Анализ реализации рабочей программы музыкального образования дошкольников
учебно-методический материал

Гудилина Кира Алексеевна

        Данный материал может служить примером годового отчёта музыкального руководителя и будет интересен музыкальным руководителям, воспитателям, родителям, педагогам начального и дополнительного образования.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

      Анализ реализации

рабочей программы музыкальной образовательной деятельности с детьми от 2 до 7 лет

 за 2018 – 2019 учебный год

        В 2018 – 2019 учебном году в МДОУ № 44 «СОСЕНКА» осуществлялась работа по проведению музыкальной образовательной деятельности с детьми от 2 до 7 лет. Педагогический процесс был регламентирован сеткой занятий, планом работы и рабочей программой «Домисолька», которая является неотъемлемой частью образовательной программы МДОУ – ДЕТСКИЙ САД № 44 «СОСЕНКА», разработанной на основании примерной основной образовательной программы дошкольного образования, одобренной решением Федерального учебно – методического объединения по общему образованию (протокол № 2/15 от 20.05.2015 г.), определяет наиболее оптимальные и эффективные формы, методы, средства и приёмы организации музыкального образовательного процесса с детьми от 2 до 7 лет с целью получения результата, соответствующего Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования.

       Педагогический процесс по реализации данной программы предполагает организацию развивающего обучения. В каждой возрастной группе два раза в неделю проводилась непосредственно образовательная музыкальная деятельность (НОД), в ходе которой осуществлялось систематическое, целенаправленное и всестороннее развитие ребенка, формирование его музыкальных способностей и одно развлечение в неделю. НОД проводится в первой половине дня, развлечения – во второй половине дня.              

       В работе музыкального руководителя основной формой организации непосредственно образовательной музыкальной деятельности традиционно являются музыкальные занятия. Были проведены разнообразные виды музыкальных занятий: типовые (традиционные), тематические, комплексные, интегрированные, индивидуальные и подгрупповые.

      Перед музыкальным руководителем в 2018 – 2019 учебном году стояла следующая  цель и задачи.

Цель:  создание условий для формирования основ музыкальной и общей культуры дошкольников.       

Задачи:

1. Развивать музыкально – художественную деятельность.

2. Приобщать к музыкальному искусству.

3. Развивать музыкальность детей.

4. Развивать способность эмоционально отзываться и воспринимать музыку.

5. Развивать детское творчество во всех видах музыкальной деятельности.

       Решение поставленной цели и программных задач осуществлялось в разных доступных, привлекательных, игровых формах  в непосредственно организованной образовательной деятельности, в самостоятельной деятельности детей, в совместной деятельности с семьёй и при организации режимных моментов.

Ведущая деятельность детей – игровая.

       В этом учебном году в каждой возрастной группе детского сада, по плану музыкального руководителя 2 раза в неделю проводились музыкальные занятия. Программа по музыкальному воспитанию детей во всех возрастных группах выполнена полностью. Особо хочется отметить, что дети с удовольствием принимают активное участие в различных видах деятельности на музыкальных занятиях: любят слушать музыку, хорошо поют, играют на музыкальных инструментах и танцуют. В этом им помогает использование наглядности, элементов театрализации и особая структура НОД.

Структура НОД:

1. Приветствие

2. Музыкально-ритмические движения

3. Развитие чувства ритма, музицирование

4. Пальчиковые игры

5. Слушание музыки

6. Распевание, пение

7. Пляски, игры, хороводы

      В этом учебном году совместными усилиями коллектива и музыкального руководителя было проведено 20 праздников, в которых активное участие приняли и родители. С родителями проводилась работа в форме индивидуальных бесед, занятий, мастер – классов. Наибольшее впечатление на всех произвела конкурсная программа «А ну-ка, мамы!», подготовленная силами родителей старшей и подготовительной группы ко Дню матери (23 ноября 2018 г.). 18 мам приняли участие в конкурсной программе, очень ярко проявили свой талант, артистично показали музыкальную сказку «Теремок на новый лад». Проведение этого конкурса позволило выявить артистические способности родителей и использовать их при проведении новогоднего утренника для старших дошкольников «Чем кормить Снеговика?». Роли Снеговика и Бабы Яги исполнили Сергеева Татьяна и Витковская Марина, родители детей старшей и подготовительной группы. Хочется поблагодарить воспитателей старших групп за активную работу по привлечению родителей к участию в совместных праздниках. Ещё одно достижение хочу отметить в этом году: наши родители стали наряжаться и переобуваться, когда приходят на праздник. Надо продолжить эту работу и в дальнейшем.

