Главные вкладки

    Детские ошибки: не обращать внимания или исправлять?
    консультация на тему

    Нужно ли исправлять ошибки детей в речи и что считать ошибками?

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл detskie_oshibki.docx250.82 КБ

    Предварительный просмотр:

    Детские ошибки:

    не обращать внимания

    или исправлять?

    Zaderzhka_psihorechevogo_razvitiia

                                         

      Подготовила  учитель – логопед  М.В.Бажанова

    Порой у родителей возникает вопрос: как относиться к построенным грамматически неправильно детским словам? Ответ однозначно один: не оставаться равнодушным к речи собственного ребенка. C:\Users\Марина\Desktop\dosug_s_detmi_v_novyj_2014_god14.jpg

    Перечислим наиболее распространенные ошибки в речи детей, характерные для раннего возраста (2-3 года).
     Одна из известных и часто встречаемых ошибок – замена уже освоенного звука другим. К примеру, при освоении произнесения звука [с], ребенок заменяет его на звук [ш]: говорит «шырость» вместо «сырость». Необходимо поправлять неправильное произнесение ребенком звуков. Чем раньше слово, употребляемое в несоответствующей форме, попадает в лексикон ребенка, тем сложнее в дальнейшем исправляется произнесение искаженной формы. Дети с завидным упорством повторяют искаженное ими слово. Если неправильное произнесение ребенком звука имеет стойкий характер и к 5 годам не исправляется, необходимо обратиться к логопеду.
     Другой, наиболее распространенной ошибкой являются придуманные детьми слова, не употребляемые в речи взрослого. Взрослые часто восхищаются такими словами. Ведь придуманы они их малышом (этот феномен называется «словотворчество»: ползук – червяк, сердитки – морщинки и пр.). Конечно же, можно восторгаться фантазией малыша, но ни в коем случае нельзя хвалить при ребенке то или иное придуманное им слово. Таким поощрением родители закрепляют неправильное слово в словаре ребенка. Услышав неправильно произнесенное слово, необходимо сразу же поправить малыша: «Так не говорят, ты ошибся. Нужно сказать…». Нужно очень четко произнести слово и попросить малыша повторить его за взрослым.


    Типичной ошибкой является также построение ребенком всех глаголов в речи по образцу одной наиболее легкой для него формы. К примеру: «вставаю» вместо «встаю», «лизаю» вместо «лижу» и пр. То есть ребенок использует одну стандартную форму глагола. Исследователи детской речи заметили, что когда ребенок усваивает какую-нибудь одну форму языкового значения, то он распространяет ее и на другие. Такие ошибки необходимо также поправлять на грамматически верные слова каждый раз, как малыш их употребит в своей речи.
     Следующий тип ошибок связан с изменением существительных по падежам. Падежные окончания существительных образуются детьми по усвоенным ими образцам: «Возьмем все стулы и сделаем поезд» - говорит трехлетний малыш другому малышу. «Нет, - возражает тот,- здесь мало стулов». 
     Ошибки наблюдаются и в окончаниях и в употреблении сравнительной степени прилагательных. Вообще следует отметить, что речь маленьких детей бедна прилагательными (всего около 3-4 % по сравнению с другими частями речи). Дело в том, что прилагательные сложны для непосредственного восприятия ребенком, ибо их употребление подразумевает хорошее знакомство с предметом или вещью. Ребенок использует в своей речи небольшое количество прилагательных, с которыми их знакомят родители в повседневной деятельности или во время игры: страшный, злой, добрый, маленький и пр. Следовательно, необходимо в своем ежедневном общении с ребенком употреблять большее количество различных прилагательных, обязательно связывая их с предметом или картинкой и т.д.                      

    Обязательно исправляйте ошибки в речи малыша, но делайте это тактично. Если Вы посмеетесь над ребенком и обидите его, он какое-то время может молчать, но главное, он может потерять к Вам доверие.

    1. Развивайте интерес ребенка к свойствам предметов (большой, маленький, деревянный, холодный, гладкий и пр.) и качествам людей (злой, сердитый, умный, сильный и т.д.).

    2. Знакомьте малыша с частями тела, учите узнавать и называть на рисунках животных и предметы.

    3. Чаще используйте в своей речи детские стишки, потешки, песенки.

    4. Читайте ребенку книги - сделайте это Вашей семейной традицией (например, чтение перед сном).

    5. Разговаривайте со своим малышом, задавайте ему вопросы - помогайте ему высказаться.

    6. Играя, обязательно оречевляйте все свои действия – малыш, на удивление, запомнит каждое сказанное Вами во время игры слово.

    7. Но самое главное, СЛЕДИТЕ ЗА СОБСТВЕННОЙ РЕЧЬЮ!

     Вы должны говорить правильно, не искажая слов, четко произносить каждый звук, не торопиться и не «съедать » слогов и окончаний слов.C:\Users\Марина\Desktop\189-300x213.jpg

     Ваша   речь должна быть также грамматически правильной и, конечно же, эмоциональной. Это знакомит малыша с богатством интонаций человеческого языка.



    Профилактика речевых ошибок у детей, прежде всего, касается всестороннего развития, процесс которого начинается еще до рождения. Будущая мама должна пристально следить за здоровьем и своим психоэмоциональным состоянием. Хорошо начинать диалог с ребенком с первых дней беременности, слух и нервная система формируется на ранних сроках. После рождения малыша, в каждодневные процедуры по уходу стоит включить специальные упражнения. Это поглаживание, разминание и зарядка пальчиков — при этом проговариваются веселые потешки. Доказана связь между уровнем интеллекта, речи и мелкой моторики. Начиная с года потренироваться  собирать крупные пазлы.  Предоставлять малышу разные текстуры, формы, озвучивая их свойства, отличия, особенности, тем самым стимулируя мозг, а значит, и речь. С первых дней жизни маленький человек должен слышать четкие разборчивые фразы, без метаморфоз, которыми грешат обычно старшее поколение («Ой, ты мой холёсенький», «Мой масенький» и т.п.). Пластилин, глина, песок развивают не только пространственное мышление, но и способствуют правильному формированию звукопроизношения. Отлично включить творческую работу с камешками, бусинками, горохом, манкой и другими материалами.C:\Users\Марина\Desktop\209-300x225.jpg

    Для нормального формирования и овладения речью  необходима спокойная обстановка, окружающий мир ребенка должен быть ему понятен и предсказуем. Огромную роль играет семья и отсутствие конфликтов. Научить ребенка говорить без ошибок мечтают все родители. И основная роль отводится ближайшему окружению дошкольника. Это комплексная работа семьи, детского сада и специалистов. Обязательно нужно вселить ребенку уверенность в своих силах, закреплять успехи похвалой, а к ошибкам относиться нейтрально, мягко и корректно исправлять их.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей "Детские ошибки. Не обращать внимания или поправлять?"

    Консультация для родителей "Детские ошибки. Не обращать внимания или поправлять?"...

    Детские ошибки. Не обращать внимание или исправлять?

    Порой, у родителей возникает вопрос: Как относиться к колоритным и вместительным, но  построенным грамматически неправильно детским словам? Одна из хорошо известных логопедам ошибка связана...

    Консультация для родителей "Детские ошибки. Не обращать внимания или поправлять?"

    Порой у родителей возникает вопрос: как относиться к колоритным и вместительным, но построенным грамматически неправильным детским словам?Закономерности возникновения ошибок позволяют проследить ход р...