Статья «Русская портретная миниатюра в собрании Государственного Русского музея»
статья на тему

Ламина Людмила Николаевна

В статье дается понятие портретной миниатюры и её создания. Рассказывается, что жанр живописи портретная миниатюра складывается в эпоху Возрождения и связана по стилю и технике, как с книжной миниатюрой, так и с общим развитием реалистического искусства. Приводятся данные появления  этого направления  искусства в России - 18 век и тех, кто писал  миниатюры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_portretnaya_miniatyura_.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение

детский сад №26 компенсирующего вида  Красно сельского района Санкт – Петербурга

Статья

«Русская портретная миниатюра в собрании Государственного Русского музея»

                                                                     Составитель:

педагог-организатор  Л. Н. Ламина

      Портретная миниатюра мало знакома современному зрителю. Выход её из практического обихода, сложность экспонирования в условиях музея, сделали уникальные произведения почти недоступными. Во многом оказались прерванными традиции портретной миниатюры, хотя в прошлом она имела самое широкое распространение.

     Портретная миниатюра – вид живописного (иногда резного) портрета небольшого формата (от 1,5 до20 см). Миниатюрные портреты можно было встретить на крышках часов и табакерок, на столах, секретерах, стенах кабинетов и будуаров, в медальонах, браслетах и даже кольцах – так велико было желание иметь изображение близкого человека, поэтому она имела, прежде всего, мемориальное значение. Её портативность и лёгкость позволяли брать её в дорогу, носить всегда при себе. Активное использование портретной миниатюры определяло высокие требования к технологии её изготовления  - ведь произведение должно было быть не только красивым, но и прочным. Как правило, портретные миниатюры исполняются на пластинке слоновой кости акварельными красками с примесью гуаши, акварелью по пергамену, картону, бумаге, иногда маслом по металлу, керамическими красками по фарфору, а также в технике эмали. Под оборотную сторону гладко отшлифованной, просвечивающей пластинки  (она имела толщину до 1 мм) подкладывали фольгу, усиливая тем самым цветовую интенсивность прозрачных красок.

     Совместить изящество с портативностью и прочностью стало возможным благодаря использованию техники цветных эмалей, история которых уходит в глубокую древность. Как особый жанр живописи портретная миниатюра складывается в эпоху Возрождения и связана по стилю и технике, как с книжной миниатюрой, так и с общим развитием реалистического искусства. Точностью и документальностью, концентрированной ясностью психологической характеристики отличаются портретные миниатюры Х. Хольдбейна  Младшего в Германии и Англии, где работали его ученики Хиллиард и Оливер. Во Франции 16 века выделяются работы Ж. Фуке и эмалевые портретные миниатюры Л. Лимозена. В 17 веке швейцарец Ж. Петито в технике эмали делает копии с живописных парадных портретов. В 18 веке портретная миниатюра достигает расцвета. Итальянка Р. Каррьера вводит технику живописи гуашью на пластине слоновой кости с цветным фоном.

     От эпохи Византии, европейского и русского средневековья и более поздних времён сохранилось немалое количество различных предметов, отделанных эмалями – чаши и кубки, оклады икон и церковных книг, ювелирные изделия и, конечно, портретные миниатюры. Распространение последних связано с открытием в середине 16 века французским художником Туненом высокотемпературных красок.

    Основой для изделия из эмали служила золотая или медная пластинка, на которую накладывали эмалевую массу. Этот процесс повторяли несколько раз, чтобы в результате обжига получилась гладкая и ровная фоновая поверхность. Изображение писалось красками,  приготовляемыми из окисей металлов. Так медь давала зелёные краски, железо – красные, кобальт – синие, серебро – фиолетовые, золото – пурпурную, олово – белую и т. д. После нанесения основных красок, миниатюру вновь обжигали.

