Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребёнка
консультация (старшая группа) на тему

Юмашева Марина Максимовна

Ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский  сад «Улыбка» город Кирсанов Тамбовская область

Доклад

«Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребёнка»

(выступление на педагогическом совете)

Подготовила воспитатель: Юмашева М.М.

Март 2016г.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. Родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность. Одним из важнейших направлений воспитательно-образовательной деятельности, осуществляемой в группе, является работа с родителями.

В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях,  через различные виды наглядной агитации,  убеждаю родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, доказываю,  насколько правы те, кто строит свое общение с ребенком,  как с равным, признавая за ним право на собственную точку зрения, кто поддерживает познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.      

    У детей старшего дошкольного возраста уже  накоплен определенный информационный багаж, они способны  сопоставлять факты, информацию природоведческого содержания, что позволит им успешно разрешить поставленную в опыте проблему. Поэтому и выбрала тему проекта по опытно-экспериментальной деятельности. На этапе младшего и среднего дошкольного возраста я готовила детей путем проведения различных исследовательских занятий с ними. Проводила анкетирование родителей с целью выявления отношения их к поисково- исследовательской активности детей. В ходе анкетирования выявилось, что примерно половина (50%) родителей осознают важность опытно-экспериментальной деятельности, а другая половина не придаёт большого значения этому. Поэтому пришлось индивидуально с каждым родителем беседовать, доказывая, какое большое значение  имеет экспериментирование  для интеллектуального развития детей. Ведь в процессе эксперимента идет развитие памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы. Детям постоянно приходится устанавливать причинно-следственные связи, доказывать и опровергать. Все это необходимо и в учебной деятельности. Готовила консультации для родителей о том, что экспериментирование и исследовательская практика ребенка-дошкольника – это один из основных путей познания окружающего мира,  способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка. 

Предлагала родителям  варианты совместной исследовательской деятельности с детьми в ходе использования естественных ситуаций дома.

 Например:

•         В ванной комнате разрешить играть с пустыми баночками, флаконами, мыльницами (Куда больше воды поместилось? Куда вода легче набирается? Откуда воду легче вылить? Чем быстрее набрать воду в ванночку ведром или губкой?)

Это поможет ребенку исследовать и определять характеристику предметов,

развивать наблюдательность.

•         Экспериментировать с предметами (тонут или плавают в воде). Как думаешь, утонет бутылка или нет? Что будет, если в нее набрать воды? Сколько, по-твоему, воды нужно набрать, чтобы утонула? Если прижмешь, а потом отпустишь, что будет?

Это поможет понимать, что такое объем, делать открытия

и смелее экспериментировать.

•         Поливка цветов (всем ли растения надо одинаково поливать? Почему? Можно ли побрызгать все растения водой, а рыхлить землю у всех растений?)

Это поможет сформировать знания о растениях, способах ухода за ними.

•         Ремонт в комнате (какого цвета обои ты хотел бы видеть в своей комнате? На что бы тебе приятно было смотреть? Как думаешь, где лучше всего повесить твои рисунки?)

Это поможет ребенку научиться высказывать суждения,

фантазировать, аргументировать свою точку зрения.

 Мне очень  хотелось, чтобы родители следовали мудрому совету В.А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».

 С этой целью рекомендую родителям способы  развития поисково-исследовательской активности детей.

ЧЕГО НЕЛЬЗЯ и ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию.

*Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.

*Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т.п. – ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.

*Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка.

*Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей неуспешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.

*Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной активностью, а также неумение предвидеть последствия своих действий часто приводят к поступкам, которые мы, взрослые, считаем нарушением правил, требований. Так ли это?

*Если поступок сопровождается положительными эмоциями ребенка, инициативностью и изобретательностью и при этом не преследуется цель навредить кому-либо, то это не проступок, а шалость.

*Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.

*Предоставлять возможность действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.

*Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.

*С раннего детства побуждайте доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.

*Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию), о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он приобретет умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя).

          Таким образом, сотрудничая с родителями, вовлекая их в проектную деятельность, образовательный процесс,  реализую новые формы  взаимодействия работы, рекомендуемые ФГОС.

 Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования. Экспериментирование  осуществляю в познавательной и продуктивной формах. Используя  познавательную форму экспериментирования, провожу фронтальную образовательную деятельность, наблюдения в природе, рассматривание альбомов и фотографий, чтение познавательной литературы, тематические и ситуативные беседы, целевые прогулки, экскурсии. Продуктивная форма работы заключается в  моей совместной деятельности  с ребенком в ходе опытов, игр-экспериментов, самостоятельной деятельности детей и трудовой, развлечений, КВН. Для закрепления устойчивой мотивации содержание образовательной  деятельности включаю в режимные моменты: дидактические игры вопрос-ответ, на которых дети могут самостоятельно ответить на вопросы: Как? Зачем? Почему?, что стимулирует их познавательную активность.

Чем старше становится ребенок, тем большим разнообразием форм он может овладеть. Поэтому усложняю  форму экспериментирования и задачи, подчиняясь закону перехода от  количественных изменений в качественные.

Углубленная работа совместно с родителями  по организации познавательно-исследовательской деятельности детей даёт определённые положительные результаты. Осознавая важность выбранной темы, мною была подобрана специальная литература и оборудование, созданы все условия для познавательной активности детей, составлен перспективный план с отражением тем и содержанием познавательных мероприятий. Главными    задачами    во    взаимодействии    с    родителями    считаю:

во-первых,   установить   партнёрские    отношения    с    семьёй    каждого воспитанника  и   объединить  усилия   для  развития   и   воспитания   детей;

-  во-вторых,                создать        атмосферу        общности         интересов;

- в-третьих, активизировать и обогащать воспитательские умения родителей.

 

Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции: анализ, синтез, классификацию, обобщение и др., стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребёнка

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители должны осо...

Консультация для родителей «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребёнка.»

Материал предназначен для родителей, которым интересна роль семьи и в развитии поисково-исследовательской  активности ребёнка....

« Роль семьи в развитии поисково- исследовательской активности ребёнка»

Консультация для воспитателей дошкольных учреждений...

Консультация для родителей "Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребёнка".

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами, и родители должны осо...

Консультация для родителей "Роль семьи в развитии поисково - исследовательской активности ребёнка".

Консультация для родителей "Роль семьи в развитии поисково - исследовательской активности ребёнка"....