Роль музыки в воспитании детей
консультация по теме

Зандукели Людмила Михайловна

Доклад как о духовно-нравственном воспитании детей средствами классической музыки, так и психо-физиологический аспект классической музыки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_muzyki_v_vospitanii_detey.docx22.17 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Зандукели Людмила Михайловна

РОЛЬ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

Лев Николаевич Толстой писал: «Потребность в музыке лежит в каждой человеческой личности. Эта потребность имеет право и должна быть удовлетворена».

Моисей Самойлович Каган – ученый, философ, культуролог также замечает, что «опыта практической реальности недостаточно для того, чтобы формировалась полноценная духовно богатая личность, так как реальная жизнь ограничена во времени и пространстве. И именно искусство дает человеку возможность воображения и иллюзорного представления образов других культур и эпох, что расширяет и обогащает его духовный и жизненный опыт», «…без искусства невозможно сформировать духовно богатого, полноценного культурного человека».

Музыка привлекалась для воспитания подрастающего поколения с древних времен. Каждая эпоха выдвигала свои задачи, связанные с формированием у ребенка музыкального мировоззрения. Общим во всех этих системах является общечеловеческая ценность музыкального искусства, т.е. каждый человек имеет право на близкое знакомство с этой областью художественной культуры. Освоив выразительность музыкального языка в детстве, позже, в подростковом возрасте, ребенок самостоятельно сможет решить – пойдет он по профессиональному пути музыканта в дальнейшем или сохранит в своем сознании этот язык, как живую область творческой фантазии, сохранит в своей душе то прекрасное, что дала ему музыка.

Психо-физиологические аспекты музыкального воспитания

Роль музыки в жизни человека трудно переоценить. Во-первых, музыка способствует развитию активности правого полушария, которое у человека задействуется довольно редко. А как раз правое полушарие отвечает за наш творческий потенциал и интуицию. А при игре на музыкальных инструментах задействованы оба полушария, что сказывается на гармоничном развитии всех способностей человека. Ребенку, занимающемуся музыкой (пение, игра на музыкальном инструменте) гораздо легче дается изучение иностранных языков.

Очень интересно действие музыки на нервную систему человека. Музыка – это звук, то есть звуковые волны разной частоты и в зависимости от того, какую музыку вы слушаете, нервная система реагирует либо положительно, либо отрицательно. Есть музыка, оказывающая прямо-таки терапевтическое расслабляющее действие. Есть музыка веселая, возбуждающая, которая может подействовать как тонизирующее средство при усталости. Есть музыка вызывающая агрессию. Воздействие на человека звуком определенной частоты (как правило, этой низкий диапазон) может довести до глубокого расстройства нервной системы. В последнее время даже появилось новое направление в медицине, которое называется музыкальная терапия. Современные сторонники музыкальной терапии делятся на две большие группы. Более осторожные считают, что целебная сила музыки основана лишь на психологических особенностях человека. По их мнению, спокойная классическая музыка нормализует сердечный ритм и артериальное давление именно потому, что человек расслабляется и погружается в состояние психологического комфорта. Более радикальные поклонники музыкотерапии выстраивают довольно сложные теории, объясняющие целебный эффект определенных мелодий точечным воздействием на организм звуковых волн определенной частоты. Как и скептики, они очень высоко оценивают лечебную силу классической музыки (самым мощным и универсальным лекарством считается Моцарт). Невероятно вредной для здоровья музыкой все врачи считают тяжелый рок, рейв и хип-хоп. Специалисты по музыкальной терапии настаивают на том, что целебные мелодии для пациентов следует подбирать в индивидуальном порядке. Однако некоторые общие рекомендации все же существуют. Как правило, это хрестоматийные произведения классической музыки.

  • Гастрит – «Седьмая соната» Бетховена
  • Язва желудка – «Вальс цветов» Чайковского
  • Алкоголизм – «Аве Мария» Шуберта
  • Мигрень – Полонез Огинского
  • Повышенное давление – «Свадебный марш» Мендельсона
  • Бессонница – «Пер Гюнт» Грига

Все специалисты сходятся во мнении, что начинать нужно с Моцарта. Вполне возможно, что вы не являетесь большим любителем классической музыки. Что ж, придется потерпеть, это же лекарство. А оно, как известно, редко бывают вкусным.

