"Игры и упражнения для развития мелкой моторики и снятия психо- эмоционального напряжения"Мастер –класс для воспитателей Провела и подготовила Смирнова Н.Е. МКДОУ детский сад №3 г.Заволжска
презентация к уроку (средняя группа)

Смирнова Наталия Евгеньевна
•Игры для развития мелкой моторики особенно нужны современным детям. Ведь сейчас малыши, к сожалению, мало тренируют движения пальчиков рук: на одежде и на обуви - липучки вместо пуговиц и шнурков.

    Ещё 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось много работать руками: перебирать крупу, вышивать, вязать, стирать бельё. Сейчас же на каждое занятие есть по машине.

    Эта смена жизненной ситуации развития детей дошкольного возраста отразилась и на развитии мелкой моторики рук, которые ранее развивались в быту, незаметно, без специальной тренировки. Сейчас же развитие мелкой моторики стало требовать специальных упражнений и занятий с малышами.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игры и упражнения для развития мелкой моторики и снятия психо - эмоционального напряжения Мастер –класс для воспитателей Провела и подготовила Смирнова Н.Е . МКДОУ детский сад № 3 г.Заволжска

Слайд 2

Уважаемые коллеги! Игры для развития мелкой моторики особенно нужны современным детям. Ведь сейчас малыши, к сожалению, мало тренируют движения пальчиков рук: на одежде и на обуви - липучки вместо пуговиц и шнурков. Ещё 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось много работать руками: перебирать крупу, вышивать, вязать, стирать бельё. Сейчас же на каждое занятие есть по машине. Эта смена жизненной ситуации развития детей дошкольного возраста отразилась и на развитии мелкой моторики рук, которые ранее развивались в быту, незаметно, без специальной тренировки. Сейчас же развитие мелкой моторики стало требовать специальных упражнений и занятий с малышами.

Слайд 3

Развитие мелкой моторики связано не только с развитием речи, но и с общим развитием ребенка Следствием слабого развития общей моторики, в частности руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. То есть, можно заключать, что если с речью не всё в порядке, то это наверняка из-за проблем с моторикой. Однако, даже если речь ребёнка в норме – это вовсе не значит, что ребёнок хорошо управляется со своими руками. Если в возрасте 4-5 лет ребёнку затруднительно завязывать шнурки, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание пуговицы – невыполнимая и опасная задача – значит, и ваш ребёнок не исключение. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребёнка: кроме усвоения новой информации, приходится ещё учиться удерживать в непослушных пальцах ручку или карандаш.

Слайд 4

Последовательность развития навыков мелкой моторики

Слайд 5

Средства развития мелкой моторики Пластилин, соленое тесто Бумага Крупа, бусы, пуговицы Природный материал Нитки, тесьма, шнурки, ткань Куклы Песок, вода Карандаши, счетные палочки

Слайд 6

Я леплю из… Для детей со слабыми мышцами рук очень полезно проводить занятия лепкой. Работа с пластилином и тестом является подготовительной к работе с другими материалами и овладению разными инструментами. Лепка также оказывает выраженное влияние на эмоциональное состояние, вызывает положительные эмоции.

Слайд 7

Творческая деятельность с бумагой В процессе бумажного творчества стабилизируется состояние нервной системы, улучшается внимание, концентрация, память, раскрывается творческий потенциал ребенка. Бумагу можно рвать, мять, складывать и разрезать ножницами. Развитию точечных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, занятия в технике «оригами».

Слайд 8

Игра с мозаикой и разного вида конструктором Игра в мозаику и собирание конструктора не только тренирует мелкую моторику рук, но и развивает воображение, художественный вкус и образное мышление. В процессе создания рисунка из мозаики или фигур из конструктора, малыш воспитывает целенаправленную деятельность, внимательность и наблюдательность

Слайд 9

Игры с крупой, камушками Некоторые дети могут достаточно длительное время перебирать крупы, перекладывать в миски, а некоторым это надоест уже через 10 минут, но при этом такая игра принесет малышу пользу. Для разнообразия можно предложить малышу выложить картину из камушков

Слайд 11

Очень нравится ребятам рисовать пальчиками…

Слайд 12

…и ладошками

Слайд 13

А на кружке « Мукасолька » мы лепим из теста

Слайд 14

Очень интересно играть с «космическим песком» Развивает тактильные ощущения Является массажем для детских ручек Развивает творческое мышление Оказывает успокаивающее действие