       Хочется отметить ещё такой факт, что много пап стало приходить на праздники. Они также принимали активное участие в совместных праздниках, посвящённых  Дню защитника Отечества «В честь любимых пап» и «День защитника Отечества».

       В этом учебном году я принимала активное участие в работе РМО музыкальных руководителей. Я посетила все районные мероприятия по теме «Работа с детьми с ОВЗ», где был представлен опыт работы лучших педагогов городского округа Клин.

10 декабря 2018 года я приняла участие в работе РМО музыкальных руководителей на базе детского сада «Алёнушка». Мной был представлен опыт работы в форме мастер – класса по теме «Музыкально – ритмическая гимнастика в работе с детьми с ОВЗ».

      На базе нашего детского сада, 29 марта 2019 года проходил муниципальный мастер – класс для педагогов ДОУ «Использование инновационных технологий в экологическом воспитании дошкольников», где я представляла опыт работы по теме «Музыка как средство экологического воспитания дошкольников».

      В этом году, приказом УО я была назначена руководителем проблемной группы «начинающих музыкальных руководителей». Мною был составлен план работы этой группы, который был утверждён «Методическим кабинетом». На базе детского сада «Василёк» было проведено 5 заседаний проблемной группы, которые проходили в форме семинара – практикума и мастер – класса по теме «Развитие музыкальных способностей дошкольников в различных видах музыкальной деятельности» с использованием ИКТ. Мною был составлен «Анализ работы проблемной группы музыкальных руководителей за 2018 – 2019 учебный год», который был отправлен в методический кабинет.

       Благодаря работе в проблемной группе для «начинающих музыкальных руководителей»  мною был обобщён опыт работы по теме «Развитие музыкальных способностей дошкольников в различных видах музыкальной деятельности».

     В этом году мной был разработан и утвержден на педагогическом совете № 2 от

15.11.2018 г. (приказ МДОУ №70/О от 15.11.2018 г.) «План работы с одарёнными детьми». В соответствии с этим планом 1 раз в неделю проводились подгрупповые и индивидуальные занятия длительностью 30 минут по развитию музыкальных способностей одарённых детей. Дети были выявлены в ходе мониторинга и наблюдений во время НОД. В УО был направлен список  6 одарённых детей.

ФИ ребенка

Дата рождения

Направление

развития

Формы работы

Предполагаемые результаты

Тучина Настя

26.07.2012 г.

Музыкальное

НОД, утренники, досуги, развлечения, подгрупповые и индивидуальные занятия по развитию голоса и музыкальных способностей

Участие  с сольными номерами в утренниках, досугах, фестивалях, конкурсах МДОУ и района

Рожкова Света

07.02.2012 г.

Музыкальное

НОД, утренники, досуги, развлечения, подгрупповые и индивидуальные занятия по развитию голоса и музыкальных способностей

Участие  с сольными номерами в утренниках, досугах, фестивалях, конкурсах МДОУ и района

Фунтикова Катя

17.07.2012 г.

Музыкальное

НОД, утренники, досуги, развлечения, подгрупповые и индивидуальные занятия по развитию голоса и музыкальных способностей

Участие  с сольными номерами в утренниках, досугах, фестивалях, конкурсах МДОУ и района

Баздукова Женя

26.01.2014 г.

Музыкальное

НОД, утренники, досуги, развлечения, подгрупповые и индивидуальные занятия по развитию голоса и музыкальных способностей

Участие  с сольными номерами в утренниках, досугах, фестивалях, конкурсах МДОУ и района

Устенко Варя

21.03.2013 г.

