам оказать именно ту помощь, в которой Вы и ваш ребенок больше всего нуждаетесь, дать вам полезные рекомендации.

  1. ФИО родителя____________________________________________
  2. Ф.Имя, возраст ребенка, о котором Вы расскажете? __________________________________________________________
  3. Вспомните, в какие сроки проходило у ребенка раннее речевое развитие:

гуление ______ , лепет _______ , первые слова ______ , фраза _______

  1. Оцените речевое развитие Вашего ребенка (0 –недостаточно, 1 – на достаточном уровне , 2 – соответствует возрасту):
  • Звукопроизношение_________________________________________
  • Словарный запас ___________________________________________
  • Грамматический строй (умение правильно строить фразу) ________
  • Связная речь ______________________________________________
  1. Исправляете ли Вы его речевые ошибки? ______________________
  2. Легко ли ребенок общается с детьми и взрослыми? ______________
  3. Пересказывает ли то, что ему читают взрослые? ________________
  4. Рассказывает ли наизусть стихи?______________________________
  5. Придаете ли вы значение развитию у ребенка правильной,

грамотной речи? ___________________________________________

  1. Устраивает ли Вас работа логопеда и воспитателя по развитию речи

Вашего ребенка? Если нет, то чем?

__________________________________________________________

_____________________________________________________________

  1. Какие темы со специалистами (воспитатели, учитель-логопед, педагог-психолог) детского сада Вы хотели бы обсудить?
    _________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Отметьте, консультации каких специалистов Вы хотели бы получить.
    Логопед, психолог, воспитатель, медицинский персонал.

    Благодарим за сотрудничество!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на родительском собрании "Как привлечь ребенка к книгам"

Книга – великий учитель и друг, без нее немыслимо гармоничное развитие человека, потому что она формирует не только память, интеллект, но и воображение, нравственное и духовное лицо каждого из нас. «С...

В КАЖДОМ ДОМЕ СВОИ ТРАДИЦИИ РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ СРЕДНЯЯ ГРУППА

В каждом доме свои традицииСчастлив тот, ктосчастлив у себя дома.Л.Н. Толстой Цели:Способствовать сохранению семейных традиций, умению донести до детей, что этими традициями дорожат, так ка...

Выступление на родительском собрании в группе раннего возраста по теме «Ребенок и правила дорожного движения»

Причиной дорожно-транспортных происшествий часто становятся дети. Случается это из-за незнания ими правил дорожного движения или неумения быть на улице дисциплинированными. Предоставленные самим ...

Доклад к родительскому собранию средней группы «ПОМОЖЕМ РЕБЕНКУ ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО»

Главным в развитии речи детей является желание и умение родителей помочь своему ребенку. Логопед же призван быть помощником и направляющим для родителей. Данный доклад - одна из форм профилактики рече...

Родительское собрание во 2-й младшей группе на тему: «Взаимодействие ДОУ и семьи в вопросах познавательно-речевого развития детей»

Взаимное общение педагогов и родителей, обмен необходимой информацией для успешного речевого развития ребенка....

Конспект родительского собрания средняя группа «Ребенок и правила дорожного движения»

сохранение жизни и здоровья детей; объединение усилий педагогов и родителей в вопросе по ознакомлению детей с правилами дорожного движения и их соблюдению в жизни; планомерное и активное распространен...

Родительское собрание средняя группа Нетрадиционное родительское собрание в средней группе «Что я знаю о своём ребёнке 4-5 лет?»

Автор: Погорелова Н.Ю.Организация: Крюковская СОШ дошкольное отделение.Адрес: Московская область, Городской округ Чехов. Д.Крюково д. 17Цель: Стимулировать у родителей интерес к родительскому собранию...