Занятия музыкой могут не только способствовать личностному и творческому развитию учащихся, но успешно решать задачи предупреждения заболеваний, помогать в преодолении трудностей в поведении и в учебе, позитивно воздействовать на социальные процессы.

Способность черпать и дарить чувства

И. С. Бах «Цель музыки – трогать сердца».

Л. В. Бетховен «От сердца исходит к сердцу должно привести».

Музыка – это вид искусства, с помощью которого мы можем передавать свои настроения и чувства.

Педагоги и психологи отмечают возросшую в обществе эмоциональную глухоту, холодность, сенсорную малочувственность, стереотипность переживаний и поступков, апатию и отсутствие ответственности за свою жизнь и жизнь своих близких, детей, родителей, соседей. Эмоциональная несбалансированность детей, проявляется либо в ярко выраженной агрессии, либо в безразличии, апатии. Если попытаться вслушаться в «звучание» массовой культуры, оно маркируется теми же полярными эмоциональными состояниями. Распространение этих эмоций в обществе неизбежно воздействует на психику воспитанников даже дошкольных образовательных учреждений.

Занятия музыкой являются одним из немногих путей социального и педагогического воздействия на эмоциональную сферу детей с целью ее гармонизации. Знакомство с различными музыкальными стилями и жанрами, анализ музыкальных произведений способствуют постепенному формированию у воспитанников дифференцированной эмоциональной сферы.

Музыкальное взаимодействие –  музицирование с людьми и для людей – является тем островком в современной цивилизации, где человек еще может черпать и дарить чувства, впечатления и переживания.

Одна из важнейших задач художественного образования – это воспитание души ребенка средствами искусства, музыкой в частности, воздействие на процесс становления его нравственных качеств, нравственных идеалов. Найти основу духовно-нравственного развития детей можно на занятиях музыкой. Главное, что должен сделать педагог, преподающий музыку, – научить смотреть и видеть, слушать и слышать, создавать “родственное” отношение к произведениям искусства. Однако, как отмечал Л. Выготский, музыка не может прямо “перенести” нравственность в душу человека, она способна лишь непосредственно разбудить дремлющие в нём нравственные силы, возбуждая человеческие эмоции. Переживая содержание музыки, человек становится более отзывчивым на различные эмоции-смыслы, и этот тренинг позволяет ему тоньше чувствовать чужую боль, чужие проблемы.

Поэтому нравственное воспитание состоит в том, чтобы привить умение сопереживать музыке и чужому человеку через музыку, развить способность переживать чужие радости и горести, выработать свое отношение к жизни на основе общечеловеческих духовных ценностей. Искусство должно выступать не столько как объект изучения, сколько как субъект диалога, когда ребенок пытается понять позицию автора, его мысли, чувства, настроения. При этом он должен “заглянуть” в себя, сравнить свои чувства и переживания с переживаниями, заложенными в произведении.

Литература:

  1. Артоболевская А. «Первая встреча с музыкой»:  Уч. пособие. – М.: «Советский композитор», 1986.
  2. Кленов А. «Я познаю мир: Музыка»: АСТ «Астрель», 2007 г., 464 с.
  3. Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей:"Роль музыки в воспитании детей"

Об эмоциональной сфере, которая является ведущей сферой психики в дошкольном детстве....

РОЛЬ МУЗЫКИ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

Музыке отводится особая роль в воспитании ребенка. С этим искусством человек соприкасается   с рождения, целенаправленное музыкальное воспитание он начинает получать уже в детском саду...

Методическая разработка "Роль музыки в воспитании детей"

Музыка для детей – неиссякаемый источник дополнительной радости. Вспомните счастливые глаза своего ребенка на утреннике в детском саду.     Приобщайте ребенка к музыкальной культу...

Роль музыки в воспитании детей

Консультация для родителей "Роль музыки в воспитании детей"...

РОЛЬ МУЗЫКИ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

Музыка занимает важное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется и спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольников. Музыку называют «зеркалом ...

Роль музыки в воспитании детей.

Музыка как один из видов искусства обладает могучим эмоциональным воздействием. Благодаря сочетанию своих выразительных средств, она создает художественный образ, который вызывает ассоциации с явления...

Статья "Роль музыки в воспитании детей"

Основными задачами музыкального воспитания можно считать:1. Воспитывать любовь и интерес к музыке. Только развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости дает возмо...