    В такой сложной технике выполнены и первые русские миниатюрные портреты, появившиеся в нашей стране в начале 18 века по инициативе Петра 1. Их авторами стали мастера Оружейной палаты Московского Кремля Г. С. Мисукийский и А. Г. Овсов. В их работах (слайды №1 и №2)  русские традиции сочетаются с приёмами западно – европейской живописи. В качестве оригиналов для миниатюрных портретов служили живописные портреты отечественных и европейских художников (И. Никитин, Г. Таннауер, Ж. Натье и др.). Миниатюры с изображением Петра 1  и других российских императоров и императриц служили, как правило, знаками отличия для подданных.

    Расцвет миниатюры в России приходится на 18 век. Во второй половине 18 века в России популярность миниатюрного портрета растёт так стремительно, что в Академии художеств в 1764 году открывается класс, где обучают медальерному искусству (в России эту технику называли финифтью). Однако трудоёмкость и дороговизна эмалевой миниатюры привели к использованию более лёгкой и доступной техники акварельной живописи по костяной пластинке. Поскольку материалы её очень хрупки и нестойки (костяная пластинка легко деформируется от изменений влажности, а акварельные краски легко подвергаются действию света), то  готовые изделия ввиду их хрупкости, защищали стеклом и вставляли в рамку. Это обрамление, предохраняющее от повреждений, усиливало художественное впечатление самой миниатюры, живописная поверхность которой буквально соткана из мельчайших цветовых мазочков, превращая её в маленькую драгоценность.  Оформление такой миниатюры подчас представляло собой большую эстетическую и материальную ценность. Таковы миниатюрные портреты графа Н. И. Панина (слайд №3) и графа Н. А. Зубова (слайд №4). Н. И. Панин – государственный деятель и дипломат. В разные годы был посланником России в Дании и Швеции. С 1760 по 1773 годы  - воспитатель цесаревича Павла Петровича. С 1763 года возглавлял Иностранную коллегию. Н. А. Зубов – старший брат фаворита Екатерины 2 Платона Зубова. Был женат на дочери фельдмаршала А. В. Суворова. Участник дворцового переворота 11 марта 1801 года.

    Естественно, что миниатюрные портреты данной поры несут в себе отражение идеалов времени с их установкой на утверждение личности исполненной чувства долга и ответственности перед обществом. Таковы миниатюры с изображением архитектора А. А. Менеласа (слайд №5) и министра финансов А. И. Васильева (слайд №6) кисти выдающегося русского портретиста 18 века В. Л. Боровиковского. Примечательно, что в этих работах мастер использовал масляные краски и традиционные для живописного портрета приёмы. А. А. Менелас – архитектор, по происхождению англичанин, работал в России с 1784 года. По проектам Н. А. Львова строил соборы в Торжке и Могилёве. Выполнил ряд построек для Царского Села (Арсенал, Белая башня, Египетские ворота) и Петергофа (Коттедж и другие). По его проекту разбит сад Михайловского дворца. А. И. Васильев – сын сенатского секретаря. Благодаря личным способностям достиг высоких должностей. Был первым министром финансов России.

    Рубеж 18 – начало 19 веков можно обозначить как «золотой век» русской портретной миниатюры. В этой области работает большое количество мастеров, подготовку которых осуществляет Академия художеств, где класс миниатюрной живописи входит в состав портретного класса, а значит миниатюрный портрет несёт в себе черты тех направлений, по которым развивалось изобразительное искусство в целом. Таковы портрет графа А. И. Мусина – Пушкина, написанный в 1790 – ых годах неизвестным художником (слайд №7)  и портрет княгини Е. Б Шаховской, играющей на арфе. Её миниатюрный портрет исполнен художником П. Э. Строли также в 1790 – ых годах (слайд №8). А. И. Мусин – Пушкин – член Российской Академии, президент Академии Художеств, известный собиратель древностей, в 1800 году издал «Слово о полку Игореве». Е. Б. Шаховская – дочь генерал – лейтенанта князя Б. Г. Шаховского. В 1792 году в париже вышла замуж за бельгийского принца д, Адлерберга, участника революции в Нидерландах и Франции. Брак был расторгнут по требованию Екатерины 2. Покончила с собой в возрасте 23 лет.

