"Роль развивающих игр для дошкольников".
консультация на тему

Голдина Елена Григрьевна

Консультация для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsii_dlya_roditeley.docx21.79 КБ

Предварительный просмотр:

                    Консультация для родителей.

             «Роль развивающих игр для дошкольников»

                               МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 95».

                                              Воспитатель 1КК Голдина Е.Г.

Что нужно, чтобы ребёнок вырос любознательным, умным, сообразительным? Постарайтесь прислушаться к малышу, понять особенности его возраста, оценить его собственные, индивидуальные возможности.

Три года - это тот рубеж, на котором кончается раннее детство и начинается дошкольный возраст. Ребёнок начинает отделять себя от мира окружающих взрослых, он вступает в более самостоятельную жизнь. Малыш уже многое понимает, знает и умеет и стремится узнать ещё больше. Ваша задача - помочь ему в этом. В умственном развитии дошкольника - главное это знакомство с окружающими его предметами. Их форма, величина, цвет, расположение в пространстве, передвижение - вот то, что привлекает ребёнка.

Дети играют со всем, что их окружает. Мир для них - игра, а игра - их мир.

Нужно полнее использовать способность детей воспринимать информацию через игру. Важно как можно раньше начать формирование и развитие творческих способностей ребёнка.

Игры-занятия, которые предлагаются детям этого возраста, строятся в основном на действиях ребёнка с разнообразными предметами. Для развития восприятия полезны игры, в которых ребёнку надо будет сравнивать предметы по цвету, форме, величине и находить среди них одинаковые. Иногда при этом требуется не обращать внимания на другие важные особенности предметов, например на их назначение. Если это вызовет у малыша затруднение, помогите ему.

Перенапряжение и переутомление не будут страшны ребенку, если ему предоставить свободу в выборе деятельности, но и это не исключает, а предполагает добрую, умную помощь взрослого. Не надо  превращать свободу в безнаказанность, а помощь в  подсказку. Нельзя делать за ребёнка то, что он может сделать сам, думать за него.

Развитию творческих способностей и способствуют игры нового типа, моделирующие сам творческий процесс развивающей игры.

Развивающие    игры    не    должны    быть все доступны детям, их нельзя давать, как простые кубики или лото. Для дальнейшего восприятия игры очень важно,  как взрослый представит игру, покажет её первый раз.

Игры, направленные на развитие внимания, потребуют тщательного рассматривания и сопоставления предметов, выявления их сходства и различий. Развивать словесную память рекомендуется в ролевой игре, где запоминание слов станет необходимым условием выполнения ребёнком взятой на себя роли. Другие игры направлены на тренировку зрительной памяти. Большая группа дидактических игр направлена на развитие мышления ребёнка. Для трёхлетнего малыша наиболее целесообразно решение мыслительных задач, требующих раскрытия строения предметов и их взаимного пространственного расположения. Следующая группа игр ориентирована на развитие творческих способностей ребёнка стимулирование его воображения. Малыш будет стремиться замечать одновременно разные качества предметов, искать разнообразные варианты видения одной и той же вещи или рисунка.

Характерная особенность развивающих игр, что ребёнку не объясняется новая игра, способ и порядок решения задач. Знакомство с игрой происходит с помощью сказки, или подражания взрослым.

Организуя игры с ребёнком, внимательно присмотритесь к нему, оцените его индивидуальные особенности. Если он быстро и легко справляется с заданиями, можно предлагать ему более сложные и, наоборот, в случае затруднения, лучше  задержаться на простых играх. Ни в коем случае нельзя форсировать выполнение заданий, упрекать малыша в том, что он что-либо не умеет, даже если это с лёгкостью делают его сверстники.

Ребёнок учиться анализировать свою работу, видеть и исправлять свои ошибки самостоятельно, и доказывать, что он сделал правильно.

Количество заданий, выполненных за один раз, зависит от их уровня сложности и желания ребёнка.

 Развивающая игра не терпит принуждения, поэтому, никогда не заставляйте играть. Для того, чтобы ребёнок мог наглядно увидеть чего он достиг, нужно сравнить его результат  с результатами других детей.

Важно не только научить ребёнка чему-либо, но и вселить в него уверенность в себе, сформировать умение отстаивать свою идею, своё решение. Особенно это касается выполнения творческих заданий, которые обычно имеют несколько решений и которые не предполагают жёсткой оценки: «верно - неверно». Нужно научить ребёнка принимать критику без обид и выдвигать новые идеи.

В развивающих играх удалось объединить один из основных принципов обучения: от простого решения к сложному решению, с очень важным условием творческой деятельности, делать все самостоятельно.

Эти игры развивают в детях внимание, память, мышление, умение находить закономерности, ошибки, классифицировать материал; способность предвидеть результаты своих действий.

И очень важно видеть индивидуальные черты ребёнка. Если он смел и уверен в себе, можно начинать учить его критически оценивать свои ответы. Если застенчив, нерешителен, лучше сначала подбодрить его и поддержать любую инициативу. Если малыш стремится быстро менять задания, отделываясь первым попавшимся ответом, то хорошо бы заинтересовать его заданием, научить находить в нем новые детали, насыщая знакомое новым содержанием. И наоборот, если, выполняя игровое задание, ребёнок «увязает» в бесконечных деталях, что мешает ему двигаться вперёд, лучше помочь ему выбрать один вариант, оставив всё лишнее в стороне, потренироваться в умении переходить от одной идеи к другой, что особенно важно при выполнении творческих заданий.

