Консультация по преодолению зрительного напряжения у детей дошкольного возраста в процессе организованной образовательной деятельности
консультация на тему

Федорченко Татьяна Викторовна

Как всем известно, глаза являются наиболее значимыми сенсорным анализатором, с помощью, которого мы воспринимаем сигналы из окружающего мира. Движение и предметно практическая деятельность детей осуществляются при участии и под контролем зрения. Даже ребенок имеющий сотые его доли пытается увидеть, как можно больше, используя все свои зрительные возможности. Поэтому педагогам, а так же родителям необходимо обращать внимание на зрительное перенапряжение детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация по  преодолению зрительного напряжения у детей дошкольного возраста в процессе организованной  образовательной деятельности.

Воспитатель Федорченко Т.В.

Как всем известно, глаза являются наиболее значимыми сенсорным анализатором, с помощью, которого мы воспринимаем сигналы из окружающего мира. Движение и предметно практическая деятельность детей осуществляются при участии и под контролем зрения. Даже ребенок имеющий сотые его доли пытается увидеть, как можно больше, используя все свои зрительные возможности. Поэтому педагогам, а так же родителям необходимо обращать внимание на зрительное перенапряжение детей, возникающие в процессе обучения и воспитания в дошкольном учреждении или дама, особенно это выражено у детей физически ослабленных, часто болеющих или имеющих особенности развития. В садах компенсирующего вида для детей с нарушением зрения проблема зрительного переутомления детей стоит более остро, чем в садах обще развивающего типа, поэтому потребность в разработке и применении комплексов зрительных гимнастик,занимает важное место во всем педагогическом процессе. Следует учесть, что проходя курсы медицинского лечения, когда ребенок испытывает зрительную депривацию, ему свойственно более быстрое утомление. Так же параллельно с лечебно-восстановительным курсом с ребенком проводятся игровые - коррекционные - занятия со специалистами (тифлопедагогом, учителем – логопедом), которые проводят коррекционно - развивающую работу и закрепляют результаты лечения; с воспитателями в группе, проводящими коррекционную работу по рекомендациям специалистов. Такой интенсивный тип работы , без применения особых технологий может повлечь за собой сильные психофизические перегрузки, особенно со стороны зрительного анализатора.

Общее психофизическое  утомление у детей с нарушением зрения наступает раньше, чем у нормально видящих сверстников. Восприятие материала на занятиях становится неполным, дети хуже справляются с поставленными задачами. Интерес ребенка к занятиям снижается, самочувствие ухудшается,  работоспособность падает. Поэтому педагогам необходимо дозировать зрительные нагрузки и вовремя предотвращать зрительное перенапряжение.

Обращать внимание на этот фактор необходимо и педагогам массовых дошкольных учреждений так, как там в них находятся дети предрасположенные к появлению различных зрительных нарушений.

Для оптимизации учебного процесса с детьми дошкольного возраста необходимо организовывать отдых для глаз. Эффективен такой отдых для всех дошкольников, в не зависимости от состояния органа зрения. Для этого требуется 2-х - 3-х минутный перерыв, должен быть заполнен рационально: гимнастики для глаз и упражнения для снятия зрительного и общего переутомления могут сочетаться с реализацией образовательных областей. Специальные упражнения для глаз, разработанные еще Э.С.Аветисовым, Ю.А. Курпан, Е.И. Ливадо, Н.И. Пильман, Е.И. Ковалевским, В.Ф. Базарным, Г.Г. Демирчоглян сочетаются с педагогическими задачами, поставленными на данном этапе работы с ребенком. преследуют определенные цели и помогают решать ряд задач.

Предложенные нами технологии преследуют следующие цели: формирование установки бережного отношения к своему зрению, сохранение и укрепление здоровья детей, формирование потребности и поведенческих навыков здорового образа жизни.

Помогают решить следующие задачи : обучение ребенка элементарным приемам снятия зрительного напряжения; подведение детей к самостоятельному выполнению этих упражнений в течении всего дня пребывания в дошкольном учреждении, формирование положительного отношения у детей дошкольного возраста к выполняемым упражнениям.

В процессе реализации этих технологий педагоги руководствуются следующимипринципами: доступность предлагаемых технологий; правильный подбор и условия предъявления вспомогательного материала; системность в работе с упражнениями.

Проблему зрительного утомления детей можно решить включая упражнения , не прерывая основной образовательный процесс.

Для профилактики зрительного утомления применяется, методики игрового характера, стимулирующие заинтересованность детей. Выполнение гимнастик для глаз в этом случае не требует больших затрат времени. А частые, краткие перерывы дают глазам отдых и повышают работоспособность.

Все упражнения на снижение зрительного напряжения включают следующие элементы:

