Игровые технологии в обучении детей дошкольного возраста второму государственному русскому языку в Республике Татарстан
статья на тему

Пугачева Татьяна Анатолиевна

Описывается использование игровых технологий в обучении детей дошкольного возраста второму государственому русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon игровые технологии46 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые технологии в обучении детей

дошкольного возраста второму государственному

русскому языку в Республике Татарстан

Пугачева Татьяна Анатолиевна

воспитатель МБДОУ

“Детский сад общеразвивающего вида №5

 села Актаныш”

Русский язык достаточно богат, он обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли. (Короленко В. Г.)

«Изучаем русский язык» включает в себя программу обучения детей начиная со средних групп национальных детских садов русскому языку. В комплект входят конспекты занятий, физкультминутки, пальчиковые игры, рабочая тетрадь для детей и воспитателей, подборка игр и упражнений, аудио- и видеоматериалы для работы, как на занятиях, так и вне занятий, перечень наглядных материалов.[2.с.3]

Игровая технология является частью УМК по обучению детей русскому языку в детском саду. Игра предполагает совместную деятельность взрослого и ребенка. Только в игре ребёнок полноценно раскрывается и приобретает новые знания.

В исследованиях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина игра определяется как ведущий вид деятельности, который возникает не путём спонтанного созревания, а формируется под влиянием социальных условий жизни и воспитания. В игре создаются благоприятные условия для формирования способностей производить действия в умственном плане, осуществляет психологические замены реальных объектов.

Речь ребенка развивается в общении с взрослыми и сверстниками в совместной деятельности. Игра, организованная определенным образом, оказывает положительное влияние на взаимодействия и взаимообщения детей. Как подчеркивают ученые, игры снимают психологический барьер, вселяют уверенность в собственных силах, улучшают общение детей со сверстниками и взрослыми.

Двухстороннюю связь между речью и игрой рассматривали 3.А. Репина. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой - игра развивается в процессе развития речи. Игра сопровождается в процессе развития словами, с помощью которых ребенок создает образ, разыгрывает роль, подражания речи, поступкам и действиям изображаемых людей. По Л.С. Выготскому, игра является движущей силой развития ребенка, а разработанная в отечественной педагогике концепция становления детской личности рассматривает игру как ведущую деятельность ребенка-дошкольника (Л.С Выготский, А..В. Запорожец, А.Р. Лурия, С.Л. Новоселова, Д.Б. Эльконин).[1,113]

По определению, игра- это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. Феномен игры в том, что являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель человеческих отношений.

Игровая деятельность выполняет такие функции:

  • развлекательную (это основная функция игры);
  • коммуникативную: освоение диалектики общения;
  • самореализации в игре как полигоне человеческой практике;
  • игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
  • диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
  • функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
  • межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
  • социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр, вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатам, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирование к учебной деятельности.

Технология игрового обучения опирается на принцип активности ребенка, характеризуется высоким уровнем мотивации и определяется естественной потребностью дошкольника. Роль педагога заключается в создании и организации предметно-пространственной среды.

Игра выполняет развивающую, коммуникативную, терапевтическую и диагностическую функцию.

Структура данной технологии следующая:

  • игровая задача;
  • правила;
  • деятельность;
  • результат.

Игровым технологиям присущи следующие особенности:

  • свободная развивающая деятельность;
  • творческий характер деятельности (ребенок импровизирует в игре);
  • эмоциональная приподнятость деятельности (опирается на чувственную основу природы игры и эмоциональные переживания ребенка).

В своей педагогической деятельности мною используются занятия, которые построены на игровой форме обучения. Вместе с детьми мы побывали «в зоопарке», путешествовали по Африке, играли в продавцов, врачей, библиотекаря. Окунулись в пучину «морского путешествия», были в гостях у бабушки, у сказки, прошли испытание вместе с героями в сказке «Колобок», «Теремок», «Репка». Было проведено игра-занятие «Давайте познакомимся», где дети познакомились, играя, с разными профессиями.