"Поиграй со мной!" Как часто слышим мы эту просьбу от своих детей. И сколько радости они получают, когда мы, преодолевая усталость и отодвигая домашние дела, соглашаемся.

Развитие игры ребёнка осуществляется при активном участии взрослого. Чтобы малыш полюбил игру, мог долго и сосредоточенно играть, его надо учить этому. Вот почему нельзя ждать от ребёнка, чтобы он играл тогда, когда окружен множеством игрушек: он не знает, как ими действовать!

Играя с малышом, взрослый исподволь руководит его развитием. Но не следует все время занимать малыша: действия  взрослого не должны подавлять детскую активность  иначе ребёнок привыкнет к тому, чтобы его всегда занимали, играли с ним, и не захочет играть один.   

Занимаясь с ребёнком, помните, что его действия лишь только начинают становиться целенаправленными. Малышу ещё очень трудно следовать намеченной цели, он легко отвлекается и переходит от одного занятия к другому. Быстро наступает утомление. Внимание ребёнка может быть сосредоточено одновременно только на небольшом количестве предметов. Интерес легко возникает (особенно, когда ребёнок видит новые и яркие предметы), но также легко и пропадает. Поэтому, если вы хотите организовать развивающие игры-занятия, помните три правила:

Правило первое: не давайте малышу для постоянного пользования игрушки, с которыми будете проводить игры, чтобы у него не пропал интерес к ним.

Правило второе: во время игры ребёнка не должны отвлекать посторонние предметы. Все лишнее нужно убрать из поля зрения малыша.

Правило третье: пусть игры будут достаточно простыми и совсем короткими. Даже 5 минут вполне достаточно! Но всегда стремитесь, чтобы ребёнок довёл начатое дело до конца, а потом смените игру на другую.  И вы увидите, что внимание ребёнка снова оживёт.

Игра - своеобразная  школа чувств ребёнка. Взятая роль захватывает его, воздействует на чувства. Вживаясь в роль,  он соответственно и ведет себя: проявляет доброту, внимание, ласку, чуткость, вежливость или жестокость, грубость и т.д.

Игра должна будить в ребёнке добрые чувства. Только в этом случае она оказывает благотворное влияние.

Принимая участие в детских играх, взрослые имеют возможность влиять на их ход и содержание, на  формирование детских интересов, направлять деятельность ребёнка разумно, целеустремленно.  Совместные игры взрослого и ребёнка имеют особое значение для установления тесного дружеского контакта, близости и взаимопонимания родителей и детей, признания ребёнком их авторитета. 

Поэтому важно уделять внимание детской игре, давать детям играть, поощрять их желание играть, становиться партнёром по игре, если ребёнок этого хочет.

Приглашение взрослого в игру, знак величайшего доверия ребенка.

.«Я пришёл из детства, как из страны. Нам, взрослым, следует чаще думать, какими красками мы раскрасили страну дошкольного детства для пришедших туда наших малышей.

 Эта страна пока ещё полностью в наших руках, и за неё мы по - настоящему в ответе.

За оригинал - не за отраженье!» Антуан де Сент – Экзюпери.

Помните – игра прекрасный источник укрепления физического, духовного, телесного и эмоционального самочувствия ребёнка.

Каждая игра - это общение ребёнка с взрослым, с другими детьми; это школа сотрудничества, в которой он учится: и радоваться успеху сверстника, и стойко переносит свои неудачи. Доброжелательность, поддержка, радостная обстановка выдумки и фантазии - только в этом случае наши игры будут полезны для развития ребёнка.

В каждую игру можно играть с одним малышом, а можно и с несколькими. А ещё лучше играть всей семьёй, хоть на несколько минут откладывая свои дела. Радость, которую вы доставите ребёнку, станет и вашей радостью, а проведённые вместе приятные минуты помогут вам сделать добрее и веселее совместную жизнь.

Так играйте же вместе с малышом!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающие игры и их роль в интеллектуальном развитии дошкольников.

В сообщении по теме: "Коррекционно-развивающие игры и их роль в и нтеллектуальном развитии дошкольников" представлены теоретическая часть, в которой описываются  значимость, цели, условия проведе...

"Роль развивающих игр В.А. Кайе в коррекционной работе с дошкольниками"

В коррекционной работе с дошкольниками значительно возрос игтерес к новым технологиям. К одной из них можно отнести уникальную авторскую коллекцию развивающих игр и игрушек В.А. Кайе. Развивающая игро...

Роль развивающей среды при организации гендерного воспитания дошкольников

Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Под влиянием воспитателей и родителе...

Роль детских развивающих журналов на дошкольников

Детские развивающие журналы играют вожную роль в развитии дошкольников....

"Роль развивающей среды для экологического воспитания дошкольников" (для конкурса "Воспитатель года - 2015")

Текстовый документ к презентации "Роль развивающей среды для экологического воспитания дошкольников"...