Консультация для родителей "Готов ли ваш ребенок к школе?"
консультация (старшая группа) на тему

Хубракова Санжидма Галшиевна

Общение с родителями и близкими людьми очень важно в период взросления и становления ребенка: родители обеспечивают ему безопасные условия для самостоятельного активного освоения мира объектов и социальных отношений. Приходя в детский сад и школу, ребенок дополняет и расширяет свой формирующийся мир новым содержанием. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotov_li_vash_rebenok_k_shkole.docx25.66 КБ

Предварительный просмотр:

Роль семьи в развитии ребёнка

         

         Общение с родителями и близкими людьми очень важно в период взросления и становления ребенка: родители обеспечивают ему безопасные условия для самостоятельного активного освоения мира объектов и социальных отношений. Приходя в детский сад и школу, ребенок дополняет и расширяет свой формирующийся мир новым содержанием.

          Психологи выделяют первичные потребности ребенка, которые он пытается удовлетворить с момента рождения:

  • Потребность в любви – ребенку необходимо любить и быть любимым. Первичными объектами любви ребенка становятся родители, и позже этот круг расширяется другими значимыми взрослыми людьми и сверстниками;
  • Потребность в признании – ребенку важно, чтобы его хвалили, ценили, признавали его значимость. Именно поэтому многие дети так болезненно относятся к критике. Любой ценой ребенок хочет ощутить собственную значимость.

         Недостатки в воспитании, такие как неумение вежливо общаться со взрослыми или взаимодействовать со сверстниками, будут влиять на адаптацию ребенка к школе.

         Важное значение при поступлении в школу и для успешной адаптации в новом коллективе, - это то, насколько ребенок овладел необходимыми навыками самообслуживания. Данные навыки важны не только в бытовом плане,  они играют важную роль и в психологическом становлении личности ребенка, и в его успешной социализации. Обучение навыкам самообслуживания расширяет представления и знания ребенка об окружающем мире, через поддержание порядка он усваивает нормы социального взаимодействия, учится выполнять действия по словесной инструкции, действовать по образцу. Безусловно, и навыками самообслуживания ребенок наилучшим образом овладевает в семье. Семья для него и образец для подражания.

Физическая и физиологическая готовность к школе

         Под физической готовностью к школе понимают общее физическое развитие, состояние зрения, слуха, моторики, нервной системы ребенка (степень её возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности).

         Важный показатель физической зрелости ребёнка – состояние костно-мышечной системы. В старшем дошкольном возрасте продолжается процесс окостенения скелета, совершенствуется двигательный аппарат, но ещё слаб и чувствителен позвоночник. Особое внимание нужно обратить на осанку ребёнка, которая зависит от правильности его посадки за столом. Неправильная посадка приводит к тому, что дети быстрее утомляются и у них снижается внимание.

Интеллектуальная и психологическая готовность к школе

         Важно уделять внимание расширению кругозора ребенка, развитию его познавательных способностей. У детей в старшем дошкольном возрасте продолжается созревание нервной системы, повышается прочность образования в коре больших полушарий мозга условных нервных связей, совершенствуется тормозящая функция коры головного мозга. Это означает, что у ребёнка появляется возможность управлять своим поведением. Родителям в данный период времени важно уделять внимание воспитанию морально - нравственных качеств у ребёнка, обсуждая с ним причины поступков, проявляемые чувства и эмоции других людей или сказочных героев.

       В данном возрасте устойчивее   становится внимание. Ребёнок способен более сосредоточенно выполнять ту или иную работу, поручения взрослых. Взрослым стоит уделить внимание трудовым заданиям (уход за цветами или домашними животными, уборка дома или территории). Такие задания лучше сначала выполнять вместе, объясняя ребёнку их значимость.

         При достижении возраста 7 лет у ребёнка складываются устойчивые качества личности, важнейшим среди которых является внутренняя позиция школьника. К критериям её сформированности можно отнести:

  • положительное отношение к школе, чувство необходимости учения, т.е. в ситуации необязательного посещения школы ребенок продолжает стремиться к занятиям школьного содержания;
  • проявление особого интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий, что отражается в предпочтении уроков школьного содержания урокам дошкольного типа (классных коллективных занятий индивидуальным домашним занятиям);
  • положительное отношение к школьной дисциплине, направленной на поддержание общепринятых норм поведения в школе.

         У ребенка изменяется отношение к окружающему миру и самому себе, появляется чёткая ориентация на будущее, произвольность поведения, притязание на социальное признание, осознание прав и обязанностей.

         Вступая во взаимоотношения, ребёнок пользуется различными средствами налаживания контакта: речью, включением в различные виды совместной деятельности, игрой. Следует поощрять ребёнка в занятиях такими видами деятельности, которые характерны для дошкольного возраста и способствуют развитию образного мышления, - игрой, конструированием, рисованием.

         К старшему дошкольному возрасту дети осознают себя субъектами деятельности и общения с другими людьми. Их самосознание в процессе непрерывного развития достигает высокого уровня, отражающего психологическую зрелость личности ребёнка данного возраста, что способствует социальных условиях, т.е. при переходе в школу.

