Откуда берутся лентяи?
статья (младшая группа) по теме

Вишневская Екатерина Сергеевна

«Я сам!», «Я большой», «Я как папа…» - сколько раз мы слышали от своего малыша подобные реплики и сколько раз не позволяли ему воплотить желаемое – вымыть чашку, отнести к праздничному столу дорогое фарфоровое блюдо, искупать любимую плюшевую игрушку, постирать свои носочки…

Данный материал посвящен вопросам трудового воспитания в семье. Подскажет родителям трёхлетних детей, как правильно использовать для развития самостоятельности особенности  данного возраста, который называется "Я сам!"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Откуда берутся лентяи?

Родителям о воспитании самостоятельности у детей трёхлетнего возраста.

 «Я сам!», «Я большой», «Я как папа…» - сколько раз мы слышали от своего малыша подобные реплики и сколько раз не позволяли ему воплотить желаемое – вымыть чашку, отнести к праздничному столу дорогое фарфоровое блюдо, искупать любимую плюшевую игрушку, постирать свои носочки…

Почему же тогда столько умиления вызывает в нас поведение маленькой дочурки знакомых, когда та, надев мамин передник, дотягивается до раковины и ставит туда свою и ваши тарелки? И что мешает нам дать самим себе возможность ощутить гордость за собственное дитя?

В формировании самостоятельности у ребёнка решающую роль играет ближайшее окружение. И дело не только в положительном примере, который должен быть у малыша: мама хлопочет на кухне, папа чинит утюг, бабушка ухаживает за растениями…  Родители могут целыми днями вертеться, как белка в колесе и быть идеальным образцом для подражания, но из крохи вырастет лентяй, если, исполняя свои родительские обязанности «на пять с плюсом», мамы и папы перестараются. Конечно, опасение, что с ребёнком может что – нибудь случиться, вполне естественно для родителей, и мы будем чувствовать себя спокойнее, если всё сделаем за малыша сами, но многое нежелательное происходит из самых лучших взрослых побуждений.

Приобретение ребёнком даже самых простых навыков ухода за самим собой, тем более их регулярное и добровольное исполнение ( поиграл – убрал игрушки на отведённое для них место, поел – поставил тарелку в мойку, порисовал – сложил карандаши в коробку), требуют от родителей усилий и терпения. И хотя эти качества необходимы и в процессе освоения крохой любого другого вида деятельности, взрослые ( готовые, к примеру, без устали разучивать с двухлетним непоседой буквы иностранного алфавита) почему – то не считают нужным потратить своё время на совместное с ним «ведение хозяйства».

С одной стороны, мы, как родители, конечно, правы – трёхлетний малыш вряд ли сможет тщательно вымыть свою тарелку. У него пока нет этих умений, но его можно этому научить, и он готов учиться. Причём в определённом возрасте ему захочется продемонстрировать свои умения не «понарошку» с пластмассовыми кукольными тарелочками и чашечками, а с любимым маминым сервизом. НО если главное для вас – забота о том, чтобы посуда осталась целой, а одежда и обувь ребёнка сухими, то будьте готовы до старости ходить за ним по пятам.

Безусловно, всему своё время, и нелепо возлагать на маленького ребёнка взрослые обязанности, которые он должен будет систематически выполнять вместо собственных родителей, но здоровая доля самостоятельн6ости (особенно, пока малыш не «перерос» своё желание и интерес делать сам «как мама» или «как папа») имеет право быть поддержанной самыми близкими для него людьми. Не игнорируйте подобные желания своего непоседы, иначе вы лишите его возможности успешного прохождения стадии первичной социализации. Кроме того, совместное дело помогает ребёнку не только освоить полезные навыки, но и позволяет взрослым увидеть своё чадо в деятельности. Общение и деятельность раскрывают нам мир другого человека. Сытная еда, великолепные игрушки и постоянная забота – это ещё не всё, на что способны талантливые родители.

Ребёнок, не будучи нашей собственностью, есть личность, которой предстоит взаимодействовать с другими людьми помимо родных и близких. Поэтому, если он захочет вам помочь донести какое – либо блюдо к столу. Постирать или подмести, следует подойти к вопросу разумно и удовлетворить потребности своего малыша. Опасаетесь, что ваш маленький помощник обожжётся, выдайте ему утюг, но не включайте его в розетку, пусть «погладит» свой носовой платочек, мамину косынку или папину футболку. Боитесь, что кроха, помогая накрывать вам на стол, может упасть и пораниться – предложите ему вместо огромного блюда отнести плетёнку с хлебом, салфетки, солонку – всё, что, с точки зрения безопасности, будет подходящим. Не хотите, чтобы ребёнок вымок с ног до головы, купая плюшевого мишку или любимую куклу, - хорошей альтернативой водным процедурам станут сухая чистая щётка, влажная тканевая салфетка или «купание» в стиральной машине (кстати, в последнем случае малышу можно доверить не только самостоятельно положить игрушку внутрь агрегата, но и насыпать в соответствующую ёмкость порошок, а когда «барабан» перестанет вращаться, сообщить маме, что стирка закончена).

Особо надо отметить, что нет острой необходимости делить эти «уроки домоводства» на девчоночьи и мальчиковые (элементарные навыки самообслуживания пригодятся и тем, и другим), и роль мужской половины семьи в приобщении ребёнка к труду столь же велика, как и женской. Папина помощь будет неоценима не только при знакомстве малыша с «инструментами и механизмами» (рассказать, что опасно, показать, как работает, научить, как обращаться), но и в целом ряде других вопросов. В них нет ничего сложного, но под чутким папиным руководством ребёнок сможет научиться содержать в чистоте собственную обувь или узнает, куда исчезают бытовые отходы из мусорного ведра.

Все мы знаем, что приучать детей к труду надо с детства. Откуда же тогда берутся лентяи?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наглядная информация для родителей «Откуда берутся болезни»

В материале представлены причины некоторых  заболеваний (ОРЗ, плоскостопие и т.д.) и их профилактика....

Что такое дислексия, или откуда берутся гении?

В презентации рассмотрены формы дислексии, речевая и неречевая симптоматика дислексии, психологические аспекты дислексии, а также мифы о дислексии...

Исследовательская деятельность на тему: «Откуда берутся мыльные пузыри?»

Исследовательская деятельность на тему: «Откуда берутся мыльные пузыри?» Цель: провести исследования имеющихся рецептовмыльных пузырей, выявить наиболее эффективный из них....

Исследовательская деятельность на тему: «Откуда берутся мыльные пузыри?»

Исследовательская деятельность на тему: «Откуда берутся мыльные пузыри?» Цель: провести исследования имеющихся рецептовмыльных пузырей, выявить наиболее эффективный из них. Задачи: познакоми...

"Откуда берутся агрессивные дети?"

Буклет "Откуда берутся агрессивные дети?" создан для родителей и любых других взрослых. раскрываются причины возникновения детской агрессии, формы агрессии. Даны рекомендации, как наиболее эффективно ...

Откуда берутся звуки?

Конспект мастер-класса по теме "Откуда берутся звуки?"...

Развлечение "Откуда берутся грязнули?"

Развлечение для детей среднего дошкольного возраста о чистоте, порядке, гигиене....