Взаимодействие ДОУ и семьи по экологическому образованию детей дошкольного возраста посредством природоведческой литературы.
консультация на тему

Козьякова Маргарита Рафитовна

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников посредством природоведческой литературы является одной из составных частей работы дошкольного учреждения.Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить нашу главную задачу - воспитание экологически грамотного человека, человека с большой буквы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_roditeley_2.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие ДОУ и семьи по экологическому образованию детей дошкольного возраста посредством природоведческой литературы.

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников посредством природоведческой литературы является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить нашу главную задачу - воспитание человека  экологически грамотного, человека с большой буквы.

Природоведческой литературе всегда уделялось большое внимание в развитии и воспитании детей дошкольного возраста. У истоков природоведческой литературы стоял фольклор. Типы научных, научно-художественных и художественных произведений, посвященных природоведению, природоведческая тема берет свое начало из фольклора, из народных сказок.

Одним из видов фольклора, который носит природоведческий характер, является календарный детский фольклор. Это так называемые заклички - обращение к солнцу, дождю, радуге, птицам; к мыши, улитке, маленьким жучкам, что водятся на цветах; подражание птичьим голосам. Песенные заклички и словесные приговорки связаны с порой года, погодой и обращены к земле, небу, воде, как во время игр, так и во время труда в природе.

Большую роль загадки играют в ознакомлении детей с природой. Загадка развивает в ребенке догадливость, сообразительность, она указывает на особые признаки и свойства, которые присущи только загадываемому объекту. Это свойство загадки вводит ребенка в размышление о связях между явлениями и предметами окружающего мира, а также об особенностях каждого предмета и явления. Эти мысленные операции важны не только сами по себе, но и тем, что ребенок открывает для себя поэзию окружающего мира.

Классиком русской природоведческой литературы для детей следует назвать Виталия Валентиновича Бианки. Он разработал практически все художественно-литературные жанры, в рамках которых воплощается природоведческая тематика (рассказы, сказки, повести, очерки, "лесная газета" и др.). Познавательное значение произведений писателя трудно переоценить.

Книги В. Бианки учат детей научному видению природы. В основе каждого рассказа, сказки, созданных В. Бианки, лежат точные факты, научные сведения об окружающей природе. Произведения В. Бианки помогают воспитателю в занимательной форме раскрыть перед детьми сложные явления природы, показать закономерности, существующие в мире природы. Это и многообразие форм приспособления организма к окружающей среде, и взаимодействия среды и организма и др. Например, сказка "Первая охота" В. Бианки знакомит маленьких детей с таким сложным явлением в природе, как мимикрия, показывает разнообразные формы защиты животных: одни ловко обманывают, другие прячутся, третьи пугают и т. д. Интересны сказки В. Бианки "Чьи это ноги?", "Кто чем поет?", "Чей нос лучше?", "Хвосты". Они позволяют раскрыть обусловленность строения того или иного органа животного средой его обитания, жизненными условиями. Из произведений В. Бианки "Лесная газета", "Наши птицы", "Синичкин календарь" дети узнают о сезонных изменениях в неживой природе, в жизни растений и разных представителей животного мира.

Многие рассказы и сказки написаны с юмором, что, конечно же привлекает детей. Но в тоже время каждое произведение его пронизано добротой ("Как муравьишка домой спешил", "Приключения Пика", "Лесные домишки", "Бешенный бельчонок" и др.).

Одной из задач, которую ставит Бианки - воспитать в ребенке чувство сопричастности природы и земли, через прием придания животным и природе человеческих качеств.

