Консультация для родителей "Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности дошкольников"
консультация на тему

Шульпина Светлана Николаевна

Организация интересной совместной деятельности способствует установлению более продуктивных контактов между родителями и детьми, дает возможность выработать новые формы совместных действий , а также критически оценить собственный стиль взаимодействия с ребёнком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_.docx21.27 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности дошкольников».

Самое лучшее открытие – то,

которое  ребенок делает сам.

Ральф У.Эмерсон

Дошкольники - прирожденные исследователи. И тому подтверждение - их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание  самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Говоря о познавательно-исследовательской деятельности, то имеется в виду активность ребенка, впрямую направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.

Основная задача родителей – поддержать и развивать в детях интерес к исследованиям, открытиям, создать для этого условия. Необходимо стремиться к тому, чтобы дети не только получали новую информацию об объектах своих исследований и экспериментов, но и делали маленькие открытия.

Предлагаем вашему вниманию некоторые опыты, которые Вы можете провести со своими детьми дома.

Опыты  с водой «Как вода исчезает?»

  • Возьмите разные предметы, например губку, газету, кусок ткани (полотенце), полиэтилен, металлическую пластинку, кусочек дерева, фарфоровое блюдце. Аккуратно ложкой поливать их водой. Какие предметы не впитывают воду?  Какие  впитывают воду? Какие из них лучше это делают: весь предмет намокает или  только  то место, куда попала вода?
  • Изменения состояния воды - превращение снега и льда в воду. Поставить стаканчик со снегом на батарею: пусть ребёнок объяснит как образовалась вода. В другой раз положите снег в два стаканчика. Один поставьте на стол, другой на батарею. Попросите ребенка объяснить , где и почему снег тает быстрее. Предложить проследить, что произойдёт , если чашку с водой поставить в морозильную камеру холодильника. Спросите : Куда делась вода? Что нужно сделать , чтобы лёд растаял?
  • Превращение воды в пар. Вскипятить чайник, понаблюдать за ним, как он кипит, как поднимается над ним пар. Спросите: Что выходит из носика чайника при закипании воды? Откуда пар появился в чайнике – мы же наливали воду.(Вода при нагревании превратилась в пар). Подержите над паром сухое стекло. Когда на нем осядут капельки воды, объясните, что пар- это тоже вода. (когда вода кипит, греется на очень сильном огне, она испаряется, становиться паром. Охлаждаясь, пар снова превращается в воду.
  • В воде одни предметы плавают , другие тонут. Предложить ребенку взять предметы (деревянный брусок, чайную ложку, камешек,  пластмассовую игрушку, небольшой резиновый мячик, картонную коробку ). Вместе понаблюдайте какие предметы будут плавать ,какие утонут?(пластмассовые и деревянные предметы плавают, металлические –тонут).

Опыты с песком «Свойства песка».

  • Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую форму, пока не высохнет . Почему из мокрого песка можно сделать фигурки: когда песок намокает, воздух между гранями каждой песчинки исчезает, мокрые грани слипаются и держат друг друга.
  • Показать ребенку  песочные часы. Пусть он проследит за тем, как пересыпается песок. Дать возможность ощутить длительность минуты. Попросить набрать в ладошку как можно больше песка, сжать кулачек и смотреть, как бежит струйка песка. Не разжимать кулачек до тех пор, пока не высыплется весь песок. Предложить поразмышлять над поговоркой «Время как песок».

Опыты с воздухом «Поиск воздуха».

  • Доказать с помощью предметов, что вокруг нас есть воздух.(Например: дуть в трубочку, конец которой опущен в воду, надувать воздушный шарик и т. д.)
  • Предложить надуть воздушный шарик и опустить его, обратить внимание на траекторию и длительность его полета. Для того , чтобы шарик летел дольше, надо больше его надуть, т.к. воздух вырывается из шарика, заставляет его двигаться в противоположную сторону.

Опыты и эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развиваются стремления к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.

Основные принципы построения общения с детьми.

1.Любознательные дети растут у любознательных родителей. Не поддавайтесь иллюзии, что вы обо всём уже знаете. Открывайте мир вместе с вашим ребёнком.

2.Говорите с ребёнком – сначала называя окружающие предметы, позже – действия, затем признаки и свойства предметов, объясняйте окружающий мир и формируйте закономерности, рассуждайте вслух и обосновывайте свои суждения.

3.Всегда внимательно выслушивайте рассуждения ребенка, никогда не иронизируйте над ним. Уважайте его интеллектуальный труд.

4.Отыскивайте и приносите домой любопытные вещи, книги, истории. Делитесь этим с ребенком. Пусть он не всё и не сразу поймет: развивающее общение это всегда общение «навырост».

5. По возможности много путешествуйте с ребенком.

6.Ходите с ребёнком в музей.

7.Проводите совместные наблюдения и опыты.

8.Эмоционально поддерживайте исследовательскую деятельность ребёнка. Поощряйте его инициативу и самостоятельность. Создавайте условия для реализации его творческих замыслов.

 Организация интересной совместной деятельности способствует установлению более продуктивных контактов между родителями и детьми, даёт возможность выработать новые формы совместных действий, а также критически оценить собственный стиль взаимодействия с ребёнком. Сотрудничество сплачивает семью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка»

Родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность....

Консультация для родителей «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка»

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители долж...

Консультация для родителей «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребёнка.»

Материал предназначен для родителей, которым интересна роль семьи и в развитии поисково-исследовательской  активности ребёнка....

Консультация для родителей «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка»

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители долж...

Консультация для родителей "Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребёнка".

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами, и родители должны осо...