Пальчиковая гимнастика и речевое развитие ребёнка (рекомендации родителям)
консультация (младшая группа) на тему

Пальчинская Светлана Александровна

Рекомендации для родителей по речевому развитию детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx17.36 КБ

Предварительный просмотр:

Пальчиковая гимнастика и речевое развитие ребёнка (рекомендации родителям)

Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребёнка. В фольклоре существует масса потешек, в которых сочетается речь и движения рук. Уже в древности была подмечена взаимосвязь этих процессов. У детей с задержкой речевого развития очень часто наблюдается недостаточность двигательной сферы, в том числе недостаточная координация мелкой моторики пальцев рук. В этом случае развитие движений пальцев рук будет подготавливать почву для последующего формирования устной речи и исключит проблемы, связанные с письмом в школьный период. Даже ребёнку, у которого речь развивается нормально, не помешает массаж рук в доречевом периоде, а пальчиковые игры не только разовьют мелкую моторику и речь, но и умение слушать. В результате этого ребёнок научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи. Не следует забывать о наших русских народных играх типа «Сорока», в которые на Руси играли с детьми с самого младенчества. Это ведь тоже гимнастика для рук.

Игры с предметами для детей в возрасте от 9 месяцев:

- Сборные матрёшки – традиционная народная дидактическая игрушка, прекрасное средство для развития ручных умений и мышления малыша. Сначала использовать одну куклу, собирая её из двух половинок, после двух лет рекомендуется использовать тройную матрёшку и постепенно усложнять игру. Дайте ребёнку самостоятельно добиться результата.

- Пирамидки -такая игрушка не только разовьёт пальчики малыша, но и логическое мышление. При необходимости окажите помощь, собирайте её вместе. Затем предложите собрать самостоятельно.

«Чашки – ложки» - предложите ребёнку пересыпать маленькой ложкой сахар из одной чашки в другую. Можно перекладывать фасоль, орехи из одной ёмкости в другую.

- «Лепим из пластилина»- помогите малышу скатать из пластилина цилиндр. Для этого предварительно согрейте пластилин в своих руках. Со временем усложняйте задание: попробуйте скатать шарик, слепить банан, шарик, змейку.

Игры с предметами для годовалых детей и старше:

- Мозаика, конструктор – сначала приобретите самый крупный конструктор и самую крупную мозаику. Из мозаики научите выкладывать дорожки, цветочки, геометрические фигуры, а затем более сложные узоры (ёлочки, машины, домики»). Из конструктора помогите ребёнку сначала построить башню, затем кукольную мебель и т. д.

- Бусы - используйте бусины или пуговицы с большими отверстиями, нанизывая их на шнур. Попросите ребёнка нанизать бусы определённого цвета или, чередуя цвета.

- Шнуровки

- Рисуем пальцами – можно использовать любые краски, главное, чтобы они были достаточно густыми. Рисуйте сначала прямые линии, затем геометрические фигуры, узоры и т. д. с детьми старше трёх лет можно писать цифры и буквы.

«Волшебный поднос» - на яркий поднос тонким слоем насыпать манную крупу. Проведите пальчиком ребёнка по крупе. Покажите ему, как нарисовать волны, круг, квадрат, солнышко, лодку, домик, цветок. С ребёнком старшего возраста можно рисовать цифры и буквы.

«Разноцветные прищепки»- вырезать из картона простейшие формы (круг для солнышка и цветка, полукруг для ёжика, треугольник для ёлочки). Покажите ребёнку, как прицеплять прищепки к картону.

«Золушка» - в миске смешивают белую и цветную фасоль. В две другие миски ребёнок сортирует крупу.

«Забавные картинки» - на листе картона равномерно распределите слой пластилина. Горошинами или другой крупой ребёнок выкладывает различные картинки: цветы, море, кораблик, аквариум, рыбки…

«Узоры из счетных палочек» - по образцу, сделанному взрослым, ребёнок выкладывает квадраты, треугольники, ёлочки, снежинки, домики… Для игр используйте счётные палочки, ватные палочки, спички с отрезанными головками. Детям, изучающим буквы, можно предложить выложить их из счетных палочек.

«Солёное тесто» - вместо пластилина для лепки можно использовать солёное тесто: 1 стакан муки, 0,5 стакана соли, немного воды. Можно добавить пищевой краситель. Готовые изделия, высыхая, застывают. Их можно использовать для игры. Слепите овощи, хлеб, посуду…Все эти игры развивают не только пальцы, но и формируют пространственно – образное мышление, чувственное восприятие, творческую фантазию и логику малыша.

Постарайтесь превратить ваши занятия в интересную игру, чтобы она доставляла удовольствие и вам и малышу. Не забывайте проговаривать всё, что вы делаете, называть все предметы и действия с ними.

В книге «Учимся, играя» Гадаева Ю. В. - СПб.: Корона принт, 2009

Автор предлагает родителям интереснейший материал, по развитию мелкой моторики детей разных возрастных групп (начиная с раннего возраста до десяти лет). Даёт подробные рекомендации по проведению массажа, пальчиковых игр, игр с предметами, лепки, по организации пальчикового театра, по проведению игр с рисованием, вырезанию и конструированию из бумаги, оригами.

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением с использованием русских народных потешек