Возрастные особенности детей 5 – 7 лет и готовность ребёнка к школе

         Современная система образования предъявляет к детям особые требования. С приходом в школу изменяется распорядок жизни ребенка, устанавливается новая система отношений с окружающими людьми, выдвигаются новые задачи.

         В психологии готовность к обучению в школе определяется как совокупность морфологических и психологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста.

         Физиологическая готовность к школьному обучению обусловливается созреванием организма ребенка, изменениями в строении и функционировании головного мозга, в протекании нервных процессов, в развитии сердечно – сосудистой системы, дыхательной, эндокринной, опорно – двигательной систем и т.д.

         Развитие внимания в старшем дошкольном  возрасте связано с появлением новых интересов, расширением кругозора, овладением новыми видами деятельности. Часто у детей данного возраста преобладает непроизвольное внимание, при котором отсутствует сознательный выбор направления и регуляции. Оно устанавливается и поддерживается независимо от сознательного намерения ребенка. Наличие непроизвольного внимания может отрицательно сказаться на успехе выполняемой деятельности, отвлекая от главного в решаемой задаче, снижая продуктивность работы в целом. Если у ребенка преобладает непроизвольное внимание, то он быстро переключается с одного занятия на другое, не успевает вникнуть в суть дела. В учении такому ребенку трудно, его все отвлекает. В таком случае говорят о недостаточной концентрации внимания. А если, например, ребенок хорошо и успешно выполняет один вид деятельности (решает примеры), но при этом возникают трудности в момент смены занятия, это означает, что у него страдает процесс переключения внимания.

        Развитие речи  старшего дошкольного  возраста идет в направлении совершенствования ее практического употребления в общении с другими людьми. По сравнению с ранним детством словарь  ребенка 5-7 лет увеличивается, как правило, в три раза, причем не только за счет существительных, но и за счет глаголов, местоимений, прилагательных, числительных и соединительных слов. Чтобы способствовать развитию речи вашего ребенка, следует больше разговаривать с ним, обсуждать происходящее вокруг, не только называя предметы и факты, но и разнообразно описывая их.

         Важный компонент дошкольного возраста – развитие игровой деятельности, в рамках которой идет совершенствование всех основных психических функций и процессов. Отсутствие игровых навыков у ребенка ведет к исключению его из игры и формированию неадекватного отношения к сверстнику (чаще отрицательного). Даже частичное отсутствие игровых навыков может быть осложнено недостаточным развитием у ребенка положительных способов сотрудничества с детьми (неумение поделиться, уступить и т.п.).

        У детей 5-7 лет наблюдается интенсивный процесс становления самосознания. Важный компонент развития – осознание себя как представителя определенного пола. Усвоение образцов поведения, соответствующих полу, является неотъемлемой частью социализации дошкольника. У детей данного возраста ориентированы на собственную активность, повышение значимости признания интеллектуальных и нравственных качеств за счет снижения ориентации на признание физических; потребности в дружеских отношениях, оказании помощи близким и посторонним, покровительстве младшим. Недостаточность в признании проявляется в расстройстве поведения – грубости, капризности, зазнайстве, непослушании, замкнутости, пассивности и др.

Литература:

  1. Коваленко Е.В. Готов ли ваш ребенок к школе: пособие для родителей/Е.В.Коваленко, Е.А.Новик; -М.: просвещение.201.-31с-(Преемственность).
  2. Иванова Н.В., Бардина Е.Ю., Калинина А.М. Социальное развитие детей в ДОУ: Методическое пособие.-М.: ТЦ Сфера,2008.-128с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей: "Как научить ребенка общаться с людьми?", "Как помочь тревожному ребенку, агрессивному ребенку?"

В группу детского сада входит ребенок. Он напряженно вгляды­вается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоро­вается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что...

Консультации для родителей: "Как научить ребенка общаться с людьми?", "Как помочь агрессивному и тревожному ребенку?"

Как научить ребенка общаться с людьми?      В настоящее время многие родители воспитывают ребенка в до­машних условиях, лишая его при этом необходимого ему общения со сверстни...

Консультация для родителей «Как дать ребенку почувствовать себя значимым?» и «Что нам мешает слышать ребенка?».

*Понаблюдайте за процессом общения педагогов с детьми, а также за детско-родительским взаимодействием. Оцените эффективность этого взаимодействия, опираясь на показатели «Как дать ребенку почув­ст...

Консультация для родителей "Чем занять ребенка на прогулке зимой»? и нужно ли идти гулять если ребенок болеет?"

Консультация для родителей  "Чем занять ребенка на прогулке зимой»? и нужно ли идти гулять если ребенок болеет?"...

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №19» городского округа город Салават Республики Башкортостан Консультация на тему: «Развитие речи ребенка в условиях внедрения ФГОС» выпол

          В настоящее время в связи с совершенствованием процессов воспитания и обучения в детском саду, с внедрением федеральных государственных образовательных станда...

Консультация "Роль игры в жизни ребенка - играем вместе с ребенком"

Консультация для родителей "Роль игры в жизни ребенка - играем вместе с ребенком"...

Подборка заданий для проверки готовности ребенка к школе1

Можно использовать воспитателям в качестве диагностики детей. а также порекомендовать родителям будущих первоклассников....