АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ПРОГРАММ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
статья (средняя группа) на тему

В настоящее время в рамках реформирования системы отечественного дошкольного образования продолжается активный процесс создание различных образовательных программ для дошкольных учреждений

Скачать:


Предварительный просмотр:

АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ПРОГРАММ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

В настоящее время в рамках реформирования системы отечественного дошкольного образования продолжается активный процесс создания различных образовательных программ для дошкольных учреждений.

Современные программы математического образования дошкольников предусматривают организацию образовательного процесса, как на специальных занятиях, так и в нерегламентированных видах деятельности в свободное время на основе оптимального сочетания их индивидуальных и коллективных форм. Программа становится ведущим и необходимым документом для ДОУ, который определяет общие принципы, конкретные направления их функционирования, а также особенности содержательной характеристики педагогического процесса при наличии возможностей использования вариативных технологий их практической реализации.

Познавательное развитие детей дошкольного возраста – одна из приоритетных задач, поставленная ФГОС перед дошкольным образованием. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий[1]. В современные программы («Развитие», «Радуга», «Детство», «Истоки» и др.), как правило, включается то логико-математическое содержание, освоение которого и способствует развитию познавательно-творческих и интеллектуальных способностей детей.

Данные программы являются комплексными. В них развитие математических способностей детей дошкольного возраста рассматривается в тесной связи с интеграцией программных задач, интеграцией разных видов деятельности детей.

Применение такой формы как интегрированная непосредственно образовательная деятельность является одним из новых подходов, позволяющим компенсировать негативное влияние повышенных интеллектуальных нагрузок на детей. Во время интегрированной непосредственно образовательной деятельности объединяются в нужном соотношении в одно целое элементы математического развития и физической, социальной, конструктивной, изобразительной деятельности, удерживая при этом внимание детей разных темпераментов на максимуме.

 Рассмотрим кратко несколько из вышеперечисленных программ.

  • Программа «Развитие» (авторы: Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Н.С. Варенцова и др.)[2].

Данная программа является одной из первых вариативных программ дошкольного образования. Основополагающий принцип – развивающее обучение с опорой на психологическую теорию Л.А. Венгера о развитии способностей детей в дошкольном детстве. Специфическое отличие от других программ – в усилении внимания к средствам обучения, формированию у дошкольников способов решения познавательных и творческих задач. Достоинства программы: четкая структура, детальная проработанность учебного материала, обеспеченность каждого занятия конкретным развернутым планом работы, средствами обучения.

  • Программа « Радуга» (разработана авторским коллективом лаборатории Института общего образования МО РФ под руководством профессора Т.Н. Дороновой)[3].

 Программу отличает отказ от жесткой регламентации детской деятельности, учет логики становления детской психики, возможность вариативности реализации программы с учетом региональных и национальных особенностей, высокий уровень подготовки детей к школе. Задачи по формированию математических представлений изложены во втором подразделе второго раздела — «Способствование становлению сознания» и связаны авторами с задачей «способствовать» вневременному интеллектуальному развитию ребенка». Работа по формированию математических представлений осуществляется в тесной связи с работой по восприятию и познанию окружающего мира. Достоинства: программа использует ведущую деятельность дошкольника — игру как основу организации жизнедеятельности детского сообщества.

  • Программа «Детство» (разработана коллективом преподавателей кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена под руководством Бабаевой Т.И.)[4].

Математический блок программы представлен по каждой отдельной возрастной группе и имеет своеобразное название «Первые шаги в математику». По каждому из разделов сформулированы «представления», «познавательные и речевые умения». Кроме того, по каждой возрастной группе определены основные задачи развития математических знаний и уровни освоения программы. Особое внимание при организации процесса формирования математических представлений у дошкольников уделяется созданию развивающей среды. Достоинства: программа предполагает усвоение не отдельных представлений, а математических отношений, связей, зависимостей, закономерностей, что благоприятно способствует дальнейшему усвоению данной дисциплины в школе.

Целостность образовательного процесса может достигаться не только путём использования одной основной (комплексной) программы, но и методом квалифицированного подбора парциальных (специализированных) программ – программ по одному или нескольким направлениям развития ребенка. Рассмотрим несколько программ ДОУ, которые направлены на развитие математических способностей дошкольника.

  • Программа «Математика в детском саду» (автор В.П. Новикова).

