Занимательная математика, консультация для родителей и педагогов
учебно-методический материал

Архипова Олеся Владимировна

В консультации рассказано о различных видах занимательного математического материала (загадки, задачи-шутки, головоломки с палочками и др.).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовила учитель – дефектологКартинки по запросу дети и математика

О. В.Архипова

Консультация для родителей.

Занимательная математика

«Учиться будем весело,

Чтоб хорошо учиться!»

Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться. Все малыши хотят учиться. Но выполнение любого задания требует от ребёнка целенаправленных усилий, которые надо развивать и формировать задолго до школы. Нелегко бывает довести до конца начатое дело. Как же помочь им? Как разжечь в них огонек пытливости и жажды знаний? Ответ прост – строгие, сухие, скучные занятия математикой превратить в царство смекалки, фантазии, игры, творчества. И поможет в этом занимательный математический материал.

Развитию внимания и сообразительности способствуют задачи-шутки. 

  • У собаки Жучки родились котята: три белых и один черненький. Сколько всего котят родилось у Жучки?
  • В вазе лежала одна конфета. К вечеру её не стало. Кто её взял, если в комнате были: кошка, рыбы в аквариуме, дедушка и мальчик?

Умению внимательно слушать помогут задачи в стихотворной форме.

  • Под кустами у реки Жили майские жуки.

Дочка, сын, отец и мать.

Кто успел их сосчитать?

  • Я, Серёга, Коля, Ванда – Волейбольная команда.

Женя с Игорем пока Запасных два игрока.

А когда подучатся, Сколько нас получится?

Из всего многообразия головоломок наиболее приемлемы в старшем дошкольном возрасте головоломки с палочками.

  • Составить два равных треугольника из 5 палочек.
  • Составить из четырех палочек квадрат, добавить 2 палочки и положить их так, чтобы получились четыре треугольника.

Развитию самостоятельности, нестандартного мышления, нахождению нетрадиционных способов решения способствуют загадки.

  • Пять братьев: годами равные,

Ростом разные. (пальцы)

  • Есть спина, а не лежит,

Четыре ноги , а не ходит,

Но всегда стоит

И всем сидеть велит. (стул)

Повысить готовность ребёнка к познавательной деятельности, вызвать интерес к интеллектуальным задачам, подготовить его к обучению в школе помогут логические задачи и упражнения.

  • Бабушка вязала внукам шарфы и варежки. Всего она связала 3 шарфа и 6 варежек. Сколько внуков было у бабушки?
  • В корзине лежат 2 яблока и 6 груш. Не глядя, достают из корзины 4 фрукта. Какими фруктами они все могут оказаться? (1 яблоко и 3 груши, 4 груши и т.д.).

Задачи на сравнение

  • В три года Саше и Свете подарили по трехколесному велосипеду. Сейчас Саше 5 лет, а Свете 7 лет. Кто из детей получил велосипед позднее?
  • У Кости 4 карандаша. Красный и желтый одинаковой длины, синий короче красного, а зеленый длиннее желтого. Какой карандаш самый длинный, а какой самый короткий?

Задачи на отрицание.

  • На ёлке висят три фонарика – синий, желтый и голубой. Синий фонарик висит не на нижней ветке. Над ним висит желтый фонарик. В каком порядке расположены фонарики?
  • Три рыбки плавали в разных аквариумах: круглом, прямоугольном и квадратном. Красная рыбка плавала не в круглом и не в прямоугольном аквариуме, желтая рыбка – не в квадратном и не в круглом. В каком аквариуме плавала зелёная рыбка?

Точность и строгость математики как науки никак не должна выливаться в сухие занятия с ребенком, отвлеченность понятий, которыми она оперирует, не должна порождать искусственность самой ситуации обучения. Тогда маленькие дети будут учиться, не зная, что это математика, а взрослые будут знать, что математические игры способствуют развитию познавательной активности, логического мышления, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей детей.

