Консультация для педагогов на тему "Готовим руку дошкольника к письму"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Терентьева Ольга Фёдоровна

Уже доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления ребенка в школу.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovim_ruku_doshkolnika.pptx1.73 МБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Готовим руку дошкольника к письму

Слайд 2

Уже доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления ребенка в школу.

Слайд 3

Подготовка руки к письму Письмо - сложных координационный навык, требующий слаженной работы мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Подготовка к письму - один из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению. У детей дошкольного возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев. Поэтому в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости

Слайд 4

Следует ли специально готовить руку ребенка к письму? Одни рекомендуют осуществлять подготовку руки ребенка к письму, используя только продуктивные виды деятельности: рисование, лепку, аппликацию, конструирование, другие – штриховку контуров, графические диктанты, написание букв.

Слайд 5

Если ручки малыша постоянно напряжены или, наоборот, вялы, или ребёнку трудно ими управлять, эти проблемы можно решить. Но чем раньше родители начнут специальные занятия – тем лучше. Ручки можно диагностировать уже в три года, и, если начать занятия с этого возраста – результат будет очень хорошим.

Слайд 6

Правила проведения занятия Никогда не принуждай ребенка к занятиям. Мы должны преподнести их ребенку как нечто очень интересное и полезное. Не делай из занятий школьных уроков. Задания должны проводиться в игровой форме. Проводить занятия лучше все-таки в первую половину дня. В крайнем случае – до 19.00. Не старайся форсировать события. Пусть малыш хорошенько закрепит материал одной темы – тогда можешь перейти на следующую. Занятия должны быть регулярными и систематическими. А выполнять их ребенок должен до чувства «легкой усталости».

Слайд 7

Не форсируй событий. Пока малыш не научится абсолютно правильно и крепко держать ручку и располагать руку на опоре – писать ему нельзя.. Если проблема не устранена – не давай ребенку прописей и конкретных заданий по рисованию. Эффект такой спешки может оказаться обратным ожидаемому. Не учи ребенка писать прописные буквы. Их начертание и соединения букв меняются почти каждый год. Кроме того, методика обучения письму индивидуальна у каждого учителя. А переучивать малыша будет намного сложнее, чем учить заново. Пусть ребенок пишет лишь элементы букв или печатные буквы. Следи только, чтобы он не выходил за границы клеточки или линейки в тетради. Как проверить: готова ли рука малыша к письму? Попроси ребенка провести горизонтальную линию вдоль длинного края листа бумаги. Если провел ее без отрыва и без лишних усилий – можно начинать письмо!

Слайд 8

Основные направления в работе по подготовке руки к письму - развитие щепоточного захвата, тренировка мышечной нагрузки рабочей руки; - подготовка к технике письма; - развитие гладкой мускулатуры кисти руки ребенка; - развитие ориентировки.

Слайд 9

Требования к организации процесса письма. Ручка шариковая без автоматической защёлки, цвет фиолетовый или синий. Желательно, с тонким наконечником стержня. Необходимо следить за правильным положением ручки в руке. Как правильно держать ручку? Ручка должна лежать на левой стороне среднего пальца. Указательный палец сверху придерживает ручку, большой палец поддерживает ручку с левой стороны. Все три пальца слегка закруглены и не сжимают ручку сильно. Указательный палец может легко подниматься, и при этом ручка не должна падать. Безымянный и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания большого пальца. Во время письма рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь мизинца. Итак, ручку надо держать свободно, не зажимая ее слишком крепко и не прогибая указательный палец. Прогибание первого сустава указательного пальца увеличивает мышечное напряжение, ребенок быстро устает, а темп письма снижается.

Слайд 10

Когда пишем, соблюдаем следующие правила: Стол, за которым ребёнок будет делать уроки подобран по росту ребёнка; Свет при письме падает слева; Сидим прямо; Ноги вместе; Между грудью и столом расстояние 1,5-2 см; Тетрадь расположена под углом 30 градусов Нижний левый угол листа, на котором пишет ребёнок, должен соответствовать середине груди; Оба локтя лежат на столе. Сели прямо, ноги вместе, Под наклон возьмём тетрадь. Левая рука на месте, Правая рука на месте, Можно начинать писа ть.