Николай Иванович Сладков - замечательный ленинградский писатель, в его книгах  вы всегда найдете необычайно интересные и познавательные случаи из жизни живой природы, зверей и птиц. «Лесные сказки», «Лесные тайнички», «Под шапкой-невидимкой», «С Севера на Юг», «Медовый дождь», «Медвежья горка», «Планета чудес», «Воробьишкина весна», «Загадочный зверь» и другие.
          Михаил Пришвин в своих произведениях передает объективные ощущения художника. В своих произведениях Пришвин раскрывает перед ребенком чудеса природы, он наделяет своих "героев" голосами и привычками, даже деревья и растения становятся живыми ("Золотой луг", "Силач", "Шепот в лесу", "Именины осинки". "Колокольчик", "Лисичкин хлеб", "Чудесный доктор", "Деревья в плену", "Осинкам холодно"). Вся природа у М. Пришвина очеловечена. Много рассказов у него посвящено животным-родителям: "Орлиное гнездо", "Ребята и утята", "Пиковая дама", "Курица на столбах", "Борец и плакса", "Первая стойка". У писателя во многих рассказах повествуется о роли человека в природе - "Ярик". "Ужасная встреча", "Сват", "первая стойка", "Кладовая солнца и др.

Евгений Чарушин – писатель, художник, в основе творчества которого лежит образ природы, своих героев показывает более индивидуализировано, лирично.        Он написал  рассказы о собаках,  такие как "Военная собака", "Верный Трой", "Томка"; о кошках описано в таких произведениях, как "Кот Епифан", "Кот и рыбки", "Кошка Маруська"; образ медведя в рассказах "Медведь-рыбак", "Медвежата", "Медвежонок". О лесных зверях-детенышах повествуется в рассказах "Олешки", "Лесной котенок", "Про зайчат", "Волчишко", "Друзья", сборник "Про больших и маленьких" ("Про зверей", "Про охоту", "Про ребят и зверят"), о птицах - "Хитрая мама", "Четыре утки", "Пунька и птицы", "Сорока", "Яшка". Все эти рассказы и сказки можно с успехом использовать в ознакомлении детей с природой.

Научно-художественный характер имеют произведения Б. Житкова. В его творчестве нашлось место и для детей дошкольного возраста. Это рассказы: "Про волка", "Про обезьянку", "Беспризорная кошка", "Мангуста", "Про слона" и др. Особенностью его рассказов является то, что рядом с животным всегда находится человек, как заботливый друг. Такие рассказы помогают педагогу воспитать у детей заботливое отношение к животному миру. Так же в произведениях Житкова даны подробно видовые признаки животного (слон трудолюбив, мангуст подвижен, галка любительница блестящих вещей).

Неизгладимое впечатление в сердце детей оставляют рассказы К.Г. Паустовского. Это "Растрепанный воробей", "Дремучий медведь", "Летние дни", "Барсучий нос" и другие

Произведения, природоведческого характера можно найти и у Н. Павловой, Е. Серовой, Г. Снегирева и др.

Для формирования у детей осознанно правильного отношения к природе, воспитания любви ко всему живому целесообразно использовать поэзию. Детям дошкольного возраста доступны многие произведения таких русских поэтов, как А. Пушкин, Ф. Тютчев, А. Фет, А. Майков, Н. Некрасов, С. Есенина и др.

Пушкин дает реалистическое представление о родной природе, природа изображена жизненно правдиво, в многообразных и конкретных ее признаках, свойствах, явлениях. Его стихотворения "Зимний вечер", "Еще дуют холодные ветры…", пейзажные зарисовки из романов "Евгений Онегин" и "Цыганы", "Зимняя дорога" развивают нравственную и эстетическую восприимчивость. Все стихи поэта пронизаны мудрой и светлой пейзажной лирикой

Н.А. Некрасов посвятил детям свои стихотворения, которые формируют у ребят бережное отношение к природе, заботу о ней ("Дедушка Мазай и зайцы", "Пчелы", "Соловьи"). Замечательно поэт описывает природу в стихотворениях: "Перед дождем", "На ручей, рябой и пестрый…" и др.