 Главным достоинством методики этой программы является способ подачи материала — занятия проводятся в занимательной игровой форме, что способствует лучшему запоминанию математических категорий. Развивающие задачи решаются с учетом индивидуальности каждого ребенка.

  • Программа «Ступеньки» («Школа 2000...»). Автор Петерсон Л.Г.

Знакомство детей с новыми материалами осуществляется на основе деятельного подхода, постигается путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. Руководствуясь принципом минимакса, авторы значительно обогатили математические разделы задачами по формированию вычислительных умений, развитию представлений об арифметических действиях.

  • Программа «Математические ступеньки» (автор Колесникова Е.В.).

Достоинства: уже более 10 лет используется в работе ДОУ, в лицеях, гимназиях, родителями и дает высокие результаты при подготовке детей к дальнейшему обучению в школе. Это целостная система математического развития ребенка, в которой решающая роль принадлежит именно его деятельности.

  • Программа «Математика для дошкольников» (автор Шевелев К.В.)[5].

Программа последовательно формирует простейшие математические представления у малышей и соответствует всем требованиям дошкольного образования.

  • Математика для дошкольников (автор Белошистая А.В.)[6].

Основными целями программы являются формирование первичных математических представлений, способствующее всестороннему развитию личности, увеличение объемов внимания, памяти и формирование мыслительных процессов у дошкольников.

Практика обучения показала: на успешность влияют не только содержание предлагаемого материала, но и форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность и познавательную активность детей. В современной концепции дошкольного воспитания в качестве ключевой позиции обновления детского сада выделяется гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми, и в связи с этим обучение дошкольников рассматривается в контексте игровой деятельности, ведь именно игра делает процесс познания интересным и занимательным, а значит, и успешным.


[1] Приказ Минобрнауки России № 1155 от 17 октября 2013 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Электронный ресурс) /  Официальный ресурс Министерства образования и науки Российской Федерации – Документы. Режим доступа: http://минобрнауки.рф/documents/6261

[2] Программно-методическое пособие. Проект. Москва, Издательство НОУ «УЦ им. Л.А. Венгера «Развитие», 2012, - 123 с.

[3] Якобсон С.Г., Гризик Т.И., Доронова Т.Н., Соловьёва Е.В., Екжанова Е.А. Радуга. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (проект) – 256 с.: ил. – Перепл.

[4] Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования (Электронный ресурс) / Детство – Примерная программа по ФГОС. Режим доступа: http://oopd.ru/ru/

[5] Шевелев К.В. Авторская образовательная программа Математика для дошкольников. –  М.: Издательство Ювента, 2012. - 32 с.

[6] Белошистая А.В. Современные программы математического образования дошкольников. – М.: Издательство Феникс, 2005. – 256 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обзор и анализ современных программ дошкольного образования.

Анализ современных образовательных программ дошкольного в образования - «Развитие», «Детство», «Шаг за шагом»Эффективность и качество образования детей в детских дошкольных учреждениях во многом...

Анализ образовательных программ дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (навигатор образовательных программ дошкольного образования ФИРО)

В целях детального ознакомления  с существующими  альтернативными образовательными Программами для детей с ТНР, а также с целью определения перспектив развития системы коррекционно-развивающ...

АНАЛИЗ ПАРЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ВОСПИТАНИЯ) ДОШКОЛЬНИКОВ

Эффективность и качество образования детей в детских дошкольных организацииях во многом обусловлено образовательной программой. Она определяет содержание образовательного процесса, отражает мир...

«Результативность применения дополнительных образовательных программ в математическом образовании дошкольников» 2020 г.

Выступление воспитателя МБДОУ детского сада №2 «Сказка»в рамках районного постоянно - действующего семинара педагогов ДОУЗавгородней Оксаны Владимировны 24 марта 2020 г. (пр. №177 от ...

Анализ реализации рабочей программы музыкального образования дошкольников

      Данный материал может служить примером годового отчёта музыкального руководителя и будет интересен музыкальным руководителям, воспитателям, родителям, педагогам начального ...

"Мате: плюс. Математика в детском саду" - современная технология математического образования дошкольников.

quot;Мате: плюс. Математика в детском саду" - современная технология математического образования дошкольников....

Презентация по теме "Результативность применения дополнительных образовательных программ в математическом образовании дошкольников 2020 г.

Авторская программа Е.В. Колесниковой. Данная программа позволяет в доступной и интересной форме целенаправленно и ускоренно формировать восприятие математических понятий. В ней прослеживается постепе...