Консультация для родителей и педагогов "Развитие речи ребёнка - одна из наиболее важных проблем воспитания. консультация (старшая, подготовительная группа) Чопанова Индира Сыравовна
консультация

Чопанова Индира Сыравовна

  Правильная, хорошо сформированная речь – непременное условие готовности  к школьному обучению.

Но, как и всякий другой, материал по развитию речи лучше всего усваивается детьми, если он подан в игровой форме и сопровождается наглядным материалом – это могут быть картинки, реальные предметы, муляжи…

Предлагаю вашему вниманию несколько таких дидактических игр на тему «Овощи, фрукты», которые могут быть использованы для формирования лексики, грамматических средств языка при подготовке детей к школе.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей и педагогов

                                                        Воспитатель:  Чопанова Индира

Развитие речи ребёнка – одна из наиболее важных проблем воспитания.  Правильная, хорошо сформированная речь – непременное условие готовности  к школьному обучению.

Но, как и всякий другой, материал по развитию речи лучше всего усваивается детьми, если он подан в игровой форме и сопровождается наглядным материалом – это могут быть картинки, реальные предметы, муляжи…

Предлагаю вашему вниманию несколько таких дидактических игр на тему «Овощи, фрукты», которые могут быть использованы для формирования лексики, грамматических средств языка при подготовке детей к школе.

  1. Игра «Писатель».

Предложите ребёнку представить себя писателем, который хочет придумать рассказ о каком-то одном овоще. Ему будет легче это сделать по готовому плану или схеме.

  1. Что это? (Овощ, фрукт, ягода).
  2. Где растёт? (На поле, на огороде, в саду).
  3.  Какой на вкус? (Сладкий, кислый…).
  4.  Какого цвета? (Зелёный, красный, жёлтый…).
  5.  Какой формы?  (Круглый, овальный…).
  6.  Какой на ощупь?  (Гладкий, шершавый…).
  7. Что из него готовят?  (Салат, суп, компот, варенье…).
  1. Игра «Вершки – корешки».

Объясните детям, что у одних овощей мы едим то, что растёт на поверхности земли (вершки), а у других то, что растёт в земле (корешки). Если детей много, можно разделить их на две команды. Одна команда  будет вставать на цыпочки и поднимать руки вверх, когда услышит название -  «вершки»   (капуста, помидор, огурец, кабачок и т. д.), а другая приседать, когда вы назовёте  - «корешки»  (картофель, лук, чеснок, морковь, редис и т. д.)  Выигрывает  команда, допустившая меньшее количество ошибок.

  1. Игра «День рождения Зайки»

Прочитайте детям заранее заготовленное «письмо», в котором Зайка приглашает их на свой день рождение. Посоветуйте им выбрать зайке подарок. Дети отбирают для этого какие-то овощи, которые  лежат на столе и называют их. Потом разложите все «подарки» и поблагодарите детей от имени Зайки за принесённые овощи, перечисляя их. Один овощ назвать  «забудьте». Дети должны отгадать, какой овощ вы пропустили.

  1. Игра «Таинственный мешочек».

Можно ещё сделать и так, чтобы включить тактильные ощущения: предложите детям «таинственный мешочек»; в котором ребёнок на ощупь будет определять, какой овощ он подарит Зайке (в мешочке могут быть настоящие овощи или муляжи).

  1. Игра «Магазин».

Ситуация: дети пришли в магазин и купили компот (одну или несколько банок, если детей много). Дети описывают фрукт, из которого приготовлен купленный компот, или загадывают про него загадку. Например:  «Я хочу купить компот из фрукта. Он растёт на дереве, он красный, мягкий, вкусный, с косточкой внутри». За каждую загадку дети получают новую «банку компота». ( Рассказ составляется по плану или по схеме, которые уже есть в игре №1.)

6.Игра «Письмо с ошибками».

Расскажите детям, что для них пришло письмо от Чебурашки. Но в письме есть ошибки, которые нужно исправить. Вот это письмо.

   «Здравствуйте, дети! Приезжайте ко мне в гости. Я сварю к вашему приезду из яблок яблочный компот. Я испеку из слив яблочный пирог. Я сделаю из груш яблочное желе. Я отожму из апельсинов яблочный сок. Я  сварю из вишен яблочное варенье». (Дети поправляют Чебурашку, догадавшись, что он хочет сказать.)

 7.Игра «Что снаружи, что внутри».

Предложите детям тарелку с кусочками различных натуральных фруктов. Дети с закрытыми глазами по вкусу должны определить, что это за фрукт, и описать его отличительные признаки.

 Образец речи детей: «Это яблоко. Снаружи оно покрыто тонкой гладкой кожицей, внутри оно сладкое, хрустящее, с маленькими косточками в центре»; «Это апельсин. Снаружи он покрыт толстой оранжевой корочкой. Внутри у него сочная сладкая мякоть с маленькими косточками» и т.д.

  1. Игра «Что, где растёт?».

Для игры потребуется пособие, но можно пользоваться тем рисунком, который помещён здесь, или перерисовать его на большой лист бумаги или картона. Детям раздаются картинки с овощами и фруктами, которые нужно разложить на соответствующие места. Дети должны прокомментировать свои действия.

 Например:

 «Это картофель. Картофель – овощ. Он растёт в земле».

 «Это помидор. Помидор – овощ. Он растёт в огороде на грядке или в теплице, или в парнике».

 «Это малина. Малина – ягода. Она растёт в лесу и в саду на кустах».

 «Это яблоко. Яблоко – фрукт. Оно растёт в саду на дереве».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: "Закаливание, как одно из самых важных условий сохранения здоровья"

Закаливание-это комплексная система оздоровительных воздействий, направленных на достижение устойчивости, невосприимчивости организма к вредным для здоровья метеорологическим и другим факторам...

Консультация для родителей «Развитие правильной речи ребёнка в семье»

Консультация для родителей«Развитие правильной речи ребёнка в семье»Автор: Петрова С.В., воспитатель группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи МБДОУ №52 «Ласточка», г....

Консультация для родителей на тему: "Закаливание, как одно из самых важных условий сохранения здоровья"

Закаливание-это комплексная система оздоровительных воздействий, направленных на достижение устойчивости, невосприимчивости организма к вредным для здоровья метеорологическим и другим факторам...

Консультации для родителей(что делать если ребёнок ворует,если ребенок не слушается,«Воспитание дружеских отношений в игре»,Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге?)

На первый взгляд легко. Надо только познакомить его с основными требованиями Правил дорожного движения и никаких проблем.На самом деле очень трудно. Ведь мы, родители, каждый день на глазах родного ча...

Консультация для родителей Развитие связной речи дошкольника – одно из условий готовности ребёнка к школе.

Что же такое связная речь?Связная речь — это последовательный и логически связанный ряд мыслей, выраженный конкретными и точными словами, соединенными в грамматически пра­вильные предложения...