 Замечательный русский поэт Ф. Тютчев. Его стихотворения "Летний вечер", "Весенние воды", "Осенний вечер" "Зима недаром злится…", "Чародейкою зимой", "Пусть сосны и ели…", "Ещё земли печален вид", "В небе тают облака…", считаются подлинными шедеврами русской поэзии.

Любовью к родной природе пронизана поэзия А.А. Фета. Его стихи "Чудная картина", "Ласточки пропали", "Рад я дождю", "Кот поет…", "Мама! Глянь-ка…"посвящены красоте природы, смене времен года, в них поэт выражает радость от созерцания природы. Фету свойственна слитность с природой, очеловечивание ее, его описания конкретны, детализированы.

Природоведческий характер носят многие стихотворения поэта А.Н. Плещеева. Всем знакомое стихотворение "Травка зеленеет" с радостью и живостью повествует о приходе весны. Все его стихи радостны и светлы - "Старик", "Птичка", "Дети и птичка", "Осень".

В стихотворениях А. Майкова "Летний дождь", "Ласточка примчалась", "Ласточка", "В мае", "Осень» - природа воссозданная поэтом, полна гармонии и той цельности, которая укрепляет ребенка в здоровом отношении к миру.

Сергей Есенин так же посвятил детям многие стихотворения, которые, в основном, носят природоведческий характер: он рассказывает маленьким читателям о родной природе. Яркие образы природы переданы в детских стихотворениях Есенина "Береза", "Поет зима, аукает", "Нивы сжаты", "Черемуха".

И.З. Суриков в стихотворении "Зима" реалистично описывает зимнее время года и отмечает в нем характерные признаки: "стали дни коротки, солнце светит мало…".

И. Бунин" в своих стихах он передает красоту родной природы: "Под открытым небом", "Детство", "Помню - долгий зимний вечер", "Из окна", "Листопад", "Все темней", "На пруде»

Стихотворения Блока для детей доступны детскому восприятию и являются прекрасным средством развития эстетического вкуса : «На лугу», «Ворона», «Зайчик», «Снег да снег», «Ветхая избушка»

Природоведческой литературе всегда уделялось большое внимание в развитии и воспитании детей дошкольного возраста. Она носит познавательный характер и способствует умственному развитию детей, дает богатый материал для воспитания познавательного интереса, наблюдательности, любознательности, ставит перед детьми новые вопросы, заставляет их присматриваться к окружающей природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологические развивающие игры в экологическом образовании детей дошкольного возраста.

Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям, как к части природы, к вещам и материалам п...

Экологическое образование детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС дошкольного образования

Формирование начал экологической культуры – базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с ...

Справка о предоставлении опыта работы по теме организации экологического образования детей дошкольного возраста в рамках учебной практики студентов выпускных курсов специальности 44.02.01 Дошкольное образованием в рамках ПМ.03

Справка о предоставлении опыта работы по теме организации экологического образования детей дошкольного возраста в рамках учебной практики студентов выпускных курсов специальности 44.02.01 Дошкольное о...

Организация работы по взаимодействию с родителями в процессе всестороннего развития детей дошкольного возраста посредством художественной литературы.

Организация работы по взаимодействию с родителями в процессе всестороннего развития детей дошкольного возраста посредством художественной литературы....

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством реализации экологических акций в ДОУ

В данной статье рассмотрены особенности экологического воспитания дошкольников. Проанализированы методы работы с детьми, особое внимание автор уделил наблюдению, а также рассказал о реализации экологи...

Опыт работы по теме «Экологическое образование детей дошкольного возраста посредством использования технологии План-Дело-Анализ Л.В. Свирской"

Опыт работы по теме «Экологическое образование детей дошкольного возраста посредством использования технологии План-Дело-Анализ Л.В. Свирской"...

Презентация опыта работы по теме Экологическое образование детей дошкольного возраста посредством использования технологии План-Дело-Анализ Л.В. Свирской

Презентация опыта работы по теме Экологическое образование детей дошкольного возраста посредством использования технологии План-Дело-Анализ Л.В. Свирской...