     Так, элементы классицизма овеяны романтическими настроениями эпохи, свойственны работам таких известных миниатюристов как А. Г. Рокшкуль (слайд №9) и П. О. Росси (слайд №10).В их портретах тонкий рисунок сочетается с мягкой живописностью и некоторой идеализацией портретируемых образов. В конце 18 – начале 19 века тонкие и одухотворённые портреты пишут Г. И. Скородумов, В. Л. Боровиковский, А. Ритт. В области портретной миниатюры работали также Н. И. Аргунов, А. К. Головачевский, М. И. Теребенёв, К. П. Брюллов, О. А. Кипренский, П. Ф. Соколов и др. В И. Апраксин – служил в гвардии, с 1814 года адъютант Александра 1. позднее великого князя Константина Павловича. В. П. Шувалова – дочь князя П. Ф. Шаховского. С 1816 года была замужемза генерал – лейтенантом графом П. А. Шуваловым. Овдовев, жила в Швейцарии.

     Новое понимание внесословной ценности личности, характерное для начала 19 века, интерес к образу художника – творца, определяет появление в портретной миниатюре  изображение деятелей искусства (слайды №11, №12). Но и в целом портретная миниатюра романтической эпохи значительно демократизируется, становится доступной более широким слоям русского общества. Среди её героев уже не только представители знатных дворянских фамилий, но и военные, чиновники, купцы. Г. И. Угрюмов – выдающийся русский исторический живописец. Учился, а затем преподавал историческую живопись в Академии художеств, с 1820 года её ректор. Он изображён перед эскизом своей картины «Призвание Михаила Фёдоровича Романова на царство 14 марта 1613 года». В. И. Демут – Малиновский – выдающийся русский скульптор. Учился в петербургской Академии художеств, а также в Риме. Академик, профессор, ректор Академии художеств. Его произведения украшают многие здания Петербурга (Адмиралтейство, казанский собор, Горный институт, Александринский театр, Михайловский дворец). Слева на миниатюре изображена скульптура «Русский Сцевола», за которую скульптор получил звание профессора.

     Во второй половине 19 века, с ориентацией изобразительного искусства на социальные проблемы русской действительности портретная миниатюра приходит в упадок и  исчезает в связи с распространением дагерротипов и фотографии.

Используемая литература:

1.БСЭ.  «Советская энциклопедия», М., 1974, т. 16, стр. 286.

2.Врангель Н.М.  «Миниатюра в России». СПб, 1909.

3.Свирин А. Н. «Русская миниатюра» М., 1959.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование художественной культуры дошкольника в детском саду гимназии при Государственном Русском музее

Презентация опыта работы в детском саду гимназии при Государственном Русском музее по программе "Мы входим в мир прекрасного"...

Игровые технологии в обучении детей дошкольного возраста второму государственному русскому языку в Республике Татарстан

Описывается использование игровых технологий в обучении детей дошкольного возраста второму государственому русскому языку....

статья на тему:«Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры посредством устного народного творчества»

Содержание:1. Введение........................................................................................................стр.2. Практическая часть....................................................

Статья "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре посредством музейной педагогики."

Статья посвящена проблеме приобщения ребёнка к русской народной культуре посредством музейной педагогики. В статье указаны  цель и задачи работы в соответствии с ФГОС ДО, представлены тематически...

Государственный Русский музей. Знакомство с жанровой живописью.

Представлен материал для интерактивного занятияЗадачи занятия: Приобщить детей к миру изобразительного искусства, закрепить знания детей о родном городе и его достопримечательностяхПредставленный мате...

Музеи мира. Государственный Русский музей Санкт-Петербург.

Русский музей – крупнейший в мире музей русского искусства, уникальный архитектурно-художественный комплекс в историческом центре Санкт-Петербурга.- Это первый в стране государственный музей рус...