Слайд 16

Пескотерапия ( sand-play ) - игра с песком как способ развития ребенка. Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом. Казалось бы, всё очень просто – ребенок строит что-то из песка, без сожаления разрушает созданные им самим творения, и снова строит… Но именно это простое действие хранит уникальную тайну - нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено — на смену старому всегда приходит новое. Многократно проживая эту тайну, малыш достигает состояния равновесия, уходят тревога и страх. Еще одно важнейшее психотерапевтическое свойство песка - возможность изменения сюжета, событий, взаимоотношений. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность изменения дискомфортной для него ситуации. Он учится самостоятельно преодолевать трудности. Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное - он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо

Слайд 17

Игры с песком: развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук; • снимают мышечную напряжённость; • помогают ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде; • развивают активность, расширяют жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребёнка форме (принцип доступности информации); • стабилизируют эмоциональные состояния, поглощая негативную энергию; • позволяют ребёнку соотносить игры с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемной ситуации; • преодолевают комплекс «плохого художника», создавая художественные композиции из песка при помощи готовых фигурок; • развивают творческие ( креативные ) действия, находят нестандартные решения, приводящие к успешному результату; • совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности; • способствуют расширению словарного запаса; • помогают освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза; • позволяют развивать фонематический слух и восприятие; • способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений; • помогают в изучении букв, освоении навыков чтения и письма.

Слайд 18

Задача воспитателей и родителей – создать для ребенка среду, в которой он сможет получать как можно больше самых разных ощущений, в которой его пальчики будут активно работать. В этом деле сенсорная коробка – незаменимый помощник. Здесь ребенок может трогать, пересыпать, переливать, складывать и перекладывать, мять, прятать и отыскивать предметы – в общем, исследовать без каких-либо ограничений. Игры в сенсорной коробке развивают мелкую моторику, внимание, усидчивость, координацию движений. И что очень важно – такую бесценную игрушку можно легко сделать своими руками практически без специальных материальных затрат.

Слайд 19

Сенсорная коробка — емкость, в которую насыпаны и положены материалы и предметы разных размеров и фактур, чтобы ребенок мог играть с ними, изучая многообразие форм, материалов и явлений окружающего мира. Придумавшая их педагог Мария Монтессори утверждала: дети в возрасте от 3 месяцев до 3 лет главным образом развиваются через сенсорное восприятие, то есть рассматривая и ощупывая мир вокруг. Так почему бы вам не дать вашему ребенку максимум информации о многообразии этого мира, «погрузив» этот мир в сенсорные коробки, которые помогут раскрыть любую тему.

Слайд 20

Сюжетно-ролевые сенсорные коробки подходят для детей начиная с трех лет. Для детей своей группы я сделала несколько сюжетных коробочек и предлагаю их вашему вниманию. Коробочка «Лето» или зеленая коробка-название может быть любым , зависит от задач которые вы поставите перед ребенком. Это может быть знакомство с цветом, с животными как домашними так и дикими и т.д. Наполнителем для этой коробки служит обыкновенный рис, покрашенный гуашью, игрушки животных, мелкий конструктор лего для построек.

Слайд 21

«Зимняя коробка», «Северный полюс» как вам больше нравится. Сегодня вы на севере играете с пингвинами, а завтра во дворе катаетесь с горки и все это не выходя из дома , причем в любое время года! Способов для изготовления «снега» много выбрать свой вам поможет интернет. Я смешала крахмал с пеной для бритья, «снег» получился ароматным, немного прохладным и можно было слепить комочки, горку.

Слайд 22

«морская коробка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР - КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ «ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Данный материал будет интересен всем педагогам дошкольного учреждения и родителям, потому что целенаправленная работа всех участников педагогического процесса по развитию мелкой моторики рук в дошколь...

Мастер-класс для родителей на тему: «Игры и упражнения для развития мелкой моторики»

Значение развития мелкой моторики в дошкольном возрасте. Как научить ребенка правильно держать ручку. Практические упражнения и игры для развития мелкой моторики (информация для родителей)...

Мастер-класс для педагогов: «Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей». Вопрос – ответ с педагогами «Что такое мелкая моторика и где ее применять в работе?».

Мастер-класс для педагогов: «Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей».Вопрос – ответ с педагогами «Что такое мелкая моторика и где ее применять в работе?»....

Семинар-практикум для воспитателей «Развитие мелкой моторики. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики».

Совершенствование профессиональной компетентности педагогов в области развития мелкой моторики руки детей дошкольного возраста....

Мастер класс для родителей :«Пальчиковые игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

Мелкой моторикой называют умения воспроизводить кистью руки и пальцами точные движения.Наибольший эффект получается в результате проведения игр и упражнений.Точные и хорошо скоординированные движения ...

Семинар-практикум для воспитателей "Развитие мелкой моторики. Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей".

Цель: совершенствование профессиональной компетентности педагогов в области развития мелкой моторики руки детей дошкольного возраста....