Музыкальное

НОД, утренники, досуги, развлечения, подгрупповые и индивидуальные занятия по развитию голоса и музыкальных способностей

Участие  с сольными номерами в утренниках, досугах, фестивалях, конкурсах МДОУ и района

Витковская Марьяна

19.06.2013 г.

Музыкальное

НОД, утренники, досуги, развлечения, подгрупповые и индивидуальные занятия по развитию голоса и музыкальных способностей

Участие  с сольными номерами в утренниках, досугах, фестивалях, конкурсах МДОУ и района

 

       Стало традиционным ежегодное участие наших вокалистов в муниципальном фестивале одарённых детей дошкольного возраста «Маленькие звёздочки». Третий год подряд мы лауреаты в номинации «Звонкий голосок». В этом году победило трио «Домисолька» в составе Устенко Варя, Фунтикова Катя и Тучина Настя. В следующем году планирую продолжить работу с одарёнными детьми.

       В этом учебном году мной начата работа над новой темой по самообразованию «Обучение игре на детских музыкальных инструментах». Составлен план работы на четыре года. В этом учебном году передо мной стояла цель: дать общую характеристику содержания понятия «Обучение игре на инструментах». Задачи:

1. Проанализировать литературу по данной теме.

2. Исследовать эффективность использования игровых приёмов в процессе формирования навыков игры на музыкальных инструментах.

3. Изготовить шумовые музыкальные инструменты совместно с педагогами и родителями.

В этом году были приобретены бубенчики и изготовлены музыкальные коробочки. В следующем учебном году работа по этой теме будет продолжена.

       В этом году была продолжена работа по внедрению 5-и инновационных технологий.

1. Технология развития чувства ритма у дошкольников

     Данная педагогическая технология разработана на основе методики развития чувства ритма у дошкольников «Этот удивительный ритм» И.М. Каплуновой и И.А. Новоскольцевой для детей 3 – 7 лет.

Цель. Создание условий для развития музыкально-ритмических способностей  дошкольников.

2. Игровая технология

       Данная педагогическая технология разработана на основе пособий «Музыкально – дидактические игры для дошкольников» Н.А. Ветлугиной и «Умные пальчики» И.М. Каплуновой и И.А. Новоскольцевой для детей 2 – 7 лет.

Цель: создание условий для развития у детей музыкальных способностей

посредством музыкально – дидактических игр.

3. Технология развития музыкально – ритмических движений

       Данная педагогическая технология разработана на основе программы по ритмопластике «Ритмическая мозаика» А.И.Бурениной для детей 3 – 7 лет.

Цель: развитие музыкальных способностей дошкольников через музыкально-ритмические движения.

        4. Технология развития творческих способностей дошкольников через обучение игре на музыкальных инструментах.

       Данная педагогическая технология разработана на основе методики Н.Г. Кононовой «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах».

Цель: развитие творческих способностей дошкольников через игру на музыкальных инструментах.

5. Технология организации учебно-воспитательного процесса музыкального развития и образования дошкольников 2 – 7 лет.

     Данная технология разработана на основе программы «Ладушки» И.М. Каплуновой и И.А. Новоскольцевой.

Цель: создание условий для формирования музыкальной и общей культуры дошкольников. 

        В ходе внедрения технологий были проведены занятия «Золотая осень», «Путешествие в сказку «Репка»», «Ёжик и его друзья», «Весна идет, весне дорогу». Продолжена также работа по составлению картотек: «Утренняя музыкально – ритмическая гимнастика», «Музыкально – дидактические игры по развитию чувства ритма» и пальчиковых игр.

        Реализация программы предполагает оценку индивидуального развития детей с целью индивидуализации и оптимизации музыкального образования. Такая оценка производится в рамках педагогической диагностики (мониторинга).

     Мониторинг проводится в ходе наблюдений за активной деятельностью детей на музыкальных занятиях и в самостоятельной деятельности. Дети 2-3 лет в мониторинге не участвуют – они проходят адаптацию в детском саду. Мониторинг осуществляется по трём параметрам сформированности навыков и умений в музыкальной деятельности дошкольников: сформирован-3 балла, находится на стадии формирования-2 балла и не сформирован-1 балл.