Слайд 11

Различные виды продуктивной деятельности: Л епка, рисование, аппликация, вырезание по контуру фигурок из бумаги, вышивание. Помимо хорошей тренировки руки, рисование даёт ощущение «творца», является ключом к эмоциональному пониманию искусства.

Слайд 12

Закрашивание Условие задания : закрашивать надо только цветными карандашами, не выходить за пределы контура рисунка, делать закрашивание сплошным, без полос, можно изменять нажим одного карандаша и закрасить рисунок тремя тонами – совсем светлым, более густым и очень густым.

Слайд 13

Обводка по контуру фигур различной сложности Это задание развивает не только моторику руки, но и фантазию, т.к. можно усложнить задание и предложить ребёнку нарисовать звезду, ромашку или тропинку к лесу, при этом необходимо обращать повышенное внимание не на количество выполненного задания, а на его качество. Если задание не получилось, есть возможность повторить это задание. После хорошо выполненного задания ребёнок получает заслуженную похвалу.

Слайд 14

Выполнение пальчиковой гимнастики Увлекательные задания, сопровождающиеся с ритмом приговорки, готовят руку ребёнка к письму, развивают его память, внимание, зрительно-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, что в свою очередь способствует развитию речи. «Кошка ». Расслабленными пальцами одной руки погладить ладонь другой руки. Шубка мягкая у кошки, Ты погладь ее немножко. «Веер» . Расслабить руки от локтя, раскрыть пальцы и «обмахивать» ими лицо, как веером. Мы купили новый веер, Он работает, как ветер. «Щелчки». Прижимать поочередно кончик каждого пальца к большому и произвести щелчок. Раз щелчок, два щелчок. Каждый пальчик прыгнуть смог.

Слайд 15

Штриховка - одно из важнейших упражнений э та работа достаточно трудная, но очень полезная для развития мелкой моторики, однако у детей это занятие не вызывает интереса. Дети учатся контролировать себя, выполнять задания в очерченном пространстве, вырабатывают глазомер, приучают руку к ритмичности и точности движений. Штриховку орнаментов иногда делаем цветными ручками. Это тоже необходимый этап подготовки к письму. Правила штриховки: Штриховать только в заданном направлении. Не выходить за контуры фигуры. Соблюдать параллельность линий. Не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0,5 см. Выполняются на нелинованной бумаге.

Слайд 16

Срисовывание различных графических образов При выполнении подобных упражнений необходимо обратить внимание детей на клетку: дети узнают, что клетка делится на четыре части, что у неё есть середина, углы, верхняя, нижняя, правая и левая стороны. Срисовывая, дети должны точно срисовать детали картинки.

Слайд 17

Игры с пластилином, бумагой, с конструктором, мозаикой

Слайд 18

ИСКУССТВО ОРИГАМИ Бумага для оригами может быть любой, но она должна отвечать нескольким требованиям: бумага при сгибе не ломается; бумага хорошо держит складку, то есть поделка не раскрывается, а сохраняет форму; после разгибания складки на бумаге виден ровный рубец, а не испещренная мелкими складками линия; бумага имеет ровный цвет и не пачкает руки. Этим требованиям отвечает бумага для ксерокопий. Бумага для оригами может быть любого цвета. С помощью раскрашивания можно разнообразить фигурки и создавать целые серии.

Слайд 19

Разные виды плетения косичек, (бумаги, ткани и тесьмы) « Вкладыши», где предмет берем за гвоздик двумя-тремя пальцами и вкладываем его в пустое окошко. Обрывная аппликация, аппликация из бумажных шариков. Шитьё, вязание, плетение, застёжки. Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, фигурок зверей из бумаги.

Слайд 20

графические упражнения Они помогут подготовить руку ребенка к письму, заложат основу для формирования каллиграфически правильного письма. Графические упражнения способствуют развитию пространственных представлений, ориентации на листе бумаги, зрительного восприятия и внимания. Обведи картинку, не отрывая карандаш от бумаги

Слайд 21

Дорисуй вторую половину картинки Пройди по узкому лабиринту

Слайд 22

Обведи пунктирные линии, не отрывая карандаш от бумаги Скопируй картинку по образцу

Слайд 23

Верёвочки, шнуровки, куклы Развивая гладкую мускулатуру кисти руки ребенка, можно конструировать буквы из разных материалов. Например: - из счетных палочек; - из ниток; - из круп.