Знания будут прочнее, если закреплять их дома.

Счет в дороге.

Маленькие дети очень быстро устают в транспорте, если их предоставить самим себе. Это время можно провести с пользой, если вы будете вместе с ребенком считать. Сосчитать можно проезжающие трамваи, количество пассажиров-детей, магазины или аптеки. Можно придумать каждому объект для счета: ребенок считает большие дома, а вы маленькие. У кого больше? Сколько вокруг машин?

Обращайте внимание ребенка на то, что происходит вокруг: на прогулке, на пути в магазин и т. д. Задавайте вопросы "Здесь больше мальчиков или девочек?", "Давай сосчитаем, сколько скамеек в парке", "Покажи, какое дерево высокое, а какое самое низкое", "Сколько этажей в этом доме?" И т. д.

Мячи и пуговицы.

Понятия пространственного расположения легко усваиваются в игре с мячом: мяч над головой (вверху), мяч у ног (внизу), бросим вправо, бросим влево, вперед-назад. Задание можно и усложнить: ты бросаешь мяч правой рукой к моей правой руке, а левой рукой - к моей левой. В действии малыш гораздо лучше усваивает многие важные понятия.

Далеко ли это?

Гуляя с ребенком, выберите какой-нибудь объект на недалеком от вас расстоянии. Например: лестницу, и сосчитайте, сколько до нее шагов. Затем выберите другой объект и также сосчитайте шаги. Сравните измеренные шагами расстояния - какое больше? Постарайтесь вместе с ребенком предположить, сколько шагов потребуется, чтобы подойти к какому-то близкому объекту.

Угадай, сколько в какой руке.

В игре могут участвовать двое и больше игроков. Ведущий берет в руки определенное количество предметов, не больше 10 (это могут быть спички, конфеты, пуговицы, камешки и т. д.), и объявляет играющим, сколько всего у него предметов. После этого за спиной раскладывает их в обе руки и просит детей угадать, сколько предметов в какой руке.

Счет на кухне.

Кухня - отличное место для постижения основ математики. Ребенок может пересчитывать предметы сервировки, помогая вам накрывать на стол. Или достать из холодильника по вашей просьбе три яблока и один банан. Разнообразить задания можно до бесконечности.

Сложи квадрат (круг)

Возьмите плотную бумагу разных цветов и вырежьте из нее квадраты одного размера - скажем, 10 х 10 см. Каждый квадрат разрежьте по заранее намеченным линиям на несколько частей. Один из квадратов можно разрезать на две части, другой - уже на три. Самый сложный вариант для малыша - набор из 5-6 частей. Теперь давайте ребенку по очереди наборы деталей, пусть он попробует восстановить из них целую фигуру.

Подборка логических задач и задач – шуток.

  1. Ты, да я, да мы с тобой. Сколько нас всего? (Двое.)
  2. Как с помощью только одной палочки образовать на столе треугольник? (Положить ее на угол стола.)
  3. Сколько концов у палки? У двух палок? У двух с половиной? (6.)
  4. На столе лежат в ряд 3 палочки. Как сделать среднюю крайней, не трогая, ее? (Переложить крайнюю.)
  5. Как с помощью 2 палочек образовать на столе квадрат? (Положить их в угол стола.)
  6. Тройка лошадей пробежала 5 км. По сколько километров пробежала каждая лошадь? (По 5 км.)
  7. Если курица стоит на одной ноге, то она весит 2 кг. Сколько будет весить курица, если будет, стоять на 2 ногах? (2 кг.)
  8. У трех братьев по одной сестре. Сколько всего детей в семье? (Четверо.)
  9. Надо разделить 5 яблок между 5 девочками так, чтобы одно яблоко осталось в корзине. (Одна должна взять яблоко вместе с корзиной.)
  10. Росло 4 березы. На каждой березе по 4 большие ветки. На каждой большой ветке по 4 маленькие. На каждой маленькой ветке - по 4 яблока. Сколько всего яблок? (Ни одного. На березах яблоки не растут.)
  11. Может ли дождь идти 2 дня подряд? (Не может. Ночь разделяет дни.)
  12. На столе лежало 4 яблока, одно из них разрезали пополам. Сколько яблок на столе? (4.)
  13. Одного человека спросили, сколько у него детей. Ответ был такой; "У меня 6 сыновей, а у каждого есть родная сестра". (7.)
  14. У какой фигуры нет ни начала, ни конца? (У кольца.)
  15. Как можно сорвать ветку, не спугнув на ней птички? (Нельзя, улетит.)