1. Напряжение и расслабление мышц глаза ( принцип выполнения -закройте глаза, сильно напрягите мышцы, затем раскройте глаза, расслабив мышцы глаз. Посмотрите в даль); 2. Фокусировка глаз с близкого объекта на дальний (принцип выполнения - несколько раз переведите взгляд с близко расположенных предметов на предметы, находящиеся на значительном расстоянии от Вас. Выполняйте упражнение медленно); 3. Упражнение на ступенчатую фокусировку (принцип выполнения - отвлеките свое внимание от выполняемой на близком расстоянии работы и направьте свой взгляд вдаль, поэтапно перемещая взгляд от близко расположенного предмета к более удаленному, затем к предмету, расположенному еще дальше и, наконец, к совсем далекому).
Не торопитесь, давая возможность глазам "навести резкость". Когда Вы взглядом достигнете дальний предмет, задержите на нем свое внимание на несколько секунд и затем перемещайте взгляд обратным путем); 
4. Перемещение взгляда (принцип выполнения - сядьте поудобнее, предельно расслабьтесь. Голова при выполнении упражнения остается неподвижной. Глубоко вдохнув, посмотрите как можно выше вверх. Затем посмотрите вниз. Затем посмотрите вдаль.
Глубоко вдохнув, посмотрите как можно дальше влево. Медленно выдыхая, посмотрите как можно дальше вправо. Затем посмотрите вдаль.
Глубоко вдохнув, посмотрите как можно дальше влево вверх.
Медленно выдыхая, посмотрите по диагонали как можно дальше вправо вниз. И еще раз – вправо - вверх и влево - вниз.
Затем посмотрите вдаль. По окончании упражнений несколько раз поморгайте); 
5. Различные вращения( принцип выполнения - вдохнув, делайте круговые движения глазами по часовой стрелке. Медленно выдыхая, делайте эти же движения против часовой стрелки. Посмотрите вдаль);
6. Взгляд на кончик носа (принцип выполнения - глубоко вдохнув, посмотрите на кончик носа, затем медленно выдыхая, посмотрите на какой-нибудь предмет, расположенный вдали. Закройте глаза) ; 
7.Пальминг.
Не существует более эффективного и простого упражнения для снятия зрительного напряжения, чем пальминг (в переводе с английского "palm" - ладонь). Пальминг выполняется следующим образом- снимите очки;
- сядьте прямо, свободно, живот и диафрагму не втягивайте, не сутультесь, дышите естественно и легко, стараясь почувствовать, как поток воздуха и энергии проходит через тело, достигая глаз и мозга;
- энергично потрите ладони одна о другую до тех пор, пока они не станут горячими;
- поставьте локти на стол (при необходимости подложите под них толстую папку или стопку книг);

- расслабьте плечи, не поднимайте их вверх;
- закройте глаза и прикройте их ладонями, которые складываются крест-накрест, сначала левую, на нее правую. Ладони не должны давить на глаза.
Вы сразу же "окунетесь" в бархатную черноту.
Следите за дыханием: дышите глубоко. При выдохе мысленно сбрасывайте с себя усталость и мышечное напряжение.
Все внимание сосредоточьте на глазах.

. Соляризация (солнечные ванны для глаз).

Специальные упражнения для глаз внесены нами в во все виды проводимой коррекционной, общеобразовательной работы, на которых присутствует тонко координированные зрительно - ручные операции. Выполнение обще развивающих упражнений в сочетании с движениями глаз имеет общеукрепляющее влияние на организм ослабленного ребенка, выполняет профилактическую, тренирующую и восстановительную функцию для глаз. Проводятся зрительные гимнастики при появление первых признаков утомления или на 3-5 , 5-7 минуте( в зависимости от возраста детей) работы на близком расстоянии (в зависимости от его длительности и степени напряженной зрительной работы). Время выполнения гимнастик от одной до трех минут, которое может включать 10-15 повторений однотипных движений.

В заключение хочется сказать, что снятие зрительного напряжения неотъемлемая часть всего образовательно-воспитательного процесса в детских дошкольных учреждениях ; применяемые нами технологии подходят для всех детей. Задача педагога воспитать полезную привычку чередовать работу с выполнением несложных упражнений, направленных на снятие утомления, которое при зрительной работе может привести к дальнейшему ухудшению зрения, а также вызвать снижение умственной и физической работоспособности. Это становится еще белее актуальным в наше время, когда интеграционные процессы в обществе набирают обороты и в массовые детские учреждения попадают дети с особенностями психофизического развития.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1.      Аветисов Э.С. и др. Занятия физкультурой при близорукости. М.: 1930.

2.      Аветисов Э.С. Охрана зрения детей. - М.; Медецина.-1975г.

3.      Аветисов Э.С. Гимнастика для глаз.-// журнал «Здоровье», №10, 1988г.

4.      Базарный В. Ф. Зрение у детей: проблемы развития. — Новосибирск: Наука СО, 1991 г.

5.  Белос М.Е., Белостоцкая Е.Ш. Берегите зрение детей.- М.: 1976.

6.    Демирчоглян Г.Г. Тренируйте зрение.- М.: 1990 г.

7. Демирчоглян Г.Г. Школа здоровья глаз. -СПб.: 1996г..

8. Демирчоглян Г.Г., Лукин В.И. Гимнастика для глаз.- М.: ФИС, 1987г.

9. Пантелеева О.А. Охрана зрения детей и подростков.-М.;1984г.

10. Подколзина Е.Н. Ознакомление дошкольников с ролью зрения в их жизнедеятельности.// «Воспитание и обучение детей с нарушением зрения» №5, 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности"

Моё педагогическое кредо-слова восточного мудреца: "Ребёнок-это не сосуд. который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь". И я стараюсь придерживаться этих слов.Влияние окружающего мира на разви...

Консультация для педагогов по теме: «Духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности»

Духовностью называют то, что отличает человека разумного - совокупность нематериальных ценностей: моральных, нравственных, гуманистических, эстетических. Это общечеловеческие ценности, которые ни...

Консультация "Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста"

Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста...

Консультация для воспитателей «Использование игровых приемов для развития творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности»

Игра в дошкольном возрасте один из любимых видов деятельности детей. Возможность развивать у дошкольников творческие способности в игре позволяет педагогам использовать игровые приемы на занятиях по и...

Консультация "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности"

Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство  с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями, начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают дет...

Консультация для воспитателей "Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе двигательной деятельности"

Дошкольный возраст является значимым этапом становлением способностей человека - двигательных, познавательных, творческих и других. Познавательный интерес- это направленность личности ребенка на овлад...

Дополнительная образовательная программа речевой направленности в театрализованной деятельности "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности"для детей дошкольного возраста

Дополнительная образовательная программа речевой направленности в театрализованной деятельности "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности&qu...