На этих занятиях детям предоставляется возможность «переживания» интересного для них материала. Узнавая новое, размышляя над тем, что уже вошло в их опыт, дети учатся выражать свое отношение к происходящему. Играя, они погружаются в организованную взрослым ситуацию. В таких играх могут решаться самые различные задачи: психологические, познавательные. Путешествуя, дети помогают своим друзьям, выручают кого-либо из беды, узнают интересные факты из литературы, истории. Организация и проведение игры напоминает подготовку к театральному спектаклю. Игры-путешествия, развивающие игры, дидактические игры способствуют не только развитию кругозора, но и формированию навыков общения, осознанного заучивания русских слов, умения составлять полные предложения.

«Учение в игре», всегда эффективней, а учение без принуждения – это подход к личности выбранной нами педагогики сотрудничества.

Игра – это не только удовольствие и радость для ребёнка, но и закрепление навыков, которыми он недавно овладел. Дети в игре чувствуют себя самостоятельными – по–своему желанию общаются со сверстниками, реализуют и углубляют свои знания и умения. Играя, дети познают окружающий мир, изучают цвета, форму, свойства материала и пространство, знакомятся с растениями, животными, адаптируются к многообразию человеческих отношений. Таким образом, игровая технология играет основную роль в развитии ребёнка для изучения русского языка, способствует пополнению словарного запаса.

Список использованной литературы.

  1. Андреасова М., народная игра как средство формирования готовности дошкольников к речевому общению.//Дошкольное воспитание 2007, №3
  2. Изучаем русский язык: методическое пособие по обучению русскому языку детей дошкольного возраста. Казань: Татарское республиканское издательство «ХЭТЕР», 2011. – 300 с.
  3. Интенсивные педагогические игровые технологии в гуманитарном образовании (методология и практика): В. А. Трайнев, И. В. Трайнев — Москва, Дашков и Ко, 2007 г.- 284 с.
  4. Мониторинг в современном детском саду. Методическое пособие: — Санкт-Петербург, Сфера, 2010 г.- 64 с.
  5. Современные инновационные технологии обучения: С. А. Мухина, А. А. Соловьева — Москва, ГЭОТАР-Медиа, 2008 г.- 360 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых технологий в обучении детей дошкольного возраста татарскому языку

Применение современных инновационных игровых технологий в практической работе с детьми дошкольного возраста, приводят к устойчивым положительным результатам в речевом развитии детей. В игре дети естес...

Игровые технологии при обучении английскому языку детей дошкольного возраста

Игровые технологии создают «ситуацию успеха» для каждого участника игры; обеспечивают личностный рост каждого воспитанника; формируют и совершенствуют основную речевую деятельность: аудиро...

Использование игровых технологий в обучении детей дошкольного возраста иностранному(английскому) языку.

Педагоги и психологи утверждают, что дошкольный возраст – это наилучший период для начального овладения иностранным языком. Именно в этом возрасте детям свойственна прир...

Использование игровых технологий в обучении детей дошкольного возраста иностранному (английскому) языку.

Изучение иностранного языка развивают мышление ребенка, его память, внимание, воображение, улучшает общее речевое развитие. При процессе социализации ребенок расширяет свои знания об окружаю...

Использование игровых технологий в обучении детей дошкольного возраста иностранному (английскому) языку.

Изучение иностранного языка развивают мышление ребенка, его память, внимание, воображение, улучшает общее речевое развитие. При процессе социализации ребенок расширяет свои знания об окружаю...

Игровые технологии по обучению детей дошкольного возраста иностранному языку

laquo;Игровые технологии при обучении детей дошкольного возраста иностранному языку»АктуальностьАктуальность проблемы раннего обучения вызвана рядом факторов.-Возраст дошкольников (благоп...

План самообразования воспитателя (по обучению русскому и татарскому языкам) по теме: " Использование игровых технологий в обучению детей татарскому языку".

План самообразования воспитателя (по обучению русскому и татарскому языкам) по теме: "Использование игровых технологий в обучению детей татарскому языку"....