КОНСУЛЬТАЦИЯ РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ РЕБЕНКА
консультация на тему

Федорченко Татьяна Викторовна

Правильное формирование речи - непременное условие нормального психического развития ребенка. Если задать родителям вопрос: «Чем малыш больше всего порадовал вас в конце первого года жизни?», то получим почти один ответ: «Первым словом». Действительно, первое осмысленное слово, произнесенное ребенком, свидетельствует о качественном скачке в его развитии. Общение при помощи речи никому из живых существ, кроме человека, не свойственно, способность к речи неразрывно связано с человеческим мышлением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvivaem_rech_rebenka_09.09.2016.doc82.32 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ

РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ РЕБЕНКА

Правильное формирование речи - непременное условие нормального психического развития ребенка. Если задать родителям вопрос: «Чем малыш больше всего порадовал вас в конце первого года жизни?», то получим почти один ответ: «Первым словом». Действительно, первое осмысленное слово, произнесенное ребенком, свидетельствует о качественном скачке в его развитии. Общение при помощи речи никому из живых существ, кроме человека, не свойственно, способность к речи неразрывно связано с человеческим мышлением.

Но речь - это не врожденное качество. Области мозга, которые «отвечают» за речь, начинают активно работать лишь после рождения, причем самая главная роль в их развитии принадлежит взрослому, постоянно общающемуся с маленьким человеком. Если речь малыша развивается своевременно и правильно, то к концу третьего года жизни он свободно разговаривает, правильно произносит все звуки, употребляет простые грамматические формы. Речевое развитие способствует и умственному: малыш более общителен, он сознательнее воспринимает окружающий его мир, быстрее понимает происходящие явления. Естественно, такому ребенку будет легче учиться в школе.

Как могут родители помочь своему ребенку овладеть речью?

Давайте понаблюдаем, каким образом дети первого года жизни выражают свои желания и заявляют о своих потребностях, пока они не произносят еще слов. Ну, конечно, криком. Хочется есть - кричит, хочется на руки - кричит, холодно - тоже кричит, мокро - опять крик. И мама ласкового приговаривает: «Ну, не плачь, маленький...»

Это речевое общение: маленький человек закричал, а взрослый ему ответил, сначала словом, а потом конкретным действием. Значит, взрослый понял, что хотел «сказать» ребенок. Конечно, до настоящего разговора еще далеко, но ведь крик - это голосовая реакция, в которой участвуют те же органы, что и в образовании речи: голосовые связки, язык, мышцы щек и губ, так называемые органы артикуляции. Крик малыша - единственный доступный ему (до определенного возраста) способ сообщения о своих потребностях и возможность упражнения органов артикуляции. Когда он кричит, то сообщает о своих потребностях голосом. Взрослый, удовлетворяя эти потребности, должен ответить ему не только действием, но и поговорить с ним. Так активизируется деятельность мозга малыша.

Когда происходит общение с ребенком, в комнате должно быть тихо, радио и телевизор выключены. В различных звуках окружающего мира маленькому человеку нужно научиться различать звуки речи. Обязательно также, чтобы при этом ребенок видел лицо взрослого, движения губ, ведь он учится быть человеком, ему надо усвоить, что те звуки, которые произносит взрослый, совсем особые. При правильном воспитании к 3 месяцам он начинает отличать речь от других звуков, прислушивается к разговорам, и можно увидеть, как у него складываются губки при попытке подражать. В это время у ребенка, кроме крика, развиваются и более сложные голосовые реакции. Он начинает произносить протяжно гласные - гулит. Эти звуки свидетельствуют о том, что малышу хорошо: он накормлен, выспался, сухой. Не следует оставлять гуление малыша без ответа. Надо поддерживать общение, дать ребенку время самому произнести звук, а затем повторить его чисто и отчетливо. Ребенок слышит свой голос и взрослого, начинает более правильно произносить звуки. Все остальные действия с ребенком также следует сопровождать словами, особое внимание уделяя интонации спокойной, радостной или просящей. Тогда в возрасте от 3 до 6 месяцев ребенок долго, отчетливо и выразительно гулит. Малыш растет, за гулением появляется лепет, т.е. к гласным звукам присоединяются согласные. Первые согласные в лепете возникают при смыкании губ - это «ма», «па», «та», «ба». Так же как и при гулении, надо вместе «лепетать» с ребенком, тогда он быстрее научится отчетливо произносить звуки.

Маленький человек должен слышать и связную речь, ведь ребенок, прежде чем заговорить, учится понимать взрослых. Обязательно связывать все обычные действия с ребенком со словами, которые относятся к этому действию. Например, при кормлении приговаривать: «Открой ротик, будем кушать кашку»; одевая малыша следует объяснять: «Шапочку наденем, завяжем ленточки». Не надо в это время отвлекать его вниманием на разговоры с другими детьми, говорить слишком быстро: следует отчетливо произносить слова, чтобы ребенок связал действия и предметы с этими словами. Очень хорошо показывать малышу предметы и называть их. «Вот часики», - говорит взрослый. И маленький человек поворачивает головку к будильнику. «Где наш мишка?» И малыш ищет взглядом игрушку, если раньше ему не раз давали ее поиграть, повторять «Ах, какой хороший мишка!»