Слайд 24

Выкладывание фигур из спичек или палочек Жираф Жирафы в Африке живут, Жирафы в Африке жуют. А у меня жираф из палочек - Из палочек, из выручалочек Дом Дом я строю во Вселенной. Есть в нем крыша и антенна. Есть в нем дверь и есть окошко Пусть живет в нем наша кошка. Часы Часы я на руку надел, На время изредка смотрел .

Слайд 25

Игры с бусинами, крупой, пуговицами, с природным материалом. мелкими камешками Прячем ручки Пересыпаем крупу Дождь, град Покормим птичек Разложи по тарелочкам Найди игрушку Игра «Золушка» «Отгадай, какая крупа в мешочке» Нарисуй домик, солнце и тд .

Слайд 26

Игры с бусинками,пуговицами , мелкими камешками . Нанизывание: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки, картонные кружочки, листья деревьев, ягоды рябины. Картины из пуговиц. Выкладывание букв, силуэтов. Сортировка по заданному признаку. Цепочки из цветных скрепок.

Слайд 27

Игры с песком, с водой, на кухне.

Слайд 28

Массаж кистей и пальцев рук. Массажёры . Упражнения с мячами и чётками. Этот малыш-Илюша, (на большой палец) Этот малыш-Ванюша, (указательный) Этот малыш-Алеша, (средний) Этот малыш-Антоша, (безымянный) А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец ) Пальчиковые игры с массажным шариком икольцомСу-Джок

Слайд 29

Пальчиковая гимнастика. Народные пальчиковые игры. "Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.

Слайд 30

Раскрашивание картинок в книжках – раскрасках Раскрашивая любимые картинки, ребенок учится держать в руке карандаш, использует силу нажима. Это занятие тренирует мелкие мышцы руки, делает ее движения сильными и координированными. Рекомендуется пользоваться цветными карандашами, а не фломастерами. Чтобы добиться согласованности между зрением и движением кисти, надо давать детке задания на штриховку и следить за четкостью линий и правильным их направлением. Раскрашивание короткими и частыми штрихами, мелкими штрихами, круговая штриховка от центра рисунка. Очень хорошо помогают и рисунки-загадки, в которых требуется соединить точки, чтобы узнать зашифрованный предмет.

Слайд 31

Ниткопись Выкладывание нитками контура рисунка на бархатной бумаге контрастного цвета.

Слайд 32

Кинезиологические упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие «Лягушка». Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, ладонь другой лежит на плоскости стола. Одновременно и разнонаправлено менять положение рук. «Замок». Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, развернуть руки к себе. Двигать пальцем, который укажет взрослый, точно и четко. Нежелательны движения соседних пальцев. Прикасаться к пальцу нельзя. В упражнении должны участвовать все пальцы на обеих руках.

Слайд 33

Кинезиологические физминутки 1.Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.

Слайд 34

2. Кулак-ребо-ладонь

Слайд 35

Вырезывание ножницами Силуэтное вырезывание. Симметричное вырезывание. Вырезание различных фигурок из старых открыток, журналов. Вырезание снежинок.

Слайд 36

Расслабляющие ( самомассаж кистей и пальцев рук) Надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основание большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки. Затем положение рук меняется. Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий. Растирание ладоней движениями вверх-вниз. Растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев. Разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем поперек. Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп. Можно выполнять упражнение с двумя грецкими орехами, перекатывая один через другой, одной рукой, затем другой. Надавливание незаточенным карандашом на болевые точки ладони, затем вращение карандаша вправо, влево. Разминание кисти правой руки пальцами левой и наоборот, затем поочередное растирание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов."Подготовка руки дошкольника к письму".

На самых ранних этапах подготовки к школе ребенка необходимо прежде всего научить правиль­но сидеть при письме, правильно держать...

Консультация "Как подготовить руку дошкольника к письму"

Консультация "Как подготовить руку дошкольника к письму."...

Консультация для родителей "Как подготовить руку дошкольника к письму"

Небольшое описание как правильно, быстро и без проблем для ребенка подготовить руку к письму....

Консультация для педагогов ДОУ: «Подготовка руки ребенка к письму»

Осуществление постепенного перехода к обучению в школе детей с шестилетнего возраста выдвигает перед детским садом ответственную задачу — обеспечить готовность каждого ребенка к успешному овладе...