Математические загадки:

  1. Два конца, два кольца, а посредине гвоздик. (Ножницы.)
  2. Четыре братца под одной крышей живут. (Стол.)
  3. Пять братцев в одном домике живут. (Варежка.)
  4. Стоит Антошка на одной ножке. Где солнце станет, туда он и глянет. (Подсолнух.)
  5. Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу: когда спать, когда вставать. (Часы.)
  6. Сидит дед во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук.)
  7. В красном домике сто братьев живут, все друг на друга похожи. (Арбуз.)
  8. Нас 7 братьев, летами все равные, а именем разные. Отгадай, кто мы. (Дни недели.)
  9. В году у дедушки 4 имени. Кто это? (Весна, лето, осень, зима.)
  10. 12 братьев друг за другом ходят, друг друга не находят. (Месяцы.)
  11. Кто в году 4 раза переодевается? (Земля.)
  12. Много рук, а нога одна. (Дерево.)
  13. Пять мальчиков, пять чуланчиков, разошлись мальчики в темные чуланчики. (Пальцы в перчатке.)
  14. Чтоб не мерзнуть, 5 ребят в печке вязаной сидят. (Рукавица.)
  15. Четыре ноги, а ходить не может. (Стол.)

Список литературы

1. Волина В.В. Праздник числа (Занимательная математика для детей): Книга для учителей и родителей/ В.В.Волина. – М.: Знание, 1993

2. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: Книга для воспитателя детского сада. – 2-ое изд., дораб./З.А.Михайлова. – М.:Просвещение, 1990

З. А. Михайлова – СПБ.: « ДЕТСТВО-ПРЕСС» ,2008. Математическое развитие дошкольников. 

4. http://ua.coolreferat.com


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей и педагогов "Занимательные звуки"

Рекомендации для родителей малышей и педагогов ДОУ для развития музыкальности ребенка в условиях семейного воспитания....

Воспитывать и прививать интерес к математике. Консультация для родителей

Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин (особенно в наше время): началом школьного обучения, обилием информации, получаемой ребенком, по...

Консультация для родителей и педагогов "Развитие речи ребёнка - одна из наиболее важных проблем воспитания. консультация (старшая, подготовительная группа) Чопанова Индира Сыравовна

Правильная, хорошо сформированная речь – непременное условие готовности  к школьному обучению.Но, как и всякий другой, материал по развитию речи лучше всего усваивается детьми, если ...

Оригами и математика. Консультация для родителей.

Оригами  и математика. Консультация для родителей....

Консультация для родителей и педагогов. "Роль педагога в формировании положительного психо-эмоционального благополучия дошкольников".

laquo;Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: мертвая она или живая?». А сам думает: «Скажет ж...

"Развитие речи детей через занимательный материал" Консультация для родителей.

Консультация для занятых мам, как в игровой форме по дороге домой, в транспорте, в очереди способствовать развитию речи ребенка...

Консультация для родителей и педагогов на тему "Занимательные прогулки". https://vk.com/club191188689

Для детей нет ничего хуже, чем скука и однообразие. Дети всегда активны, любопытны, готовы к познанию окружающего мира. И, конечно, родители дома и воспитатели в детском саду должны обеспечить для это...