консультация для родителей "Готовим руку дошкольника к письму"
консультация (старшая группа) на тему
консультация для родителей "Готовим руку дошкольника к письму"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
консультация для родителей "Готовим руку дошкольника к письму" | 411.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Готовим руку дошкольника
к письму.
Уважаемые родители! Для того, чтобы ваш ребёнок не испытывал трудностей при овладении письмом нужно развивать моторику пальцев рук.
К сожалению, на важный вопрос – «как подготовить руку дошкольника к письму?» - некоторые родители ищут ответ только тогда, когда ребенок должен идти в первый класс. Многие не знают или не догадываются, что готовность руки к письму начинает формироваться в раннем детстве. У малышей при выполнении различных видов деятельности (при собирании пирамидки, выкладывании крупной и мелкой мозаики, расстегивании и застегивании пуговиц, лепке, аппликации и т.д.) развивается мелкая мускулатура рук.
Развитые детские руки нужно не только для школы, но и для всей последующей жизни детей. Отсюда следует, что прежде чем ребёнка учить писать, необходимо подготовить его руку к письму, тренировать мелкие мышцы кисти, укрепить их.
Важно правильно организовать процесс письма. Вот несколько советов:
- Ручка шариковая без автоматической защёлки, цвет фиолетовый или синий. Желательно, с тонким наконечником стержня. Необходимо следить за правильным положением ручки в руке.
Как правильно держать ручку?
Ручка должна лежать на левой стороне среднего пальца. Указательный палец сверху придерживает ручку, большой палец поддерживает ручку с левой стороны. Все три пальца слегка закруглены и не сжимают ручку сильно. Указательный палец может легко подниматься, и при этом ручка не должна падать. Безымянный и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания большого пальца. Во время письма рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь мизинца.
Итак, ручку надо держать свободно, не зажимая ее слишком крепко и не прогибая указательный палец. Прогибание первого сустава указательного пальца увеличивает мышечное напряжение, ребенок быстро устает, а темп письма снижается.
2. Когда пишем, соблюдаем следующие правила:
- Стол для письма подобран по росту ребёнка;
- Свет при письме падает слева;
- Сидим прямо;
- Ноги вместе;
- Между грудью и столом расстояние 1,5-2 см;
- Тетрадь расположена под углом 30 градусов. Если тетрадь расположена по-другому, ребёнку придётся поворачивать туловище и сильно наклонять голову;
- Нижний левый угол листа, на котором пишет ребёнок, должен соответствовать середине груди;
- Оба локтя лежат на столе.
Рука при письме опирается на основание запястья и на внешнее ребро ладони и мизинец. По мере письма потихоньку передвигаем ребро ладони, мягко скользя по бумаге, оставляя главной точкой опоры основание запястья. Через какое-то время, когда "проделали" достаточно большое расстояние (примерно длину слова в 6-10 букв), передвигаем запястье.
При обучении письму и рисованию важны навыки мелкой моторики. От степени развития этих навыков будет, в частности, зависеть почерк человека. Кроме того, развитие мелкой моторики тесно связано с развитием речи, так как зоны коры головного мозга, отвечающие за эти функции, расположены очень близко друг от друга. Именно в дошкольном возрасте на развитие мелкой моторики следует обращать особое внимание.
Важно сразу научить ребенка правильно держать предмет, которым он пишет или рисует. А это, как показывает практика, остается без должного внимания взрослых. Иногда родители говорят: «Пусть пишет, как ему или ей удобно». Но правила пользования ручкой (карандашом) разрабатывались недаром: в них обязательны правильная посадка ребенка, правильное положение тетради или раскраски.
Иногда родители говорят: «Вот пойдет в школу - учительница научит», забывая о том, что ребенок дома чаще всего бывает с вами наедине, запомните: переучить гораздо сложнее, чем научить сразу.
Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Огромную пользу в развитии мелкой моторики руки оказывают:
-Массаж и самомассаж пальцев и кистей рук;
-Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика;
-Закрашивание-это достаточно приятное занятие бывает сначала детям в тягость, но в дальнейшем они выполняют его с удовольствием.
Условие задания: закрашивать надо только цветными карандашами, не выходить за пределы контура рисунка, делать закрашивание сплошным, без полос, можно изменять нажим одного карандаша и закрасить рисунок тремя тонами – совсем светлым, более густым и очень густым.
-Штриховка - эта работа достаточно трудная, но очень полезная для развития мелкой моторики, однако у детей это занятие не вызывает интереса.
Дети учатся контролировать себя, выполнять задания в очерченном пространстве, вырабатывают глазомер, приучают руку к ритмичности и точности движений. Штриховку орнаментов иногда делаем цветными ручками. Это тоже необходимый этап подготовки к письму. Для того, чтобы интерес ребёнка не угасал, можно включать игровые моменты, например: «Наступила ночь. Надо поскорее закрасить небо, закрыть окна в домике.
