Рекомендации Родителям по адаптации к детскому саду. Снятие психо - эмоционального напряжения.
консультация (младшая группа) на тему

Мавлютова Екатерина Васильевна

Рекомендации. Снятие нервного и психо - эмоционального напряжения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_roditelyam_po_adaptatsii_rebenka_k_dou.docx19.16 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям по снятию нервного напряжения у детей в период адаптации к детскому саду.

Дети, которые в первый раз пришли в детский сад, испытывают сильный стресс, который проявляется в телесном напряжении, быстром нервом истощении или перевозбуждении, в скачках настроения, изменении аппетита, проявлении вегетативных реакций, регрессе, плаче, истериках и пр. В период адаптации ребенку  нужна помощь и поддержка значимого взрослого. У маленьких детей, еще нет опыта прохождения адаптации, нет схем и навыков, каким образом можно справиться со стрессом. Чаще всего дети используют такой защитный механизм – как регресс. Регресс проявляется в том, что поведение ребенка начинает напоминать поведение ребенка на более раннем этапе развития. Может наблюдаться временный распад уже сформированных навыков, речи, дети не усваивают новый материал. После того, как ребенок адаптируется, все утраченные навыки восстановятся и у ребенка появятся силы к дальнейшему развитию. Важно отметиться, что развитие ребенка происходить из «точки покоя», а период адаптации – это нестабильный период. Посмотрим, как мозг ребенка работает в стрессовой ситуации.  Если упрощенно представить головной мозг человека, то он состоит из «верхнего» и «нижнего». Под  верхним, «разумным», мозгом есть мозг внутренний: лимбическая система, иногда его называют еще эмоциональным мозгом. Этот мозг отвечает за чувства, за отношения, там рождаются и хранятся страх, радость, тоска, любовь, злость. Внутренний мозг отвечает за наши витальные, то есть жизненно важные потребности – безопасность, базовые нужды (голод, жажда и др.), привязанность. Он же регулирует иммунитет, артериальное давление, выбросы гормонов и вообще отвечает за связь психики с телом. Отношения между внешним и внутренним мозгом сложные. В целом, если все более-менее благополучно, два мозга живут в ладу, «слышат» друг друга и действуют согласованно. Если лимбическая система расценила какую-то ситуацию как тревожную, угрожающую жизни или жизненно важным отношениям, в ней включается сигнал тревоги и верхний мозг «отключается». Психологи говорят, что «аффект тормозит интеллект», то есть эмоции преобладают. Задача значимого взрослого в том, чтобы помочь ребенку успокоить «эмоциональный» мозг. В этом случае лучше всего работает тактильный контакт (объятия, поглаживания, легкий массаж) со значимыми взрослыми.

Для того, чтобы помочь ребенку справиться со стрессом мы рекомендуем выполнять следующее:

