Статья из опыта работы "ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРОЙ ЧЕРЕЗ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО"
статья (рисование) по теме

Климина Ирина Леонидовна

Статья раскрывает тему былинных образов в рисунках детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРОЙ ЧЕРЕЗ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

БЫЛИННЫЕ  ОБРАЗЫ  В РИСУНКАХ  ДЕТЕЙ      (из опыта работы.)

Изобразительное искусство играет важную роль в ознакомлении детей с русской народной культурой, так как рисунок помогает прожить конкретную ситуацию, прочувствовать её изнутри. Здесь идёт двойной процесс: накопление изобразительного опыта при ознакомлении с особенностями русского костюма, быта, архитектуры, с одной стороны; и закрепление  знаний по культуре русского народа через рисунок, с другой. Остановимся подробнее на втором моменте. С большей отдачей данная задача решается в подготовительной группе. В 6-7-летнем возрасте дети имеют определённые знания по данной теме, умеют анализировать, сопоставлять события и, что особенно важно, способны высказывать своё личное мнение.

В младшей, средней, старшей группах дети знакомились с русской народной сказкой, сказками русских писателей. Детям подготовительной группы вполне доступен такой сложный по стилистике и внутреннему смыслу вид устного народного творчества, как былина. Былины, как самостоятельный вид эпического жанра, зародилась в Х веке в период становления и укрепления Русского государства. Они являются своеобразным историческим документом: раскрывают философию народа, его твёрдую веру в справедливость и счастье, в победу добра над злом. Отличительные черты данного эпического произведения – богатство образов, разнообразие литературных средств, лаконизм и выразительность языка. Былины или старины, как называли их сами сказители и их слушатели, посвящались древнерусским богатырям Илье Муромцу, Добрыне Никитичу, Алеше Поповичу, их жизни и подвигам во славу русского народа.

Не смотря на кажущуюся сложность, дети охотно слушают былины, проявляют интерес к событиям, людям, о которых они повествуют. Поэтому мы охотно используем этот вид литературного жанра в тематике рисования. Особенно хорошо подходят такие былины, как «Болезнь и исцеление Ильи», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч». Работа над картиной по былине – дело интересное, но трудоёмкое. На неё уходит 3-4, иногда 5 занятий. На 1-м занятии дети слушают былину и определяют эпизод для рисования. На 2-м – делают графический набросок,  на 3-4-м занятиях создают живописную композицию, 5-е занятие отводится на декоративную отделку деталей костюма, архитектурных сооружений. Интересно, что картины о богатырях вызывают интерес не только у мальчиков, но и у девочек. Большое место в работе над рисунком занимает прорисовка одежды богатырей, их военного снаряжения, изображение характерных для древнерусского города архитектурных сооружений (церкви, колокольни, дворцы). Это требует предварительной подготовки к занятиям. Дети вместе с воспитателем в свободное время рассматривают иллюстрации, открытки, которые рассказывают о быте русского народа. Большую помощь здесь имеет знакомство с картинами В.Васнецова из цикла «Богатыри», музыкой А.Бородина (симф. «Богатырская»), Н.Римского-Корсакова (опера «Сказка о царе Салтане», «Садко»).

Рисуя, дети не просто изображают какой-либо момент из былины, они проникаются характерами их героев, общим настроением всего произведения. В ходе рисования дети легко общаются друг с другом, обсуждая как изобразить тот или иной предмет, какой цвет подобрать для него. Кроме того, в ходе таких импровизированных бесед дети часто затрагивают нравственные вопросы, которые ставятся в произведении: Почему на бой пошёл именно богатырь? Что помогло богатырю в сражении с чудищем кроме силы? Всегда ли в схватке побеждает добро? Всё это помогает ребятам глубже понять смысл и настроение былины, проникнуться его идеей. Своё отношение к героям они передают через символику цвета, который несёт в себе определённый эмоциональный заряд.

Итогом работы детей над картиной является выставка, где дети могут подробно рассказать зрителям о своём замысле, услышать их мнение. Игры с рисунком и музыка помогают сделать выставку ярким и интересным событием.

Таким образом, занятия детей живописью являются прекрасным средством ознакомления детей с русской народной культурой. Особое значение изодеятельности заключается ещё и в том, что приобщение детей к искусству осуществляется посредством активного участия самих детей в творческом процессе, результатом которого является создание авторской картины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружок «Маленькие волшебницы», как средство приобщения детей к русской народной культуре через декоративно-прикладное искусство.

Данный материал основан на опыте работы кружка "Маленькие волшебницы" МБДОУ ЦРР д/с №109 "Колокольчик" г. Волжский. Используемый опыт может помочь педагогам других дошкольных учреждений....

ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ ЧЕРЕЗ ИГРУ

Очень важно приобщать детей к русской народной культуре. Лучше всего это делать через игру, так как это основная и ведущая деятельность ребенка....

Перспективный план по самообразованию в средней группе Тема: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через изобразительную деятельность».

В средней группе уже на более высоком уровне, чем в младшей, продолжается работа по приобщению детей к истокам  русской народной культуры через изобразительную деятельность. Чтобы выр...

Консультация для родителей « Приобщение детей к русской народной культуре через знакомство с дымковской игрушкой».

« Приобщение детей к русскойнародной культуре через знакомство сдымковской игрушкой»....

Открытый просмотр «Березовая роща» (приобщение детей к истокам русской народной культуры через изобразительную деятельность в средней группе)

Конспект открытого занятия  (приобщение детей к истокам русской народной культуры через изобразительную деятельность в средней группе)....

Проект "Приобщение детей к русской народной культуре через знакомство с русскими календарными праздниками"

Древние люди говорили, что для абсолютного счастья - человеку необходимо славное Отечество. С этим нельзя не согласиться. Но как сейчас, в нашей современной жизни, воспитать в детях преданность Отечес...