Почему первым у ребенка обычно бывает слово «мама»? Да ведь как раз это слово чаще всего произносится при разговоре с ребенком. Мама даст, мама возьмет на ручки, иди к маме... Слово «мама» ребенок слышит, мама все делает, поэтому образ и действия матери закрепляют это слово в пробуждающемся сознании ребенка, придают ему смысл.

К концу года ребенок довольно много понимает и говорит несколько осмысленных слов, хотя правильно произнести их маленькому человеку еще очень трудно, это дается многократными упражнениями. Наиболее отчетливо произносят годовалые дети те слова, в основе которых лежат звуки гуления и лепета, т.е. в произнесении которых ребенок упражнялся целый год. Сначала он лепетал «ма-ма-ма», а потом отчетливо произнес слово, это слово - «мама». Напрасно обижаются некоторые отцы, что сын или дочка начинает произносить прежде «мама». Если в ежедневном разговоре малышу часто говорили: «Папа пришел; папа сейчас возьмет на ручки», то весьма вероятно, что он скажет вначале «папа», а потом «мама».

Ну, а как же с более сложными словами? Бывает по - разному. Чаще всего дети выделяют тот слог, который находится под ударением - они его обычно более отчетливо слышат и вместо «молоко» говорят, например, одни - «мо», другие - «ко». Важно знать, что оба эти слога у начинающих говорить детей означают «молоко». Чтобы малыш поскорее начал правильно говорить, никогда не надо с ним «сюсюкать». Если он скажет, «мо», то следует ответить: «Сейчас будем пить молоко». А если восхищаться его «детским» произношением и укорачивать слово так же, как ребенок, это замедляет процесс формирования у ребенка правильного произношения. И еще следует предупредить родителей: не надо много говорить с ребенком перед сном, когда он утомлен. Речевое общение - это большая нагрузка для малыша.

Поэтому лучше всего учить его говорить, вызывать ответные голосовые реакции, называть и показывать ему предметы в утренние часы, после сна, когда малыш сыт, активен, в хорошем настроении.

На втором году жизни внимание к развитию речи ребенка не должно ослабевать. Ребенок понимает обращенную к нему речь, по слову выполняет простые поручения, замечает, когда взрослый умышленно «коверкает» слова, подделываясь под речь ребенка. От 1 года 6 месяцев до 2 лет проходит первый период вопросов: что это?

На третьем году жизни отрабатывается правильное произношение речевых звуков, усваиваются первые грамматические формы, появляются многословные фразы, придаточные предложения. К концу третьего года жизни употребляются соединительные союзы и местоимения. Основное формирование речевой системы заканчивается. Речь продолжает совершенствоваться, добавляются длинные фразы, монологи, условная форма придаточных предложений, вопросы со словом «почему?» Речь становится привычным способом общения, развивается словесное мышление. На этой основе возможно овладение чтением и письмом.

Задержка в речевом развитии ребенка может возникнуть в первую очередь из-за неправильных воспитательных воздействий взрослых в течение подготовительного периода (невнимание к слуховому сосредоточению ребенка, интонационной выразительности речи, недостаточное внимание к подражанию речевым звукам взрослого, несвоевременная выработка смысловых связей между словом и предметом). На втором году жизни развитие понимания речи может быть задержано из-за недостаточного речевого общения с ребенком, а активная речь может задержаться в формировании, если взрослый не вызывает ребенка на активный речевой контакт. Эти формы задержки, связанные с так называемой педагогической запущенностью, могут быть ликвидированы с помощью целенаправленных мероприятий, но надо получить своевременную консультацию педагога или логопеда. Кроме того, встречаются речевые расстройства, которые можно разделить на четыре основные группы: нарушение звукопроизношения; нарушение ритма и темпа речи; расстройство речи, связанное с нарушениями слуха; недоразвитие речи или утрата ранее имевшейся. Эти речевые расстройства чаще возникают в результате неблагополучного развития плода в течение беременности, осложнений в родах, различных заболеваний новорожденного. Такие дети нуждаются в специальных воздействиях логопеда или психоневролога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние речи родителей на речь ребенка

Какое влияние оказывает речь родителей на формирование речи ребенка....

Консультация для родителей "Как формировать и развивать речь ребенка. Подготовка ребенка к школе".

Советы по развитию речи детей с ОНР при подготовке к обучению в школе....

Буклет для родителей по развитию речи детей 5-6 лет "Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых"

Данный буклет содержит краткий практический материал по формированию и становлению речи в период старшего дошкольного возраста....

Речь ребенка. Игры и упражнения для развития речи дошкольников.

Проблема развития речи у детей особенно остро чувствуется учителями начальных классов. Неправильно произнося звуки, ученик пишет с ошибками, скудный словарный запас мешает в восприятии нового материал...

Речь ребенка в три года. Что должен уметь ребенок.

Что должен уметь ребенок в три года.-  Понимать смысл речи взрослого о событиях и явлениях, отдельные элементы которых ранее воспринимались ребенком;- Легко воспроизводить знакомые стихи и п...

"Влияние речи родителей на развитие речи ребенка"

о том,как именно речь родителей связана с развитием языка их ребенка...