Мониторинг музыкального развития дошкольников

2018 – 2019 учебный год

Возраст

Начало учебного года

Конец учебного года

Сформирован

На стадии

формирования

Не сформирован

Сформирован

На стадии формирования

Не сформирован

3–4 года

15%

45%

40%

60%

30%

10%

4–5 лет

55%

30%

10%

69%

27%

4%

5-6 лет

69%

26%

5%

77%

26%

1%

6-7 лет

70%

28%

2%

89%

11%

0%

                           

             Начало учебного 2018-2019 года                          

 

             Конец учебного 2018-2019 года

         В ходе проведения мониторинга, который проводится 2 раза в год в сентябре и мае, была выявлена стабильная положительная динамика освоения образовательной программы музыкального образования и воспитания дошкольников. Это результат эффективного использования новых образовательных технологий, позволяющих развивать у дошкольников способности к музыкальной, интеллектуальной и творческой деятельности.

    По плану проводилась также большая работа с педагогами ДОУ и родителями. Радует, что родители стали принимать активное участие в подготовке и проведении праздников и развлечений. В будущем году эту работу необходимо продолжить.

   

Вывод: рабочая программа музыкальной образовательной деятельности за период 2018 – 2019 учебного года выполнена. Наблюдается стойкая динамика роста музыкального развития детей, педагогов и родителей.

     

Рекомендации:

1. Продолжить работу по реализации рабочей программы «Домисолька».

2. Поддержать сложившиеся традиции, которые делают жизнь детей более интересной, эмоциональной, способствуют созданию атмосферы взаимного доверия.

3. Продолжить работу по плану самообразования.

4. Продолжить работу по выявлению и развитию одарённых детей.

5. Продолжить работу по музыкальному развитию педагогов и родителей.

     И в заключение хочу поблагодарить всех педагогов, которые приняли активное участие в реализации программы по музыкальному воспитанию дошкольников в этом учебном году. Спасибо вам большое, уважаемые коллеги, за помощь и поддержку в моих начинаниях!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация воспитательно – образовательного процесса по реализации Рабочей программы дополнительного образования коммуникативно – личностного направления «Сказки - добрые друзья»

Методическая разработка по организации воспитательно – образовательного  процесса по реализации Рабочей программы дополнительного образования коммуникативно – личностного направления   ...

Перспективное планирование реализации Региональной программы экологического образования дошкольников «Экология для малышей» в средней группе

Перспективное планирование реализации Региональной программы экологического образования дошкольников «Экология для малышей»....

Рабочая программа дополнительного образования дошкольников по художественной гимнастике 5-7 лет 2020-2021 учебный год Срок реализации – 2 года

Основное содержание программы составляют упражнения гимнастики с предметами и без предметов, акробатика и вольные упражнения под музыку, которые помогают детям освоить элементы художественной гимнасти...

Анализ реализации рабочей программы за 2018 – 2019 учебный год

Педагогическая диагностика, или мониторинг, в ДОУ необходимы для определения содержания индивидуально-групповой работы с детьми и лежит в основе перспективного планирования.Мониторинг сводится к диагн...

Анализ реализации рабочей программы за 2019 – 2020 учебный год

Педагогическая диагностика, или мониторинг, в ДОУ необходимы для определения содержания индивидуально-групповой работы с детьми и лежит в основе перспективного планирования. Мониторинг сводится к диаг...

Анализ реализации рабочей программы за 2020 – 2021 учебный год

Педагогическая диагностика, или мониторинг, в ДОУ необходимы для определения содержания индивидуально-групповой работы с детьми и лежит в основе перспективного планирования. Мониторинг сводится к диаг...

Анализ реализации рабочей программы воспитания за первое полугодие 2023-2024 учебного года в старшей группе № 9

Рабочая программа воспитания и Календарный план воспитательной работы на 2023-2024 учебный год реализуется  в группе № 9 в рамках ОП ДО с сентября 2023 года с целью создания условий для лич...