-Срисовывание различных графических образов.
При выполнении подобных упражнений необходимо обратить внимание детей на клетку: дети узнают, что клетка делится на четыре части, что у неё есть середина, углы, верхняя, нижняя, правая и левая стороны. Срисовывая, дети должны точно срисовать детали картинки.
-Игры с мелкими предметами (конструкторы, мозаика, пазлы, счетные палочки и т. п.);
-Различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определённой последовательности;
-Игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в руку (только под присмотром взрослых) ;
-Игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать-разжимать, выливать - наливать, насыпать-высыпать, проталкивать в отверстия и т. д.) ;
-Рисование карандашом (фломастером, кистью) ;
-Застёгивание и расстегивание молний, пуговиц;
-Одевание и раздевание игрушек.
-Развивающие игры для дошкольников. Игры для развития мелкой моторики
-Упражнение с пипеткой
Для этого упражнения вам понадобится пипетка и небольшие емкости для наливания жидкости. Я использовала в своей работе игрушки на присосках для ванны. Если перевернуть их обратной стороной, то в присоски можно будет капать окрашенную воду пипеткой.
- Сортировка мелких предметов
Сортировка по цвету, форме, размеру мелких предметов, например, бусинок.
-Кукольная одежда на прищепках
Развешивание кукольной одежды и лоскутков ткани на веревочке с помощью прищепок также замечательное упражнение для развития мелкой моторики.
- Игры с прищепками
Прищепки можно цеплять не только на веревочку, но и на картон: по цвету, с буквами по краю коробки и написала соответствующие буквы на прищепках (задание состоит в том, чтобы найти и совместить букву на прищепке с буквой на коробке. Можно заменить буквы цифрами или геометрическими фигурами.
-Трубочки для коктейля
Разрежьте на мелкие кусочки разноцветные пластиковые трубочки для коктейля. Упражнение состоит в том, чтобы нанизывать на ниточку эти кусочки в определенной последовательности.
- Бусы
Нанизывание бусинок на нитку или соломинку прекрасно развивает тонкую моторику.
-Сортировка семян
Требуется рассортировать различные виды семян с помощью пинцета.
-Наматывание ниток
Подберите мелких игрушечных насекомых для этого задания. Также вам понадобятся белые нитки. Ребенок сначала обматывает нитками фигурки насекомых, после этого сматывает нитки обратно в моток. Нитки в этом упражнении имитируют паутину, так что заодно можно рассказать ребенку о том, как паук охотится на букашек.
-Переливание жидкостей и не только
Научите ребенка переливать жидкости из одного сосуда в другой. Но начинать лучше с "переливания" семян, например, гороха. После этого можно учиться "переливать" песок, и только потом воду.
- Конструкторы и пластилин
Работа с конструктором и пластилином развивает моторику.
Чтобы мелкая моторика дошкольников развивалась правильно, занятия должны быть регулярными. Не стоит думать, что это отнимет у вас так уж много времени: многие занятия совершенно не требуют присутствия родителей. Ваша задача — лишь предоставить ребенку необходимые материалы, дальше он сам прекрасно разберется.
Конечно, это не значит, что ребенок должен все время быть предоставлен сам себе. Необходимо выделить время и для совместных занятий. Помните: ребенку важна ваша поддержка. Если у него что-то не получается, не нужно ругать его за это, лучше помогите. Занятия должны проходить в доброжелательной обстановке и приносить ребенку радость, только так они дадут плоды.
Довольно часто мы торопим события, усаживая дошкольника за школьные прописи. А ребенок старается сверх сил и огорчается, чувствуя, что не оправдывает наши надежды. Или же, что гораздо хуже - начинает бояться будущих уроков и всего что с ними связанного. Самый короткий путь к учебе - через игру и живой интерес. Важно, чтобы подготовка к письму не превращалась в скучную механическую работу. Поэтому вы должны заинтересовать ребенка, увлечь его.
Родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовят к овладению навыков письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Приятного и полезного общения с вашим ребёнком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Подготовка руки дошкольника к письму"
Консультация для родителей...
Консультация для педагогов."Подготовка руки дошкольника к письму".
На самых ранних этапах подготовки к школе ребенка необходимо прежде всего научить правильно сидеть при письме, правильно держать...
Консультация для родителей "Подготовка руки дошкольника к письму"
Консультация для родителей...
Консультация "Готовим руку дошкольника к письму"
Консультация для родителей....
Консультация "Как подготовить руку дошкольника к письму"
Консультация "Как подготовить руку дошкольника к письму."...
Консультация для родителей «Готовим руку дошкольника к письму»
Консультация для родителей «Готовим руку дошкольника к письму»...
Консультация для педагогов на тему "Готовим руку дошкольника к письму"
Уже доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления ребенка в школу....