  1. Ограничение времени пребывания в детском учреждении. Рекомендуется постепенное увеличение времени пребывания в детском саду. Обговорить с воспитателем, как постепенно вводить ребенка в группу.
  2. Держать связь с воспитателем. Спрашивать у воспитателя группы, как ребенок себя чувствует во время пребывания в детском саду, играет \ не играет, участвует ли в занятиях, как есть, ходит ли в туалет, как спит. Как внешне выглядит ребенок (напряжен \ расслаблен, активен \ пассивен, зажат, проявляет признаки тревожности \ спокоен).
  3. Обращать внимание на состояние ребенка дома, после посещения детского сада. Ребенок может быть утомлен или перевозбужден. Ему нужна помочь взрослого, чтобы расслабиться и успокоиться.
  4. В период адаптации родителям рекомендуется проведение поддерживающих мероприятий с ребенком.
  5. Для снятия нервного напряжения в период адаптации родителям рекомендуется  добавить больше тактильного контакта: поглаживания и разминания головы, шеи, спинки, живота, ручек и ножек. Можно использовать различные предметы: перья или кисточки.
  6. Снятие психо – эмоциональной нагрузки. Двигательные игры на снятие мышечных зажимов.  Игры, где можно громко покричать (порычать, пищать).  Если у ребенка сильно напряжены мышцы лица и нижней челюсти (челюстно – лицевой зажим), можно предложить погрызть морковку или прорезыватель, это способствует снятию напряжения.
  7. Чередование игр на возбуждение и успокоение. Игра: поднятие штанги, тяжелых чемоданов; представь, что ты сосулька или мороженое, которое медленно таит. Игра на успокоение – мама кошка и малыш. Мама кошка ложиться на бочок, котенок в позе эмбриона ложиться к маминому животику.
  8. Построить домик – убежище, посидеть в тишине или включить релаксационную музыку, звуки природы, воды.
  9. Глубокое дыхание. Посадить игрушку на живот. Медленный вдох на счет 1-2-3, далее медленный выдох на счет 1-2-3-4. Следить, чтобы вдох был животом.
  10.  Принимать расслабляющую ванную.
  11. Игры в воде.
  12. Игры с красками, рисование пальцами и руками
  13. Игры с глиной или мягким пластилином, кинетический песок
  14. Игры с природными материалами (перебирать мелкие предметы, нанизывать бусы)
  15. Укачивание на ручках. Поиграть в качели или малыша.
  16. Консультация невролога,  для снятие нервной возбудимости, если вы видите, что нервная система ребенка плохо справляется.
  17.  В первые месяцы посещения детского сада, рекомендуется отложить мероприятия, которые потребуют дополнительных эмоциональных затрат ребенка (шумные праздники, посещение общественных мест).
  18. В первый год посещения детского сада, рекомендуется отложить посещение дополнительных занятий, секций, спортивных школ. Дать ребенку время, без дополнительной нагрузки, справиться с процессом адаптации.
  19. Но иногда бывает так, что состояние ребенка с течением времени не нормализуется, а появляются все новые психоэмоциональное проблемы (страхи, истерики, возможно появление нервных привычек, которых раньше не было, агрессия или тревожность, пугливость). И если прошло уже несколько месяцев, а малыш по-прежнему сильно кричит, постоянно плачет в группе, не идет на контакт с детьми или воспитателе, то это все говорит о том, что адаптация проходит для него очень тяжело. В таком случае вам обязательно следует обратиться к  психологу, который поможет разобраться в причинах дезадаптации.

Скорее всего, ваш ребёнок прекрасно справится с изменениями в жизни. Задача родителей – быть рядом с ребенком,быть спокойными, терпеливыми, внимательными и заботливыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы саморегуляции и снятия психо¬эмоционального напряжения у детей

Рекомендации для родителей: как снять психоэмоциональное напряение с помощью игр и упражнений....

Картотека игр по саморегуляции и снятию психо-эмоционального напряжения у детей дошкольного возраста

Игры, предложенные технологией Кряжевой Н.Л. позволят педагогу научить ребенка методам саморегуляции и снятию психо-эмоционального напряжения...

Картотека игр по саморегуляции и снятию психо¬эмоционального напряжения у детей дошкольного возраста (технология Н.Л. Кряжевой «Игротерапия - развитие эмоционального мира детей»)

Картотека игр по саморегуляции   и   снятиюпсихо­эмоционального  напряжения  у детей дошкольного возраста (технология Н.Л. Кряжевой «Игротерапия -  развитие эмо...

«Развлечение – как совместная деятельность педагога с детьми для снятия психо-эмоционального напряжения»

Статья о совместном виде деятельности педагога ДОУ и детей дошкольного возраста - развлечение, как способ  снятия у детей психо - эмоционального напряжения....

Консультация для родителей "Рекомендации родителям по адаптации к детскому саду"

Рекомендации родителям по адаптации к детскому саду Детский сад — новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей...

"Игры и упражнения для развития мелкой моторики и снятия психо- эмоционального напряжения"Мастер –класс для воспитателей Провела и подготовила Смирнова Н.Е. МКДОУ детский сад №3 г.Заволжска

ull;Игры для развития мелкой моторики особенно нужны современным детям. Ведь сейчас малыши, к сожалению, мало тренируют движения пальчиков рук: на одежде и на обуви - липучки вместо пуговиц и шнурко...